2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | - Посмотрите на доску, что вы видите? -Да, это кошки, предлагаю вам поиграть в интересную игру под названием «Найди девятого». Посмотрите еще раз внимательно и подумайте, какое задание и какие правила в этой игре (обсуждение, выслушивание различных вариантов) - Верно, ваша задача: найти 9 кошку, а правила игры вы правильно сформулировали: надо найти недостающую геометрическую фигуру так, чтобы фигуры не повторялись ни в столбик, ни в строчку. - Отвечаем по поднятой руке. Не выкрикиваем с места. - Молодцы, вы, верно, нашли 9 кошку. - Из каких геометрических фигур состоят кошечки? - А что мы еще видим на мордочках у кошек? - Как они изображены? - А на туловище, что еще есть у каждой кошки? - Какие это линии? - Как называются эти геометрические фигуры? - Где возникло затруднение? - Что нужно сделать, если возникло затруднение? -Почему вы не можете ответить на вопрос? Используя слова: «Я не смог(ла)», объясните причину своего затруднения. - Что нужно сделать, чтобы выйти из ситуации затруднения? | -На доске кошки. - На картинке 8 кошек, игра называется «найди девятого», значит необходимо найти 9 кошку. Правила игры: тело каждой кошки изображено в виде геометрических фигур, надо найти недостающую геометрическую фигуру. - Выполняют задание, обдумывая и проговаривая свои предположения по поднятой руке. - Девятая кошка с телом в виде прямоугольника. - Кошки состоят из прямоугольников, треугольников, кругов. - Усики. - Усики изображены в виде черточек, прямых линий. - Хвосты. - Хвосты изображены в виде кривых линий, закругленных. - Затрудняются ответить. - В названии фигур. - Остановиться и подумать -Потому что мы не проходили эту тему. Я не смог назвать эти фигуры, т.к. не знаю точно их название. Я не смог назвать эти фигуры, т.к. мы еще их не проходили. - Нужно изучить новую тему. | Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность Регулятивные УУД: принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока. Личностные УУД: проявлять интерес к освоению новых знаний и способов действий, интерес к заданиям на уроке. Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): научатся распознавать, называть геометрические фигуры (кривая и прямая линии). |
3.Действие целеполагание | - Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока. - Вы, верно, сказали, тема нашего сегодняшнего урока «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч» - Перед вами лежит оценочный лист, в котором в первом столбце прописаны цели нашего урока, (имя ученика, который хорошо читает) прочитай их, остальные следят пальчиком и читают про себя. Цель | Достигнута (+) | Не достигнута (-) | 1.Научиться распознавать точку, прямую и кривую линию, луч, отрезок. | | | 2.Узнать свойства точки, прямой и кривой линии, луча, отрезка. | | | 3.Научиться изображать точку, прямую и кривую линию, луч, отрезок. | | | - Во 2 столбце вы должны будете поставить +, если в процессе работы на уроке цель была достигнута. - В 3 столбце вы должны будете поставить, если в процессе работы на уроке цель была не достигнута. | - Прямые линии, кривые линии Один из учеников, кто хорошо читает, читает цели в оценочном листе, остальные следят пальчиком и читают про себя. Научиться распознавать точку, прямую и кривую линию, луч, отрезок. Узнать свойства точки, прямой и кривой линии, луча, отрезка. Научиться изображать точку, прямую и кривую линию, луч, отрезок. | Регулятивные УУД: формулировать тему, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность. |
4.Построение и реализация проекта выхода из затруднения. Задача: решение ситуации затруднения | - Какое сегодня число? - Откройте ваши тетради, отсчитайте от последней работы 4 клетки вниз и 5 клеток вправо от начала строки, запишите сегодняшнее число: 4 декабря. (Запись на доске). Затем отсчитайте 1 клетку вниз и 5 клеток вправо от начала строки, запишите: Классная работа (запись на доске). Затем отсчитайте 1 клетку вниз и 1 клетку вправо от начала строки, пропишите число 4, обращая внимание на мой образец, до конца строчки, пропуская между числами 1 клетку. - Помните, в начале урока я вам говорила, что у нас сегодня необычный урок, сейчас я расскажу почему. Мы с вами отправимся в путешествие в математическую страну Геометрию. Геометрия, часть великой науки Математики. - Посмотрите, а кто живет в этой стране! Вы узнали их? Назовите все сразу по поднятой руке. -Верно, это наши знакомые: круг, треугольник и квадрат. На этом уроке мы познакомимся и подружимся с другими жителями страны Геометрии. -Устраивайтесь поудобнее и внимательно слушайте мою историю и смотрите на экран. -Жила-была точка. Она была маленькой. Её оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто её не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям жителями этой страну. Посмотрите, какие это были линии? -На что похожи прямые линии? -На что похожи кривые линии? -Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!» -А в чем сходство кривой линии и прямой? - Давайте с вами попробуем изобразить прямую линию. Выйдите (2 ученика) к доске, возьмите ниточку и натяните ее - Какая линия получилась? - А теперь ослабьте ниточку, чтобы она провисла - Какая линия получилась сейчас? - Молодцы. Садитесь на места, пожалуйста. И слушаем историю дальше - Очень интересно стало Точке посмотреть на неё. Вышла она, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На её месте появился луч. Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало. - ребята выйдите к доске. Давайте изобразим прямую линию с помощью ниточки - а теперь я возьму и поставлю точку с помощью пластилина. Что у нас получится? -Ребята, чем отличается прямая линия от луча? - Правильно. Давайте дальше путешествовать вместе с Точкой. -Точку это не смутило. Она даже обрадовалась тому, что с ее помощью образовалась новая фигура – луч. Она решила идти дальше, чтобы найти конец луча. Шла, шла по линии луча, долго шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?» - Ребята, скоро ли конец луча? -Точка расстроилась, - Тогда я поверну назад, - сказала она. Но она так далеко ушла от начала луча, что дорога назад ей показалось очень длинной. Вдруг Точка решила: «А что, если я позову на помощь Ножницы.» Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы. Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую, вначале с одной стороны, затем с другой. - Как интересно! – воскликнула Точка. – Что же из моей прямой получилось? С одной стороны, конец, с другой стороны конец. - Ребята, как называется это новая геометрическая фигура? - Да, это отрезок, - сказали Ножницы. Теперь Точка, ты стоишь на отрезке прямой линии. - Отрезок! – с удовольствием повторила Точка. - Ребята, а чем отрезок отличается от прямой? - давайте изобразим прямую с помощью ниточки. Ребята, выходите к доске - А теперь (один ученик) разрежь с одной стороны ниточку и с другой стороны - что у нас получилось? -Точке так понравилось гулять по отрезку, что она решила именно на нем устроить свой дом. -Ребята, какие же геометрические фигуры живут в стране геометрии? -Точка предлагает нам смоделировать наши линии из сказки. Сейчас каждый сам будет работать с ниточками - Что вы узнали о прямой линии? Возьмите в руки красную нитку и изобразите прямую линию. -Теперь из прямой линии смоделируйте кривую. - Что узнали о луче? Возьмите в руки желтую нитку и смоделируйте луч. -Как смоделировать начало луча с помощью пластилина? - Что узнали об отрезке? -Как нам смоделировать отрезок из синей нитки? -Возьмите оценочный лист и подумайте, какую из целей мы с вами достигли, отметьте ее во второй колонке знаком «+». - Молодцы! | - Сегодня 4 декабря. Открывают и записывают в тетрадь. - Минутка чистописания числа 4. - Садятся поудобнее и внимательно слушают учителя. Отвечает один ученик по поднятой руке. -Круг, треугольник, квадрат. Слушают и смотрят на экран (презентация). -Прямые и кривые. -Прямые линии похожи на натянутые веревочки. -Кривые линии похожи на веревочки, которые не натянули. -И у прямой и у кривой линии нет ни начала ни конца, они бесконечны. - Выходят 2 ученика и натягивают ниточку - Получилась прямая линия - Ослабляют ниточку - Сейчас получилась кривая линия - Изображают прямую линию с помощью ниточки - Получится луч -У луча есть начало, а у прямой нет начала. - Не скоро, потому что луч не имеет конца. -Геометрическая фигура, имеющая начало и конец, называется отрезком. -У прямой нет ни начала ни конца, а у отрезка есть и начало и конец. - 3 ученика выходят к доске. 2 ученика изображают прямую линию - Разрезает ниточку с двух сторон - Получился отрезок - Прямая линия, кривая линия, точка, луч, отрезок. -Прямая линия не имеет ни начала, ни конца, она бесконечная. Берут красную нитку и изображают прямую, затем из прямой моделируют кривую (фото в приложении) -Луч имеет начало в виде точки, но не имеет конца, он бесконечен. Берут желтую нитку и изображают луч. -Взять небольшой кусочек пластилина, скатать его в круг и прилепить на начало луча. (Берут пластилин и изображают начало луча.) -Отрезок имеет начало и конец в виде точек. -Взять синюю нитку, отмерить любую длину, взять ножницы и отрезать нить необходимой длины. Затем из пластилина скатать 2 точки и прикрепить в начало луча и в конец. -Мы достигли цель –узнать свойства луча, точки, прямой и кривой линии, отрезка. | Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации, используя сведения, полученные от учителя; понимать учебную информацию, представленную в различных формах. Личностные УУД: проявлять интерес к освоению новых знаний и способов действий. Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока; планировать деятельность. Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность Предметные результаты: узнают свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки. |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Задача: тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи | -А сейчас будем учиться правильно чертить отрезок, прямую, луч. Что нам для этого понадобится? -В ваших тетрадях отсчитайте от слов классная работа 1 клетку вниз и 2 клетки вправо от начала строки. Чертить будем по четкому алгоритму. - Я буду показывать на доске, а вы в ваших тетрадях, карандашом поставьте точку – это начало отрезка, к точке приложите линейку, как я. Поставьте вторую точку над числом 5. Соедините точки прямой линией. - Что у нас получилось? -Верно, вы молодцы. - Давайте повторим этапы построения отрезка. - Что мы делали вначале? - Что делали потом? - Как действовали дальше? - Что сделали в конце? - Молодцы! Давайте выполним чертеж отрезка самостоятельно, только сейчас до числа 4. - Что мы сейчас учились делать? -Как вы думаете, как можно провести прямую? Проведите ее в тетради. (Чертеж учителем на доске) -А как провести луч? -Верно, проведите его в тетради. (Чертеж учителем на доске) -Возьмите оценочный лист и подумайте, какую из целей мы с вами достигли, отметьте ее во второй колонке знаком «+». - Посмотрите на отрезок и подумайте, можно ли еще провести прямую через две точки? - Правильно. А кривую можно провести через две точки? Попробуйте провести - А еще одну можно провести? Попробуйте провести - А еще? Попробуйте провести еще кривую линию - Какой вывод можно сделать? - Теперь поставьте точку и проведите через нее прямую линию по линейке. - Можно ли еще провести прямую через эту точку? Проведите еще одну прямую линию - А еще? - Какой вывод можно сделать? -А через две точки сколько можно провести прямых линий? - Верно. -Откройте ваши учебники на странице 40 (4 и 0) Прочитайте задание (читает задание по поднятой руке), остальные ставят пальчик и следят, читают про себя. -Что нужно сделать? Спрашивает ответы на задание по поднятой руке. -Возьмите оценочный лист и подумайте, какую из целей мы с вами достигли, отметьте ее во второй колонке знаком «+». -Верно, вы большие молодцы. | -Нам понадобится линейка, карандаш. Выполняют указания учителя и повторяют чертеж в тетрадях. -Отрезок. -Вначале мы поставили точку. -Приложили линейку. -Поставили вторую точку над числом 5. -Провели прямую линию по линейке от точки до точки. Выполняют чертеж самостоятельно. -Мы учились выполнять чертеж отрезка. -Приложить линейку в любое место в тетради и провести линию, не имеющую начала и конца. Проводят в тетради. -Поставить точку, приложить линейку и провести прямую любой длины, так как луч бесконечен. -Мы достигли цель: научиться изображать луч, прямую и кривую линии, отрезок, точку. Затрудняются, пробуют провести прямую, делают вывод, что нельзя. -Да, можно провести кривую через 2 точки. Пробуют провести -Да, можно Проводят еще одну кривую линию. Да, можно Проводят еще одну кривую линию -Через две точки можно провести только одну прямую и много кривых. - Ставят точку, пробуют провести прямую линию -Да, можно Еще раз проводят прямую линию через точку. - Можно еще провести прямую -Через одну точку можно провести много прямых. -Только одну. Открывают учебник на странице 40 Один читает задание, другие следят пальчиком. -Надо найти и показать на рисунке кривые линии, отрезки, лучи. -Кривые линии: нитки от воздушных змеев; отрезки: рисунок на воздушных змеях; лучи: лучи от солнца. -Мы достигли цель: научиться распознавать луч, прямую и кривую линии, точку, отрезок. | Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации, используя сведения, полученные от учителя; понимать учебную информацию, представленную в различных формах. Личностные УУД: проявлять интерес к освоению новых знаний и способов действий. Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока; планировать деятельность. Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность. Предметные результаты: знают свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки; научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры (точка, кривая и прямая линии, отрезок, луч). |
6.Самостоятельная работа. Задача: закрепление новых знаний и умений | - Теперь, я предлагаю вам поработать самостоятельно. Возьмите в руки карточки - Попробуйте предположить, что нужно будет сделать? - Давайте проверим ваши предположения - Прочитаем задание, что нужно сделать? - Вы были правы! - После выполнения задания поставьте руку на локоток. - Если нет вопросов и все понятно, можете приступать. На выполнение задания вам 5 минут -Теперь возьмем красный карандаш. Проверяем себя. Рядом с правильным ответом ставите знак «+», где неправильно – знак «-». - У кого не было ошибок, поднимите уроку? - Кто сделал больше 1 ошибки? | - Нужно найти фигуры, которые мы сегодня изучили - Нужно найти на рисунке прямые линии, лучи и отрезки и обвести их определенным цветом (прямые линии – красный, лучи – синим, отрезки – зеленым) - Выполняют самостоятельную работу на карточках. - Выполняют самопроверку и самооценивание. | Регулятивные УУД: планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям. Предметные результаты: умеют распознавать, называть и сравнивать геометрические фигуры (отрезки). |
7. Рефлексивно оценочные действия. Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме | - Ребята, где мы с вами сегодня были? - Расскажите, кто живет в стране Геометрия? - Назовите фигуры, которые не имеют ни начала, ни конца. - Назовите фигуру, которая имеет только начало - Какая фигура является королевой Геометрии? - Какая фигура получится из двух точек и прямой? - Возьмите в руки оценочные листы и посмотрите все ли цели мы достигли? - Что вам показалось самым интересным? - А теперь оцените свою работу на уроке с помощью смайликов - Спасибо вам большое за увлекательное путешествие, урок подошел к концу. | -В стране Геометрия. -Точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч. -Прямая и кривая линии. - Луч -Точка. -Отрезок. -Мы достигли все цели, так как во втором столбике напротив каждой цели стоит знак «+». -Практические задания с нитками и пластилином. Оценивают свою деятельность на уроке с помощью смайликов | Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Предметные результаты: знают свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки; умеют распознавать, называть и изображать геометрические фигуры (точка, кривая и прямая линии, отрезок, луч). |