СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Традиционная педагогическая технология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Традиционная педагогическая технология»»

Шкуматова О.В.,

воспитатель

МБДОУ ПГО детский сад 51,

ПГО Полевской














«Традиционная педагогическая технология»




























2022


Оглавление





Введение……………………………………………………………………….3


Основная часть………………………………………………………………..4


1. Педагогические технологии…………………………………………4


2. Традиционные педагогические технологии………………………..7

3. Формирующая технология ………………………………………….9


Заключение…………………………………………………………………..11


Список использованной литературы……………………………………….12



























Введение

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло все более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Образование не просто часть социальной жизни общества, а ее авангард.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, умений, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.









1.Педагогические технологии

Существует множество определений понятия «Педагогическая технология». Познакомимся с наиболее понятными из них.

Педагогическая технология - система обоснованных приёмов воспитательно-образовательного воздействия на личность или группу. Предметом проектирования технологии является воспитательно-образовательный процесс.

Педагогическая технология – полностью воспроизводимый воспитательно-образовательный процесс.

Отличие понятий: - Существуют три связанных друг с другом понятия: «методика», «технология» и «программа». Чем отличаются друг от друга эти понятия? 

 Методика – наука о методах преподавания и воспитания. Она рассказывает о всех методах, которые можно применить в той или иной области обучения и воспитания, и не говорит о результате.

Технология - в её основе лежит определённая позиция авторов. Технологическая цепочка выстраивается строго в соответствии с целевыми установками автора. В технологии обязательно прозвучит, что произойдёт с ребёнком, если вы будете использовать данную технологию.

 Программа - план деятельности, работ, краткое изложение содержания учебного предмета.



Содержание педагогической технологии: 

Педагогическая технология имеет направление (личностно-ориентированное, развивающее, формирующее, технология сотрудничества), основывается на принципах (природосообразности, культуросообразности, сотрудничества и т.д.), включает в себя формы организации деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные, массовые), методы (формирования сознания: беседа, пересказ, составление рассказа; организации деятельности: игра, учёба, самостоятельная деятельность; стимулирования поведения: поощрение, наказание, соревнование), средства обучения и воспитания (слово воспитателя, наглядный материал, дидактический материал и т.д.)

Виды педагогических технологий:

 - Педагогические технологии бывают альтернативными (развивающее, личностно-ориентированное направление, технология сотрудничества) и традиционными (формирующее направление).

Давайте сравним технологии, имеющие формирующее, развивающее и личностно-ориентированное направление 

Систематизация технологий

Формирующие

(традиционные)

Развивающие

Личностно-ориентированные

Цель: вооружение знаниями, умениями и навыками

Цель: общее развитие, направленность на обучение мышлению и процедурам поиска как основного содержания обучения

Цель: развитие личности в целом, её индивидуальности

Черты технологий

  1. Знаниевая целевая ориентация

  2. Жёсткая система целей

  3. Сообщение знаний и способов в «готовом виде»

  4. Руководство педагогом репродуктивной деятельностью детей

  5. Многократное воспроизведение знаний, умений и навыков

  1. Процессуальная целевая ориентация

  2. Процесс воспитания и обучения представляется как творческий поиск решения познавательных задач: - столкновение воспитанников с противоречиями между новыми и прежними представлениями, потребность разрешить противоречие -последовательность в учебном процессе моделей , этапов мышления: сбор информации, выдвижение гипотез, выводы, применение гипотез к новому материалу

  1. Отбор содержания и построение учебно-воспитательного процесса идёт от личности, его опыта, запросов, интереса

  2. Смещение акцента с процесса обучения на процесс учения (познание себя учеником, активно сам добывает знания)

  3. Переориентация в доминировании содержательных целей образования с овладения воспитанниками предметными знаниями, умениями, навыками на способы освоения общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной, деятельностной культурой

Позиция педагога и ребёнка

Педагог – информатор, ребёнок - исполнитель

Педагог – создатель условий и партнёр, ребёнок исследователь

Роль педагога: обеспечить условия запроса ребёнка и помогать становлению личности

Роль ребёнка: определяет цели своего учения сам, свобода выбора в средствах






















2.Традиционные педагогические технологии

К традиционным педагогическим технологиям исследователи относят те педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во второй половине XX века (особенно 70–90-ые гг.).

Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация педагогического процесса, систематический характер, воздействие личности педагога на ребенка в процессе общения. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства.

Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX – середины ХХ века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения, организации репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства. Индустриальное общество нуждалось в огромном количестве квалифицированных рабочих и инженеров, владеющих современными технологиями. Естественно, что в этот период образование решало вполне определенные задачи (и решало их, надо заметить, весьма успешно).

Итак, к традиционным педагогическим технологиям относятся: формирующая технология (традиционное объяснительно-иллюстративное обучение), обобщенная технология развивающего обучения, метод проектов, игровые технологии и др.

Традиционные педагогические технологии используются в следующих случаях:

– как объяснительно-иллюстративный метод, т. е. педагог объясняет, наглядно демонстрируя материал. Данный метод осуществляется с использованием лекций, рассказов, бесед, демонстрационных опытов, трудовых операций, экскурсий и многих других. При данном методе деятельность ребенка направлена на получение информации и указаний, в результате данного метода формируются «знания-знакомства»;

– репродуктивный метод осуществляется в том случае, когда педагог составляет задания для детей , которые направлены на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, ребенок сам активно использует имеющиеся у него знания, при этом отвечая на вопросы, решая задачи и т. д. В результате использования данного метода у детей формируются «знания-копии».

Как объяснительно-иллюстративный, так и репродуктивный методы направлены на процесс передачи детям готовых известных знаний с использованием различных методов.

Как у любой педагогической технологии, у традиционной технологии существуют свои недостатки. Рассмотрим их более подробно:

– усредненный общий темп изучения материала, что может привести к понижению интереса;

– единый усредненный объем знаний, усваиваемых детьми, следствием которого также может стать спад интереса;

– большой объем знаний передается педагогом в «готовом виде», без опоры на самостоятельную работу детей, на их творческую активность, что может привести к понижению качества знаний, детям становится неинтересно, они «разучиваются думать»;

– преобладание словесных методов передачи информации сводится к тому, что у детей рассеивается внимание и, например, уже к концу занятия ребенок не воспринимает получаемую информацию;

Таким образом, при традиционной технологии появляется разрыв между требованиями, которые предъявляются к ребенку в процессе, и теми, которые возникают затем в реальной деятельности. Дети оказываются неподготовленными, они не могут применить свои знания на практике.

















3.Формирующая технология

(традиционное объяснительно-иллюстративное обучение)

1. Как следует из названия, данные технологии представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе лежит информирование, фактологическое просвещениедетей, построенное на организации репродуктивных действий детей с целью выработки у них общеучебных умений и навыков.

2. Составными элементами являются: сообщение темы и целей обучения, актуализация ранее изученных знаний, организация восприятия нового материала, создание ориентиров для учебных действий, закрепление и обобщение изученного, применение знаний к решению задач, контроль и оценка усвоенного материала.

3. Что касается эффективности технологий такого типа, то можно отметить, что она экономична, ее применение не требует большого количества времени, чтобы сформировать у детей большой объем знаний и умений. Именно это и привлекает педагога.



Традиционные педагогические технологии характеризуются:

-ориентацией на научность в изложении материала;

-организационной четкостью педагогического процесса;

-упорядоченной, логически грамотной подачей материала (последовательность и систематичность в подаче материала);

-учетом принципа природосообразности (обучение не форсируется, определяется уровнем развития учащихся);

-ориентация на стандарт, образец, использование ресурсов памяти;

-постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности педагога на детей и др.

При этом:

-шаблонное построение занятий;

-отсутствие ориентации на самостоятельную деятельность детей;

-трансляция готового содержания, в результате чего у детей наблюдается отсутствие навыков общения;

-уравнительный подход ко всемдетям;

-организация действий репродуктивного характера, отсутствие условий для организации творческой деятельности детей;

-субъект – объектный характер отношений между педагогом и детьми;

-ориентация на формирование личности с заданными свойствами.

По своему характеру цели традиционной педагогической технологии представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности.

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизньюребенка, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Процесс характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией труда
















Заключение


В нынешнее время используются как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперед инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.


Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменением, развитию. Это обусловлено, прежде всего тем, что у общества появляются все новые и новые требования к специалистам. К.Д.Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

Разделяя данное утверждение, могу сказать, что ребенок только тогда сможет освоить программу, когда сам будет в этом заинтересован. Если он в этом будет заинтересован, то приложит максимум усилий, чтобы увеличить объем своих знаний, умений и навыков. Следовательно, основная цель педагогической деятельности, оказать необходимую помощь детям в познании и самоутверждении их, как личности. В современном мире необходимо иметь соответствующий «багаж» знаний и интерес. Необходимо подготовить ребенка к деятельности вне зависимости от умственного развития, так как даже дети с умственными отклонениями в состоянии освоить необходимый минимум знаний, умений и навыков

Развитие у детей умения планировать и организовывать свою деятельность способствует формированию новых взглядов по отношению к себе, то есть в этом случае можно говорить о переходе детей на новый уровень развития.

А.Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.





Список использованных источников

Основные источники:

  1. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. Васильева М., Гербова В., Комарова Т. Мет. пособие. Издательство: Мозаика-Синтез, Издательство: Мозаика-Синтез, 2010.

  2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н.Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. Айрис-Пресс – М., 2008.

  3. Иванова И.Н., Васильева Т.Б Типовые положения об образовательных учреждениях: Дошкольное образование. – М., 2010.

  4. Маркова Л.С. Образовательная программа дошкольного учреждения: Практическое пособие. Издательство: АРКТИ – М., 2008.

  5. Микляева Н.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. Айрис-Пресс – М., 2007.

  6. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. – М., 2005.

  7. Микляева Н.В.Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ: методическое пособие. Айрис-Пресс – М., 2007.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.; Изд. «Народное образование», 1998.

  9. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 2000.

  10. Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение// Педагогика - № 5/1994.

  11. Якиманская И.С. Развивающее обучение – М.,1979

  12. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб, 1998.


Дополнительные источники:

  1. Дошкольная педагогика: в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой [и др.]. — М., 1988. — Ч. 2.

  2. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. — Балашов, 2004. — 64 с.

  3. Козлова С. А Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2000.

  4. Лихачев Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. — М., 1992.

  5. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т Лихачев. — М., 1998.

  6. Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений: Методическое пособие. Айрис-Пресс. – М., 2009.

  7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. — М., 1999.

  8. Подласый И. П. Педагогика: в 2 кн. / И. П. Подласый. — М., 2001. — Кн. 1.

  9. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М., 1998.

  10. Стеркина Р. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений / Р. Стеркина О. Князева // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 2.


РЕСУРСЫ Internet

http://www.lexed.ru – Федеральный центр образовательного законодательств

http://www.vestniknews.ru – Вестник образования России

http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.ru – Российский общеобразовательный портал

http://ivalex.ucoz.ru/forum/ Все для детского сада






























15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!