СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Толстой. Филипок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой "Филипок" составлен в соответствии с ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Толстой. Филипок»

ФИО УЧИТЕЛЯ

Ялпачик Елена Леонидовна

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ


Урок

Литературное чтение

урока


Класс

2

Тема урока

Л.Н.Толстой «Филипок»

Тип урока

Урок комплексного применения знаний

Планируемые результаты

личностные результаты:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения, целеустремлённости, желания учиться;

  • формирование коммуникативных умений.

метапредметные результаты:

  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

предметные результаты:

  • познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Филиппок»;

  • развивать навыки работы с текстом;

  • формирование умения рисовать словесный портрет героя.

Оборудование

Учебник, интерактивная доска, презентация

Целеполагание

Образовательная  

познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого Филипок.

Развивающая

 развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- совершенствовать навык сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

- развивать способность к самооценке;
- формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

Воспитательная

создать условия для воспитания трудолюбия, чувства ответственности за свои знания, за успехи своего коллектива.


Ход урока

(Организационно-деятельностный блок)

  1. Орг.момент

Садятся те, которые ответят на вопросы:

- На каком уроке мы сейчас?

- Где мы находимся?

- Как называют детей, которые учатся в школе?

- Как называется стол ученика?

- Как называется книга ученика?

- Какое время года на улице?

- Какого автора мы изучаем?

- Зачем мы в школе?

- Как называется сумка ученика?

- Какой месяц у нас сегодня?

  1. Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего задания:

- С каким автором познакомились на прошлом уроке? (Слайд 1)

- Что было задано?

- Как называлось произведение? (Слайд 2)

- Прочитай текст …

- Чему учит этот рассказ?

- Почему дедушку не сажали за стол?

- Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

-Зачем Миша делал лохань?

- Почему родители Миши заплакали?

2. Речевая разминка. Слайд 3

Ученик учил уроки-

У него в чернилах щёки.

- Прочитайте:

- жужжащим чтением,

- с радостью;

- скороговоркой.

  1. Работа по теме урока.

  1. Введение в тему урока.

- Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Слайд 4.

Сегодня мы будем говорить о творчестве русского писателя Льва Николаевича Толстого.

- Как по- крымскотатарски звали бы Л. Толстого? (Арслан)

- С каким его произведение мы познакомимся, вы узнаете, если прочитаете все синие буквы:

Слайд 5

ФОИДЛУИДШПБЕОСЫК

Какую цель поставим перед собой?

Слайд 6

- Закончите предложение:

- Познакомимся с новым произведением …

- Научимся читать …

- Отвечать на …

  1. Работа над произведением.

Слайд 7

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Филипок».

О ком пойдет речь в рассказе?

Слайд 8

- Посмотрите на картинку.

  • Кого вы видите на переднем плане?

  • Опишите мальчика. Какой он?

  • Кого вы видите на заднем плане?

  • Кто изображен слева?

  • Опишите, какой он?

  • Где происходит действие? Почему вы так думаете?

- Имя Филипок от какого имени образовалось? (Филипп)

Почему автор называет его ласково Филипок? (Автор называет его ласково, значит речь пойдет о маленьком мальчике.)

Чтобы узнать, что же случилось с Филипком, прочитаем это произведение.

Чтение произведения учителем.

  1. Словарная работа.

Слайд 9

Поденная работа –  работа, которая оплачивается по количеству проработанных дней.  (обычно временная, сезонная работа, оплачиваемая из расчёта за один рабочий день).

Слайд 10

Слобода – большое село, деревня.

Слайд 11

Постреленок – непоседа, шалун, так обычно шутливо обращаются к детям.

Слайд 12

Сенцы, сени – в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Слайд 13

Бедовый – шустрый, смелый.

Слайд 14

Полы– нижняя часть раскрывающейся спереди одежды

  1. Физкультминутка Слайд 15-16

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В сторону, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

5. Самостоятельное чтение произведения.

Прежде, чем начнём самостоятельночитать, давайте прочитаем сложные слова. Читаем сначала по слогам, потом слово сразу

со-брал-ся выс-ко-чи-ла по-ка-зы-вать

по-дён-ну-ю спотк-нул-ся бе-до-вый

ос-та-лись пост-ре-лё-нок

от-цовс-ку-ю сен-цах

сло-бо-де по-се-ре-ди-не

Самостоятельное чтение.

6. Работа в парах (карточки с заданиями):

1 вариант (для сильных учеников).

Мог ли писатель дать другое название рассказу?

Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении?

2 вариант (для детей среднего уровня).

О ком эта история?

Кто главный герой?

Какого возраста?

Какие черты характера вы можете отметить?

    1. Обсуждение рассказа. Выборочное чтение.

– Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).

– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)

– как повел себя Филипок, когда на него залаяли собаки?

– А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

– Найдите в тексте выражения, которые изображают. что происходило с Филипком.

Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.)

Какие новые действующие лица появились? (Мужик, баба с ведром).

Что вы можете сказать о мужике, какой он?

Что можно сказать о бабе?

Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся).

Как об этом говорит автор?

Слайд 17

нашёл страх 

боится

испугался 

Все эти слова близки по значению. Как они называются?

– Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги)

– Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).

– Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”)

– Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).

Найдите в тексте еще выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка.

Слайд 18

Так напугался, что говорить не мог.

В горле от страха пересохло.

– Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

Совпало ли ваше предположение о том, какой мальчик с содержанием данного произведения?

– Какая у Филипка была цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

– Мог ли писатель дать другое название рассказу? Как бы вы его озаглавили?

– Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

IV. Итог урока.

Дайте характеристику Филипку.

Самостоятельный, настойчивый. Филипок добивается своей цели.

V. Рефлексия.

Слайд 19

Грамоте учиться всегда пригодится

Друзья познаются в беде

Век живи век учись

Худой мир лучше доброй ссоры.

Кто за Родину горой тот истинный герой.

Какая из этих пословиц подойдёт к нашему произведению.

Оцените свою работу на уроке.

Слайд 20

Добились цели, которую поставили перед собой в начале урока?

- Чему посвящён был урок?

- Чему вас научил он?

- Оцените свою работу на уроке.

- Что у вас получилось, а что нет?

Домашнее задание. Слайд 21

Стр 112-116