ДОКЛАД на тему: «Традиционные типы и формы уроков в учебно- воспитательном процессе»
Составитель:
Кривоухова Э.Э., Учитель географии ГБОУ «Школа №116 г.о. Донецк»
г. Донецк – 2025
ТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ И ФОРМЫ УРОКОВ В УЧЕБНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Функции традиционного обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объёма, развивающая – со структурным усложнением, а воспитывающая – с формированием отношений (В.В.Краевский). [2]
Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.
Научные знания – главный компонент образования включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру её опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, способности мобилизовать прежние знания для получения новых, также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Умение как умелое действие направляется чётко осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают её постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.
Воспитательная функция. Воспитывающая функция вытекает из содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определённых взглядов, убеждений, отношений, качеств к личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.
Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществления развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления.
1.2 Деятельность учителя и учащихся в процессе традиционного проведения урока
Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством
учителя. Назначение его деятельности в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся.
Управление процессом обучения предполагает прохождение определённых этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности:
планирование;
организация деятельности учащихся;
регулирование (стимулирование) процесса обучения;
контроль (стимулирование активности и самостоятельности);
оценивание;
анализ результатов решения педагогической задачи.
Технологическая карта традиционного урока более подробно раскрывает структуру и содержание урока по ФГОС:
Организация начала занятия
Проверка выполнения домашнего задания
Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу занятия)
Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)
Усвоение новых знаний и способов действий
Первичная проверка понимания
Первичное закрепление (организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу)
Применение знаний и умений в новой ситуации (творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений)
Обобщение и систематизация знаний
Контроль и самопроверка знаний
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
В стандартах сформулированы требования к современному учителю:
это профессионал, который:
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
инициирует действия учащихся
консультирует и корректирует их действия
находит способы включения в работу каждого ученика
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ НА УРОКЕ.
Повышенный уровень сложности, задания должны носить проблемный и поисковый характер.
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета или из разных предметов.
На уроке учитель работает с акцентом на положительное в ребенке, на ситуации успеха учащегося. Для успешного проведения урока усвоения новых знаний рекомендуется: предельно конкретно определить цели урока
(предполагаемый результат); тщательно отобрать материал для повторения опорных знаний, способствующий усвоению новых знаний; не затягивать этап повторения опорных знаний; усилить целевую установку урока самоопределением; проводить усвоение новых знаний в соответствии с основными дидактическими принципами, обратив внимание на принцип «выращивания» знаний там, где это целесообразно, и активность обучаемых при ведущей роли преподавателя; закрепить полученные знания материалом учебника; показать образец выполнения упражнения или решения нового типа задач на доске с привлечением к рассуждению учащихся; не забывать о формировании обобщенных умений; прокомментировать домашнее задание, обратив внимание на сложные моменты; обобщить и систематизировать знания; подвести итоги урока; закончить урок со звонком. Урок формирования умений и навыков
Повторение опорных знаний и практического опыта. Предварительные упражнения
Сообщение цели и темы урока, самоопределение.
Изучение нового материала. Вводные упражнения.
Применение приобретенных знаний.
Пробные упражнения.
Тренировочные упражнения по образцу, заданию, конструкции.
Творческие упражнения.
Домашнее задание.
К ряду основных рекомендаций можно отнести: - четкоопределение целевых установок урока; обращение особого внимания на тщательный подбор упражнений и заданий с постепенным наращиванием степени трудности (вводные, пробные, упражнения по образцу); соединение теоретических знаний с практическими действиями (повторение теоретического материала, умение объяснить каждый шаг действия при выполнении практических заданий); усвоение новых знаний
1.3 Типы и формы традиционных уроков
Основные характеристики традиционной классно-урочной системы обучения:
постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
каждый урок посвящен только одному предмету (монизм);
постоянное чередование уроков (расписание);
руководящая роль учителя (педагогическое управление);
применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классификация уроков:
1. По основной дидактической цели:
урок обобщения новых знаний;
урок закрепления;
урок применения знаний и умений;
урок обобщения и систематизации знаний и умений;
урок проверки и коррекции знаний и умений; - комбинированный урок (урок смешанного типа);
2. По основному способу проведения:
3. По основным этапам учебного процесса:
вводное;
первичного ознакомления с материалом;
образование понятий, установления законов и правил;
применение полученных правил на практике;
повторения и обобщения;
контрольные;
смешанные или комбинированные.
Типы традиционного урока
Несмотря на многообразие типов, все уроки в традиционной системе ориентированы на развитие ученика через деятельность учителя.
1. Урок ознакомления с новым материалом (урок сообщения новых знаний)
Структура урока определяется его основной дидактической целью:
введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил и т.д.
Основные этапы урока.
Вариант 1.
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Ознакомление с новым материалом. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. Постановка задания на дом. Подведение итогов урока.
Вариант 2.
Лекция учителя. Объяснение с активным включением учащихся в работу. Эвристическая поисковая беседа. Конспектирование, составление тезисов по теме, составление проектов по теме, текущее обсуждение, работа с учебником, создание проблемных ситуаций (игровая), конспектирование, участие в учебной беседе, работа в тетради по результатам беседы; работа с учебником. Выступление по заданным темам. Участие в дискуссиях по проблемам. Участие в ролевой игре. Работа по группам с заданиями. Работа с ключевыми понятиями. Индивидуальная работа по заданиям (задачник).
Доклады и сообщения. Работа с понятиями.
Урок применения знаний и умений.
В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и корректировка необходимых знаний и умений, анализ заданий и способов их выполнения, подготовка требуемого оборудования, самостоятельное выполнение заданий, рационализация способов выполнения заданий, внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий.
Этим обусловлена возможная структура такого урока:
Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщенного повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.
Функции обобщающего урока: систематизация фактических знаний на основе ведущих идей, проверка знаний и умений учащихся (проверяется и оценивается не столько знание фактов, сколько овладение системой понятий, умениями устанавливать связи между понятиями, обобщать применять закономерности теории).
Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них – к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы.
Большую роль обобщения играют в реализации задач воспитания учащихся. Для этого важно так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, чтобы они имели возможность практиковаться в использовании теорий и закономерностей для отстаивания своих взглядов, побуждать к высказыванию своего отношения. Подобный подход
способствует выработке активной жизненной позиции учащихся. (Табл. 1.3)
Таблица 1.3 «Проведение традиционного урока» Урок сообщения новых знаний Обобщающий урок
Учитель с помощью вопросов Здесь вопросы ставятся с целью направляет школьников на обсуждение обеспечения усвоения учащимися наиболее рассматриваемых понятий, на существенной системы знаний и умений, привлечение различных фактических установления связей между ними и сведений. формулирования наиболее общих выводов,
раскрытия практической и мировоззренческой значимости знаний. Усложнение вопросов, более обобщенные ответы.
Увеличение доли самостоятельности учеников на уроке.
Беседа в большей степени Беседа становится более абстрактной, иллюстрируется натуральной и строится на основе широких теоретических изобразительной наглядностью. обобщений.
Повторение и обобщение знаний имеет большое значение на обобщающих уроках повторения, которыми заканчивается изучение темы, раздела, курсов и всего предмета в целом. На этих уроках систематизируются знания, устанавливаются взаимосвязи понятий, сравниваются изучаемые факты и явления на межпредметной основе.
Повторение и обобщение решает следующие задачи:
обеспечивает прочное и глубокое усвоение знаний, умений и навыков;
приводит в систему факты и явления, углубляет содержание изученных понятий;
помогает установить более высокий уровень между понятиями, фактами, явлениями;
формирует навыки самостоятельной работы;
способствует умственному развитию учащихся.
При проведении данных уроков не следует:
включать в урок большое количество разнообразных вопросов и большое количество понятий, т. к. качество знаний зависит не от количества;
при повторении необходимо не просто воспроизводить изученное ранее, а раскрывать причинно-следственные связи между явлениями на более высоком уровне.