Классный час по теме «Толерантность и мы!»
Цели:
Познакомить уч-ся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.
Способствовать развитию у уч-ся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
Развивать у уч-ся терпимость к различиям между людьми.
Оборудование:
Презентация, видеоклип «Tell Me Why-Declan Galbraith»
Высказывания о вежливости, терпении, дружбе:
В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе. (Ф. Бэкон);
Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. (Н.Добролюбов);
Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк);
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Приветствие слайд№1
Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
Учитель:
«А кто из вас слышал слово «толерантность»? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
А что оно означает, знаете? (выслушать мнение воспитанников)
Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает это слово?
(выслушать ответы воспитанников)
А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников)
Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников)
Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.
Праздник толерантности – 16 ноября. (слайд №2)
16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Что означает слово толерантность?
терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
История происхождения понятия толерантность (слайд № 3).
Как это слово определяется на разных языках земного шара? (слайд№4)
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. (слайд №5)
Толерантность - это милосердие.
Толерантность - это сострадание.
Толерантность - это уважение.
Толерантность - это доброта души.
Толерантность - это терпение.
Толерантность - это дружба.
Толерантность - это гармония в многообразии.
Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.
Толерантность – путь к миру и согласию.
Сейчас я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа.
(Деклан Гэлбрэйт – 11лет, он и его семья живут в Англии в маленьком городке Ху рядом с Рочестром, графство Кент.)
(просмотр видео клипа «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith)
Какие эмоции вы испытали?
Какова основная идея видеоклипа?
(выслушать ответы воспитанников и перейти к просмотру слайдов презентации)
Импровизированный монтаж
Ребята! Обратите внимание! На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера уч-ся. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер уч-ся.
1.
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
3.
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
4.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
10.
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
13.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
Работа учащихся по группам
Упражнение “Толерантная и интолерантная личности” (слайд№6)
Есть два пути развития личности:
Толерантный
Интолерантный
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
уважение мнения других; непонимание; доброжелательность; игнорирование; нетерпимость; желание что-либо делать вместе; понимание и принятие; выражение пренебрежения; эгоизм; чуткость; любознательность; снисходительность; немотивированная агрессивность; цинизм; доверие; равнодушие; гуманизм; раздражительность.
Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.
Толерантная личность | Интолерантная личность |
уважение мнения других доброжелательность желание что-либо делать вместе понимание и принятие чуткость, любознательность снисходительность доверие, гуманизм | непонимание игнорирование эгоизм нетерпимость выражение пренебрежения раздражительность равнодушие цинизм немотивированная агрессивность |
Притча «Ладная семья» (слайд № 7)
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь Прощение Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».