СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТМК ОУ "Потаповская средняя школа №12"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить свободно высказываться; развивать интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений.

Просмотр содержимого документа
«ТМК ОУ "Потаповская средняя школа №12"»

Русский язык

Тема: Сочинение по картине «Зимние развлечения детей»

Цель: Учить свободно высказываться; развивать интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений; предоставить полную свободу самовыражения в слове; учить последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному письму; работать над качеством сочинений, их эмоциональной окрашенностью.

Ход урока.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём пойдет речь на уроке.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Дети. Зима.

Учитель. А кто знает стихи о зиме?

Ребенок 1. Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.


Ребенок 2. Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, неудобно.


Ребенок 3. Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!


Учитель. Молодцы! Достаточно, я знаю, что вы знаете стихи о зиме. А сегодня на уроке мы с вами будем писать картину, как художники; да, художники не рисуют картину, а пишут. А в конце напишем сочинение по картине. (На доске прикреплен белый лист) Перед вами белый лист. Сейчас мы с вами напишем картину. Как вы думаете, какое время года мы будем описывать?

Дети. Зиму. Сейчас зима, поэтому лист белый, так как все кругом белым-бело.

Учитель. Какая будет погода на нашей картине?

Дети. Солнечная, ясная, хорошая!

Учитель. Значит, на нашей картине будет солнышко. (Учитель прикрепляет солнышко) А в какие игры вы любите играть зимой?

Дети. В снежки. Кататься на коньках, на лыжах. Лепить снежную бабу, строить крепость. (Учитель прикрепляет на лист бумаги все, что перечисляют дети: детей, которые играют в снежки, горку, ребят с лыжами и с санками, крепость, снеговика)

Учитель. Чего еще не хватает на нашей картине?

Дети. Деревьев.

Учитель. А еще зимой есть птицы, которые у нас зимуют, мы их посадим на деревья.

Хорошо! Ребята, кто из вас знает стихи о зимних играх?

Дети. Я знаю стихотворение И. Сурикова «Вот моя деревня»

Вот моя деревня, вот мой дом родной.

Вот качусь я в санках по горе крутой.

Вот свернулись санки, и я на бок – хоп.

Кубарем качусь я под гору в сугроб.


Учитель. Давайте посмотрим на нашу картину. Подумайте, где это могло происходить?

Дети. Например, мы гуляем в лесу или в парке, на улице.

Учитель. А в какое время суток была эта прогулка?

Дети. Днем, сразу после школы. Там мы играли.

Учитель. А какие синонимы можно подобрать к слову игра?

Дети. Развлечение, забава.

Учитель. Ребята, у меня ест несколько заголовков. (Учитель прикрепляет их на доске: «Зимой», «Первый снег», «Мороз», «Зимние забавы», «Зимние развлечения»). Какой из них подойдет к нашей картине?

Дети. Зимой.

Учитель. Почему ты так думаешь? Объясни.

Дети.

– Зимой дети катаются на санках и коньках, играют в снежки. Все это возможно только зимой.

– А я думаю, «Зимние забавы и развлечения» - мне кажется, что эта главная ель нашей картины.

Учитель. А подойдет ли нам название «Первый снег»?

Дети. Сейчас на улице много снега, первый снег может выпасть в октябре или в ноябре, а сейчас …. Когда выпадает первый снег, мы не сможем кататься на санках, так как его будет мало и он быстро растает.

Учитель. Верно. Давайте еще раз посмотрим на нашу картину. Какое настроение она создает? Включите мысленный экран и скажите, что вы слышите.

Дети. Я слышу смех, крики, шум, скрип снега.

Учитель. А что вы чувствуете?

Дети. Я чувствую радость, мне очень хорошо, щиплет щеки от мороза. Я весь промок, так как много раз падал с санок.

Дети. «Весело зимой ребятам на улице»

Учитель. Молодцы! Сейчас мы будем писать сочинение по нашей картине. Когда художник собирается писать картину, что ему необходимо?

Дети. Он подготавливает для работы краски, карандаш – для эскиза, еще он возьмет свою фантазию.

Учитель. А нам что нужно?

Дети. Ручка, бумага, слова, мысли, а еще грамотность.

Учитель. Хорошо. Что такое сочинение?

Дети. Это собственные мысли. Это когда нужно выбрать определенную тему и написать по ней текст.

Учитель. Сколько частей будет в нашем сочинение?

Дети. Три. Первая – вступление. Мы опишем, когда происходит это, в какое время года.

Учитель. Как можно закончить текст?

Дети. Опишем, как нам радостно! Как здорово зимой.

Учитель. Выразим свое отношение к иллюстрации.

Учитель. Замечательно! Вы сказали, что возьмете с собой свою грамотность, значит нам нужно повторить, как пишутся некоторые слова.

На доске: лед, сугро… , одежда, сн…говик, коньки, морко…ка, л…патка, вере…ки, м…тла, раскраснелись щеки, вес…ло, радос…но, сне…ки, пов…с…лились, ок…залось, гла…кой, ясный, перев…рнулись.

Учитель. Итак, каждый пишет свое сочинение, в сочинение отразите, что детям было интересно играть на улице зимой, как им было весело. Я желаю вам хорошо написать сочинение. В добрый путь!

(Дети пишут под музыку П.И. Чайковского)

Учитель. Помните, если кто-то не знает, как писать слова, поднимите руку. Тот кто заканчивает, получает кроссворд. (Учитель раздает кроссворд всем детям)

Учитель. Мы с вами забыли в своей картине о зимующих птицах. Какие же птицы прилетят к нам в кормушку, мы узнаем разгадав кроссворд.



1


2










3
























По горизонтали:

2. На дереве сидит, «кар-кар» кричит.

3. У какой птицы «снежное» имя?

По вертикали:

1. Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка,

И полоска шарфика.


2. Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крошки собирает.


Ответы:

По горизонтали: 2. Ворона, 3. Снегирь.

По вертикали: 1. Синица, 2. Воробей.

Дети отгадывают кроссворд. Учитель читает несколько сочинений.

Учитель. Молодцы! Вы очень хорошо поработали. На следующем уроке мы с вами обсудим ваши сочинения.