СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционные типы и формы уроков в учебно- воспитательном процессе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Традиционные типы и формы уроков в учебно- воспитательном процессе»















ДОКЛАД на тему: «Традиционные типы и формы уроков в учебно- воспитательном процессе»




























Составитель: Кривоухова Э.Э., Учитель географии ГБОУ «Школа №116 г.о. Донецк»









г. Донецк – 2025



ТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ И ФОРМЫ УРОКОВ В УЧЕБНО-

ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



1.1 Функции традиционного обучения

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объёма, развивающая – со структурным усложнением, а воспитывающая – с формированием отношений (В.В.Краевский). [2]

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.

Научные знания – главный компонент образования включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру её опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, способности мобилизовать прежние знания для получения новых, также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется чётко осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают её постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитательная функция. Воспитывающая функция вытекает из содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определённых взглядов, убеждений, отношений, качеств к личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществления развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления.




















1.2 Деятельность учителя и учащихся в процессе традиционного проведения урока

Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством

учителя. Назначение его деятельности в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся.

Управление процессом обучения предполагает прохождение определённых этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности:

  1. планирование;

  2. организация деятельности учащихся;

  3. регулирование (стимулирование) процесса обучения;

  4. контроль (стимулирование активности и самостоятельности);

  5. оценивание;

  6. анализ результатов решения педагогической задачи.



Технологическая карта традиционного урока более подробно раскрывает структуру и содержание урока по ФГОС:

  1. Организация начала занятия

  2. Проверка выполнения домашнего задания

  3. Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу занятия)

  4. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)

  5. Усвоение новых знаний и способов действий

  6. Первичная проверка понимания

  7. Первичное закрепление (организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу)

  8. Применение знаний и умений в новой ситуации (творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений)

  9. Обобщение и систематизация знаний

  10. Контроль и самопроверка знаний

  11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  12. Рефлексия (подведение итогов занятия)

В стандартах сформулированы требования к современному учителю:

это профессионал, который:

  1. демонстрирует универсальные и предметные способы действий

  2. инициирует действия учащихся

  3. консультирует и корректирует их действия

  4. находит способы включения в работу каждого ученика

  5. создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ НА УРОКЕ.

        1. Повышенный уровень сложности, задания должны носить проблемный и поисковый характер.

        2. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета или из разных предметов.

На уроке учитель работает с акцентом на положительное в ребенке, на ситуации успеха учащегося. Для успешного проведения урока усвоения новых знаний рекомендуется: предельно конкретно определить цели урока

(предполагаемый результат); тщательно отобрать материал для повторения опорных знаний, способствующий усвоению новых знаний; не затягивать этап повторения опорных знаний; усилить целевую установку урока самоопределением; проводить усвоение новых знаний в соответствии с основными дидактическими принципами, обратив внимание на принцип «выращивания» знаний там, где это целесообразно, и активность обучаемых при ведущей роли преподавателя; закрепить полученные знания материалом учебника; показать образец выполнения упражнения или решения нового типа задач на доске с привлечением к рассуждению учащихся; не забывать о формировании обобщенных умений; прокомментировать домашнее задание, обратив внимание на сложные моменты; обобщить и систематизировать знания; подвести итоги урока; закончить урок со звонком. Урок формирования умений и навыков

      1. Повторение опорных знаний и практического опыта. Предварительные упражнения

      2. Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

      3. Изучение нового материала. Вводные упражнения.

      4. Применение приобретенных знаний.

      5. Пробные упражнения.

      6. Тренировочные упражнения по образцу, заданию, конструкции.

      7. Творческие упражнения.

      8. Домашнее задание.

К ряду основных рекомендаций можно отнести: - четкоопределение целевых установок урока; обращение особого внимания на тщательный подбор упражнений и заданий с постепенным наращиванием степени трудности (вводные, пробные, упражнения по образцу); соединение теоретических знаний с практическими действиями (повторение теоретического материала, умение объяснить каждый шаг действия при выполнении практических заданий); усвоение новых знаний




1.3 Типы и формы традиционных уроков

Основные характеристики традиционной классно-урочной системы обучения:

      • постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

      • каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

      • учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

      • каждый урок посвящен только одному предмету (монизм);

      • постоянное чередование уроков (расписание);

      • руководящая роль учителя (педагогическое управление);

      • применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классификация уроков:

1. По основной дидактической цели:

      • урок обобщения новых знаний;

      • урок закрепления;

      • урок применения знаний и умений;

      • урок обобщения и систематизации знаний и умений;

      • урок проверки и коррекции знаний и умений; - комбинированный урок (урок смешанного типа);

2. По основному способу проведения:

      • беседа;

      • лекция;

      • экскурсия;

      • самостоятельная работа учащихся;

      • лабораторные и практические работы; - сочетание различных форм занятий.

3. По основным этапам учебного процесса:

      • вводное;

      • первичного ознакомления с материалом;

      • образование понятий, установления законов и правил;

      • применение полученных правил на практике;

      • повторения и обобщения;

      • контрольные;

      • смешанные или комбинированные.

Типы традиционного урока

Несмотря на многообразие типов, все уроки в традиционной системе ориентированы на развитие ученика через деятельность учителя.

1. Урок ознакомления с новым материалом (урок сообщения новых знаний)

Структура урока определяется его основной дидактической целью:

введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил и т.д.

Основные этапы урока.

Вариант 1.

Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Ознакомление с новым материалом. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. Постановка задания на дом. Подведение итогов урока.

Вариант 2.

Лекция учителя. Объяснение с активным включением учащихся в работу. Эвристическая поисковая беседа. Конспектирование, составление тезисов по теме, составление проектов по теме, текущее обсуждение, работа с учебником, создание проблемных ситуаций (игровая), конспектирование, участие в учебной беседе, работа в тетради по результатам беседы; работа с учебником. Выступление по заданным темам. Участие в дискуссиях по проблемам. Участие в ролевой игре. Работа по группам с заданиями. Работа с ключевыми понятиями. Индивидуальная работа по заданиям (задачник).

Доклады и сообщения. Работа с понятиями.

  1. Урок применения знаний и умений.

В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и корректировка необходимых знаний и умений, анализ заданий и способов их выполнения, подготовка требуемого оборудования, самостоятельное выполнение заданий, рационализация способов выполнения заданий, внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий.

Этим обусловлена возможная структура такого урока:

Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

  1. Урок обобщения и систематизации знаний.

Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщенного повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.

Функции обобщающего урока: систематизация фактических знаний на основе ведущих идей, проверка знаний и умений учащихся (проверяется и оценивается не столько знание фактов, сколько овладение системой понятий, умениями устанавливать связи между понятиями, обобщать применять закономерности теории).

Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них – к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы.

Большую роль обобщения играют в реализации задач воспитания учащихся. Для этого важно так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, чтобы они имели возможность практиковаться в использовании теорий и закономерностей для отстаивания своих взглядов, побуждать к высказыванию своего отношения. Подобный подход

способствует выработке активной жизненной позиции учащихся. (Табл. 1.3)



Таблица 1.3 «Проведение традиционного урока» Урок сообщения новых знаний Обобщающий урок

Учитель с помощью вопросов Здесь вопросы ставятся с целью направляет школьников на обсуждение обеспечения усвоения учащимися наиболее рассматриваемых понятий, на существенной системы знаний и умений, привлечение различных фактических установления связей между ними и сведений. формулирования наиболее общих выводов,

раскрытия практической и мировоззренческой значимости знаний. Усложнение вопросов, более обобщенные ответы.

Увеличение доли самостоятельности учеников на уроке.

Беседа в большей степени Беседа становится более абстрактной, иллюстрируется натуральной и строится на основе широких теоретических изобразительной наглядностью. обобщений.


Повторение и обобщение знаний имеет большое значение на обобщающих уроках повторения, которыми заканчивается изучение темы, раздела, курсов и всего предмета в целом. На этих уроках систематизируются знания, устанавливаются взаимосвязи понятий, сравниваются изучаемые факты и явления на межпредметной основе.

Повторение и обобщение решает следующие задачи:

  • обеспечивает прочное и глубокое усвоение знаний, умений и навыков;

  • приводит в систему факты и явления, углубляет содержание изученных понятий;

  • помогает установить более высокий уровень между понятиями, фактами, явлениями;

  • формирует навыки самостоятельной работы;

  • способствует умственному развитию учащихся.

При проведении данных уроков не следует:

  • включать в урок большое количество разнообразных вопросов и большое количество понятий, т. к. качество знаний зависит не от количества;

  • при повторении необходимо не просто воспроизводить изученное ранее, а раскрывать причинно-следственные связи между явлениями на более высоком уровне.