| Министерство образования Хабаровского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Комсомольский-на-Амуре строительный колледж |
Аналитическая работа | Трансляция опыта работы социального педагога 2023-2024 годах Составила: Копылова Татьяна Владимировна Должность: социальный педагог КГБ ПОУ КСК г. Комсомольск-на-Амуре 2024 г. |
Введение
В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных учреждений (ОУ) в решении жизненных проблем обучающегося. Происходит усиление социальной функции ОУ, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.
Социальный педагог – это специалист, который создает условия для социального и профессионального саморазвития обучающихся, организуя деятельность педагогического коллектива и родительской общественности. В компетенцию социального педагога входит формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права обучающегося. Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Для более точного определения границ моей профессиональной компетентности, более полного осуществления прав и обязанностей я в своей профессиональной деятельности руководствуюсь следующими нормативно-правовыми документами:
Международная Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990; в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.);
Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года);
Федеральный закон РФ от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Административное, гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
принимаемые в соответствии с указами Президента РФ нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ;
Устав КГБ ПОУ КСК;
Положения, о совете профилактики КГБ ПОУ КСК.
В своей социально – педагогической деятельности мне приходится решать ряд проблем. А именно проблемы связанные:
с неадекватным, девиантным поведением обучающихся;
с конфликтностью подростков;
с социально - опасном состоянием семей;
с ненадлежащим исполнением родителями своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетнего.
Основной целью своей деятельности считаю участие в создании благоприятных условий для личностного развития обучающихся, для саморазвития и самореализации в процессе социализации.
Для реализации данной цели я определила для себя следующие задачи:
внедрить в практику основные социально – педагогические технологии работы с обучающимися «группы риска»;
организовать социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также в трудной жизненной ситуации;
проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
повысить уровень профессионально педагогической компетентности.
Целью моего аналитического отчета является самоанализ и самооценка педагогической деятельности по созданию условий для реализации социально – педагогического подхода.
Ставлю перед собой основные задачи аналитического отчета:
обосновать направления социально – педагогической деятельности;
изучить условия, способствующие успешной социализации личности обучающегося;
выделить проблемы, возникшие при осуществлении педагогической деятельности, проанализировать полученные результаты;
дать самооценку эффективности профессиональной деятельности;
определить основные направления педагогической деятельности на следующий период.
Анализ социально – педагогической деятельности
Свою социально – педагогическую деятельность в ОУ я осуществляю по направлениям:
организационные мероприятия;
диагностическая работа;
консультативно-профилактическая работа с обучающимися;
консультативно-профилактическая работа с родителями;
педагогическое взаимодействие;
межведомственные контакты;
методическая деятельность.
На организационном этапе я разрабатываю и осуществляю комплекс мероприятий профилактического характера, а также систематизирую работу с картотекой обучающихся, особое внимание при этом уделяю студентам из категорий:
«дети сироты»
«дети, оставшиеся без попечения родителей»
студенты из категории «лица из числа коренных малочисленные народов Севера»
студенты из многодетных и малообеспеченных семей
студенты, чьи родители являются участниками СВО
студенты, состоящие на разного видах учета (КДН, ПДН, внутриколледжный учет)
«лица с ограниченными возможностями здоровья».
В начале каждого учебного года собираются данные на обучающихся перечисленных категорий, на основе которых я формирую единую базу данных и оформляю социальный паспорт ОУ, формирую списки обучающихся и семей, требующих особого внимания и первоочередной помощи и поддержки.
Данная информация необходима мне для планирования своей работы на учебный год, для взаимодействия со специалистами служб системы профилактики, а также ведомственных и административных органов.
С целью формирования правовой грамотности и профилактики проявления асоциального поведения я готовлю общую информацию о правах и обязанностях обучающихся колледжа, о родительской ответственности, о государственных структурах, защищающих права несовершеннолетних, контактных телефонов органов, осуществляющих обеспечения и соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних. Данная информация находится в открытом доступе (информационные стенды, сайт ОУ). Ежегодно оформляю информационный уголок для обучающихся, в котором размещаю много полезной информации по вопросам: выплаты государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии и выплаты студентам материальной поддержки из малоимущих семей.
Не каждый обучающийся может открыто рассказать мне о том, что его беспокоит. В этом случае я использую различные буклеты, памятки, флаеры, ознакомившись с которыми,студент понимает, что его проблемы возможно решить, и есть люди готовые прийти на помощь, выслушать его, направить и подсказать.
Еще одной из форм моей организационно - профилактической работы является деятельность Совета профилактики правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. Являясь социальным педагогом ОУ я вхожу в состав Совета профилактики, осуществляю контроль исполнения решения, принятого Советом по рассматриваемым вопросам. Согласно Положению о Совете профилактики и антиобщественных действий несовершеннолетних заседания Совета проводятся ежемесячно. Так за период с 2023-2024 уч. год было проведено 9 заседаний, на которых рассмотрено 53 представлений в отношении обучающихся ОУ. За указанный период времени прослеживается снижение количества обучающихся состоящих на внутриколледжном контроле с 32 человек (4,9%) в 2022-2023 уч. году до 17 человек (2,5%) в 2023-2024уч. году. Это свидетельствует о том, что деятельность Совета профилактики приносит положительный результат. Следует отметить и тот факт, что обучающихся повторно заслушиваемых на заседаниях Совета становиться меньше, так в 2022-2023 уч. г. заслушано 38 человека из них повторно 17; в 2023-2024 уч. г. заслушано 23 человека из них повторно 6. Я считаю, что при реализации индивидуального подхода к решению конкретной проблемы студента, ориентирования на его уровень развития, его потребности мы сможем добиться большего положительного результата.
Следующее направление моей деятельности, это диагностическая работа. Реализуя это направление я формирую банк данных об образе жизни обучающихся и их семей из перечисленных категорий, о положении подростков в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек, взаимоотношений данный категории с педагогами ОУ.
Для эффективной профессиональной деятельности мне необходима достоверная информация, касающаяся различных сторон жизнедеятельности обучающихся, особое внимание при этом уделяю студентам из категории «дети сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» и лица из числа детей сирот, лица с ограниченными возможностями здоровья. Для этого я использую различные диагностические методики (Копылова Татьяна Владимировна): определение детско – родительских отношений; диагностика учебной мотивации обучащихся; диагностика познавательных интересов, потребностей, склонностей ребенка; диагностика коммуникативных умений; выявление профессиональных интересов подростка» (Диагностический инструментарий в работе социального педагога).
В своей деятельности я использую такие методы диагностики, как наблюдения, беседы, консультации, анкетирования, тестирование, метод анализа документов обучающихся.
В работе со студентами данных категории особо необходимы доверительные отношения, в этом мне помогает информация о личностных характеристиках студента и его семьи. Для этого мною разработана карта личности обучающегося, в которой отражены особенности семейного воспитания, состояние здоровья подростка (наличие вредных привычек), особенности учебной деятельности, положение в коллективе, отношение к общественной деятельности и труду, сведения об интересах и увлечениях подростка. Данные карты я применяю в работе с обучающимися, состоящими на ВКУ, учете в КДН, ПДН. Анализируя полученные данные, сразу вскрывается та проблема, которая требует педагогической коррекции и вмешательства (Приложение 1).
Большое внимание я уделяю проведению консультативно - профилактической работе с несовершеннолетними. Данное направление включает в себя предупредительно-профилактическую деятельность с обучающимися в целом и индивидуальную работу с подростками из перечисленных категорий.
Профилактическая работа осуществляется в виде индивидуальных бесед - консультаций (ознакомительные, воспитательные, профилактические беседы), а также проводятся групповые мероприятия, направленные на формирование правосознания, культуры поведения студентов, ответственности за свои действия и поступки, мною разработаны и с успехом применяются внеаудиторные занятия на темы: «Преступление и наказание», «Моя ответственность», «Мы за здоровый образ жизни», «Бюджет семьи: доходная и расходная составляющие», «Семейное воспитание».
Я принимаю активное участие в общеколледжных мероприятиях, всегда стараясь привлечь студентов из перечисленных категорий к участию в подготовке и проведению данных мероприятий.
Организация внеаудиторной деятельности обучающихся из перечисленных категорий требует особого моего внимания, поскольку занятость свободного времени подростка снижает риски совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними, а также делает подростков психологически устойчивыми, целеустремленными, трудолюбивыми, отзывчивыми и без вредных привычек.
В настоящее время из числа студентов из категории «группы риска» состоящих на разном виде учета занятость во внеаудиторное время составляет 100%. Но стоит отметить, что интересы студентов из категории «группы риска» не устойчивы. Подростки часто меняют сферу занятости, не регулярно посещают занятия в кружках и секциях, их трудно убедить в необходимости развития своих интересов и способностей. Сложность заключается еще и в том, что студенты из категории «группы риска», согласно статистики, воспитываются в неполных, неблагополучных, в малообеспеченных семьях, где контроль за ними, по разным причинам, ослаблен и нет хорошей поддержки, контроля со стороны родителей/законных представителей, в связи с этим студенты часто пропускают занятия, уходят «на улицу», обманывают родителей, педагогов. Не просто бывает вернуть интерес студента к занятиям, вовлечь его в досуговую деятельность.
Необходимо остановиться еще на одном направлении работы социального педагога ОУ, это работа со студентами, проживающими в общежитии.
Совместно с воспитателями общежития я организую такие мероприятия, как участие студентов в социально – полезных делах, акциях: «Умей сказать НЕТ наркотикам», «Кто сильней, ТЫ или СИГАРЕТА», «Молодежь за ЗОЖ» в ходе которой звучат призывы молодежи за здоровый образ жизни.
Стоит отметить, что хорошие результаты профилактической работы приносит такая форма, как организация и проведение встреч с представителями профилактических органов. Сотрудничаю с отделом полиции (ПДН, участковые, отдел дознания и следствия); с представителями комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних; с отделом по борьбе с незаконным распространением наркотических средств; с центром занятости и другими службами. Специалисты служб системы профилактики проводят встречи, беседы с обучающимися, в ходе которых разъясняют опасность безответственного поведения и отношения к вопросам личной безопасности, ссылаясь на примеры из своей деятельности, что всегда вызывает большой интерес со стороны обучающихся.
Еще одной из форм моей социально – педагогической деятельности является осуществление мониторинга успеваемости студентов из перечисленных категорий и пропусков учебных занятий без уважительной причины. Для достижения положительных результатов я провожу с обучающимися и родителями (законными представителями) индивидуальные встречи, беседы, в ходе которых подробно разъясняю необходимость, обязательность обучения, разъясняю родителям (законным представителям) ответственность за нарушения требований федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Своевременно оповещаю родителей студентов из перечисленных категорий об успеваемости и посещаемости. Если родители действительно обеспокоены результатами учебной деятельности подростка, желают помочь ему, то результат всегда есть. Так по итогам учебной деятельности у студентов из перечисленных категорий отмечается стабильная успеваемость. За последние 3 учебных года, 100%.
Большое внимание я уделяю организации и проведению индивидуально профилактической работы с несовершеннолетними , находящимися в социально - опасном положении, состоящих на учете в колледже, КДН, ПДН. Целью моей деятельности является оказать своевременную, квалифицированную помощь семье и подростку, создать условия способствующие выходу семьи из СОП, помочь и поддержать. Свою работу с подростком и/или семьей я выстаиваю по индивидуальному плану. План профилактической работы я составляю в зависимости от ситуации социально – опасного положения, определяя первоочередные задачи. В решении задач я применяю основные формы и методы профилактической работы описанные ранее, а также провожу рейды по месту жительства семьи, обследование условий проживания обучающегося, отслеживаю, досуговую занятость подростка, провожу беседы с родителями по вопросам воспитания, психологических особенностей подростков, гражданских прав студентов, прав и обязанностей родителей. Анализирую промежуточный результат, который дает мне возможность корректировать ход индивидуальной работы.
Положительным результатом своей работы считаю снижение количества обучающихся и семей находящихся в СОП:
в 2022-2023 уч. году 8 несовершеннолетних и 2 семьи (в которых воспитывались 3 обучающихся);
в 2023-2024 уч. году 5 несовершеннолетних и 3 семьи (в которых воспитывались 3 обучающихся).
Следующее направление моей деятельности направлено на взаимодействие с родительской общественностью. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», понимая эту народную мудрость, организовываю свою работу совместно с родителями обучающихся. Основными задачами для себя определяю:
организацию совместного досуга, включение родительской общественности в социально полезную деятельность ОУ;
поддержку постоянной связи с семьями обучающихся «группы риска»;
защиту ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;
выполнение роли посредника, связующего звена между подростками и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о благополучии подростков.
Основные направления работы с родителями я осуществляю через систему родительских собраний, тематика которых предусматривает вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, профилактика потребления ПАВ несовершеннолетними. (Приложение 2). Совместное участие родителей и студентов в общеколледжных, внеаудиторных мероприятиях.
Провожу индивидуальные встречи и консультаций с родителями. Организую индивидуально – профилактическую работу с «кризисными семьями», не исполняющими родительские обязанности, проводя разъяснительные беседы о родительской ответственности за воспитание несовершеннолетних, консультации, рейды в семьи.
Моя деятельность неразрывно связана с деятельностью всего нашего педагогического коллектива и осуществляется в следующих направлениях:
индивидуальная работа по проблеме обучающегося с классным руководителем, педагогом-предметником. С классными руководителями я выстраиваю наиболее тесные взаимодействия, так как этот педагог оказывает первичную помощь студенту в решении его проблем;
учувствую в методических объединениях классных руководителей (МО). Заседания МО носят практическую направленность и проводятся в различных формах, таких как тренинги, дискуссии, педагогические мастерские.
Я представляю классным руководителям большой практический материал по работе с обучающимися перечисленных категория, знакомлю с правовыми документами, регламентирующими организацию работы с такими обучающимися;
на педагогических советах, производственных, совещаниях освещаю вопросы успеваемости, пропусков занятий обучающихся перечисленных категорий, представляю анализ своей деятельности, озвучиваю планы работы данными студентами, в результате чего представляю или совместно разрабатываем алгоритм решения назревших проблем.
Моя работа неограниченна только ОУ, следующим направлением моей деятельности является организация межведомственного взаимодействия служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которая включает в себя координацию деятельности всех служб для защиты прав и интересов подростков, оказание своевременной помощи.
Основные задачи сетевого взаимодействия:
создание условий для психологического комфорта и безопасности студента;
удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов;
предупреждение и преодоление негативных явлений ОУ.
Главной функцией своей деятельности считаю посредничество. Осуществляя данную функцию, я помогаю «включить» семью в активное взаимодействие с ОУ, с городскими службами. Осуществляю ведение и корректировку банка данных по студентам и семьям, нуждающимся в социальной помощи и поддержке, осуществляю выявление неблагополучных подростков и семей, участвую в муниципальных профилактических мероприятиях, направленных на предупреждение детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Организовываю встречи представителей служб системы профилактики с родительской общественностью и обучающимися ОУ.
Считаю, что эффективность моей работы напрямую зависит от умения устанавливать профессиональное взаимодействие с различными службами.
Еще одно из направлений моей деятельности является методическая деятельность, которая заключается в проведение анализа социально – педагогической работы и обобщения собственного опыта. Я систематически повышаю уровень педагогического мастерства.
Я принимаю участие в практических семинарах, совещаниях, обучающих тренингах различного уровня офлайн и онлайн, которые проводятся среди социальных педагогов. В межаттестационный период прошла следующие курсы повышения квалификации:
- 2020 г. Курсы повышения квалификации по теме: “Цифровая педагогика”, кол-во часов 72; КГБ ПОК КСК;
- 2020 г. Курсы повышения квалификации по теме: “Формирование и развитие педагогической ИКТ-компетентности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта”, кол-во часов 66; ООО “Центр инновационного образования и воспитания”;
- 2021 г. Курсы повышения квалификации по теме: “Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)”, кол-во часов 36; ООО “Центр инновационного образования и воспитания”;
- 2021 г. Курсы повышения квалификации по теме: “Обеспечение санитарно - эпидимиологических требований к образовательным организациям согласно СП 2.4. 3648-20”, кол-во часов 36; ООО “Центр инновационного образования и воспитания”;
- 2024 г. Курсы повышения квалификации по теме: “Методика и содержание деятельности социального педагога в условиях реализации ФГОС”, кол-во часов 72; ООО “Инфоурок”;
Подводя итоги своей деятельности в 2023-2024 уч. году, хочу сказать, что в результате поиска возможных вариантов совершенствования своей работы, я выбрала тот, который больше всего отвечает моим запросам, интересам и возможностям. Результаты моей деятельности позволяют мне говорить о наличии у меня собственного стиля работы. Моя задача на сегодняшний день состоит в том, чтобы совершенствовать те педагогические средства, те формы и методы, которыми я уже владею, проявлять их более последовательно и ярко, постоянно обогащая свою систему работы педагогическими новациями. Моя работа по саморазвитию и самообразованию позволит мне в дальнейшем перейти на качественно новый уровень профессионализма и несомненно будет способствовать повышению продуктивности и результативности моей профессиональной деятельности.
Приложение 1.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА
категория «дети группы риска»
_____________________________________________________________
(ФИО, группа)
Категория риска: систематический пропуск учебных занятий без уважительной причины, употребление спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, совершение противоправного поступка склонность к бродяжничеству, нахождение в социально опасной среде, (другое) _______________________________________________________________________________
Дата заполнения _______________________________________________________________
1. Сведения о несовершеннолетнем:
Фамилия, имя, отчество | |
Дата рождения | |
Специальность/профессия | |
Группа, классный руководитель | |
С какого года обучается в КГБ ПОУ КСК (№ школы, год окончания) | |
Домашний адрес/адрес регистрации | |
Материально-бытовые условия | |
Основание и дата постановки на учет | |
Основание и дата снятия с учета | |
Занятость во внеурочной деятельности в ОУ, вне ОУ (наименование, Ф.И.О. тренера, педагога дополнительного образования, контактный телефон, дни занятий) | |
Состояние здоровья обучающегося (группа здоровья) | |
Психологические особенности | |
Успеваемость и посещаемость | |
Сведения о семье (родителях или законных представителях)
Мать: ФИО место работы контактный телефон | |
Отец: ФИО место работы контактный телефон | |
Попечитель (законный представитель): ФИО место работы контактный телефон | |
Социальный статус семьи (подчеркнуть или дописать) | Малообеспеченная, находящаяся в социально опасном положении, полная, многодетная, неполная, в разводе, мать-одиночка, вдова/вдовец, приемная семья |
Статус родителей (законных представителей) (подчеркнуть или дописать) | инвалиды (мать, отец), безработные (мать, отец) |
Образ жизни родителей (законных представителей) (подчеркнуть или дописать) | заботятся о несовершеннолетнем (мать, отец) много времени уделяют работе (мать, отец), не выполняют свои родительские обязанности в отношении несовершеннолетнего обучающегося (мать, отец), жестоко обращаются с несовершеннолетним, употребляют спиртные напитки (мать, отец), ведут антиобщественный образ жизни (мать, отец), находится в местах лишения свободы (мать, отец) |
Жилищно-бытовые условия | |
Меры, принятые ОУ по работе с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями)
Ответственные | Содержание работы | Сроки | Результат | Отметка о выполнении |
Взаимодействие с несовершеннолетним |
Классный руководитель | составление характеристики | на момент постановки | | |
беседы с несовершеннолетним | в течение всего периода | | |
контроль посещаемости учебных занятий | ежедневно | | |
отслеживание занятости в системе дополнительного образования | ежемесячно | | |
занятость в каникулярное время | | | каникулы |
Социальный педагог, психолог | психологическое состояние, психологическая характеристика (диагностика) | по запросу | | |
индивидуальные консультации (индивидуальные часы) с социальным педагогом | по мере необходимости | | |
беседы с психологом | по мере необходимости | | |
Зав. отделением, Зам. директора по ВР, Зам. директора по УР | профилактические беседы с несовершеннолетним | в течение всего периода | | |
координация работы с преподавателями в отношении обучающегося | в течение всего периода | | |
контроль посещаемости и успеваемости | еженедельно | | |
контроль занятости в системе дополнительного образования | ежемесячно | | |
анализ профилактической деятельности в отношении несовершеннолетнего | 1 раз в месяц | | |
Взаимодействие с семьей |
Классный руководитель | обследование жилищно-бытовых условий проживания и воспитания несовершеннолетнего | по запросу | | |
беседы, консультации с родителями | по мере необходимости | | |
контроль за посещаемостью родительских собраний | по графику проведения | | |
Социальный педагог, психолог | участие в обследовании жилищно-бытовых условий проживания и воспитания несовершеннолетнего | по мере необходимости | | |
индивидуальные консультации психолога | по мере необходимости | | |
беседы с психологом | по мере необходимости | | |
индивидуальные консультации с социальным педагогом | по мере необходимости | | |
Зав. отделением, Зам. директора по ВР, Зам. директора по УР | приглашение родителей на административный прием | по мере необходимости | | |
приглашение родителей на заседание Совета профилактики | по мере необходимости | | |
оформление запросов, ходатайств в отношении семьи на предприятия и другие организации | по мере необходимости | | |
Межведомственное взаимодействие |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Расписание учебной и внеаудиторной занятости в рамках индивидуальной образовательной траектории
Дисциплина | Преподаватель | Форма учебной деятельности | дата | время | корректировка |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Оценка результативности проведенной работы, выводы, рекомендации
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Приложение 2.