Тьютор: функции и профессионально значимые личностные качества.
Выполнил
Воспитатель МБДОУ №25
Миляева Д.С
Введение
Современное общество – общество информации, открытий, перемен; общество, в котором для человека открывается огромное количество возможностей для поиска своего дела, своего уникального пути и собственной формулы счастья и благополучия. В связи с этим сегодня увеличивается количество различных специалистов – представителей так называемых, помогающих профессий, сопровождающих людей в их личностном становлении, в постановке целей, выборе необходимых средств для их достижения.
2008 год в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании – профессии тьютор.
Кто такой тьютор?
Тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации, сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы.
Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях.
Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.
Основной целью тьютора - является персональное сопровождение обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве образовательной организации.
Так, что же он делает?
Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, координирует поиск информации обучающимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
Основные цели (задачи) вида профессиональной деятельности:
- сопровождение (в образовательном пространстве) лиц (учащихся) разных возрастов и на разных ступенях образования,
- обеспечение построения и реализации индивидуальной программы образования (развития) (в том числе: адаптированная образовательная программа, ИПР, программы творческого развития, программы дополнительного образования (общеразвивающие и предпрофессиональные), программа реабилитации, программа социальной адаптации, программа профориентации)
- создание условий для успешного обучения, социализации при максимальном раскрытие потенциала личности, потребности личности.
Функции тьютора
1. Диагностическая : сбор данных о планах и намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом к социально – профессиональному самоопределению.
2. Проектировочная : выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и предусматривающая разработку средств и процедур тьюторского сопровождения самоопределения школьников в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия ими оказываемой помощи.
Функции тьютора
3. Реализационная : оказание помощи в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве образовательной организации и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем.
4. Аналитическая : анализ и коррекция процесса реализации ИОТ, ИУП и результатов самоопределения обучающихся
Функции тьютора
5. Документация тьютора
Для успешного сопровождения тьютору необходима различная документация. Предлагаю ознакомиться с основным её перечнем, но конкретное учреждение может вырабатывать свой обязательный и рекомендательный перечень документации. Также в основе деятельности лежит нормативно-правовая документация, с которой можно ознакомиться в примерной должностной инструкции
Профессия тьютора предполагает определенные требования к особенностям психических процессов и способностям
- Особенности внимания: способность к высокой концентрации и распределению внимания в зависимости от контекста.
- Особенности восприятия: наблюдательность; эмпатия – понимание эмоционального состояния обучающегося, способность к сопереживанию.
- Особенности памяти: владение техниками и приемами запоминания и воспроизведения информации.
- Особенности воображения: способность к предвидению – умение прогнозировать последствия обучения.
- Особенности мышления: развитое критическое мышление и интуиция.
- Особенности невербального поведения: выразительная мимика, жесты, интонации, грамотная речь.
- Способность находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
- Способность вселять в обучающегося уверенность в собственных силах.
- Открытость новому опыту и готовность осваивать новые технологии, готовность к апробации новых способов преподавания и обучения.
Необходимые особенности характера тьютора:
- толерантность – стремление понять и принять другого человека таким, какой он есть, терпимость к новым идеям и разногласиям;
- гибкость мышления;
- понимание чувств обучающихся, отзывчивость;
- владение демократическим стилем общения с обучающимися;
- эмоциональная уравновешенность;
- порядочность, искренность, доброта
Желательные особенности характера тьютора:
- социальная активность;
- уверенность в себе;
- доброжелательность;
- общительность;
- простота в общении;
- умение заинтересовать;
- педагогический такт;
- внимательность и др.
Также тьютору необходимо уметь применять стратегию поддержки, чтобы помочь учащимся самостоятельно приобретать знания, умения и навыки. Он поощряет обучающихся узнавать новое, исследовать неизвестное, создает образовательную среду, способствующую развитию творческого мышления и навыкам решения проблем.
Спасибо за внимание!