СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТМОДРУК Лекция "Работа классного руководителя с родителями учащихся"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекции по разделу "Работа классного руководителя с родителями учащихся" с заданиями для групп 3ППН, 4 ОПН

Просмотр содержимого документа
«ТМОДРУК Лекция "Работа классного руководителя с родителями учащихся"»

Раздел 5. Работа классного руководителя с родителями учащихся.


Тема 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ


Сотрудничество школы и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая прежде всего предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Семья рассматривается как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.

Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

- однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сестрами и братьями;

- молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей, дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек;

- основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитывать ребенка надо, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль»;

- осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум и т.д.);

- гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или художественного характера, а на общение с детьми, т.е. на их воспитание не остается времени.

Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые классифицируются:

- по количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные;

- по составу: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (дети, родители и родители родителей);

- неполная семья: только один из родителей воспитывает ребенка;

- внебрачная семья: когда женщина рожает и воспитывает ребенка, не зарегистрировав брак.

Исследования психологов, социологов, педагогов показывают, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.

В педагогике рассматривается классификация семей и по характеру взаимоотношений. Исследователь М.И. Буянов называет следующие типы семей:

-гармоничная;

- распадающаяся;

- распавшаяся;

- неполная.

У педагогов-практиков принято деление семей на «благополучные» и «неблагополучные». Их признаки:

- в «благополучной» семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;

- «формально-благополучные» где благополучие нередко носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;

- «неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефекты воспитания — постоянные окрики, наказания детей. Создается надлом в душе ребенка, это делает его ущербным, он не может найти свое место в семье, а потом и в жизни;

- рождается новый тип семьи «новых русских»: высокообеспеченные и сверхобеспеченные.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.

В первую очередь необходимо обращать внимание на неблагополучные семьи, выявлять в них источник отрицательного влияния на детей, где родители или не уделяют достаточного внимания воспитанию ребенка, или оказывают разрушительное влияние на его неокрепшую личность. Такие дети отличаются особой запущенностью, неухоженностью, неумением контактировать со сверстниками и взрослыми. Зачастую они просто не знают, что, кроме окриков, грубости, побоев и страдают от недостатка внимания взрослых. Окружающие, в том числе соседи по дому, часто с недоверием и предубеждением относятся к этим детям, запрещают своим ребятам играть с ними, приглашать их к себе домой.

Иного подхода требуют педагогически ослабленные семьи. Например, такие, в которых родители не в состоянии активно участвовать в воспитании ребенка: инвалиды или люди, в силу специфики своей профессии подолгу не бывающие дома (проводники вагонов, летчики и т.д.). Особую группу педагогически ослабленных семей составляют неполные семьи, то есть такие, в которых нет одного из родителей, или смешанные семьи, которые образуют разведенные родители и их партнеры в повторных браках. Эти семьи можно и следует выявить в результате анализа документации, которая оформляется при поступлении ребенка в школу; в дальнейшем посредством наблюдений, тактичных бесед с родителями данные о них уточняются и расширяются.

Педагогически ослабленная семья особо нуждается в помощи учителя. В отличие от неблагополучных семей, которые, как правило, не осознают необходимости такой помощи, члены этих семей с большим вниманием и благодарностью воспринимают заботу классного руководителя школы об их ребенке, охотно повышают свою педагогическую культуру.

Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи. Большое место в работе классного руководителя с семьей зани­мает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводятся родительские собрания, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда требуется срочное вмешательство семьи в решение той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает родителей на дому или приглашает их в школу, и они совместно договариваются о том, какие меры нужно принимать для улучшения учебы или поведения учащихся.

Обязанность классных руководителей – осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учетом специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватывают такие вопросы: особенности семейного воспитания младших школьников; взаимоотношения родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться; санитарно-гигиенический режим школьника в семье; акселерация и ее влияние на воспитание учащихся; организация досуга детей в семье и т.д.

Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. По его инициативе родители нередко берут шефство над «трудными» школьниками, на которых не оказывает должного воздействия семья. Родители – специалисты различных областей знаний и профессий – проводят с учащимися беседы на медицинские и социальные темы, принимают участие в организации экскурсий, литературно-художественных вечеров и т.д. Некоторые родители ведут кружковые занятия по ручному труду, техническому творчеству.













Тема 2: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ


В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы работы с родителями

1. Родительские собрания.

2. Общешкольные и общественные конференции.

3. Индивидуальные консультации педагога.

4. Посещение на дому.

К индивидуальным формам можно отнести: беседы с родителями по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи.

Одной из индивидуальных форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей практике классный руководитель, воспитатель использует эту форму работы с семьей, желательно соблюдать следующие условия:

не приходить в семью без предупреждения;

не планировать свой визит более чем на 5—10 минут;

не вести беседу стоя у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить?»);

нельзя вести беседу в агрессивных тонах;

не поучайте родителей, а советуйте;

желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).

Индивидуальные консультации

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.

Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

1) особенности здоровья ребенка;

2) его увлечения, интересы;

3) предпочтение в общении в семье;

4) поведенческие реакции;

5) особенности характера;

6) мотивация учения;

7) моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями:

1. Когда он родился, то ...

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было ...

3. О здоровье можно сказать следующее ...

4. Когда вопрос встал о подготовке к школе, то мы ...

5. Его отношение к школе было ...

6. В первые годы учебы он учился в основном ...

7. Ему нравились такие предметы, как ...

8. Отношения с первой учительницей были ...

9. Общаясь с одноклассниками ...

10. Трудности в воспитании связаны с ...

11. Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ...

Групповые формы. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Собрание организуется 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.

Тематика родительских собраний может быть примерно такой: «Первый раз в …. класс», «Умеете ли вы любить своего ребенка», «Один день в жизни вашего ребенка», «Как воспитать себе помощника», «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка», «О пользе и вреде музыки в семье», «Воспитание трудолюбия в семье» и т.д. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке активного участия родителей.

Рекомендации по проведению родительских собраний

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практиче­ский характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

Родительские конференции имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.

Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, вы­явить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Тематические консультации.

2. Родительские чтения.

3. Родительские вечера.

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят на­столько конфиденциальный характер, что их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т. д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.

Примерная тематика консультаций для родителей

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудно­стей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей - друзья дома или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книги, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей (можно с детьми, тематические вечера). Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров

1. Год рождения ребенка - каким он был, этот первый год?

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели мы и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой вос­питательный арсенал что-то новое, интересное.

Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме).

Не менее значима форма приглашения родителей на собрание, например:

Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток. Например:

Примерная структура родительского собрания

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1 — 1,5 часа.

  1. Вступительное слово классного руководителя (представ­ление гостей) (5 мин.).

  2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, пси­хологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи (5—7 мин.).

  3. Выступление по теме: специалист или классный руково­дитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным (10—15 мин.).

  4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин.).

  5. Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу.

Советы педагогам и родителям

Если:

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2. Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

3. Ребенка хвалят, он учится быть благородным.

4. Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

5. Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

6. Ребенок растет в атмосфере терпимости, он учится понимать других.

7. Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

8. Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

9. Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

10. Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить людей в этом мире.

Задание №1. Заполните таблицу. Для каждого класса в каждой четверти запишите тему родительского собрания, и иные индивидуальные и коллективные формы работы с родителями с тематикой проведения.

Класс

Формы работы с родителями

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Родительское собрание





Коллективные формы





Индивидуальные формы





Нетрадиционные формы





2

Родительское собрание





Коллективные формы





Индивидуальные формы





Нетрадиционные формы





3

Родительское собрание





Коллективные формы





Индивидуальные формы





Нетрадиционные формы





4

Родительское собрание





Коллективные формы





Индивидуальные формы





Нетрадиционные формы





Задание №2. Спроектируйте беседу с родителями детей определённого класса по перечисленным ниже темам. Предложите цель и задачи, оборудование и оформление, спроектируйте структуру и подберите методические приемы.

  1. Учимся понимать друг друга

  2. Стили семейного воспитания

  3. Знаете ли вы своего ребенка?

  4. Чему надо учить своего ребенка?

  5. Значение труда в воспитании детей

  6. Что значит «любить ребенка»

  7. Поощрение и наказание в семье

  8. Детская ложь и ее истоки

  9. Как научить ребёнка быть вежливым

  10. Развитие самостоятельности ребенка

  11. Откуда берутся различные страхи и как с ними бороться?

  12. Если ребёнок не хочет и не любит читать?

  13. С чего начинается терпение?

  14. Как родители могут помочь ребёнку учиться?

  15. Что делать с ребёнком, который не хочет учиться?

  16. Почему наши дети такие разные?

  17. Компьютер и ученик

  18. Здоровье ребёнка в наших руках

  19. Телевидение и ученик

  20. Межнациональные отношения – основа культуры


(Тема должна соответствовать номеру студента в классном журнале).

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!