Тьютор: функции и профессионально значимые личностные качества
Подготовила: Хагундокова А.Д
Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ — необходимое звено инклюзивного образования. Тьютор (tutor англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. В результате работы тьютера ребенок с ОВЗ получает возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.
Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.
Задачи: 1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе. 2.Обеспечить социализацию ребенка. 3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.
Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями. Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе.
Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой:
1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п. 2. Вариативность. Использование всех имеющихся ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, доолнительные занятия) и создание новых: «Комната тишины» для детей с РАС, «Комната с батутом» для гиперактивных школьников.
3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс — сопровождение на всех уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе. В старшей школе —участие в подготовке учебно-исследовательских проектов и в профориентации.
4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как вода высохнет.
5. Индивидуализация. Совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка. Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно. Так на уроке географии все дети зачитывают доклады о природе Севера, а «особый» ребенок показывает подборку ярких видеосюжетов о народных традициях региона. Или при сильной антипатии ребенка и учителя-предметника тьютор предлагает дистанционный вариант.
В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
К числу компетенций тьютора следует отнести профессиональную педагогическую компетентность. Владение современными продуктивными технологиями обучения («Обучение в сотрудничестве», «Метод проектов», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Разноуровневое обучение», «Модульное обучение» и др.) позволяет достичь инновационного качества обучения слушателей.
Тьютор должен обладать определенным набором личностных и деловых качеств. Во-первых, он должен быть психологически устойчивым, способным устанавливать межличностные взаимоотношения. Тьютору необходимы специальные навыки: коммуникативные и социальные, способность к сотрудничеству и работе в коллективе, искусство задавать вопросы.
Во-вторых, тьютор должен хорошо владеть инновационными социальными технологиями, уметь мотивировать и воодушевлять подопечных на определенные действия. В-третьих, он должен содействовать созданию атмосферы взаимодействия, уметь организовать, быть гибким и терпеливым. Другими словами, тьютор должен обладать набором ключевых компетенций, самыми важными из которых являются: профессиональная, информационная, коммуникативная, правовая
Цель тьютора – формировать свободную позицию – помогать ребенку осознавать самого себя с помощью волонтера-наставника.
Важными и основными компетенциями тьютора являются: - профессиональные знания; - умения или навыки выполнения деятельности; - личностные способности к деятельности в широком аспекте; - настрой или желание выполнять деятельность
Особую роль играют личностные способности в деятельности в широком аспекте: - организаторские способности: умение участвовать в реализации запланированной деятельности, видеть перспективу индивидуальной и коллективной деятельности, находить наилучшие способы деятельности и доводить дело до результата; - аналитические способности: умение структурировать, владение рефлексивными методиками и приемами психологической работы; - прогностические способности: умение определять возможные точки роста и развития познавательного интереса ребенка, предвидеть результаты деятельности пары «наставник – подопечный».
Тьютор должен обладать воспроизводящим, но прежде всего творческим воображением, позволяющим ему оказывать консультативную, навигационную и иную помощь паре «наставник – подопечный».
Тьютору особенно необходима нравственно-психологическая устойчивость, так как его профессиональная деятельность является педагогической, предполагает высокую ответственность за результат.
Необходимые особенности характера тьютора: - стремление понять и принять другого человека таким, какой он есть; -стремление к максимальной гибкости; - способность к эмпатии, т. е. понимание чувств других, готовность -сочувственно откликнуться на их непосредственные нужды; - установка на создание позитивных стимулов для самовосприятия.
Спасибо за внимание!