Тема: Функции и задачи диагностики классного руководителя
Диагностика, которую может осуществлять классный руководитель в работе с классом - это педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания. Она является частью педагогической диагностики, которая представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения.
С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся.
В работе классного руководителя диагностика выполняет следующие функции:
Информационную.
Прогнозирующую.
Оценочную.
Развивающую.
Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы выявить относительный уровень развития ребенка. Прогнозирующая функция способствует выявлению потенциальных возможностей развития ребенка и определяет прогноз организации взаимодействия с учеником. Оценочная функция дает представление о результативности педагогического взаимодействия. Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития; создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.
Педагогическая диагностика направлена на изучение процесса обучения и воспитания, имеет целью отслеживать результаты воспитания и корректировать его. Она важна как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса. Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие задачи:
Определить уровни развития ребенка.
Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или в худшую сторону.
Увидеть норму и отклонение.
Проанализировать полученные факты.
У становить причины изменений.
Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Итак, педагогическая диагностика имеет предметом три области: результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности.
В технологическом цикле работы классного руководителя предметом его анализа являются главным образом социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают своих детей, "на глазок, без особых методик, но для оптимальной работы требуется все же более профессиональный подход.
Организация диагностики, оформление и использование результатов
Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться по плану и систематически. Подготовленный классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом школы. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Следовательно, может быть составлена программа изучения школьников. Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учеников и всего класса, различные по форме. Традиционная для отечественной школы текстовая характеристика класса в недавнем прошлом была исключительно формальной, малоинформативной и не требовала диагностики.
Современный процесс обучения выдвигает требование составлять карты-характеристики на ученика или класс. Так диагностическая карта класса, построена в виде двухмерной таблицы, в которую на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике заносятся в сокращенном и/или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа: по горизонтали - все об одном ученике, по вертикали - состояние класса по одному параметру. В ней отражены данные демографические, медицинские, психологические и педагогические. Получение данных требует комплекса диагностических методов, это: разовый письменный опрос, беседы, анализ документов и работ учеников, наблюдение, социометрия, проективные методики и анкеты. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании, обучении и развитии отдельных учеников, групп и всего класса, для постановки задач и разработки плана, программ воспитания. Как было сказано, большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию, самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям и пр.
На оборотной стороне карты имеются инструкции для учителя. Состав сведений об учениках и форма их организации могут варьироваться учителем, целесообразно сделать компьютерный вариант карты, поскольку "бумажный" не дает возможности вносить изменения и отследить динамику развития. В отечественной и зарубежной практике имеются разработки и типографских вариантов карты характеристики ученика, и компьютерной диагностики учащихся. Классному руководителю лучше всего использовать готовые диагностические технологии и методики, хотя многое он может сделать сам при соответствующей подготовке.
Итогом этапа диагностики в работе классного руководителя является оценка состояния воспитанности учеников и формулировка проблем в их дальнейшем развитии. Классный руководитель должен уметь выделить приоритетные задачи воспитания учеников класса на определенный период на основе данных диагностики и других источников. При этом проблему здесь надо понимать как недостаток в развитии, воспитании школьников, а задачу как описание желаемого состояния, качественного изменения, новообразования в личности учащегося или группы. Например, формирование навыков межличностного взаимодействия. Технология воспитания требует, чтобы задача была раскрыта инструментально, диагностично, описывая поведение ученика. В данном случае это будет примерно так: ученик знает себя, имеет представление о своем Я, умеет понимать и уважать другого, проявляет эмпатию в общении и т.д.
Диагностическая карта класса помогает обнаруживать проблемы и ставить задачи по следующему алгоритму:
Выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам.
Обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения. Например, связь между мотивами учения и успеваемостью.
Сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим; формировать интерес к познавательной работе, учению.
Формулировать задачи можно и на основе общих целей и содержания воспитания, конкретизируя их, принимая во внимание данные диагностики, ведомственные документы, методические рекомендации.
Задание:
Составить программу диагностики классного коллектива и отдельных учащихся по следующим направлениям:
Диагностики изучения психологического климата в детском коллективе
Диагностика эмоционального состояния младших школьников и коллектива учащихся
Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся
Диагностические исследования интересов и увлечений учащихся
Диагностические исследования взаимоотношений со сверстниками, родными и взрослыми людьми учащихся класса
Диагностические исследования особенностей характера и личности учащихся
Диагностика семейных отношений учащихся класса
Диагностика особенностей взаимоотношений между мальчиками и девочками
Диагностика организованности и коммуникативных отношений учащихся класса
Диагностика здорового образа жизни и отношения к нему в коллективе класса
Диагностика характера учебной деятельности, дисциплины и успеваемости в коллективе младших классов
Диагностика взаимоотношений внутри коллектива учащихся
Диагностика самооценки младших школьников в коллективе класса
Диагностика тревожности у младших школьников
Диагностика результатов воспитанности у младших школьников
Диагностика эффективности внеурочной деятельности младших школьников
Требования к содержанию:
Титульный лист (указать название программы диагностики, исполнителей проекта);
Введение
Далее указать цели диагностики, методы и методики в таблице.
Пример:
Цели и задачи | Ожидаемые результаты | Методы и методики мониторинга |
Создавать условия для формирования детского коллектива как средства развития | Сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.) Сформированность мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности коллектива Сформированность коммуникативной культуры учащихся | взаимодействия» (по А. Криулиной) |
Далее следует описание проведения методик и методов для 1-4 класса.
Заключение
Список использованной литературы
Слайды к выступлению