СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результат дистанционного обучения

Просмотр содержимого документа
«Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.»

Литература 22.04.2020

Тема: Широта проблемно-тематического диапазона поэзии И.А. Бродского. Традиции русской классической поэзии в его творчестве.

И.А.Бродский(1940-1996)

Сегодня мы познакомимся с известным поэтом xx века. Имя его официально появилось около 30 лет назад, поэтому перед нами трудная, но интересная задача - открыть для себя великого поэта Скоро мы будем отмечать его 80-летие…

Задание: прочитайте и послушайте стихотворение, и подумайте, что вы можете сказать о человеке, его написавшем.

Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.

Знакомимся с автором:

Годы и факты

Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде.

Отец его, Александр Иванович Бродский, был фотокорреспондентом армейской газеты. Мать, Мария Моисеева Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.

В 1949 году семья получила “полторы комнаты” в знаменитом доме на улице Пестеля, где с 1949 по 1913 год находился салон Мережковских, снимал квартиру А. Блок, а в 1920 году собирались участники “Цеха поэтов”.

-Знакомы Вам эти имена?

В 1955 году Бродский совершает первый, по его словам, “свободный поступок” – уходит из школы после восьмого класса в знак протеста против “ада серости убогого материализма”. Самообразование заменило официальные дипломы. Любовь к польской и английской поэзии заставила самостоятельно овладевать языками. С пятнадцати лет поэт перепробовал множество работ.

Первые стихи написаны в 1957 году в геологической экспедиции. За несколько лет Бродский преодолевает огромный путь, осваивая опыт самых различных поэтов.

Весной 1960-го Броский, окончательно закрывая себе путь в официальную литературу, публикуется в самиздатовском журнале “Синтаксис” Александра Гинзбурга.

В 1961 году произошло знакомство Бродского с Анной Ахметовой, которая становится не только литературным учителем поэта, но и его духовным наставником.

29 ноября 1963 года в газете “Вечерний Ленинград” появился фельетон “Окололитературный трутень”, с этого времени начинаются преследования и травля поэта. Арестовали Бродского 13 февраля 1964 года, а 18 февраля состоялся суд, который приговорил поэта к пяти годам принудительных работ на Севере за тунеядство.

Отрывок стенограммы из зала суда.

Судья. Объясните суду, почему вы… не работали и вели паразитический образ жизни”

Бродский. Я работал… я писал стихи.

Судья. А что вы сделали полезного для Родины?

Бродский. Я трудился. Я писал стих.

Судья. А кто признал , что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Бродский. Никто.

Судья. А вы учились?.. Чтобы быть поэтом?..

Бродский. Я не думал, что это даётся образованием… Я думаю это (растерянно) от Бога”.

- Как вы оцениваете поведение И. Бродского на процессе? Как понимает он роль поэта в обществе?

Несмотря на беспочвенность обвинений и достойную защиту, Бродский был осуждён на пять лет принудительных работ за тунеядство и выслан из Ленинграда в Архангельскую область, в деревню Корейскую.

Это трудное время. Мы должны пережить,

перегнать эти годы,

с каждым новым страданьем забывая

былые невзгоды

и встречая, как новость, эти раны

и боль поминутно,

беспокойно вступая в туманное новое утро.

Год с лишним поэт прожил в ссылке. Это время в творческом отношении было для него очень плодотворным. Стихи постепенно наполняются более спокойной, размеренной интонацией.

Читайте и слушайте:

Одной поэтессе

Оставим счеты. Я давно в неволе.

Картофель ем и сплю на сеновале.

Могу прибавить, что теперь на воре

уже не шапка - лысина горит.

Я эпигон и попугай. Не вы ли

жизнь попугая от себя скрывали?

Когда мне вышли от закона "вилы",

я вашим прорицаньем был согрет.


Служенье Муз чего-то там не терпит.

Зато само обычно так торопит,

что по рукам бежит священный трепет,

и несомненна близость Божества.

Один певец подготовляет рапорт,

другой рождает приглушенный ропот,

а третий знает, что он сам - лишь рупор,

и он срывает все цветы родства.



В сентябре 1965 года в результате вмешательства видных деятелей европейской культуры, вызванного публикацией на западе записи судебного процесса, сделанной Фридой Вигдоровой, Бродский был досрочно освобождён. Восемнадцать месяцев, проведённых поэтом в ссылке, принесли ему мировую известность. Но поэт вынужден покинуть страну.

4 июня 1972 года самолёт с изгнанным поэтом на борту приземлился в Вене.

Читайте и слушайте:

Мне говорят, что нужно уезжать.

Да-да. Благодарю. Я собираюсь.

Да-да. Я понимаю. Провожать

не следует. Да, я не потеряюсь.


Ах, что вы говорите - дальний путь.

Какой-нибудь ближайший полустанок.

Ах, нет, не беспокойтесь. Как-нибудь.

Я вовсе налегке. Без чемоданов.


Да-да. Пора идти. Благодарю.

Да-да. Пора. И каждый понимает.

Безрадостную зимнюю зарю

над родиной деревья поднимают.


Все кончено. Не стану возражать.

Ладони бы пожать - и до свиданья.

Я выздоровел. Нужно уезжать.

Да-да. Благодарю за расставанье.


Вези меня по родине, такси.

Как будто бы я адрес забываю.

В умолкшие поля меня неси.

Я, знаешь ли, с отчизны выбываю.


Накануне отъезда он пишет открытое письмо Л.И. Брежневу: “Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Всё плохое, что выпало на мою долю, с лихвой перекрылось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо , переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге…”

Читайте и думайте:

С высоты ледника я озирал полмира,

трижды тонул, дважды бывал распорот.

Бросил страну, что меня вскормила.

Из забывших меня можно составить город.

Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,

надевал на себя что сызнова входит в моду,

сеял рожь, покрывал черной толью гумна

и не пил только сухую воду.

Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,

жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.

Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;

перешел на шепот. Теперь мне сорок.

Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.

Только с горем я чувствую солидарность.

Но пока мне рот не забили глиной,

из него раздаваться будет лишь благодарность.


Бродский оседает в США, преподаёт русскую литературу в университетах. В 1978-м становится почётным членом Американской Академии искусств, из которой, однако вышел в знак протеста против избрания почётным членом Академии Е. Евтушенко.

1987 – Нобелевская премия по литературе “за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины”, как было сказано в официальном постановлении Нобелевского комитета.

В 1991-1992 – получает звание поэта лауреата Библиотеки Конгресса США.


Век скоро кончится, но раньше кончусь я.

Это, боюсь, не вопрос чутья…

Иосиф Бродский умер в Нью-Йорке от инфаркта в 1996 году. Ему было 55 лет. Похоронен в Венеции.



- Познакомьтесь с отрывками из воспоминаний современников.

- Образ какого человека создается?

1.

П. Вайль: “Я не встречал в жизни человека такой щедрости, тонкости, заботливой внимательности. Не говоря о том, что беседа с Бродским – даже простая болтовня, хотя бы и о футболе, обмен каламбурами и анекдотами – всегда была наслаждением. Совместный поход в Нью-Йорке или на базар в Лукке превращался в праздник”.

2.

Сильвана Давидович: “Его рассказы были полны метафор, за ним было довольно трудно следить, как будто ты бежишь за ним по рытвинам и ухабам – и вдруг раз – всё опять исчезает. Тот же тон его голоса – то выше, то ниже, говорит быстро, глотает слова, переспросить неудобно, даже не помнишь, о чём она говорит.

Когда он читал стихи, даже человека, не понимающий по-русски, испытывал ясное ощущением, что присутствует при некоем священнодействии. Голос пробирает до самой глубины, ты получаешь необычный эмоциональный толчок”.

3.

Андрей Битов: “Смерть поэта – это не личная смерть. Поэты не умирают… Я позвонил Иосифу на -кануне. Мы говорили о болезнях, об операциях, об энергии, о том, чем и как писать… Он мечтал быть футболистом или лётчиком. Сердце не позволило ему, боясь такой работы. Он стал поэтом… 28 января умер Пётр I . 28 января умирал Пушкин. 28 января умер Достоевский. 28 января Блок заканчивает “Двенадцать”, перегорая в них. У поэта не смерть, а сердце. И не сердце, а метафора. Она остановилась и не выдержала…Нет больше величайшего русского тунеядца. Скончался великий спортсмен и путешественник. Петербург потерял своего поэта. 28-е. С этой датой он вернулся на Васильевский остров в Петербурге”.

Вывод: создается образ человека щедрого, заботливого, внимательного, прекрасного собеседника, компаньона, глубокого, виртуозного, целеустремленного, профессионала, талантливого рассказчика, обладающему артистической и этической свободой, одинокого, спортсмена и путешественника, создателя своего Мира.

Впечатление о стихах

Перед вами стихотворения Бродского разных лет.

- Какое впечатление производят стихи Бродского при первом знакомстве с ними?

- Сформулируйте в нескольких словах свои впечатления, ассоциации по каждому стихотворению.

- Определите, как в них отразились мысли и чувства поэта о своем жизненном пути.

- Какое стихотворение Вам показалось самым близким, понятным и почему?

1. «Стансы» - https://www.youtube.com/watch?v=tH0S2OiOVII

2. «Одиссей Телемаку» - https://www.youtube.com/watch?v=amCzp7jzinI

3. «Бабочка» - https://www.youtube.com/watch?v=baAn7HtMQ-Q

Поэтическое наследие

- О чём говорит обзор? Какие жанры были использованы Бродским, о чём говорят названия циклов, книг, сборников?

1861 Поэма “Петербургский роман”, цикл “Июльское интермеццо”, поэма-мистерия “Шествие”.

1963 Цикл “Песни счастливой зимы”, “Большая элегия Джону Донну”, поэма “Исаак и Авраам”, поэма-эпопея “Столетняя война”.

1966 Роман в стихах “Горбунов и Горчаков”.

1972 “Бабочка”, “Сретенье”.

1973 Первый английский сборник “Second Poems

1975 “Осенний крик ястреба”.

1976 Цикл “Часть речи”.

1980 Том переводов английской и американской поэзии.

1981 “Римские элегии”.

1983 Книга любовной лирики “Новые стансы к Августе”.

1986 Том эссе “Меньше единицы”.

1987 Сборник “Урания”.

1990 Сборник “Назидание”.

1992 Двухтомное собрание сочинений “Форма времени”.

1992/95 Подготовленные пушкинским фондом “Сочинения Иосифа Бродского” в пяти томах.

Вывод:

Разнообразие жанров и тем свидетельствуют не только об образованности поэта, его трудоспособности, но и его космическом восприятии мира, о его самоощущении как гражданина мира, о его таланте, ощущении свободы и лёгком внедрении в любую культурную среду.

Анализ стихов

Для Бродского стихи не были упражнением, он уже был взрослым человеком, озабоченным смыслом существования, и поэтический труд сразу стал для него образом жизни, поиском ответов на вечные вопросы бытия. Это и отличало его стихи, оттого и были они сразу замечены в литературной среде.

Одно из ранних стихотворений, в котором изображалась скачка во тьме “по бескрайним холодным холмам”, символизировало, если можно так упрощённо сказать, одинокий труд жизненного искания:

Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным

холмам

вдоль березовых рощ, отбежавших во тьме,

к треугольным домам,

вдоль оврагов пустых, по замерзшей траве,

по песчаному дну,

освещенный луной, и ее замечая одну.


Гулкий топот копыт по застывшим холмам –

это не с чем сравнить,

это ты там, внизу, вдоль оврагов ты вьешь

свою нить,

там куда-то во тьму от дороги твоей отбегает

ручей,

где на склоне шуршит твоя быстрая тень

по спине кирпичей…


… Нет, не думай, что жизнь - это замкнутый

круг небылиц,

ибо сотни холмов - поразительных круп кобылиц

на которых в ночи, но при свете луны, мимо

сонных округ,

засыпая, во сне, мы стремительно скачем на юг…



- Разве жизнь может быть замкнутой кругом небылиц? И почему холмы – это один круп (в единственном числе) нескольких (во множественном числе) кобылиц? “Во сне… скачем” – более или менее понятно, только почему “засыпая”? Но эти вопросы не приходят в голову: такая волшебная, такая обворожительная мелодия! Образ холмов рисуется поэтом как взлеты и падения в жизни любого человека, это сама жизнь в разных ассоциациях. В других стихотворениях Бродского есть похожие образы.

В 1962 году Бродский впервые читает в “Литературном кафе” своё стихотворение ‘’Холмы’’

Прочитайте фрагмент этого стихотворения:

Холмы - это наша юность,

гоним ее, не узнав.

Холмы - это сотни улиц,

Холмы - это сонм канав.

Холмы - это боль и гордость.

Холмы - это край земли.

Чем выше на них восходишь,

тем больше их видишь вдали.


Холмы - это наши страданья.

Холмы - это наша любовь.

Холмы - это крик, рыданье,

уходят, приходят вновь.

Свет и безмерность боли,

наша тоска и страх,

наши мечты и горе,

все это - в их кустах.


Холмы - это вечная слава.

Ставят всегда напоказ

на наши страданья право.

Холмы - это выше нас.

Всегда видны их вершины,

видны средь кромешной тьмы.

Присно, вчера и ныне

по склону движемся мы.

Смерть - это только равнины.

Жизнь - холмы, холмы.


- Каким настроением, по - вашему, проникнуто стихотворение?

(Чувство отчаяния и безысходности, это крик, боль. От этого стихотворения идёт большая внутренняя энергия. Большое количество коротких предложений создаёт ощущение бесконечности движения вверх – вниз, при котором сбиваются дыхание, ритм)


- Какую поэтическую тему уводит в стихотворение финальная антитеза: “Смерть – это только равнины. Жизнь – холмы, холмы”?

(Финальные антитезы заявляют тему смерти и жизни. Это определяющий мотив поэзии Бродского)


С самого начала Бродским было уловлено таинственное свойство поэзии - сочетать печаль со счастливыми порывами души, когда она наделена творческой силой.

- Вы прочитали, услышали стихи И. Бродского. Назовите излюбленные темы поэта.

(время, пространство, Бог, жизнь, смерть, искусство, изгнание, одиночество).


По нашим наблюдениям у Бродского фраза может растянуться на целое стихотворение. Поэт не даёт перевести дух.

- Как вы думаете, почему?

(Чтобы передать взволнованное состояние лирического героя).


Вывод: говоря о поэзии Бродского, следует прежде всего подчеркнуть широту ее проблемно - тематического диапазона, естественность и органичность включения в нее жизненных, культурно - исторических, философских, литературно - поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, вылившейся в стихотворную форму.


Важно сказать о колоссальной работоспособности поэта, о терпении и трудолюбии, которые помогли развить творческий потенциал.

Бродский прожил жизнь на переломе эпох в нашей стране, когда всё истинно интеллигентное и возвышенное не вписывалось в норму, преследовалось. Перед нами полна трагических испытаний жизнь великого поэта, поэтому голос его особенно значим для нас, его современников.

В заключении прочитаем стихотворение, написанное Бродским незадолго до смерти.


Меня упрекали во всем, окромя погоды,
и сам я грозил себе часто суровой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны
и стану просто одной звездой.

Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба
и прятаться в облако, слыша гром,
не видя, как войско под натиском ширпотреба
бежит, преследуемо пером.

Когда вокруг больше нету того, что было,
не важно, берут вас в кольцо или это - блиц.
Так школьник, увидев однажды во сне чернила,
готов к умноженью лучше иных таблиц.

И если за скорость света не ждешь спасибо,
то общего, может, небытия броня
ценит попытки ее превращенья в сито
и за отверстие поблагодарит меня.

(1994)