СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТМОДРУК Лекция "Функции и задачи диагностики классного руководителя"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция "Функции и задачи диагностики классного руководителя" с заданием для выполнения проекта для групп 2 ппН, 3 опН

Просмотр содержимого документа
«ТМОДРУК Лекция "Функции и задачи диагностики классного руководителя"»

Тема: Функции и задачи диагностики классного руководителя


Диагностика, которую может осуществлять классный руководитель в работе с классом - это педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания. Она является частью педагогической диагностики, которая представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения.

С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся.

В работе классного руководителя диагностика выполняет следующие функции:

  1. Информационную.

  2. Прогнозирующую.

  3. Оценочную.

  4. Развивающую.

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы выявить относительный уровень развития ребенка. Прогнозирующая функция способствует выявлению потенциальных возможностей развития ребенка и определяет прогноз организации взаимодействия с учеником. Оценочная функция дает представление о результативности педагогического взаимодействия. Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития; создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Педагогическая диагностика направлена на изучение процесса обучения и воспитания, имеет целью отслеживать результаты воспитания и корректировать его. Она важна как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса. Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие задачи:

  1. Определить уровни развития ребенка.

  2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или в худшую сторону.

  3. Увидеть норму и отклонение.

  4. Проанализировать полученные факты.

  5. У становить причины изменений.

  6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Итак, педагогическая диагностика имеет предметом три области: результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности.

В технологическом цикле работы классного руководителя предметом его анализа являются главным образом социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают своих детей, "на глазок, без особых методик, но для оптимальной работы требуется все же более профессиональный подход.


Организация диагностики, оформление и использование результатов

Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться по плану и систематически. Подготовленный классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом школы. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Следовательно, может быть составлена программа изучения школьников. Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учеников и всего класса, различные по форме. Традиционная для отечественной школы текстовая характеристика класса в недавнем прошлом была исключительно формальной, малоинформативной и не требовала диагностики.

Современный процесс обучения выдвигает требование составлять карты-характеристики на ученика или класс. Так диагностическая карта класса, построена в виде двухмерной таблицы, в которую на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике заносятся в сокращенном и/или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа: по горизонтали - все об одном ученике, по вертикали - состояние класса по одному параметру. В ней отражены данные демографические, медицинские, психологические и педагогические. Получение данных требует комплекса диагностических методов, это: разовый письменный опрос, беседы, анализ документов и работ учеников, наблюдение, социометрия, проективные методики и анкеты. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании, обучении и развитии отдельных учеников, групп и всего класса, для постановки задач и разработки плана, программ воспитания. Как было сказано, большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию, самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям и пр.

На оборотной стороне карты имеются инструкции для учителя. Состав сведений об учениках и форма их организации могут варьироваться учителем, целесообразно сделать компьютерный вариант карты, поскольку "бумажный" не дает возможности вносить изменения и отследить динамику развития. В отечественной и зарубежной практике имеются разработки и типографских вариантов карты характеристики ученика, и компьютерной диагностики учащихся. Классному руководителю лучше всего использовать готовые диагностические технологии и методики, хотя многое он может сделать сам при соответствующей подготовке.

Итогом этапа диагностики в работе классного руководителя является оценка состояния воспитанности учеников и формулировка проблем в их дальнейшем развитии. Классный руководитель должен уметь выделить приоритетные задачи воспитания учеников класса на определенный период на основе данных диагностики и других источников. При этом проблему здесь надо понимать как недостаток в развитии, воспитании школьников, а задачу как описание желаемого состояния, качественного изменения, новообразования в личности учащегося или группы. Например, формирование навыков межличностного взаимодействия. Технология воспитания требует, чтобы задача была раскрыта инструментально, диагностично, описывая поведение ученика. В данном случае это будет примерно так: ученик знает себя, имеет представление о своем Я, умеет понимать и уважать другого, проявляет эмпатию в общении и т.д.

Диагностическая карта класса помогает обнаруживать проблемы и ставить задачи по следующему алгоритму:

  1. Выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам.

  2. Обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения. Например, связь между мотивами учения и успеваемостью.

  3. Сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим; формировать интерес к познавательной работе, учению.

Формулировать задачи можно и на основе общих целей и содержания воспитания, конкретизируя их, принимая во внимание данные диагностики, ведомственные документы, методические рекомендации.
































Задание:

Составить программу диагностики классного коллектива и отдельных учащихся по следующим направлениям:

  1. Диагностики изучения психологического климата в детском коллективе

  2. Диагностика эмоционального состояния младших школьников и коллектива учащихся

  3. Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся

  4. Диагностические исследования интересов и увлечений учащихся

  5. Диагностические исследования взаимоотношений со сверстниками, родными и взрослыми людьми учащихся класса

  6. Диагностические исследования особенностей характера и личности учащихся

  7. Диагностика семейных отношений учащихся класса

  8. Диагностика особенностей взаимоотношений между мальчиками и девочками

  9. Диагностика организованности и коммуникативных отношений учащихся класса

  10. Диагностика здорового образа жизни и отношения к нему в коллективе класса

  11. Диагностика характера учебной деятельности, дисциплины и успеваемости в коллективе младших классов

  12. Диагностика взаимоотношений внутри коллектива учащихся

  13. Диагностика самооценки младших школьников в коллективе класса

  14. Диагностика тревожности у младших школьников

  15. Диагностика результатов воспитанности у младших школьников

  16. Диагностика эффективности внеурочной деятельности младших школьников


Требования к содержанию:

Титульный лист (указать название программы диагностики, исполнителей проекта);

Введение

Далее указать цели диагностики, методы и методики в таблице.

Пример:

Цели и задачи

Ожидаемые результаты

Методы и методики мониторинга

Создавать

условия для формирования детского коллектива

как средства развития

Сформированность детского коллектива (благоприятный

психологический микроклимат, сплоченность коллектива,

высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.)

Сформированность мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности коллектива

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

  • Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В. Синявскому и Б. А. Федоришину)

  • Методика-тест «Тактика

взаимодействия» (по А. Криулиной)

  • Методика «Мы коллектив? Мы коллектив... Мы коллектив!» (стадии развития коллектива)


Далее следует описание проведения методик и методов для 1-4 класса.

Заключение

Список использованной литературы

Слайды к выступлению


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!