География 10класс
Тема : « Традиционно новые методы исследований. Источники географической информации».
Цель: Познакомить учащихся с современными методами географических исследований и источниками географической информации.
Задачи: - познакомить с разнообразием методов географических исследований, выделить современные методы;
- формировать умение применять необходимые методы для получения информации;
- продолжить формировать умение работать с картами атласа, текстом учебника и таблицами приложения.
Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.
Тип урока : изучение нового материала
Ход урока.
Организация класса.
Проверка домашнего задания.
(фронтальная беседа)
- Что изучает экономическая и социальная география мира?
- Какие науки сочетает в себе социально-экономическая география?
- В чем заключается главное направление современного этапа развития социальной и экономической географии?
- В решении каких вопросов принимают участие географы?
3. Изучение новой темы.
Что такое «метод»?
(ответы учащихся)
Запись в тетрадь:
Методы географических исследований — способы получения географической информации.
В географии применяются универсальные и специальные методы исследования.
Какие методы исследования вам известны?
(ответы учащихся)
Запись в тетрадь:
Традиционные методы:
Картографический – ведущий метод в географии(разные виды карт, разные способы анализа карт). Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.
Работа по картам атласа:
-Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; государства –«карлики», островные государства: страны- архипелаги, прибрежные государства, государства не имеющие выхода к морю.
-По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с высокой плотностью населения, с низкой плотность населения?
-По карте «Экологические проблемы мира» назовите региона мира, где преобладает радиоактивное загрязнение, деградация пастбищ, почвенная эрозия.
Статистический – обработка различных цифровых данных, их сопоставление и анализ.. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.
Работа с таблицами в приложении учебника.
-Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны мира.
3.Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени.. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества
На примере Российской Федерации проследить изменения происходящие с территории страны.
4.Математический метод позволяют перейти к математическому моделированию физико- и экономико-географических явлений и процессов.
-Если ежегодно площадь пустыни Сахара ежегодно увеличивается на 13 тыс. квадратных километров, на сколько увеличится площадь пустыни через 5, 10 лет?
5. Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.
6. Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки. 7. Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий. 8. Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения9.Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения.
Современные методы :
1).Географический прогноз- предвидение будущего состояния геосистем и др. . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.
-Если не сократить вырубку экваториальных лесов в Южной Америке, какими могут быть последствия?
-Если не уменьшится количество углекислого газа какими могут быть следствия парникового эффекта?
2). Геоинформатика привела к созданию геоинформационных систем, которые занимаются созданием электронных карт, различающихся и языку, национальные электронные атласы: США, Канады, Японии, Швеции и др. стран мира.
3). Космические методы исследования - спутниковые и навигационные системы, при помощи которых можно определить свое местоположение и выбрать наиболее короткий маршрут.
4) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.
Источники географической информации.
- Назовите известные вам источники географической информации?
(ответы учащихся)
Запись в тетрадь:
Основные источники географической информации: визуальные наблюдения, рассказы очевидцев, географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, специальные компьютерные программы, телевидение , радио, интернет и др.
4.Итог урока.
-На какие две группы поделены все методы исследования?
- Перечислите традиционные методы исследования.
- Современные методы исследования.
- Какие источники географической информации являются самыми доступными и какую информацию можно получить с их помощью?
5. Дом. задание: изучить конспект урока.