Просмотр содержимого документа
«Ткацкие переплетения.»
Урок технологии в 5 классе № 23-24
Тип урока: урок открытие новых знаний.
Дата:
Тема урока: «Ткацкие переплетения. Практическая работа: «Изготовление образцов ткацких переплетений».
Цель урока: формирование навыков в определении направления нитей основы и утка в ткани.
Планируемые результаты:
Предметные – учащиеся познакомятся со схемой получения тканей, историей ткачества, профессией ткачиха, различными видами тканей, научатся последовательности выполнения ткацких переплетений.
Метапредметные - определение последовательности выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, проводить рефлексию результатов деятельности, постановка и формирование проблемы в соответствии с правилами.
Личностные –самоопределение- умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Оборудование: схема получения ткани на ткацком станке, мультимедийное сопровождение, образцы тканей и ткацких переплетений, рабочая тетрадь, ножницы, цветная бумага, клей.
Структура урока.
1. Этап мотивации.
Создание условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ).
2. Этап актуализации.
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с видами волокон, которые используются в получении нитей и затем тканей.
Вопрос: Кто знает, как получаются ткани? Одинаковы ли переплетения нитей в ткани?
Как могут переплетаться нити в ткани?
Какие рисунки на полотне ткани образовывают нити?
На каком оборудовании и где изготавливают ткань?
Какие профессии связаны с производством тканей?
Где в практике можно применять полученные знания?
3. Этап выявления места и причины затруднения.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с признаками определения нитей в ткани. Предлагаю вам попробовать использовать эти признаки на конкретной ткани.
У вас на парте лежат кусочки ткани, попробуйте определить направление Н.О. на них.


Расскажите, какими признаками вы воспользовались и почему?
4. Этап целеполагания.
 | Пряжа поступает в ткацкий цех. На ткацких станках из неё вырабатывают ткань. Переплетаясь между собой, нити основы и утка образуют ткацкий рисунок. Таких рисунков много. И мы сегодня будем их не только изучать, но и попробуем изготовить образцы некоторых из них. История ткацкого станка (видео). |
5. Этап открытия нового знания.
 | Самые распространенные ткацкие переплетения – полотняное, саржевое, сатиновое, атласное. |
 | Полотняное переплетение - самое распространенное и самое прочное. При полотняном переплетении нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке. Полотняным переплетением выработаны: из хлопка – ситец, бязь, батист и др.; из льна –льняные полотна, парусина, бортовка и др.; из шелка: крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон и др.; из шерсти: — сукно, костюмно-плательные и др. |
 | Ткани полотняного переплетения. |
 | Раппорт полотняного переплетения. |
 | Саржевое переплетение - образует на поверхности полотна видимый диагональный рубчик, который проходит или сверху вниз и слева направо, или сверху вниз и справа налево. Чаще всего таким переплетением вырабатываются полушерстяные и полушелковые ткани с добавлением хлопка, а также кашемир, габардин и др. |
 | Ткани саржевого переплетения. |
 | Раппорт саржевого переплетения. |
 | Сатиновое (атласное) ткацкие переплетения - имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым. Если лицевая сторона ткани образована из осно́вных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным. |
 | Ткани сатинового (атласного) переплетения. |
 | Раппорт сатинового (атласного) переплетения. |
6. Этап включения в систему знаний.
Практическая работа: «Изготовление образцов полотняного и саржевого переплетений».
Последовательность выполнения работы.
Вырежи из бумаги два квадрата 10 х 10 см.
Разметь два квадрата через 1см.
Проведи на одном из квадратов дополнительную линию, отступив от края 1см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.
Разрежь второй квадрат по намеченным линиям на полоски.
Выполни переплетение, как показано на рисунке, и подклей концы полосок.
Приклей готовый макет переплетения в тетрадь.

7. Этап подведения итогов урока.
Назовите основные виды ткацких переплетений.
Какая ткань будет больше осыпаться?
Перечислите виды простых ткацких переплетений.
8. Этап рефлексии и оценивания.
Давайте сравним ваши работы с образцами, всё ли получилось правильно?
Выставление оценок.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какие виды переплетений вам больше всего понравилось выполнять?
В каких изделиях можно применить полотняное переплетение?
9. Этап ознакомления с домашним заданием.
Рабочая тетрадь: стр.38 задание №13 упражнение 1, 2.
4