Традиционная система дошкольного образования.семинар.
Просмотр содержимого документа
«Традиционная система дошкольного образования»
"... Советская система дошкольного воспитания (традиционный детский сад) В данном разделе предлагается рассмотреть систему дошкольного воспитания, через которую прошли практически все граждане Советского Союза. В течение многих десятилетий эта система была единственной и обязательной для всех детей до семилетнего возраста, посещавших детские сады. Только за 20 лет (1962—1982 гг.) эта педагогическая программа переиздавалась девять раз и являлась единственным и обязательным документом для всех работников дошкольного воспитания. По своему поистине всенародному охвату и демократизму советская система дошкольного воспитания представляет собой уникальное явление: подавляющее большинство детей огромной многонациональной страны воспитывались по единой государственной типовой программе, 44 которая остается одной из самых распространенных и в наше время. Рассмотрим педагогические и дидактические принципы этой системы.
Педагогические принципы и задачи советской системы дошкольного воспитания
Идеологической и социальной предпосылкой для создания государственной системы дошкольного воспитания в СССР были идеи всеобщего равенства и справедливости, и это, в частности, предполагало уравнять в правах женщину с мужчиной и предоставить ей возможность полноценно участвовать в производственной и общественной жизни. Для этого женщину необходимо было освободить от ухода за маленькими детьми. Задача «раскрепощения женщины» стала одним из социальных оснований для создания широкой сети детских дошкольных учреждений (яслей и детских садов), доступных практически каждой семье. Эти учреждения были призваны освободить женщину и уравнять ее в правах с мужчиной как в общественном производстве, так и в общественной жизни. Другой и главной задачей данной системы была задача всестороннего развития и коммунистического воспитания детей с первых лет жизни. При этом подчеркивалось, что все советские дети независимо от пола, национальности и статуса родителей имеют равные права на образование и воспитание, равные права на получение равного (т. е. единого) педагогического обеспечения.
Для реализации этих задач в Советском Союзе была создана уникальная по широте охвата и по масштабности государственного обеспечения сеть детских дошкольных учреждений, выполнявших две главные функции — социально-бытовую (уход за детьми и освобождение женщины) и воспитательную (всестороннее развитие и коммунистическое воспитание.
"...Теоретической основой советской системы дошкольного воспитания являлась культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие ребенка понималось как усвоение им общественно-исторического опыта, накопленного человечеством. Это означало, что все высшие психические функции, мировоззрение и способности человека формируются в результате усвоения им различных понятий, ценностей, способов человеческой деятельности, знаний, представлений и т. д. Такой подход ставил на первое место фигуру взрослого — воспитателя, поскольку только он, уже владеющий культурно-общественным опытом, мог передать его ребенку. Это определяло ведущую и руководящую роль воспитателя в развитии ребенка. При этом воспитатель выступал как носитель знаний и способов деятельности, как посредник между культурой и ребенком. Его основной задачей было передать детям знания и умения, существующие в обществе.
Исходным принципом воспитания в данной системе являлась «идейная направленность всего педагогического процесса в детском саду в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания». Связь содержания воспитания и обучения с жизнью советских людей — один из важнейших принципов советской дошкольной педагогики. Решающую роль в развитии ребенка советская педагогика придавала целенаправленному обучению и воспитанию. Педагогический опыт и специальные исследования советских педагогов убедительно показали, что развитие ребенка происходит не путем вызревания его врожденных задатков, а зависит в первую очередь от условий воспитания — от его содержания, форм и методов. Создавая определенные условия и организуя обучение и воспитание детей, можно целенаправленно влиять на развитие ребенка и управлять им. Все это и обусловило формирование специальной программы дошкольного воспитания, которая обеспечивала возможность всем детям осваивать необходимые знания, умения, навыки и привычки поведения.
Принцип целенаправленности и программности советской педагогики противостоял тенденциям «свободного воспитания», в которых отрицается необходимость какой-либо единой для всех детей программы. Эти тенденции господствовали в западной психологии (в частности, в системах, изложенных выше). Отрицая принципы «свободного воспитания», которые объявлялись «ненаучными» и «реакционными», и утверждая принципы целенаправленности и программности в содержании дошкольного воспитания, советская педагогика достигла больших успехов. В трудах советских педагогов многократно подчеркивалось, что необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, без чего невозможно реализовать задачи всестороннего воспитания. Целостность и непрерывность педагогического процесса необходимо было сочетать с четким и систематическим расположением материала по возрастному принципу, что позволяло постепенно усложнять материал от группы к группе, от одного возраста к другому.
Еще один важнейший принцип советской дошкольной педагогики — принцип деятельности. Дошкольное обучение и воспитание может быть эффективным только при условии активности самого ребенка. Формирование личности происходит в различных видах деятельности ребенка — в игровой, трудовой, учебной, поэтому так важно, чтобы воспитательно-образовательная работа с дошкольниками не только включала разные виды детской деятельности, но и способствовала формированию различных навыков.
Следующий принцип — единство воспитания и обучения, неразрывная связь этих процессов. Воспитание всегда связано с передачей детям определенных знаний. В то же время систематизированные и специально отобранные знания содержат воспитательный момент. Вместе с тем в едином воспитательно-образовательном процессе известной самостоятельностью обладают как воспитание, так и обучение. Воспитательно-образовательная работа с детьми требует систематичности и последовательности, определенной повторяемости и обобщения, т. е. возврата к ранее пройденному материалу на более высоком уровне. Этот принцип позволяет педагогу вести детей от простого к сложному, от непосредственного знакомства с окружающими вещами и явлениями к умению обобщить и выделить существенные их качества и особенности, к пониманию простейших связей и взаимоотношений. Данные педагогические принципы легли в основу советской программы обучения и воспитания детей в детском саду, которая являлась обязательным документом и руководством для всех воспитателей нашей страны.