Тема: Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание. Создание ученического коллектива, как и воспитание вообще, нужно начинать со знакомства с учащимися. Приступая к работе с классом, классному руководителю нужно просмотреть личные дела учащихся, побеседовать с учителями, проанализировать классный журнал за предыдущий учебный год и составить для себя общее представление об успеваемости, положительных сторонах и недостатках класса с тем, чтобы определить более верный подход к организации воспитательной работы.
Большое значение в создании коллектива имеет умелое предъявление с первых же дней занятий педагогических требований к учащимся. Для этого обычно в самом начале учебного года классный руководитель проводит специальное собрание. На этом собрании он обстоятельно знакомит учащихся с важнейшими школьными правилами и разъясняет им, как они должны вести себя на уроках и переменах, выполнять домашние задания и участвовать в общественной жизни класса. Предъявление требований в самом начале учебного года побуждает учащихся к анализу своего поведения и переживанию внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем поведения, что в конечном итоге стимулирует их работу над собой.
Необходимой предпосылкой формирования ученического коллектива является организация самоуправления в классе и воспитание актива.
В состав актива обычно входят лучшие учащиеся, которые хорошо учатся и пользуются уважением среди своих товарищей. Активистов надо регулярно инструктировать и помогать им в решении предстоящих задач. Нужно детально разъяснять, какие обязанности возлагаются на старосту класса, руководителей различных комиссий. Важное значение имеет практическая помощь классного руководителя в работе актива. Поэтому необходимо учить активистов разрабатывать намеченные мероприятия, помогать им в распределении общественных поручений и давать советы при возникновении тех или иных трудностей.
Большое значение в работе классного руководителя с активистами имеют задушевные индивидуальные беседы. В процессе таких бесед классный руководитель многое узнает о классе, о взаимоотношениях учащихся, а также о тех трудностях, с которыми сталкиваются активисты в своей деятельности, и имеет возможность своевременно поддерживать их настроение, ободрить хорошим советом, чуткостью.
Наконец, в работе с активистами нужно осуществлять тактичный контроль за выполнением ими своих обязанностей. Налаженность работы самоуправления создает действенную поддержку усилиям классного руководителя по улучшению учебно-воспитательного процесса в классе и сплочению ученического коллектива.
Едва ли не самым важным в воспитании ученического коллектива является умение классного руководителя организовать содержательную внеклассную работу с тем, чтобы учащиеся были увлечены практическими делами, чтобы перед ними всегда стояли воодушевляющие задачи-перспективы. Вот почему опытные классные руководители много думают над тем, чтобы с первых дней работы с классом вовлечь учащихся в практическую внеклассную деятельность, возбудить интерес к ней. Ребята с интересом участвуют в коллективных прогулках, в походах по родному краю, в различных экскурсиях, в общественно полезном труде и т.д. В процессе совместной практической деятельности между учащимися устанавливаются деловые отношения, формируются ответственность за порученное дело, раскрываются способности каждого пятиклассника, а главное – рождается дух коллективизма. Организация интересных практических дел учащихся создает основу для накопления положительных традиций в классе, что в свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его развитию. В качестве таких традиций выступают обмен памятными сувенирами со своими преемниками перед окончанием учебного года, праздники труда, повторяющиеся из года в год спортивные мероприятия, выставки поделок и т.д.
Таковы некоторые особенности работы классного руководителя по созданию ученического коллектива. Одновременно с этим проводится разнообразная работа по всестороннему воспитанию учащихся и, в частности, по улучшению успеваемости, нравственному и эстетическому воспитанию, а также по выработке трудолюбия.
Домашнее задание:
Задание №1
Заполните таблицу, спроектируйте творческую модель самоуправления в классе:
Органы самоуправления | Функции | Формы работы |
| | |
Задание №2
Создать воспитательную систему класса по следующим направлениям:
Направление, класс | Цели и задачи | Воспитательные мероприятия | Дата проведения | Обоснование |
Например (это писать не надо) |
1 класс формирование бережного отношения к природе | изучать природу родного края, *научить …….., *показать…….. *развитие навыков …… | 1.«Собака-друг человека» 2. «Земля наш общий дом» | Январь ноябрь | Изучение по окружающему миру тем «мои домашние животные» День земли празднуется в ноябре |
Каждый студент выбирает себе направление и класс и работает толшько по своей теме
развитие интеллекта и кругозора (1,2,3,4 класс);
формирование навыков здорового образа жизни(1,2,3,4 класс);
формирование активной жизненной позиции(1,2,3,4 класс);
развитие эстетических качеств(1,2,3,4 класс);
формирование интереса к национальным традициям(1,2,3,4 класс);
формирование интереса к профессиям(1,2,3,4 класс);
формирование нравственных качеств и нравственных ценностей(1,2,3,4 класс);
формирование бережного отношения к природе(1,2,3,4 класс);
развитие патриотических качеств(1,2,3,4 класс);
духовно-нравственное развитие(1,2,3,4 класс);