СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Точка. Кривая линия. Отрезок. Луч

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Точка. Кривая линия. Отрезок. Луч»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







Конструкт урока по математике

на тему: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»

УМК «Школа России», 1 класс 1 часть



Выполнила: Хомутинина М.А., 410н

Методист: Липатникова И. Г.





Екатеринбург
2023



Тема: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»


Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний о понятии «точка», «кривая линия», «прямая линия», «отрезок» и «луч» в процессе решения математических заданий.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о понятии «точка», «кривая линия», «прямая линия», «отрезок» и «луч» в процессе решения математических заданий.


Задачи:

Обучающая – моделировать ситуации, иллюстрирующие свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки; распознавать, называть, изображать фигуры (точка, кривая и прямая линии, отрезок, луч) в процессе решения математических заданий.

Развивающая – развивать математическую речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять её в конкретной ситуации.

Воспитательная – воспитывать аккуратность, интерес к предмету, самостоятельность.


Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): узнают свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки; научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры (точка, кривая и прямая линии, отрезок, луч).


Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Познавательные – сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

Коммуникативные – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;


Личностные результаты обучения: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.


Оборудование: учебник, тетрадь, доска, раздаточный материал.

Тип урока: открытия нового знания.

Вид урока: комбинированный.

Принципы: деятельности, психологической комфортности, целостного представления о мире, вариативности, творчества.

Методы, приемы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, УМК «Школа России», Моро М.И. Математика 1 класс, 1 часть.









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Алексеевна и сегодня я проведу у вас урок математики.

- Сегодня у нас необычный урок, но, что в нем такого необычного я расскажу вам позже.

- А какой сейчас урок?

- Какие геометрические фигуры вы знаете?


- Верно!

- Знания пройденного материала вам помогут на сегодняшнем уроке, а главное умения сравнивать, устанавливать закономерности.


Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.




- Сейчас урок математики.

- Треугольник, круг, квадрат, прямоугольник

Коммуникативные УУД: включатся в диалог.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

- Посмотрите на доску, что вы видите?

-Да, это кошки, предлагаю вам поиграть в интересную игру под названием «Найди девятого». Посмотрите еще раз внимательно и подумайте, какое задание и какие правила в этой игре (обсуждение, выслушивание различных вариантов)



- Верно, ваша задача: найти 9 кошку, а правила игры вы правильно сформулировали: надо найти недостающую геометрическую фигуру так, чтобы фигуры не повторялись ни в столбик, ни в строчку. - Отвечаем по поднятой руке. Не выкрикиваем с места.

- Молодцы, вы, верно, нашли 9 кошку.

- Из каких геометрических фигур состоят кошечки?

- А что мы еще видим на мордочках у кошек?

- Как они изображены?

- А на туловище, что еще есть у каждой кошки?

- Какие это линии?

- Как называются эти геометрические фигуры?

- Где возникло затруднение?

- Что нужно сделать, если возникло затруднение?

-Почему вы не можете ответить на вопрос?

Используя слова: «Я не смог(ла)», объясните причину своего затруднения.




- Что нужно сделать, чтобы выйти из ситуации затруднения?



-На доске кошки.








- На картинке 8 кошек, игра называется «найди девятого», значит необходимо найти 9 кошку. Правила игры: тело каждой кошки изображено в виде геометрических фигур, надо найти недостающую геометрическую фигуру.

- Выполняют задание, обдумывая и проговаривая свои предположения по поднятой руке.



- Девятая кошка с телом в виде прямоугольника.






- Кошки состоят из прямоугольников, треугольников, кругов.

- Усики.


- Усики изображены в виде черточек, прямых линий.


- Хвосты.



- Хвосты изображены в виде кривых линий, закругленных.

- Затрудняются ответить.


- В названии фигур.

- Остановиться и подумать

-Потому что мы не проходили эту тему.

Я не смог назвать эти фигуры, т.к. не знаю точно их название.

Я не смог назвать эти фигуры, т.к. мы еще их не проходили.

- Нужно изучить новую тему.

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность


Регулятивные УУД: принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.

Личностные УУД: проявлять интерес к освоению новых знаний и способов действий, интерес к заданиям на уроке.

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): научатся распознавать, называть геометрические фигуры (кривая и прямая линии).


3.Действие целеполагание


- Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока.

- Вы, верно, сказали, тема нашего сегодняшнего урока «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»

- Перед вами лежит оценочный лист, в котором в первом столбце прописаны цели нашего урока, (имя ученика, который хорошо читает) прочитай их, остальные следят пальчиком и читают про себя.


Цель

Достигнута (+)

Не достигнута (-)

1.Научиться распознавать точку, прямую и кривую линию, луч, отрезок.




2.Узнать свойства точки, прямой и кривой линии, луча, отрезка.



3.Научиться изображать точку, прямую и кривую линию, луч, отрезок.





- Во 2 столбце вы должны будете поставить +, если в процессе работы на уроке цель была достигнута.

- В 3 столбце вы должны будете поставить, если в процессе работы на уроке цель была не достигнута.


- Прямые линии, кривые линии





Один из учеников, кто хорошо читает, читает цели в оценочном листе, остальные следят пальчиком и читают про себя.

  1. Научиться распознавать точку, прямую и кривую линию, луч, отрезок.

  2. Узнать свойства точки, прямой и кривой линии, луча, отрезка.

  3. Научиться изображать точку, прямую и кривую линию, луч, отрезок.



Регулятивные УУД: формулировать тему, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность.


4.Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

Задача: решение ситуации затруднения

- Какое сегодня число?

- Откройте ваши тетради, отсчитайте от последней работы 4 клетки вниз и 5 клеток вправо от начала строки, запишите сегодняшнее число: 4 декабря. (Запись на доске). Затем отсчитайте 1 клетку вниз и 5 клеток вправо от начала строки, запишите: Классная работа (запись на доске). Затем отсчитайте 1 клетку вниз и 1 клетку вправо от начала строки, пропишите число 4, обращая внимание на мой образец, до конца строчки, пропуская между числами 1 клетку.

- Помните, в начале урока я вам говорила, что у нас сегодня необычный урок, сейчас я расскажу почему. Мы с вами отправимся в путешествие в математическую страну Геометрию. Геометрия, часть великой науки Математики.

- Посмотрите, а кто живет в этой стране! Вы узнали их? Назовите все сразу по поднятой руке.

-Верно, это наши знакомые: круг, треугольник и квадрат. На этом уроке мы познакомимся и подружимся с другими жителями страны Геометрии.

-Устраивайтесь поудобнее и внимательно слушайте мою историю и смотрите на экран.

-Жила-была точка. Она была маленькой. Её оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто её не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям жителями этой страну. Посмотрите, какие это были линии?

-На что похожи прямые линии?


-На что похожи кривые линии?

-Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!»

-А в чем сходство кривой линии и прямой?



- Давайте с вами попробуем изобразить прямую линию. Выйдите (2 ученика) к доске, возьмите ниточку и натяните ее

- Какая линия получилась?

- А теперь ослабьте ниточку, чтобы она провисла

- Какая линия получилась сейчас?

- Молодцы. Садитесь на места, пожалуйста. И слушаем историю дальше

- Очень интересно стало Точке посмотреть на неё. Вышла она, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На её месте появился луч. Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.

- ребята выйдите к доске. Давайте изобразим прямую линию с помощью ниточки

- а теперь я возьму и поставлю точку с помощью пластилина. Что у нас получится?

-Ребята, чем отличается прямая линия от луча?

- Правильно. Давайте дальше путешествовать вместе с Точкой.

-Точку это не смутило. Она даже обрадовалась тому, что с ее помощью образовалась новая фигура – луч. Она решила идти дальше, чтобы найти конец луча. Шла, шла по линии луча, долго шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?»

- Ребята, скоро ли конец луча?


-Точка расстроилась, - Тогда я поверну назад, - сказала она.

Но она так далеко ушла от начала луча, что дорога назад ей показалось очень длинной. Вдруг Точка решила: «А что, если я позову на помощь Ножницы.» Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы. Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую, вначале с одной стороны, затем с другой.

- Как интересно! – воскликнула Точка. – Что же из моей прямой получилось? С одной стороны, конец, с другой стороны конец.

- Ребята, как называется это новая геометрическая фигура?


- Да, это отрезок, - сказали Ножницы. Теперь Точка, ты стоишь на отрезке прямой линии.

- Отрезок! – с удовольствием повторила Точка.

- Ребята, а чем отрезок отличается от прямой?

- давайте изобразим прямую с помощью ниточки. Ребята, выходите к доске


- А теперь (один ученик) разрежь с одной стороны ниточку и с другой стороны

- что у нас получилось?

-Точке так понравилось гулять по отрезку, что она решила именно на нем устроить свой дом.

-Ребята, какие же геометрические фигуры живут в стране геометрии?

-Точка предлагает нам смоделировать наши линии из сказки. Сейчас каждый сам будет работать с ниточками

- Что вы узнали о прямой линии?

Возьмите в руки красную нитку и изобразите прямую линию.

-Теперь из прямой линии смоделируйте кривую.

- Что узнали о луче?

Возьмите в руки желтую нитку и смоделируйте луч.


-Как смоделировать начало луча с помощью пластилина?




- Что узнали об отрезке?


-Как нам смоделировать отрезок из синей нитки?





-Возьмите оценочный лист и подумайте, какую из целей мы с вами достигли, отметьте ее во второй колонке знаком «+».

- Молодцы!

- Сегодня 4 декабря.

Открывают и записывают в тетрадь.




- Минутка чистописания числа 4.







- Садятся поудобнее и внимательно слушают учителя.



Отвечает один ученик по поднятой руке.

-Круг, треугольник, квадрат.





Слушают и смотрят на экран (презентация).




-Прямые и кривые.






-Прямые линии похожи на натянутые веревочки.

-Кривые линии похожи на веревочки, которые не натянули.



-И у прямой и у кривой линии нет ни начала ни конца, они бесконечны.

- Выходят 2 ученика и натягивают ниточку


- Получилась прямая линия

- Ослабляют ниточку


- Сейчас получилась кривая линия










- Изображают прямую линию с помощью ниточки


- Получится луч



-У луча есть начало, а у прямой нет начала.











- Не скоро, потому что луч не имеет конца.














-Геометрическая фигура, имеющая начало и конец, называется отрезком.






-У прямой нет ни начала ни конца, а у отрезка есть и начало и конец.

- 3 ученика выходят к доске. 2 ученика изображают прямую линию

- Разрезает ниточку с двух сторон


- Получился отрезок




- Прямая линия, кривая линия, точка, луч, отрезок.




-Прямая линия не имеет ни начала, ни конца, она бесконечная.

Берут красную нитку и изображают прямую, затем из прямой моделируют кривую (фото в приложении)




-Луч имеет начало в виде точки, но не имеет конца, он бесконечен.

Берут желтую нитку и изображают луч.

-Взять небольшой кусочек пластилина, скатать его в круг и прилепить на начало луча. (Берут пластилин и изображают начало луча.)

-Отрезок имеет начало и конец в виде точек.

-Взять синюю нитку, отмерить любую длину, взять ножницы и отрезать нить необходимой длины. Затем из пластилина скатать 2 точки и прикрепить в начало луча и в конец.

-Мы достигли цель –узнать свойства луча, точки, прямой и кривой линии, отрезка.


Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации, используя сведения, полученные от учителя; понимать учебную информацию, представленную в различных формах.

Личностные УУД: проявлять интерес к освоению новых знаний и способов действий.

Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока; планировать деятельность.

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность

Предметные результаты: узнают свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки.






5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задача: тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи

-А сейчас будем учиться правильно чертить отрезок, прямую, луч. Что нам для этого понадобится?

-В ваших тетрадях отсчитайте от слов классная работа 1 клетку вниз и 2 клетки вправо от начала строки. Чертить будем по четкому алгоритму.

- Я буду показывать на доске, а вы в ваших тетрадях, карандашом поставьте точку – это начало отрезка, к точке приложите линейку, как я. Поставьте вторую точку над числом 5. Соедините точки прямой линией.

- Что у нас получилось?

-Верно, вы молодцы.

- Давайте повторим этапы построения отрезка.

- Что мы делали вначале?

- Что делали потом?

- Как действовали дальше?


- Что сделали в конце?


- Молодцы! Давайте выполним чертеж отрезка самостоятельно, только сейчас до числа 4.

- Что мы сейчас учились делать?


-Как вы думаете, как можно провести прямую? Проведите ее в тетради. (Чертеж учителем на доске)


-А как провести луч?

-Верно, проведите его в тетради. (Чертеж учителем на доске)

-Возьмите оценочный лист и подумайте, какую из целей мы с вами достигли, отметьте ее во второй колонке знаком «+».

- Посмотрите на отрезок и подумайте, можно ли еще провести прямую через две точки?

- Правильно. А кривую можно провести через две точки? Попробуйте провести


- А еще одну можно провести? Попробуйте провести

- А еще? Попробуйте провести еще кривую линию

- Какой вывод можно сделать?



- Теперь поставьте точку и проведите через нее прямую линию по линейке.

- Можно ли еще провести прямую через эту точку? Проведите еще одну прямую линию

- А еще?

- Какой вывод можно сделать?


-А через две точки сколько можно провести прямых линий?

- Верно.

-Откройте ваши учебники на странице 40 (4 и 0) Прочитайте задание (читает задание по поднятой руке), остальные ставят пальчик и следят, читают про себя.

-Что нужно сделать?


Спрашивает ответы на задание по поднятой руке.



-Возьмите оценочный лист и подумайте, какую из целей мы с вами достигли, отметьте ее во второй колонке знаком «+».

-Верно, вы большие молодцы.

-Нам понадобится линейка, карандаш.


Выполняют указания учителя и повторяют чертеж в тетрадях.








-Отрезок.




-Вначале мы поставили точку.

-Приложили линейку.

-Поставили вторую точку над числом 5.

-Провели прямую линию по линейке от точки до точки.

Выполняют чертеж самостоятельно.


-Мы учились выполнять чертеж отрезка.

-Приложить линейку в любое место в тетради и провести линию, не имеющую начала и конца. Проводят в тетради.

-Поставить точку, приложить линейку и провести прямую любой длины, так как луч бесконечен.

-Мы достигли цель: научиться изображать луч, прямую и кривую линии, отрезок, точку.

Затрудняются, пробуют провести прямую, делают вывод, что нельзя.


-Да, можно провести кривую через 2 точки.

Пробуют провести

-Да, можно

Проводят еще одну кривую линию.

Да, можно

Проводят еще одну кривую линию

-Через две точки можно провести только одну прямую и много кривых.

- Ставят точку, пробуют провести прямую линию

-Да, можно

Еще раз проводят прямую линию через точку.

- Можно еще провести прямую

-Через одну точку можно провести много прямых.

-Только одну.



Открывают учебник на странице 40


Один читает задание, другие следят пальчиком.










-Надо найти и показать на рисунке кривые линии, отрезки, лучи.

-Кривые линии: нитки от воздушных змеев; отрезки: рисунок на воздушных змеях; лучи: лучи от солнца.

-Мы достигли цель: научиться распознавать луч, прямую и кривую линии, точку, отрезок.

Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации, используя сведения, полученные от учителя; понимать учебную информацию, представленную в различных формах.

Личностные УУД: проявлять интерес к освоению новых знаний и способов действий.

Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока; планировать деятельность.

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность.

Предметные результаты: знают свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки; научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры (точка, кривая и прямая линии, отрезок, луч).


6.Самостоятельная работа.

Задача: закрепление новых знаний и умений

- Теперь, я предлагаю вам поработать самостоятельно. Возьмите в руки карточки

- Попробуйте предположить, что нужно будет сделать?

- Давайте проверим ваши предположения

- Прочитаем задание, что нужно сделать?

- Вы были правы!




- После выполнения задания поставьте руку на локоток.

- Если нет вопросов и все понятно, можете приступать. На выполнение задания вам 5 минут

-Теперь возьмем красный карандаш. Проверяем себя. Рядом с правильным ответом ставите знак «+», где неправильно – знак «-».

- У кого не было ошибок, поднимите уроку?

- Кто сделал больше 1 ошибки?


- Нужно найти фигуры, которые мы сегодня изучили



- Нужно найти на рисунке прямые линии, лучи и отрезки и обвести их определенным цветом (прямые линии – красный, лучи – синим, отрезки – зеленым)










- Выполняют самостоятельную работу на карточках.

- Выполняют самопроверку и самооценивание.


Регулятивные УУД: планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям.


Предметные результаты: умеют распознавать, называть и сравнивать геометрические фигуры (отрезки).


7. Рефлексивно оценочные действия.

Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме

- Ребята, где мы с вами сегодня были?

- Расскажите, кто живет в стране Геометрия?

- Назовите фигуры, которые не имеют ни начала, ни конца.

- Назовите фигуру, которая имеет только начало

- Какая фигура является королевой Геометрии?

- Какая фигура получится из двух точек и прямой?

- Возьмите в руки оценочные листы и посмотрите все ли цели мы достигли?


- Что вам показалось самым интересным?


- А теперь оцените свою работу на уроке с помощью смайликов

- Спасибо вам большое за увлекательное путешествие, урок подошел к концу.


-В стране Геометрия.

-Точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч.

-Прямая и кривая линии.

- Луч

-Точка.


-Отрезок.


-Мы достигли все цели, так как во втором столбике напротив каждой цели стоит знак «+».

-Практические задания с нитками и пластилином.

Оценивают свою деятельность на уроке с помощью смайликов

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Предметные результаты: знают свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки; умеют распознавать, называть и изображать геометрические фигуры (точка, кривая и прямая линии, отрезок, луч).









4




Скачать

© 2023, 38 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!