Литература 22.04.2020
Тема: Широта проблемно-тематического диапазона поэзии И.А. Бродского. Традиции русской классической поэзии в его творчестве.
И.А.Бродский(1940-1996)
Сегодня мы познакомимся с известным поэтом xx века. Имя его официально появилось около 30 лет назад, поэтому перед нами трудная, но интересная задача - открыть для себя великого поэта Скоро мы будем отмечать его 80-летие…
Задание: прочитайте и послушайте стихотворение, и подумайте, что вы можете сказать о человеке, его написавшем.
Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
Знакомимся с автором:
Годы и факты
Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде.
Отец его, Александр Иванович Бродский, был фотокорреспондентом армейской газеты. Мать, Мария Моисеева Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.
В 1949 году семья получила “полторы комнаты” в знаменитом доме на улице Пестеля, где с 1949 по 1913 год находился салон Мережковских, снимал квартиру А. Блок, а в 1920 году собирались участники “Цеха поэтов”.
-Знакомы Вам эти имена?
В 1955 году Бродский совершает первый, по его словам, “свободный поступок” – уходит из школы после восьмого класса в знак протеста против “ада серости убогого материализма”. Самообразование заменило официальные дипломы. Любовь к польской и английской поэзии заставила самостоятельно овладевать языками. С пятнадцати лет поэт перепробовал множество работ.
Первые стихи написаны в 1957 году в геологической экспедиции. За несколько лет Бродский преодолевает огромный путь, осваивая опыт самых различных поэтов.
Весной 1960-го Броский, окончательно закрывая себе путь в официальную литературу, публикуется в самиздатовском журнале “Синтаксис” Александра Гинзбурга.
В 1961 году произошло знакомство Бродского с Анной Ахметовой, которая становится не только литературным учителем поэта, но и его духовным наставником.
29 ноября 1963 года в газете “Вечерний Ленинград” появился фельетон “Окололитературный трутень”, с этого времени начинаются преследования и травля поэта. Арестовали Бродского 13 февраля 1964 года, а 18 февраля состоялся суд, который приговорил поэта к пяти годам принудительных работ на Севере за тунеядство.
Отрывок стенограммы из зала суда.
“Судья. Объясните суду, почему вы… не работали и вели паразитический образ жизни”
Бродский. Я работал… я писал стихи.
Судья. А что вы сделали полезного для Родины?
Бродский. Я трудился. Я писал стих.
Судья. А кто признал , что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский. Никто.
Судья. А вы учились?.. Чтобы быть поэтом?..
Бродский. Я не думал, что это даётся образованием… Я думаю это (растерянно) от Бога”.
- Как вы оцениваете поведение И. Бродского на процессе? Как понимает он роль поэта в обществе?
Несмотря на беспочвенность обвинений и достойную защиту, Бродский был осуждён на пять лет принудительных работ за тунеядство и выслан из Ленинграда в Архангельскую область, в деревню Корейскую.
Это трудное время. Мы должны пережить,
перегнать эти годы,
с каждым новым страданьем забывая
былые невзгоды
и встречая, как новость, эти раны
и боль поминутно,
беспокойно вступая в туманное новое утро.
Год с лишним поэт прожил в ссылке. Это время в творческом отношении было для него очень плодотворным. Стихи постепенно наполняются более спокойной, размеренной интонацией.
Читайте и слушайте:
Одной поэтессе
Оставим счеты. Я давно в неволе.
Картофель ем и сплю на сеновале.
Могу прибавить, что теперь на воре
уже не шапка - лысина горит.
Я эпигон и попугай. Не вы ли
жизнь попугая от себя скрывали?
Когда мне вышли от закона "вилы",
я вашим прорицаньем был согрет.
Служенье Муз чего-то там не терпит.
Зато само обычно так торопит,
что по рукам бежит священный трепет,
и несомненна близость Божества.
Один певец подготовляет рапорт,
другой рождает приглушенный ропот,
а третий знает, что он сам - лишь рупор,
и он срывает все цветы родства.
В сентябре 1965 года в результате вмешательства видных деятелей европейской культуры, вызванного публикацией на западе записи судебного процесса, сделанной Фридой Вигдоровой, Бродский был досрочно освобождён. Восемнадцать месяцев, проведённых поэтом в ссылке, принесли ему мировую известность. Но поэт вынужден покинуть страну.
4 июня 1972 года самолёт с изгнанным поэтом на борту приземлился в Вене.
Читайте и слушайте:
Мне говорят, что нужно уезжать.
Да-да. Благодарю. Я собираюсь.
Да-да. Я понимаю. Провожать
не следует. Да, я не потеряюсь.
Ах, что вы говорите - дальний путь.
Какой-нибудь ближайший полустанок.
Ах, нет, не беспокойтесь. Как-нибудь.
Я вовсе налегке. Без чемоданов.
Да-да. Пора идти. Благодарю.
Да-да. Пора. И каждый понимает.
Безрадостную зимнюю зарю
над родиной деревья поднимают.
Все кончено. Не стану возражать.
Ладони бы пожать - и до свиданья.
Я выздоровел. Нужно уезжать.
Да-да. Благодарю за расставанье.
Вези меня по родине, такси.
Как будто бы я адрес забываю.
В умолкшие поля меня неси.
Я, знаешь ли, с отчизны выбываю.
Накануне отъезда он пишет открытое письмо Л.И. Брежневу: “Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Всё плохое, что выпало на мою долю, с лихвой перекрылось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо , переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге…”
Читайте и думайте:
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
Бродский оседает в США, преподаёт русскую литературу в университетах. В 1978-м становится почётным членом Американской Академии искусств, из которой, однако вышел в знак протеста против избрания почётным членом Академии Е. Евтушенко.
1987 – Нобелевская премия по литературе “за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины”, как было сказано в официальном постановлении Нобелевского комитета.
В 1991-1992 – получает звание поэта лауреата Библиотеки Конгресса США.
Век скоро кончится, но раньше кончусь я.
Это, боюсь, не вопрос чутья…
Иосиф Бродский умер в Нью-Йорке от инфаркта в 1996 году. Ему было 55 лет. Похоронен в Венеции.
- Познакомьтесь с отрывками из воспоминаний современников.
- Образ какого человека создается?
1.
П. Вайль: “Я не встречал в жизни человека такой щедрости, тонкости, заботливой внимательности. Не говоря о том, что беседа с Бродским – даже простая болтовня, хотя бы и о футболе, обмен каламбурами и анекдотами – всегда была наслаждением. Совместный поход в Нью-Йорке или на базар в Лукке превращался в праздник”.
2.
Сильвана Давидович: “Его рассказы были полны метафор, за ним было довольно трудно следить, как будто ты бежишь за ним по рытвинам и ухабам – и вдруг раз – всё опять исчезает. Тот же тон его голоса – то выше, то ниже, говорит быстро, глотает слова, переспросить неудобно, даже не помнишь, о чём она говорит.
Когда он читал стихи, даже человека, не понимающий по-русски, испытывал ясное ощущением, что присутствует при некоем священнодействии. Голос пробирает до самой глубины, ты получаешь необычный эмоциональный толчок”.
3.
Андрей Битов: “Смерть поэта – это не личная смерть. Поэты не умирают… Я позвонил Иосифу на -кануне. Мы говорили о болезнях, об операциях, об энергии, о том, чем и как писать… Он мечтал быть футболистом или лётчиком. Сердце не позволило ему, боясь такой работы. Он стал поэтом… 28 января умер Пётр I . 28 января умирал Пушкин. 28 января умер Достоевский. 28 января Блок заканчивает “Двенадцать”, перегорая в них. У поэта не смерть, а сердце. И не сердце, а метафора. Она остановилась и не выдержала…Нет больше величайшего русского тунеядца. Скончался великий спортсмен и путешественник. Петербург потерял своего поэта. 28-е. С этой датой он вернулся на Васильевский остров в Петербурге”.
Вывод: создается образ человека щедрого, заботливого, внимательного, прекрасного собеседника, компаньона, глубокого, виртуозного, целеустремленного, профессионала, талантливого рассказчика, обладающему артистической и этической свободой, одинокого, спортсмена и путешественника, создателя своего Мира.
Впечатление о стихах
Перед вами стихотворения Бродского разных лет.
- Какое впечатление производят стихи Бродского при первом знакомстве с ними?
- Сформулируйте в нескольких словах свои впечатления, ассоциации по каждому стихотворению.
- Определите, как в них отразились мысли и чувства поэта о своем жизненном пути.
- Какое стихотворение Вам показалось самым близким, понятным и почему?
1. «Стансы» - https://www.youtube.com/watch?v=tH0S2OiOVII
2. «Одиссей Телемаку» - https://www.youtube.com/watch?v=amCzp7jzinI
3. «Бабочка» - https://www.youtube.com/watch?v=baAn7HtMQ-Q
Поэтическое наследие
- О чём говорит обзор? Какие жанры были использованы Бродским, о чём говорят названия циклов, книг, сборников?
1861 Поэма “Петербургский роман”, цикл “Июльское интермеццо”, поэма-мистерия “Шествие”.
1963 Цикл “Песни счастливой зимы”, “Большая элегия Джону Донну”, поэма “Исаак и Авраам”, поэма-эпопея “Столетняя война”.
1966 Роман в стихах “Горбунов и Горчаков”.
1972 “Бабочка”, “Сретенье”.
1973 Первый английский сборник “Second Poems”
1975 “Осенний крик ястреба”.
1976 Цикл “Часть речи”.
1980 Том переводов английской и американской поэзии.
1981 “Римские элегии”.
1983 Книга любовной лирики “Новые стансы к Августе”.
1986 Том эссе “Меньше единицы”.
1987 Сборник “Урания”.
1990 Сборник “Назидание”.
1992 Двухтомное собрание сочинений “Форма времени”.
1992/95 Подготовленные пушкинским фондом “Сочинения Иосифа Бродского” в пяти томах.
Вывод:
Разнообразие жанров и тем свидетельствуют не только об образованности поэта, его трудоспособности, но и его космическом восприятии мира, о его самоощущении как гражданина мира, о его таланте, ощущении свободы и лёгком внедрении в любую культурную среду.
Анализ стихов
Для Бродского стихи не были упражнением, он уже был взрослым человеком, озабоченным смыслом существования, и поэтический труд сразу стал для него образом жизни, поиском ответов на вечные вопросы бытия. Это и отличало его стихи, оттого и были они сразу замечены в литературной среде.
Одно из ранних стихотворений, в котором изображалась скачка во тьме “по бескрайним холодным холмам”, символизировало, если можно так упрощённо сказать, одинокий труд жизненного искания:
Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным
холмам
вдоль березовых рощ, отбежавших во тьме,
к треугольным домам,
вдоль оврагов пустых, по замерзшей траве,
по песчаному дну,
освещенный луной, и ее замечая одну.
Гулкий топот копыт по застывшим холмам –
это не с чем сравнить,
это ты там, внизу, вдоль оврагов ты вьешь
свою нить,
там куда-то во тьму от дороги твоей отбегает
ручей,
где на склоне шуршит твоя быстрая тень
по спине кирпичей…
… Нет, не думай, что жизнь - это замкнутый
круг небылиц,
ибо сотни холмов - поразительных круп кобылиц
на которых в ночи, но при свете луны, мимо
сонных округ,
засыпая, во сне, мы стремительно скачем на юг…
- Разве жизнь может быть замкнутой кругом небылиц? И почему холмы – это один круп (в единственном числе) нескольких (во множественном числе) кобылиц? “Во сне… скачем” – более или менее понятно, только почему “засыпая”? Но эти вопросы не приходят в голову: такая волшебная, такая обворожительная мелодия! Образ холмов рисуется поэтом как взлеты и падения в жизни любого человека, это сама жизнь в разных ассоциациях. В других стихотворениях Бродского есть похожие образы.
В 1962 году Бродский впервые читает в “Литературном кафе” своё стихотворение ‘’Холмы’’
Прочитайте фрагмент этого стихотворения:
Холмы - это наша юность,
гоним ее, не узнав.
Холмы - это сотни улиц,
Холмы - это сонм канав.
Холмы - это боль и гордость.
Холмы - это край земли.
Чем выше на них восходишь,
тем больше их видишь вдали.
Холмы - это наши страданья.
Холмы - это наша любовь.
Холмы - это крик, рыданье,
уходят, приходят вновь.
Свет и безмерность боли,
наша тоска и страх,
наши мечты и горе,
все это - в их кустах.
Холмы - это вечная слава.
Ставят всегда напоказ
на наши страданья право.
Холмы - это выше нас.
Всегда видны их вершины,
видны средь кромешной тьмы.
Присно, вчера и ныне
по склону движемся мы.
Смерть - это только равнины.
Жизнь - холмы, холмы.
- Каким настроением, по - вашему, проникнуто стихотворение?
(Чувство отчаяния и безысходности, это крик, боль. От этого стихотворения идёт большая внутренняя энергия. Большое количество коротких предложений создаёт ощущение бесконечности движения вверх – вниз, при котором сбиваются дыхание, ритм)
- Какую поэтическую тему уводит в стихотворение финальная антитеза: “Смерть – это только равнины. Жизнь – холмы, холмы”?
(Финальные антитезы заявляют тему смерти и жизни. Это определяющий мотив поэзии Бродского)
С самого начала Бродским было уловлено таинственное свойство поэзии - сочетать печаль со счастливыми порывами души, когда она наделена творческой силой.
- Вы прочитали, услышали стихи И. Бродского. Назовите излюбленные темы поэта.
(время, пространство, Бог, жизнь, смерть, искусство, изгнание, одиночество).
По нашим наблюдениям у Бродского фраза может растянуться на целое стихотворение. Поэт не даёт перевести дух.
- Как вы думаете, почему?
(Чтобы передать взволнованное состояние лирического героя).
Вывод: говоря о поэзии Бродского, следует прежде всего подчеркнуть широту ее проблемно - тематического диапазона, естественность и органичность включения в нее жизненных, культурно - исторических, философских, литературно - поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, вылившейся в стихотворную форму.
Важно сказать о колоссальной работоспособности поэта, о терпении и трудолюбии, которые помогли развить творческий потенциал.
Бродский прожил жизнь на переломе эпох в нашей стране, когда всё истинно интеллигентное и возвышенное не вписывалось в норму, преследовалось. Перед нами полна трагических испытаний жизнь великого поэта, поэтому голос его особенно значим для нас, его современников.
В заключении прочитаем стихотворение, написанное Бродским незадолго до смерти.
Меня упрекали во всем, окромя погоды,
и сам я грозил себе часто суровой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны
и стану просто одной звездой.
Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба
и прятаться в облако, слыша гром,
не видя, как войско под натиском ширпотреба
бежит, преследуемо пером.
Когда вокруг больше нету того, что было,
не важно, берут вас в кольцо или это - блиц.
Так школьник, увидев однажды во сне чернила,
готов к умноженью лучше иных таблиц.
И если за скорость света не ждешь спасибо,
то общего, может, небытия броня
ценит попытки ее превращенья в сито
и за отверстие поблагодарит меня.
(1994)