СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции народов Прибайкалья.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Традиции народов Прибайкалья.»

«Академия народных традиций »


Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 5» г. Ангарска

Класс: 5 «Б»

Дата проведения: 

Учитель: Коняева Виктория Климентьевна

Форма: Внеурочное занятие, с элементами театрализации

Тема: Традиции народов Прибайкалья

Цель:

формирование морально-нравственных основ мировоззрения, усвоение этических поведенческих навыков в условиях мультикультурной социальной среды на основе устойчивых представлений о традициях и обычаях народов Прибайкалья.

Планируемые результаты:

Личностные: 

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества с представителями других народов.

Предметные: 

Знакомство с традициями народов нашей страны, понимание из значения в приобретении социального опыта и в выстраивании конструктивных отношений в обществе; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.

Метапредметные:

Регулятивные – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные – умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение.

Оборудование и материалы урока: презентация, костюмы бурятские: мужской и женский; костюмы русские: мужской и женский; «хадаг»-обрядовый предмет голубого цвета; макеты холодного оружия и коней; брусок (для имитации порога); пиалы, рушник; Пища: молоко, «саламат»- бурятское блюдо, каравай, соль- русское блюдо


Ход занятия:

I.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычное занятие

Вначале я расскажу вам одну восточную сказку.

Сказка о госте

Давным – давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу. Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:

«Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.»

Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:

«Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?» Отец ответил:

«Четвертую часть своего скота я оставляю... вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля... Помните, дети мои, как говорил мудрец: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…»


Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на нашем занятии?

Ответы: О гостях. О добре

А вы знаете кто они?



II. Постановка темы, целей и задач

Итак, сегодня у нас заседание « Академии народных традиций».

Сегодня мы будем работать двумя группами академиков:

группа 1. Ответственной в ней будет ученая из Республики Корея уважаемая

Зна Оч Мно (Знаю Очень Много).

Ответственным в группе 2 уважаемый профессор Почемучкин. Перед вами листы, в которых спрятаны значения слов: «гость» и

« традиция»

1. Работа в группах

Задание для 1 группы


Из полученных вами словосочетаний ( в том порядке, в каком вы их нашли) сложите определение слова «традиция».

Традиция – это:

детская спортивная игра;

трудные поиски ценного клада;

множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности

( подчеркните одно из трех словосочетаний)

изучаемые археологической наукой артефакты;

передаваемые из поколения в поколение;

выращенные в домашних условиях.

( подчеркните одно из трех словосочетаний)


необходимы для приготовления вторых блюд;

книги, прочитанные в дни весенних каникул;

регуляторы общественных отношений.

( подчеркните одно из трех словосочетаний)


Какие традиции называют народными?

Задание для 2 группы


Выберите 2 верных значения слова гость

Гость - это

-ученик, имеющий высокие достижения в учебе и общественной деятельности;

-известный артист, снявшийся в популярном фильме;

-посетитель, который посещает или навещает кого-либо;

-иностранный торговец

Объясните значение слова гостеприимство?

2.Звучит фонограмма : скрип тормозов, подъехавшей машины.

Вбегает Незнайка :

«Где я? Мы с моим другом Знайкой путешествуем по времени. Мы были в древности, за нами увязались первобытные охотники. Едва убежали. Наша машина остановилась здесь. Знайка шел впереди, а я загляделся и отстал от него.

Профессор Почемучкин:

«Проходите, Вы - наш гость!»

Незнайка: « Вы зачем меня обзываете?»

Вбегает Знайка:

« Здравствуйте! (Обращаясь к Незнайке) А я тебя потерял! Думал тебя волки съели!»

Незнайка: « Я заблудился! Меня тут даже обозвали гостем»

Оч Мно Зна: «Что вы! Ребята! Вы знаете, кого называют гостями? Как к ним относятся и как их встречают?»

Ответы детей: Да. Гость - посетитель

Профессор Почемучкин: « Вы любите гостей? Как вы их встречаете? Сейчас мы с вами узнаем. Перед вами листы, в которых пословицы и поговорки о гостях и гостеприимстве. Только все они перемешаны. Попробуйте их составить правильно. Как только Ваша работа будет закончена, ответственные поднимают руку и озвучиваете полученный результат.


Например:

Гостю – почет, тем и рады

Чем богаты, хозяину – честь.


1.Гостю – почет, хозяину – честь.

2.Гостю щей не жалей, а погуще влей.

3 Гостю в переднем углу место.

4.Рад не рад, а говори: «Милости просим!»

5.Не красна изба углами, а красна пирогами.

6.Гость на порог – счастье в дом.

7.Милости прошу к нашему шалашу.

8.Не дорог обед, – дорог привет.

9.Чем богаты, тем и рады.

10.Что есть в печи, всё на стол мечи.


Подвести детей к выводу о том, что были устоявшиеся представления о правилах встречи гостей


3. Какие были традиции встречи гостей? Чем их угощали? Давайте посмотрим, как встречали гостей на нашей земле в Прибайкалье. Сначала мы познакомимся с двумя народами, которые уже много лет живут дружно рядом.

Демонстрация презентации


Работа с листами, в которых описаны традиции народов Прибайкалья. Работу в группах координирует учитель и помощники.


Традиция встречи гостей русского народа


Русский народ собрал в сокровищницу своей культуры множество различных приветствий. Недаром народная мудрость уже в глубокой древности подметила огромную роль приветствия в общении. Сохранению русских народных приветственных традиций способствовал замечательный знаток русской речи Владимир Иванович Даль. Он привёл в своём сборнике пословиц и поговорок немало приветственных формул, которые были приняты в России в прошлом: Не мудрён привет, а сердца покоряет. Каков привет, таков и ответ. Без привету нет ответу. По привету и ответ держат. В привете жить – совестно жить. По привету и собачка бежит. В старину у русского народа выбор приветствия зависел не только от пола, степени и близости общающихся сторон. На него влияло и другое: время суток, кем является тот, кого привечают, чем он занят в данный момент. Молотильщикам так желали успешной работы: «По сту на день, по тысяче на неделю». Любопытно, что по-разному здоровались с пастухом и кузнецом, с охотником, гостем, попутчиком, с теми, кто занят работой и теми, кто обедает. Так, здороваясь с заканчивающими жатву крестьянами, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!» «Свеженько тебе!»- здоровались с девушкой, черпающей воду. « Хлеб да соль!» или «Чай да сахар!» - говорили тем, кто чаевничает. Вежливый человек должен был не только ответить, но и использовать в ответе специальную этикетную формулу. Когда женщине, занятой дойкой, говорили: «Море под коровой!», у неё наготове был ответ: «Река молока!». Рыболова приветствовали: «Улов на рыбу!» «Наварка на ушицу!» - отвечал он. Женщине, месившей хлеб, желали: «Спорынья в квашню!» (Спорынья – удача.) «Сто рублей в мошну!» - был её ответ. Как мы видим, в каждом случае звучит своё приветствие, особое пожелание. Именно из пожеланий и возникало большинство приветственных формул, поэтому первоначально они и должны были быть очень разнообразными. Со временем, разумеется, приветствия меняются. Ещё в XVIII веке формулы «Здравия желаю!», «Желаю здравия!» мог произносить любой человек, входя в избу или встречая знакомого. Лишь позже они закрепились у военных, стали уставной формой. Когда-то «Здравствуй!» - говорили чихающему. Сейчас же желают в этом случае: «Будь здоров!» А если мы ещё дальше перелистаем различные печатные издания, то можем узнать много нового и интересного. Так, читая в былинах такие выражения, как: «Ай, ты гой еси, Илья Муромец!» или «Исполать тебе, добрый молодец!», мы понимаем, что «гой», «исполать» - это старинные приветствия, но сейчас они уже не употребляются. В наши дни принято, как обязательное условие, произносить пожелание здоровья, ответ гостей

Хозяева дома, как правило, встречали гостя во дворе. Объясняется это достаточно просто. Гости часто прибывали «верхом» или в повозках. Следовательно, хозяин дома помогал либо спешиться, либо напоить или накормить лошадей после дальней дороги. Гостя обязательно встречали земным поклоном. Его старались окружить лаской и заботой, относились к нему с почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. К гостям выходила наряженная хозяйка, обязательно кланялась в пояс. Гости тоже отвечали ей земным поклоном и начинался обряд «целования». Гости подходили и по очереди целовали хозяйку. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, то это служило сигналом рассаживаться по столам. Церемониальный стол обязательно стоял в «красном углу», возле неподвижно стоявших лавок. Это было почетнее, чем сидеть на приставных лавках, так как считалось, что гость находится под покровительством святых. Каждому приглашенному гостю подавал кусок хлеба с солью. Так как соль была очень дорогим продуктом в то время, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки стояли поближе к хозяину и важным гостям. Поэтому соль была одним из самых важным продуктов. Каравай считался символом плодородия и богатства. Воду для каравая необходимо было взять из семи разных колодцев, а муку – из семи разных мешков. Самое интересное, что печь каравай могла только замужняя женщина. Причем она должна быть счастлива в браке и растить здоровых детей. В наше время радушных хозяев называют хлебосольными, поэтому при встрече гостей на рушнике подносят им каравай с солью.

На стол хозяйки ставили все самое лучшее: пироги с различными начинками, квас, блюда из запеченных домашней птицы, дичи или поросенка.

Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай.  В зависимости от его крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны.

 

Традиция встречи гостей бурятского народа

Испокон веков буряты являлись скотоводами-кочевниками. Вся жизнь бурятского народа целиком зависела от природных условий. И неудивительно то, что при встрече с другим человеком, было принято спрашивать: «Здоров ли ваш скот?» А ведь это тоже приветствие. На первый взгляд, кажется немного смешно, но если подумать чуть-чуть, то легко можно доказать, что «здоров ли ваш скот?» = «здравствуйте». В самом деле, что составляло основу жизни скотовода-кочевника? Его стадо. Здоровы животные – хватает еды – всё благополучно в семье. Пал скот от болезней или бескормицы – и у людей голод, болезни, смерть. Вот, и, получается: пожелать здоровья рогатым кормильцам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким. Следующая цитата также подтверждает отношение бурят к домашним животным: «Скот для бурята – не только средство производства, но скорее дар богов, который надо холить и лелеять». Естественно, что «этим даром богов» кочевники – буряты дорожили и старались его приумножать: ведь вся домашняя живность была их богатством, гордостью и средством безбедной жизни. Встречали гостей буряты в жилище. Оказывается, стучать в дверь юрты, спрашивая разрешения войти, у бурят было не принято. Так, например, подъезжая к юрте, гость кричал: «Уберите собаку!» И, неважно, есть собака или нет, эти слова означали: «Принимайте гостя!»[ В ответ навстречу ему из юрты выходили хозяева, обязательно в шапках и застёгнутых на все пуговицы дэгэлах. (Дэгэл - верхняя национальная одежда бурят), помогали спешиться и привязать лошадей к коновязи. Кстати, о головных уборах. Если в Европе принято снимать шапки при встрече, то у бурят, наоборот, приветствовать друг друга следует с покрытой головой. Принимая гостя, хозяин помогал ему слезть с коня и вёл в юрту. Заходя в дом, гость должен был опустить нож. Несомненно, что опуская нож, гость показывал хозяевам свои мирные намерения по отношению к ним. Зайдя в юрту, гость обязан был первым приветствовать хозяина: «Мэндэ амар?» (Здоровы ли вы?) Хозяин же, ответив: «Мэндэ» (Здоровы), продолжал: «Здорово ли ваше стадо?» В ответ на это приветствие принято было отвечать: «Мэндэ». (Здоров.) Национальный этикет не допускает отрицательного ответа. Подтверждение об обычае бурят, в первую очередь интересоваться здоровьем скота, вы найдете в статье декабриста Бестужева Н. А., написанной ещё в XIX веке: «После обычных приветствий и вопросов о здоровье скота, баранов, о собственном здоровье, но отнюдь не о жене и детях…» Буряты первую очередь при встречах друг с другом интересовались здоровьем скота, табуна, отары гостя или просто прохожего. Приветствия зависели от обстоятельств и времени. Приветствие должно было соответствовать сезону. Поэтому часто можно было услышать: «Хорошо ли у вас проходит зимовка?» или «Спокойно ли вы проводите нынешнюю весну?» Кроме перечисленных приветственных формул, существовали и другие. Например, гость, застав хозяев за каким-нибудь делом, произносил приветствия - благопожелания. Хозяйку, занятую дойкой, привечали словами: «Пусть будет полна молоком ваша посуда!», взбивающую шерсть – «Пусть шерсть будет подобна шёлку!», а хозяев, играющих в настольные игры: «Пусть никого не минует победа!» Как мы убедились, приветствия нашего народа ясно выражали скотоводческо-кочевой образ жизни бурят. Гостям, в знак глубокого уважения, преподносились хадаг (шёлковый отрез, наподобие  шарфа: белого, красного, жёлтого, голубого и зелёного цветов; жёлтый хадаг предназначен для усопших, а традиционный голубой хадаг обычно вручается гостям, жениху, а невесте – белого) и молоко в пиале как символ верха белой пищи. На столе с «белой» пищей всегда были мясные блюда. Обязательным было особое блюдо «саламат». Оно считается обрядовым. С ним встречают гостей и приносят подношения в храмах. Брать «белую» пищу острыми приборами запрещалось. Гостям обязательно подавали чай. В дни Белого Месяца - буряты, встречаясь, приветствуют друг друга с раскрытыми вверх ладонями. Этот древний приветственный знаковый обычай означал, что у встречавшихся нет в руках холодного оружия, что у них обоих мирные намерения. Приветствие не сопровождалось рукопожатием, вообще в прошлом у бурят рукопожатие было не принято. После приветствия все рассаживались по своим местам (согласно принятому этикету).Г Гостям вручались подарки, либо двумя руками, либо правой. Подарок гость, каким он не был, должен был принять. Рука (руки дарителя возвращаются пустыми).


4. Из предложенных артефактов группы представляют элементы традиций встречи гостей

русского и бурятского народов.


5. Рефлексия. Опросные листы

Опросный лист


Что мы знали о традициях гостеприимства бурятского и русского народов

Что мы узнали о традициях гостеприимства бурятского и русского народов







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!