СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционно новые методы исследований. Источники географической информации.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Традиционно новые методы исследований. Источники географической информации.»

География 10класс

Тема : « Традиционно новые методы исследований. Источники географической информации».

Цель: Познакомить учащихся с современными методами географических исследований и источниками географической информации.

Задачи: - познакомить с разнообразием методов географических исследований, выделить современные методы;

- формировать умение применять необходимые методы для получения информации;

- продолжить формировать умение работать с картами атласа, текстом учебника и таблицами приложения.

Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.

Тип урока : изучение нового материала

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Проверка домашнего задания.

(фронтальная беседа)

- Что изучает экономическая и социальная география мира?

- Какие науки сочетает в себе социально-экономическая география?

- В чем заключается главное направление современного этапа развития социальной и экономической географии?

- В решении каких вопросов принимают участие географы?

3. Изучение новой темы.

Что такое «метод»?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь:  

Методы географических исследований — способы получения географической информации.

В географии применяются универсальные и специальные методы исследования.

Какие методы исследования вам известны?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь:

Традиционные методы:

  1. Картографический – ведущий метод в географии(разные виды карт, разные способы анализа карт). Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.




Работа по картам атласа:

-Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; государства –«карлики», островные государства: страны- архипелаги, прибрежные государства, государства не имеющие выхода к морю.

-По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с высокой плотностью населения, с низкой плотность населения?

-По карте «Экологические проблемы мира» назовите региона мира, где преобладает радиоактивное загрязнение, деградация пастбищ, почвенная эрозия.

  1. Статистический – обработка различных цифровых данных, их сопоставление и анализ.. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

Работа с таблицами в приложении учебника.

-Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны мира.

3.Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени.. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества




На примере Российской Федерации проследить изменения происходящие с территории страны.

4.Математический метод позволяют перейти к математическому моделированию физико- и экономико-географических явлений и процессов.

-Если ежегодно площадь пустыни Сахара ежегодно увеличивается на 13 тыс. квадратных километров, на сколько увеличится площадь пустыни через 5, 10 лет?

5. Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

6. Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки. 7. Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий. 8. Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения9.Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения.

Современные методы :

1).Географический прогноз- предвидение будущего состояния геосистем и др. . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

-Если не сократить вырубку экваториальных лесов в Южной Америке, какими могут быть последствия?

-Если не уменьшится количество углекислого газа какими могут быть следствия парникового эффекта?

2). Геоинформатика привела к созданию геоинформационных систем, которые занимаются созданием электронных карт, различающихся и языку, национальные электронные атласы: США, Канады, Японии, Швеции и др. стран мира.

3). Космические методы исследования - спутниковые и навигационные системы, при помощи которых можно определить свое местоположение и выбрать наиболее короткий маршрут.

4) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

Источники географической информации.

- Назовите известные вам источники географической информации?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь:

Основные источники географической информации: визуальные наблюдения, рассказы очевидцев, географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, специальные компьютерные программы, телевидение , радио, интернет и др.

 4.Итог урока.

-На какие две группы поделены все методы исследования?

- Перечислите традиционные методы исследования.

- Современные методы исследования.

- Какие источники географической информации являются самыми доступными и какую информацию можно получить с их помощью?


5. Дом. задание: изучить конспект урока.