Мастер – класс. Индивидуальный проект по теме: Традиции сохраняйте - здоровье укрепляйте.
Выполнила учитель химии и биологии
Чаплыгина Любовь Ивановна:.
МБОУ Столбовская СОШ .
Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе сучащимися.
Педагогические технологии, используемые для формирования ЗОЖ.
В перечень рекомендованных материалами федерального оператора Приоритетного национального проекта «Образование» включены следующие технологии, которые в условиях реализации требований ФГОС ООО становятся наиболее актуальными .
Это
Развивающее обучение
Коллективная система обучения
Технология исследовательских задач
Исследовательские и проектные методы
Представление проекта
- Рассмотрим технологию развитие критическое мышления на примере индивидуального проекта
- «Традиции сохраняйте-здоровье укрепляйте» .
Цель применения этой технологии в учебном процессе - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.
Эта технология учит современного школьника:
критически мыслить,
проявлять активность в познании окружающего мира.
владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения,
аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.
Цели проекта:
· формирование представления об основных принципах здорового питания в традиционной русской народной кухне;
· овладение знаниями о последствиях неправильного питания;
· развитие умения сотрудничать, планировать работу в коллективе.
Задачи:
· сформировать представление об основных принципах здорового питания на основе основных блюд русской народной кухни;
· учить осознанно относиться к выбору продуктов и режима питания;
· сформировать знания о последствиях неправильного питания;
· воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни и бережное отношение к себе;
· формировать умение подбирать и анализировать информацию по теме;
· развивать творческое мышление и умение нестандартно подходить к решению поставленных задач;
· развивать умение сотрудничать в коллективе.
Оборудование :
доска, маркеры, демонстрационные таблички с текстом по теории питания, чугунок, лапти, веник, мини-ушат, зеркало.
Моделирование
Организационный этап
Вставка рисунка
Посмотрите в зеркало!
Кого каждый из вас увидит?
Тест «Твое здоровье».
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
Результаты
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно свои привычки, иначе…
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.
Актуализация темы
- Ах, молодость! Своими непременно
- И красотой, и нежностью пленяешь всех…
- Ты претендуешь на успех…
- В привычках и поступках переменна.
- А за тобою зрелость слово молвит:
- Что молодость посеет, она – жнёт,
- И человек по жизни так идёт,
- Как в юности дорогу подготовит .
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ А что оно обозначает?
чугунок, лапти, веник и мини-ушат ) Какую связь они имеют с темой нашего разговора?
Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих состояние здоровья и работоспособность организма.
Правильное питание— основа здорового образа жизни
Правильное питание снижает заболеваемость учащихся, улучшается психологическое состояние детей, поднимается настроение, а самое главное — повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности .
В организме человека вода выполняет множество функций: помогает усваивать питательные вещества, преобразовывает пищу в энергию, способствует регулированию температуры тела, смазывает суставы, выводит шлаки из организма.
Вода и здоровье
Моя любимая газировка
В большинстве газированных напитков содержится аспартам, или Е951. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды - они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.
Бензоат натрия, или Е211, используют как консервант. Е211 вступает в реакцию с витамином С, в результате чего образуются канцерогены, вызывающие отравление.
Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в том числе и от Pepsi, необходимо следовать простым правилам :
1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.
2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.
3. Ограничьтесь одним стаканом 1-2 раза в неделю.
4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.
5. Не давайте газировку детям до 3 лет.
Чтоб мудро жизнь прожить,
Знать надобно немало.
Два главных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
И лучше будь один, чем с кем попало.
Омар Хайям
Что мы едим?
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152. Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127. Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477. Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330. Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226. Вредные для кожи – Е230-232, Е239. Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251. Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312. Повышающие холестерин – Е320, Е321. Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466
Вы еще хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых жирах, притрушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..
Правильное питание—основа здорового образа .
Исследования показали, что если правильно питаться, то снижается заболеваемость учащихся, улучшается психологическое состояние детей, поднимается настроение, а самое главное — повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.
« А что же нужно употреблять в пищу, чтобы «тело пело, а душа струной звенела»?
Салат, укроп, петрушка.
Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе
Топинамбур.
В клубнях этого растения витаминов С и В вдвое, а солей железа втрое больше, чем в картофельных.
Особенно полезно это растение для больных диабетом, страдающих малокровием, нарушениями обмена веществ и желудочными заболеваниями
Морковь
Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний.
Капуста
Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном
Свекла
А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.
Груши
Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.
Традиция — это культура народа, которая передается из поколения в поколение. А значит, существует очень давно: не 100 и не 200 лет, а целые тысячелетия. К нашим традициям относятся и традиционное питание ( «Щи да каша — пища наша»).
Здоровое питание — это и есть наше исконно русское питание с его многовековыми традициями, которые передавались из поколения в поколение. Эти традиции были рассчитаны на сохранение здоровья у здоровых людей.
ЗАБЫТЫЕ БЛЮДА РУССКОЙ КУХНИ
РУССЕКАЯ КУХНЯ IX-XVI ВЕКА
На этом начальном этапе русской кулинарии сформировалась остающаяся неизменной по сей день основа русского стола: знаменитый черный ржаной хлеб, традиционные супы и каши, пироги и другие многочисленные изделия из дрожжевого теста, блины, а также напитки - мед, квас и водка. Кроме того, в связи с принятием в этот период христианства, оформились стол постный и стол скоромный.
XVI-XVII ВЕКА
В этот период к России были присоединены ханства Казанское и Астраханское, Башкирия и Сибирь, что обусловило появление заметного влияния на русскую кухню кухни тюркских народов. Именно тогда в русскую кухню вошли блюда из пресного теста типа лапши или пельменей, она обогатилась такими восточными пряностями, как корица, перец, шафран и многие другие.
На русском столе появились новые фрукты: курага, урюк, инжир, изюм, хурма, лимоны. Тогда же в Россию впервые был завезен чай, без которого сейчас просто невозможно представить русский стол. В это время стал поступать в Россию и тростниковый сахар, благодаря чему появились и совершенно привычные для нас сегодня вар енья, конфеты, цукаты и другие сладости
XVIII ВЕК
В эпоху реформ Петра I русская кухня испытывает на себе сильное западное влияние - сначала голландское, немецкое, австрийское и шведское, затем большей степени французское.Именно тогда среди знати становится модным привозить для себя поваров из этих стран, на их кухнях появляется печь новой конструкции - голландская, что привносит новые способы кулинарной обработки, так же, как и вывезенная иностранными поварами из своих стран новая кухонная утварь - кастрюли, дуршлаги и сковородки.В числе новых продуктов появляются голландские и французские сыры и, конечно, картофель, который сейчас стал непременным продуктом на столе россиян, а поначалу вызывал у народа такое неприятие, что иногда это заканчивалось даже так называемыми "картофельными бунтами".
XIX ВЕК
В эпоху наполеоновского нашествия в русском обществе ярко проявились славянофильские настроения, появился интерес ко всему исконно русскому, в частности, на волне этого интереса было по-новому переосмыслено русское кулинарное наследие, что парадоксальным образом сочеталось с одновременным сильнейшим влиянием французской кухни.В это время в России появились первые рестораны, в них работало огромное множество поваров - французов, которые по-своему воплощали извлеченные из бабушкиных сундуков традиционные русские рецепты.
XX ВЕК
В наш век бурного развития средств коммуникации и транспорта происходит широкое обогащение русской кухни за счет кухонь и кулинарных традиций самых разных стран мира. На нашем столе появляются новые для нас продукты, мы усваиваем новые для нас подходы
к приготовлению продуктов традиционных, наконец мы используем на кухне всевозможные чудеса бытовой техники, такие, как микроволновая печь, комбайны, тостеры, фритюрницы и многое другое.
-жарка на вертеле
-жарка на решётке
-жарка на сковороде
В старинной русской кухни существовало много приёмов тепловой обработки:
-варка
-тушение
-запекание
-жарка во фритюре
АССОРТИМЕНТ БЛЮД.
Салат из редьки с творогом и орехами
Грибное масло на хлебе
Щи Русские из крошева
Похлёбка Петра Великого
Курица жареная в золе
Соус хрен со сметаной к разваренному поросёнку
Студень из капусты
Пюре из каштанов
Кулёш по-русски пшённый
Каша из зелёной ржи или пшеницы
Колдуны с рисом и яйцом
Старинный курник из курицы и риса на сметане
Царские блины
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД.
Прием Мозговой штурм
Предложите свои рекомендации здорового питания
VIII шаг - МАЛЕНЬКИЕ, НО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ
Памятка
«Восемь шагов здорового питания»
I шаг– РАЗНООБРАЗНОЕ ПИТАНИЕ
II шаг – ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОЖИРЕНИЯ
III шаг - МОЛОКО
IV шаг – ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ - РЫБА И ПТИЦА
V шаг – ОВОЩИ И ФРУКТЫ
VI шаг – УМЕРЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ УГЛЕВОДОВ
VII шаг – МЕНЬШЕ СОЛИ
VIII шаг - МАЛЕНЬКИЕ, НО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ
* Замените белый хлеб на хлеб из муки грубого помола, который служит прекрасным источником клетчатки, витаминов и минеральных веществ.
*Заканчивайте еду до того, как вы почувствуете насыщение, - это предотвратит развитие ожирения.
* Завтракайте перед тем как идти в школу, на работу - это придаст вам силы для полноценных умственных и физических занятий.
* Ужинайте не позже чем за два часа до сна (а не за полчаса или минуту до сна).
Правильное питание
Основные причины:
• нормализация веса
• экономия времени приготовления
• сила, энергия и бодрость в течение всего дня
• постепенное исчезновение заболеваний, которые ранее беспокоили
• хорошая работа внутренних органов
• отсутствие стресса и перенапряжения
К чему приводит неправильное питание?
· ожирение;
· гипертоническая болезнь;
· сахарный диабет;
· анорексия.
Практическая работа.
Манная каша, суп-лапша, курник, хот-дог, голубцы, кундюмы, калья, чипсы, «Ролтон», сбитень, квас, «Флеш», Мак-Мафин, картофель фри, шаньга, вареники, кисель, кириешки
Творческий перенос полученных знаний и навыков в новые условия.
— Теперь создайте небольшой плакат –А-4
и выведите флормулу, призывающий всех правильно питаться.
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
СОВЕТЫ ДОКТОРА Репкина :
В продуктах содержатся питательные вещества, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья .
Одни продукты помогают расти и развиваться организму – это белки (строители ) (сыр, мясо, рыба, яйца, молоко)
Другие продукты содержат жиры, которые помогают защищать организм , не уставать. (масло, орехи, сметана)
Третьи продукты содержат углеводы , которые дают организму энергию , чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, крупы, овощи, фрукты, мука, картофель)
Продукты помогающие расти и развиваться организму – это белки
Продукты содержащие жиры, которые помогают защищать организм , не уставать. (масло, орехи, сметана)
Продукты содержащие углеводы , которые дают организму энергию , чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, крупы, овощи, фрукты, мука, картофель)
Прием Проверка утверждений (до и после получения информации)
- Понятно, что пища должна быть разнообразной.
Вернемся к накрытому столу.
- Что бы вы хотели изменить? Накройте стол тем, что считаете полезным для подростка? (работа с названием блюд, продуктов)
(Убираем «вредные» продукты, выкладываем – «полезные»)
Это, прежде всего, горячая пища (лучше жидкая), овощи, фрукты . Назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые и т. д. Сейчас я буду называть полезные качества продукта, а вы угадайте, чему они принадлежат (слайд 3) .
Салат, укроп, петрушка, сельдерей, морковь, капуста, свекла, баклажаны , яблоки , груши , вишня, черешня , малина , смородина .
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ, призывающий всех правильно питаться.
Обобщение.
Прием допиши фразу. Соберите пословицу
1) Сладостей тысячи, … а здоровье одно.
2) Овощи, фрукты – … полезные продукты.
3) Витамины жуешь, … долго живешь.
Рефлексия для педагогов: Из предложенных далее предложений, я очень попрошу Вас выбрать 2 наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями: -
- На мастер- классе я:
- Самым интересным для меня сегодня было:
- В своей дальнейшей работе я:
- Я бы хотел посоветовать:
- Было сложным для меня…
- Что узнали нового и важного для себя?
- Чему научились?
- Какие выводы сделали?
Ведите здоровый образ жизни