СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Традиции родительских собраний"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статьи -рекомендации по взаимодействию учеников ,родитеоей и учителей

Просмотр содержимого документа
«"Традиции родительских собраний"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 31










Сотрудничество классного

руководителя с родителями

учащихся старших классов
























Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Основная часть

Основные направления организации сотрудничества классного

руководителя с родителями……………………………………………..……...4

Формы взаимодействия классного руководителя и семьи………………...8

Традиции подготовки и проведения родительских собраний в школе…...16

Заключение………………………………………………………...…………….19

Список литературы………………………………………………...……………20






























Введение


Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить

людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить люб­ви,

словом же можно служить вражде и ненави­сти. Берегись такого слова,

которое разъединя­ет людей.

Л. Н. Толстой

Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет за­ранее продуманная и четко организованная система сотрудниче­ства. Спонтанные и плохо организованные родительские собра­ния ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Очень часто можно слышать от родителей: «В начальной школе нашим классом учитель занимался, а теперь классному руково­дителю нет до наших детей никакого дела». Безусловно, в началь­ной школе классный руководитель уделяет больше внимания уча­щимся, но ведь в его задачу входит не только создание классного коллектива, но и коллектива родителей, способных помочь в даль­нейшем новому классному руководителю сохранить и приумно­жить традиции коллектива, заложенные в начальной школе.

Кто-то из классных руководителей может сказать, что в старших классах родительские собрания мало, что могут изменить в вос­питании учащихся. Не могу с этим согласиться. Родительские со­брания имеют огромное психологическое и педа­гогическое значение.

В первую очередь это связано с высоким уровнем тревожности родителей старшеклассников. Ни для кого не секрет, что сегод­няшнее образование старшеклассников имеет большое количество направлений, профилей, курсов, а проблемы, связанные с ЕГЭ и тестированием, заставляют родителей старшеклассников не толь­ко приходить в школу, но и вынуждают их интересоваться, чем живет школа, какие возможности получает их ребенок. Конечно, на все эти вопросы должен ответить классный руководитель стар­шеклассников.

Помимо образовательных проблем родителей сегодняшних старшеклассников волнуют и проблемы, происходящие в обще­стве, которые, несомненно, накладывают отпечаток на поведение учащихся. Именно от того, как школа помогает семье решать эти вопросы, зависит адаптация старшеклассника в социуме.











Основные направления организации сотрудничества

классного руководителя с родителями


Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики.

Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой справиться не в состоянии. К психолого-педагогическому про­свещению родителей необходимо привлекать специалистов раз­личных направлений: врачей, юристов, психологов, представи­телей общественных организаций, социальных педагогов, учите­лей-предметников.

Следует отметить, что психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий харак­тер. Например, с родителями старшеклассников необходимо под­нимать не только учебные вопросы, но и проблемы взрослых: служба в армии, проблемы ранних и гражданских браков, терпи­мость по отношению к другим людям, национальные взаимоот­ношения, участие в сектах и организациях, чья деятельность идет в разрез с государственной политикой. Об этом и о многом дру­гом необходимо говорить с родителями заранее, чтобы они спо­койно могли воспринимать возникшие в будущем трудности.

Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение роди­телей вызывало у них самих интерес, классный руководитель дол­жен не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительс­ких собраний, но и учитывать предложения и пожелания родите­лей при выборе тем для их просвещения.

Приглашая специалистов для просвещения родителей, класс­ный руководитель должен помнить, что от компетентности, эру­диции, коммуникабельности этих людей зависит степень доверия родителей классному руководителю.

Демонстрация видеоматериалов, слайдов, а также различного рода статистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.

Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями по интересующим их вопро­сам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в об­суждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.

Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения роди­телей старшеклассников:

  • Физиология и психология старшеклассника.

  • Куда пойти учиться? Анализ образовательных возможностей выпускников школ.

  • ЕГЭ: за и против.

- Основные документы школы об образовании.

- Режим дня старшеклассника при подготовке к экзаменам.

  • Механизмы подготовки к ЦТ.

  • Особенности организации образовательного процесса в со­временной школе: проблемы и решения.

  • Профильное обучение, его организация и перспективы.

- Особенности организации самостоятельной работы старшек­лассников в курсе изучения предметов естественно-матема­тического цикла.

- Особенности организации самостоятельной работы старшеклассников в курсе изучения предметов гуманитарного цикла

- Все о дополнительном образовании.

- Требования к оценке учебных достижений старшеклассни­ков. Родителям на заметку.

- Какой он, современный школьный экзамен?

- Что нужно знать и уметь старшекласснику, чтобы победить в предметных олимпиадах? Встреча с учащимися-победителя­ми предметных олимпиад.

  • Роль учебной книги в образовании старшеклассника.

  • Организация рабочего дня старшеклассника: проблемы и решения.

  • Как помочь старшекласснику сохранить здоровье? Советы специалистов.

  • О перегрузках и не только.

  • Как сохранить интерес к учению старшеклассников?

- Выбор профессии — нелегкое дело?

- Способности и их роль в выборе будущей профессии.

- Возможности получения образования после школы.

Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образователь­но-воспитательному пространству.

. В работе с родителями старшек­лассников классный руководитель должен обратить внимание на те аспекты, которые позволят разъяснить родителям многие про­блемы, связанные с воспитанием старшеклассников, организуя работу с учащимися старших классов, класс­ный руководитель не должен считать, что родители должны быть в школе только по необходимости, так как его ученики уже доста­точно взрослые. Однако в старших классах классному руководите­лю необходимо обратить внимание родителей на то, что совсем скоро их дети уйдут из школьных стен, им придется самостоятель­но принимать многие решения, за которые им самим придется нести ответственность. Именно вопросы правовой и нравственной культуры, должны стать темой родительских собраний. Не менее важно готовить такие мероприятия, которые позволят родителям убедиться в том, что их дети умеют рассуж­дать, принимать решения, что они умны и самостоятельны. С этой целью необходимо проводить совместные родительские собрания, встречи поколений, открытые уроки нестандартного характера. Тогда учащиеся и их родители будут учиться тратить время общения не на конфликтные ситуации, а на проверку уме­ния быть терпимыми и любящими, решать любые спорные воп­росы, уважая при этом своего выросшего ребенка, внимательно и справедливо оценивая его доводы.

Родители должны иметь возможность увидеть своего ребенка в среде сверстников, чтобы понять, насколько они были правы в выборе системы мер по его воспитанию.

Тематика родительских собраний в этом направлении может быть следующей:

- Права и обязанности, ответственность в обществе старшек­лассников.

- Как избежать проблем старшеклассников в общении с законом?

- О молодежных организациях, сектах и не только.

- Нравственная культура семьи. В чем она заключается?

- Друзья моего ребенка. Что я о них знаю?

- Речевая культура семьи. Ее слагаемые.

  • Компьютер — друг или враг? Культура освоения информа­ционного пространства школьником.

- Культурные традиции и обычаи семьи.

- О веротерпимости и уважении в вопросах веры.

- Как уберечь своего ребенка от насилия других и предупредить его стремление проявлять насилие по отношению к людям.

- Традиции интернационального и национального воспитания ребенка в семье.

- О досуге старшеклассников.

- Как уберечь ребенка от наркотиков и научить говорить «нет».

- Трудный подросток. Какой он?

- Современная литература: за и против.

- О культуре чувств.

- Секс и молодежь.

- Культура отношений мужчины и женщины. В чем она заклю­чается?

- Если ваш ребенок ждет ребенка...

- Запретные темы. Нужно ли оставлять их запретными в общении со старшеклассником?

- О взаимоотношениях поколений в семье.

- О цинизме и лжи.

  • О свободе и ответственности.

  • Деньги и их роль в жизни подростка.

- Права и обязанности старшеклассника в семье. Как воспи­тать настоящего мужчину и настоящую женщину?

- Портрет выпускника современной школы — социальный за­каз общества.

В планировании воспитательной работы классный руководи­тель большое внимание уделяет участию самих родителей во всех внеклассных мероприятиях. Родители старшеклассников должны быть вместе со своими детьми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах.

К примеру, вместо обязательного и не совсем яркого классно­го часа к празднику восьмого марта можно предложить мамам и ребятам провести этот вечер на .театральной премьере. Еще луч­ше, если спектакль посвящен взаимоотношениям взрослых и де­тей, что позволит родителям по-иному взглянуть на себя и своего ребенка, открыть друг в друге ранее не увиденное, услышать ра­нее не услышанное.

Большое значение в работе со старшеклассниками и их родите­лями имеет демонстрация достижений учащихся. Родителям всегда приятно узнать о том, что его ребенка ценят и уважают в школе, по­ощряют его учебные достижения и творческие способности.

Формы проведения собраний родителей старшеклассников

Формы проведения работы с родителями старшеклассников могут быть самыми разнообразными, однако главными направ­лениями работы с родителями являются следующие направления:

  1. Разъяснение учебных возможностей учащихся на старшей ступени обучения в учебном учреждении.

  2. Формирование культуры взаимодействия родителей и детей в семье.

  3. Знакомство родителей учащихся с негативными явлениями в молодежной среде.

4. Подготовка родителей учащихся к пониманию проблем взросления их детей и формированию адекватности их ожи­даний.

Классный руководитель может использовать следующие фор­мы организации работы с родителями:

- Ежегодные праздники рождения класса и коллектива роди­телей.

  • Встречи с администрацией учебного заведения и службами школы.

  • Традиционные встречи родителей «Праздники, которые все­гда вместе с нами».

  • Круглые столы по проблемам нравственного воспитания учащихся, выбора жизненного пути.

  • Родительские конференции по проблемам правовой культуры.

  • Презентации достижений семей в рамках программы «Ода­ренные дети - одаренные семьи».

- Выездные заседания родительских комитетов в проблемных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием старшек­лассников.

- Совместные экскурсии в техникумы и вузы с целью знаком­ства с содержанием системы обучения студентов.

- Походы и экскурсии выходного дня.

  • Лекции по проблемам воспитания старшеклассников.

  • Совместное посещение выставок, театров и кинофильмов.

- Дни творчества класса.

- Выпуск совместных газет.








Формы взаимодействия классного руководителя и семьи


Педагогика должна стать наукой для

всех — и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский


С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, кото­рые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием взаи­модействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ре­бенку.

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руко­водителя будет, если педагог даст возможность проявить инициа­тиву и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.

В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

Начиная работать с семьями своих учеников, классный руко­водитель должен обсудить те правила общения, которыми он хо­тел бы руководствоваться в работе с родителями.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с се­мьями учащихся могут быть примерно следующими:

  1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для об­щения.

  2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не рас­полагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

  3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старай­тесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и нега­тивную реакцию со стороны родителей.

  4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

  5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от ро­дителей услышали.

  6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.

  7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, ро­дителей необходимо поставить об этом в известность.

  8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

  9. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться кон­структивными рекомендациями для родителей и самого уче­ника.

10. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпе­тентен, он должен извиниться перед родителями и предло­жить им обратиться за консультацией к специалистам.

11. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руко­водителем и администрацией школы.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.

Групповые формы работы уместны для организации психо­логического просвещения родителей, для встреч с администраци­ей учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, например, по вопросам реформирования школы.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских уни­верситетов и других различных форм взаимодействия со школой.

Самой распространенной формой групповой работы с родите­лями является родительское собрание.

Родительское собрание проводится один раз в месяц или в чет­верть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей..

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания. Однако практика показывает, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше. Это связано с теми конкретными про­блемами и ситуациями, которые требуют проведения дополни­тельных родительских собраний.

Первое родительское собрание является, как правило, органи­зационным и проводится в конце августа — начале сентября.

Последующие собрания являются тематическими. Их темати­ка определяется потребностями родителей, классного руководи­теля, школы, актуальностью обсуждаемой темы.

Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвящен­ные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано аб­солютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспита­ния детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу кото­рых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственно­го ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различ­ной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помо­щью родительского комитета класса и учащихся.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить ди­агностический материал для родителей или статистический мате­риал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него осо­бенно актуально. Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:

- «Из истории воспитания детей в семье»;

- «Великие педагоги мира»;

- «Традиции воспитания народов мира»;

- «Крылатые фразы о воспитании»;

- «Азбука воспитания детей в семье»;

- «Советуем прочесть»;

- «Книжная полка родителей»;

- «Обсудите вместе с ребенком»;

- «Шкатулка мудрости»;

- «Творческая мастерская семьи»;

  • «Взрослые дети — взрослые проблемы»;

  • «Документы школы об образовании»;

- «Нововведения в образовании»;

- «Куда пойти учиться»;

- «Закон и порядок» и др.

Такие рубрики позволят сделать родительское собрание нео­бычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет спо­собствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в си­стеме «учитель — ученик — родитель».

Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответ­ственность и потребность участия в делах классного коллектива. Какие традиции родительского собрания являются значимыми и эффективными? Например, традиция поощрения родителей, ак­тивно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различ­ной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. В честь родителей-помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены именные поздравительные газеты, медали.

Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые классный руководитель мо­жет отправить как домой ученику, так и на работу его родителям. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получают в день рождения своего ребенка. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родите­лей в воспитании детей.

Хорошей традицией родительского собрания считается и вве­дение в его ход определенных ритуалов. Например, ритуал, кото­рый можно условно назвать «Волшебная шкатулка». Этот ритуал заключается в том, что к каждому родительскому собранию ребя­та класса пишут письмо родителям, помещают его в конверт, над­писывают и опускают в волшебную шкатулку, которая стоит в по­мещении, где проходит собрание. Такие послания ребята начи­нают писать уже в первом классе. В своих письмах они могут рассказать о своих проблемах и радостях, о том, что им порой труд­но сказать вслух.

Если такой ритуал становится традиционным, родители его с нетерпением ждут. Иногда традиция написания друг другу писем становится семейной, о чем родители рассказывают с удовольстви­ем и благодарят за ее введение в практику родительских собра­ний.

Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный ана­лиз результатов собрания, оформление коллажа или газеты.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них ог­ромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен по­мнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, кото­рый его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей классов и родительских комитетов с админис­трацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом.

К примеру, хороший эффект дает встреча родительского коми­тета класса с победителями интеллектуальных марафонов, участ­никами олимпиад, призерами различных соревнований. Это огромный стимул для дальнейшего сотрудничества учащихся и ро­дителей.

Хорошей традицией в работе с классным коллективом являет­ся проведение встречи поколений в честь праздника Победы. Та­кие встречи позволяют изменить многое в общении детей и роди­телей, повлиять на взаимоотношения взрослых и детей в лучшую сторону. Однако надо помнить о том, что эти мероприятия требу­ют серьезной подготовки, огромного вклада душевных сил само­го педагога.

Большое значение родительские встречи могут иметь в работе с проблемными детьми. Проблемными они зачастую становятся от недостатка общения с родными и близкими людьми, от отсут­ствия понимания и принятия. Встречи с родителями других ре­бят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребен­ка могут сделать гораздо больше, чем приглашение различных специалистов.

Интересной формой работы с родителями являются родительс­кие клубы. Родительские клубы — это объединения по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания.

Организация клубов родителей — благодатное дело. Оно спла­чивает родителей, позволяет развивать собственную наблюдатель­ность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в будущем проблемы подросткового возраста. В родительском коллективе всегда есть люди, которым интересны раз­личные системы воспитания, результаты воспитания и обучения детей в школах определенных направлений. Таких родителей не­обходимо привлекать к участию в клубной работе.

Заседания клубов проходят три-четыре раза в год. Родителям заранее предлагается тематика клубных занятий, которая выве­шивается в школе на стенде для родителей. В тематику родители могут вносить коррективы.

В последнее время, в силу сложившейся в обществе ситуации, связанной с разгулом наркомании и токсикомании, родители хо­тели бы как можно больше знать о данной проблеме. Неформаль­ная обстановка занятий в клубе, привлечение специалистов, воз­можность просмотра видеоматериалов, встречи с родителями, которые пережили такие проблемы в воспитании детей, —• все это может сделать работу клуба полезной и необходимой в жизни шко­лы. Занятия в клубе создают единомышленников-энтузиастов, спо­собных впоследствии стать авторитетными друзьями для многих ребят, столкнувшихся с серьезными жизненными проблемами.

Большим подспорьем в работе классного руководителя с уча­щимися могут стать клубы творчества, членами которого являют­ся родители и дети. В таких клубах ребята и их родители объеди­нены общим увлечением, которое не только сплачивает взрослых и детей, но и формирует совершенно иной мир взаимоотношений между ними. Изучение мира животных и растений, флористика, живопись, увлечение поэзией и спортом, шитьем и вязанием — все эти интересы могут стать основой создания клуба.

Клубное занятие — это не просто встреча увлеченных людей; это традиции и обычаи совместного общения, это влияние на бу­дущие поступки человека, формирование его культуры, характе­ра. Классный руководитель должен поощрять участие родителей в клубной работе, красивой традицией класса может стать ежегод­ная презентация работы клуба. Это может быть маленький видео­фильм, выставка работ участников клуба, клубный благотвори­тельный аукцион и другие формы демонстрации достижений клу­ба родительского общения.

Большое значение в работе классного руководителя имеет ин­дивидуальная работа с родителями.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отне­сти следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть резуль­тат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ре­бенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициа­тива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

Существует определенная этика общения с родителями при подго­товке и проведении индивидуальной работы с семьей.

  1. Необходимо заранее обсудить возможность проведения та­кой консультации.

  2. Родители должны быть приглашены на консультацию в доб­рожелательной и спокойной форме.

  3. Время консультации или беседы должно быть четко огово­рено.

  1. Родители не должны ждать под дверью своей участи.

  2. Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.

  1. Необходимо четко формулировать цели консультации, ее ак­туальность.

  2. Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.

  3. Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны.

9. В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме.

  1. Если в этом есть необходимость, в ходе консультации роди­тели получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.

  2. Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и класс­ного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельнос­ти родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллек­тиве, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрос­лых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выпол­нять в классе различные функции. Одной из главных функций яв­ляется помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей класса, в дне самоуправления. Еще одна важная функция родительского комитета класса — оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе.

Родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского коми­тета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям — увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

Многое может сделать родительский комитет по решению хо­зяйственно-бытовых вопросов в классе. Ремонт кабинета, мебе­ли, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно-гигиенических и профилактических мер учащимися и школой — это и многое другое может быть в компетенции родительского комитета.

По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, за­щита прав учащихся в различных инстанциях.

Родительский комитет выбирается общим собранием родите­лей. В ходе выборов учитываются предложения классного руко­водителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий роди­тельского комитета — один год, но если назрела острая необходи­мость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная рабо­ту в классе, классный руководитель должен предупредить родите­лей о том, что побыть в роли члена родительского комитета дол­жен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обновляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем, и ак­тивно участвовать в их решении.

Как правило, обязанности в родительском комитете распределя­ются между председателем родительского комитета, его заместите­лями, отвечающими за определенные участки работы, и казначеем. Председатель родительского комитета отвечает за организацию его деятельности, совместно с заместителями составляет план ра­боты родительского комитета; помогает классному руководите­лю в подготовке и проведении родительских собраний; является представителем коллектива родителей класса в работе родительс­кого комитета школы.

Председатель участвует в защите прав учащихся класса в судеб­ных структурах, если в этом есть острая необходимость. Предсе­датель родительского комитета совместно с представителями шко­лы участвует в посещении неблагополучных семей, помогает ре­шать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Если председатель родительского комитета отвечает за органи­зацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечаю­щий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует родителей для участия в школьной жизни детей: в по­сещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компе­тенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий; организация различных смотров-конкурсов, брейн-рингов; помощь одаренным учащимся в поис­ке спонсоров для участия в различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях; организация помощи отстающим в учебе детям; по­иск возможностей для награждения учащихся, отличающихся вы­сокими, результатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирую­щий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, секций, родительских уроков. Вместе с родите­лями класса он участвует во всех совместных праздниках, похо­дах, организует в классе экскурсии, поездки, развлекательные ме­роприятия. Кроме того, он помогает классному руководителю ре­ализовать во внеклассной работе возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечаю­щий за хозяйственную работу в классе, организует помощь роди­телей в ремонте классного кабинета, в его оформлении, в приоб­ретении предметов, необходимых для классного коллектива.

В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нуж­ды класса. Вместе с родительским комитетом казначей составля­ет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства. Если в этом есть необходимость, он определяет средства из бюджета родительского комитета класса на поощрение учащихся в рамках программы «Одаренные дети», на издательскую деятельность (детский журнал класса, книжки-малышки, написанные учащимися и их родителями, ксерокопи­рование нужных учебных материалов).

Заседания родительского комитета проходят два-три раза в чет­верть. Однако при острой необходимости, встречи родительского комитета могут быть чаще.

Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются протоколы его заседаний, положение о роди­тельском комитете школы, план работы родительского комитета на учебный год или полугодие, график заседаний родительского комитета.



Традиции подготовки и проведения родительских

собраний в школе


Плох тот воспитатель детей, который не по­мнит своего детства.

Эбнер Эшенбах


Традиции подготовки и проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными. Они должны способствовать формированию культуры быть родителем, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать различные ситуации в воспитании собственных детей.

Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть офор­млены по-разному: типографский вариант, руками самих учащих­ся, с помощью родительского комитета. Главным в таких пригла­шениях на родительское собрание является то, что родители по­лучают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, примерные временные рам­ки собрания, контактный номер телефона, по которому можно позвонить и узнать информацию о собрании. Прочитав эти стро­ки, кто-то может сказать, что подготовка такого приглашения от­нимет много времени. Однако именно такой подход к организа­ции системы в работе с родителями поможет формировать уваже­ние к профессиональной деятельности педагога, подчеркнет значительность встреч учителя с родителями, будет стимулировать их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

Такие приглашения собираются из года в год в архиве класса и могут украсить любой праздник, особенно финал учебного года или праздник окончания школы.

Хорошей традицией родительских собраний, которая может существовать в течение всего времени обучения ребенка в сред­ней школе, является ведение родительских дневников. Родитель­ский дневник — это обычная тетрадь, в которой ведутся записи ро­дителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. Дневник ведет каждая семья. В этом дневнике ро­дители делают записи после родительских собраний, свои выво­ды, пожелания учителям-предметникам и дают свои рекоменда­ции классному руководителю по организации общения с их ре­бенком. Родители это делают с большим удовольствием, если классный руководитель объяснил им важность и значительность для своей работы родительских рекомендаций.

На первой странице дневника родители фиксируют рост, вес своего ребенка при поступлении в первый класс; его интересы и увлечения, любимые книжки, песенки; положительные качества характера; любимые игры и словечки на протяжении обучения в разных классах.

Вторая страница дневника посвящена размышлениям родите­лей о будущем своего ребенка: каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Здесь же родители указывают фамилии людей, наиболее авторитетных и значимых в жизни ребенка. Иногда такие данные помогают решать многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться классному ру­ководителю в воспитании детей.

Последующие страницы родительского дневника могут быть посвящены содержанию родительских собраний: к примеру, стра­ницы «Народная мудрость о воспитании», «Азбука педагогики» и другие. Вполне уместно и просто необходимо знакомить родите­лей с методами воспитания на примере художественной литера­туры, с воспитательными системами известных исторических и литературных персонажей. Азбука педагогики — это работа с ро­дителями над их педагогическим и психологическим словарем. Что означает то или иное слово или термин, название и понятие — все это можно успешно анализировать в ходе родительского со­брания.

Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания — страничка Радости. Ее готовит для ро­дителей классный руководитель к каждому родительскому собра­нию. На этой странице педагог фиксирует достижения ребенка, связанные с его обучением и воспитанием. Каждое родительское собрание начинается с того, что родители получают страничку Радости, вкладывают ее в дневник и в течение всего родительско­го собрания работают с ней. Классный руководитель напоминает родителям внимательно прочесть записи на страничке Радости и задать волнующие вопросы в ходе собрания или в конце его.

Страничка Радости помогает родителям больше узнать об их детях, обращает внимание семьи на те моменты, которые родите­ли, может быть, пропустили в силу собственной занятости или невнимательности, фиксирует достижения ребенка, которые фор­мируются в семье и проявляются в детском коллективе.

Ведение родительского дневника помогает видеть положитель­ное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность. Спустя годы такой родительский дневник может стать семейной реликвией и еще долго служить в семье своеобразным педагогическим пособием по воспитанию детей.

Интересной традицией родительских собраний может стать руб­рика «Зеленая лампа», с помощью этой рубрики проигрываются различные проблемные ситуации из жизни класса, школы и от­дельных учащихся. Имена учащихся не называются, ситуации не­сколько изменяются, родителям предлагается найти оптималь­ный вариант решения трудной житейской задачи.

Традиции родительских собраний могут быть самыми разно­образными, но главное в них - формирование культуры челове­ческого общения, создание такой атмосферы, при которой хоте­лось бы открыто говорить о своих радостях и бедах, чувствуя доб­рожелательность и поддержку собеседников. Такая атмосфера на пустом месте не появится. Классный руководитель должен учить этому родительский коллектив на собственном примере.

Родительский комитет вместе с классным руководителем го­товит традиционные поздравления родителям учащихся к юбилей­ным датам и вручает их на родительском собрании или отправля­ет по почте. Уместно поздравить родителей с теми достижениями, которые произошли в их карьере, в работе. Для родителей это не только приятная неожиданность, но и формирование убеждения в том, что рядом с их ребенком неравнодушный взрослый, кото­рый делает их жизнь и жизнь ребенка богаче и добрее.

Хорошей традицией родительского собрания является его реф­лексия. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это высказывания родителей, выпуск «молнии», оформление кол­лажа, интервью и т. д.

В конце учебного года итоговое родительское собрание может заканчиваться тоже по-разному. Традиционными становятся фо­тографии на память всем составом родителей, награждение роди­телей-активистов и помощников классного руководителя и шко­лы, создание классной книги почета, в которую ежегодно торже­ственно вносятся фамилии родителей, без помощи которых жизнь в классе была бы скучной и неинтересной.




























Заключение


С годами у меня уже сложились определённые принципы. Я их тезисно довожу до родителей. Например, говорю им, что я буду:

  • уважать, любить и доверять детям;

  • обсуждать с детьми и родителями возникшие проблемы и вести совместные поиски их решения. Обозначаю, что мы все должны быть готовы к тому, что время от времени будут возникать проблемы, но пути их решения можно все­гда найти. Но для этого требуются наши совместные усилия. Призываю ро­дителей к сотрудничеству и взаимопониманию;

  • рассматривать поведение детей «сегодня» и никогда не буду навешивать на них ярлыков;

  • наблюдать за детьми, но не делать скоропалительных выводов;

  • непрестанно работать над развитием дружного коллектива, духа товари­щества, ответственности за себя и друг друга;

  • твердо и настойчиво следить за выполнением решений детского коллекти­ва, развитием самоуправления;

  • держать под пристальным контролем вопросы дисциплины и успеваемости;

  • искать альтернативу банальным наказаниям (вместе с детьми и родителями);

  • максимально использовать чувство юмора и не унывать, когда что-то не

получается;

  • помнить, что результат нашего совместного труда мы увидим не сразу по­сле первого собрания, а может быть, и очень не скоро.

Я призываю родителей вооружиться подобными принципами в их нелегком родительском деле. Убеждаю их в том, что результата можно добиться только со­вместными усилиями.




















Список литературы:

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. Москва, 2010.

  2. Руднева И.А., Понькина И.В. Родительские собрания. Волгоград, 2012.

  3. Коржакова О.И. Система работы классного руководителя с родителями // Классный руководитель. 2009. №5.

  4. Щуркова Н.Е. Школа и семья: конфронтация или нежный союз? // Классный руководитель. 2011. №7.
















25