СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Травли нет. Людмила Петрановская

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Травли нет. Людмила Петрановская»




ЛюдмилаПетрановская









Разработка и внедрение антибуллинговых прогаммвинклюзивныхшколахреализуется

БлаготворительнымФондом«Галчонок»

сиспользованиемгрантаПрезидентаРоссийской Федерации на развитие гражданского общества, предоставляемогоФондомПрезидентских Грантов.



МарияРупасова-редактор




Вот несколько мальчиков отняли у одного шапку и кидают друг другу, а он мечется между ними, пытаясь еепоймать.Они«простоиграют»?Можетбыть.Еслитот, чья шапка, тоже весело смеется. Если сегодня кидают его шапку,азавтра–другогомальчика.Еслипоиграввшапку, онипойдутдальше,всевместевеселоболтая.

Ночто,есливсеиначе?

Если всем весело, а тому, чья шапка – вовсе нет? Потому что он знает, что сегодня, и вчера, и завтра будут бросать именноегошапку,илидругуюеговещь.Потомучтоонине простокидают–онисмеютсянаднимиговорятобидные вещи.Потомучтопотомонишвырнутшапкунаполипой- дутдальшевместе,даваяпонять,чтоон–несними.




При травле удовольствие получают не от того, что ловко бросаютиловятпредмет.Всеудовольствие–виздеватель- ственадчеловеком,ввесельепоповодуегобессилия,его злости,внаблюдениизатем,каконмечетсявкругугромко хохочущих ребят, едва сдерживая слезы. Очень гадкое удо- вольствие,недостойноехорошегочеловека.




2


Авотдевочкисделалиоченьобиднуюкартинкуизфото одноклассницыиотправляютейссылки.Аподкартинкой– комментарии,вкоторыхвсеизощряютсявостроумии,ста- раясьзадетьеепосильнее.Иопрос:ктосчитает,чтоДаша Петрова–тупаякорова?

Они«простошутят»?


Нет.Этонешутки.Этоиздевательство.


Девочкиполучаютудовольствиеоттого,чтоделают другомучеловекубольно.Неостроумиемонинаслаждают- ся, а насилием. Если Даша пытается в ответ оправдываться, илисердится,илипроситпрекратить,расстраивается,пла- чет,удовольствиестановитсяещебольше.Иещеотврати- тельней.

Мывсезнаем,чтоиздеватьсянадлюдьми–плохо. Какжетак,развеэтидевочки–незнают?

Или,можетбыть,ониоченьплохиелюди?

На самом деле они, конечно, знают, что это плохо. По- томуиговорят:«Мыпростошутим»,«Мыпростоеенелю- бим», «Она нас бесит». Они хотят верить, что они – хорошие, это тот, кого они обижают – «такой». Сам виноват.

Никтонехочетбытьплохим,даи,скореевсего,онине плохие. Просто в какой-то момент решили, что издеваться – это весело и это можно. Такое правило жизни возникло, иниктонесталснимспорить.


4


Когдакого-тотравят,всегдакажется,чтонаэтоестьпри- чина.Он(она)жетакой(такая).

Какойтакой?Насамомделе,неважно.Слишкомумный, слишкомглупый,слишкомтолстый,слишкомхудой,слиш- комстранный,слишкомобыкновенный,такодет,сякодет, тем увлекается, этим занимается. Да какая разница. Что- нибудьданайдется.

Потому что дело не в том, кого травят, не в его качествах иособенностях.Еслибыэтобылотак,тобылобыоднои то же во всех ситуациях: скажем, всегда травят толстых или двоечников. Но есть множество полных ребят, которых не трогают.Иестьоченьстройные,надкоторымииздеваются. Естьдвоечники,скоторымивседружат,иестьотличники, которым не дают прохода. Нет никаких особых, специаль- ных качеств, которые заставляют травить человека. И нет никаких качеств, которые бы точно от травли спасали.

Травлянесвязанасконкретнымилюдьми.Травля–это плохоеправило,котороезавелосьугруппы.Есливклассе принято травить, то травить могут кого угодно и за что угод- но. А если нельзя, то очень разные дети могут в нем жить дружноиспокойно.



5



Когдавклассеиливлюбойдругойгруппевозникает травля,этооченьплохо.

Иногда кажется, что это плохо только для того, кого оби- жают. Ему обидно, он расстраивается. Он не хочет ходить вшколу,ондажеиногданехочетжитьнасвете.

Да,емудействительнонесладко.

Нотравля–этоплохонетолькодляпострадавшего. Если в группе людей стало можно издеваться над кем-то, еслиэтостановитсяправилом,еслите,ктотравят,думают, что так и надо, и никто их не останавливает, – это меняет всюжизнькласса.

Больше никто не может чувствовать себя в безопасно- сти. Сегодня травят его – но завтра им покажется, что это я«нетакой».Потомучтоонипривыклиполучатьудоволь- ствие от издевательств. Привыкли самоутверждаться за счетдругого.АнукакзавтраДашасвоюстраницувИнтер- нетезакроетибольшенебудетчитатьпросебягадости? Илимальчик,чьюшапкукидали,простоуйдетвдругую школу.Чтотогдаделать?Чемразвлекаться?Противкого дружить?Итутужктоподвернется,тотибудетновойжерт- вой.Ведьвнашемклассетравить–принято.

Всеэтознают.Ивсебоятся,дажееслиделаютвид,что имоченьвесело.

Акогдачеловекпостояннобоится,емусложножить. Иучитьсясложно,ирадоваться,идружить.Психологипро- веряли:есливклассеестьтравля,детивнемхужеучатся. Вседети,нетолькоте,когообижают.



6



Именно страх самому оказаться жертвой часто застав- ляетучаствоватьвтравленеплохихвобщем-торебят. Имвродеистыдно,ипротивно,инеловко,нопокаони с теми, кто издевается, пока они смеются вместе со всей тол- пой, они чувствуют себя хоть немного, но в безопасности. Сегодняжертва–он,анея.Иоченьважно,чтобывсётак иосталось.

Заступитьсяещестрашней–получится,чтоянесовсе- ми, значит и мне достанется. И, скорее всего, достанется. Ведь на самом деле все знают, что ведут себя недостойно. Иесликто-тоначинаетвозражать,онвсемобэтомнапо- минает.Надопоскореепронегокакую-нибудьгадостьска- зать,чтобыперестал.

Всемнеприятно,новсепродолжают.

Потому что сложилось правило: есть те, кого травят, иестьте,ктотравят.Выбирайсвоеместо.Жизнибезтрав- ли,жизнивдружномклассеужениктосебеипредставить неможет.

Иногда,ставстарше,людисбольюистыдомвспоми- нают,кактравиликого-товдетстве.Нотогдаэтоказалось имединственнымвыходом.Илионипростонепонималидо конца,чтопроисходит.








7





А как же те, кто начал издевательство? Кто первый начи- нает кидать шапку и постить оскорбления? Кто все это при- думывает? Может быть, хотя бы им по-настоящему весело ихорошо?

Нет,врядли.Спокойные,уверенныевсебелюдиобыч- но бывают добрыми. Если они сильнее, старше или умнее других, они скорее склонны позаботиться, помочь, защи- тить.Онипридумываютигры,интересныедлявсех,ишут- ки,откоторыхвеселокаждому.

Травлюначинаютнеотхорошейжизни.

Может быть, у человека плохо на душе из-за того, что дома родители ссорятся, и ему хочется слить на кого-то свое раздражение.

Можетбыть,оноченьхочетбытьпервымиглавным, нонеуверен,чтонаэтоунегохватитталантов,вотиизо- бретаеттакойспособсамоутвердиться.

Может быть, над ним самим раньше издевались,итеперьонсовсемнехочетоказатьсянаместежертвы ипобыстреезанимаетместообидчика.Когдаонвместе с приятелями обижает кого-то, он чувствует силу, защищен- ность,правоту.Тольковэтиминутыемуихорошо,спокой- но,нестрашно.Поэтомухочетсяповторитьихсноваиснова.

Длянегосамогоэтонеоченьхорошо,потомучтосдеть- митакоеповедениеможетидасткакие-томинутытор- жества, но в будущем, со взрослыми, он просто останется бездрузей.Никтонехочетобщатьсясжестокимилюдьми, никто не хочет с ними вместе работать и отдыхать. Может быть,ихбудутопасаться,нолюбитьврядли.



8






























Словом, лучше бы, пока не поздно, научиться по-друго- мусебявести.Тогда,можетбыть,вокругбудутнеподлизы- шестерки, которые с агрессором «дружат», а на самом деле боятсяегоинелюбят.Можетбыть,настоящиедрузьяпоя- вятся. Может быть, даже тот, кто сейчас кажется «не таким», станетлучшимдругом.Иногданасособеннораздражают люди,которыенамнасамомделеоченьинтересны,потому чтонепохожинанас.


9



Итак,давайтеещеразпосмотрим,чтопроисходит.

Вот группа ребят, среди которых Коля и Марина, издева- етсянадодноклассницейОлей.

Говорят про нее гадости, кричат вследоскорбления, смеются, пальцами показывают, картинки рисуют против- ные, делают вид, что боятся, будто Оля их коснется.

Ониуверены,чтоснимивсехорошо,авотжертва«ка-

кая-тонетакая».

Нодавайподумаем.

ВотКолякрикнул:«Олятупая!».Чтоврезультатеэтого егодействияпроизошлосОлей?Сталалионахужерешать задачи? Забыла ли что-то, что знала? Нет, Оля осталась ров- нотакойже,какбыламинутуназад.Чужиеслованасне могутменять.Иэто,насамомделе,прекрасно.Атоодному покажется, что ты тупой, другому – что слишком умный, а тебе что, каждый раз сразу меняться в ответ? Еще не хва- тало.

Но можем ли мы сказать, что Колины слова вовсе ничего не значат и ничего не меняют? Нет. Кое-кто от них изменил- ся. И это не Оля, а как раз Коля. Он обидел человека, сказал грубостьиглупость.Этоонсталпослеэтихсловхуже,чем был до них. ПотомучтоНАШИслованасменяют,ведьсло- во–этопоступок.

АтутещеМаринаподоспелаиначала:«Эточтонатебе надето?Тыэтогдевзяла,напомойке?».


Опятьвнимательносмотрим.Изменилосьлипослеслов


10



Марины что-то в Олиной одежде? Стала ли она лучше или хуже одета? Нет. Как было, так и осталось. Ни одна пуговица непереместиласьнинасантиметр.


А что произошло с Мариной? Увы, Марина стала после своихсловхуже.Онапотренироваласьвтом,какбытьгру- бой и злой, поучила саму себя плохим манерам и плохому способуобщатьсяслюдьми.Чтобывысказалиочеловеке, которыйспециальнотренируетсяделатьчто-токакмож- но хуже? Постоянно падать с велосипеда, как можно хуже игратьвкомпьютернуюигруилиделатьпобольшеошибок вконтрольной?Оченьумноонсебяведет?



ИхотясейчасОля,скореевсего,расстроена,аКоляиМа- ринадовольнысобой,насамомделе,еслибыониминутку подумали,онибыувидели,чтовседолжнобытьнаоборот. С Олей ничего не произошло. А Коля и Марина всего за пару минут стали хуже, чем были. Обидно должно быть не Оле.

Насамомделе,конечно,иОлеможетврезультатестать плохо.

Неприятноэто,когдатебядразнятиобижают.Когда к нам проявляют агрессию, мы чувствует тревогу и напря- жение.Этоненазовешьприятнымсостоянием.

Но по-настоящему Оля может пострадать, только если самавсерьезвосприметслова Колии Марины. Еслионапове-рит и согласится, что она тупая и что одета не так, как «надо», и главное – что Коля и Марина вправе решать, какой ей сле- дуетиметьинтеллектикакследуетодеваться.

Их слова не могут причинить ей ущерба. Но если их сло- ва станут ЕЕ словами и мыслями, тогда дело плохо. Чужие слованемогутнасизменить.Нашисобственные–вполне.

Когда человека травят, он слышит оскорбления в свой адрестакмногоразиотстолькихлюдей,чтовкакой-томо- мент начинает думать: а может, и правда? Может, со мной что-то не так? Может быть, мне стоит измениться, и тогда меняперестанутобижать,абудутсомнойдружить?

Многиежертвытравлитакдумают.Онистараютсяпоху- детьикупитьновуюодежду.Ониделаютвид,чтоимтоже смешено,когдашвыряютихвещи.Онинерассказывают взрослымпроиздевательства,чтобынестать«предате-



12



лем».Онипытаютсяоказатькакую-нибудьуслугуобидчи- ками,чтобытесменилигневнаммилость.

Иэтоникогданеработает.

ДажееслизавтраОляпридетвшколуоченькрутооде- таяипокажетдипломыпятивыигранныхолимпиад,этони- чегонеизменит.Потомучто,какмыпомним,травлявозни- кает не потому, что жертва такая или другая. Она возникает потому,чтогруппепонравилоського-тотравить.Просто теперьОлюбудутобзывать«ботанкой»иговорить,чтоона

«вырядилась».

Естьмногоребят,которыместьчемгордитьсяужев школьные годы: они побеждали в соревнованиях, делали изобретения,снималисьвкино.И,ксожалению,многихиз нихтравили.Потомучтообидчикамещеприятнеетравить

«звезду».




13



ЧтожеделатьОле,еслинебежатьсрочнозановойоде- ждой?

Простоещеразподуматьотом,очеммыговорили выше.Чужиеслованеимеютзначения.Онинемогутнас изменить.Есликто-тохочетнасобижать,тоделоневтом, какиемы,автом,какойон.

Еще раз вдумайтесь: кто-то хочет тебя обидеть. О ком этаинформация?Онемилиотебе?Укого-тоестьпотреб- ностьиздеватьсянаддругими,самоутверждатьсязачужой счет. Ты здесь причем? Это информация о нем. Наверное, какие-тоунегопроблемы.

Помнишьдетскуюприсказку:«Укогочтоболит,тот отомиговорит»?

Только в жизни человек, которому плохо на душе, обыч- нобоитсясказать«мнеплохо,явсебенеуверен,ябоюсь, чтоменянебудутуважать».Еслибыонрешился,очень можетбыть,чтоегобывответподдержали.Нооннемо- жет решиться, не верит, что ему помогут. И поэтому гово- рит не про себя, а про другого: «смотрите, какой глупый- слабый-некрасивый-нетакой,давайтевседружноего(ане меня)неуважать».
































15





Спорить(«Ясовсемнетолстый,простокрупный»,

«Этоноваякофточка,самаямодная,тыпросто непонимаешь»)

Отвечатьтемже

(«Тысамдурак!»,«Тысамаспомойки»)

Угрожать(«Явсерасскажуучительнице!»,

«выуменяполучите!»)

Делатьвид,чтонеслышишь,ноприэтом краснетьипрятатьглаза

Делатьвид,чтотебесмешно,еслиэтонетак убегатьипрятаться

Плакатьижаловаться Бросатьсявдраку

ивообщепытатьсянепременновсеэтоостановить.



Зачем останавливать то, что не может тебе причинить вреда?Имнравитсяэтоделать–этоинформацияоних, анеотебе.Малоли,ктовокругчемзанимаетсяичтого- ворит! Они хотят так проводить свое время – это их дело. Аутебясвоихделполно.



16




Пожатьплечами(«Может,итак») Улыбнуться(«Ятакрад,чтовамвесело!»)

Перевестивниманиенаобидчиков

(«Да,язнаю,чтотебенравитсятакговорить»)

Задатьвстречный вопрос

(«Тебехочетсятакдумать?»)

Согласиться(«Да,уменяполнонедостатков, тывернозаметил»)

Датьразрешение(«Тыможешьтакдумать, еслихочешь»)


Смысл любых правильных реакций – показать, что то, чтопроисходит–ихдело,анетвое.Этоонитутчто-тоду- мают,чего-тохотят,скачут-прыгают-кричат,какие-тоиме- ютмненияиинтересы.Тыэтимеслииинтересуешься,то извежливости.

Поначалуобидчикимогутещебольшеразойтись.По- пробуюткричатьпогромчеипообиднее.Ноеслигнуть своюлинию,имбыстронадоест.Потомучтоимправданет никакогоделонидотвоеговнешнеговида,нидотвоихка- честв. Им хотелось получить удовольствие от твоей обиды иотсвоейвластинадтобой.Анетобиды–нетивласти, исмыслапродолжатьтоженет.



17



Ноэтогоможетбытьнедостаточно.

Иногдатравляпереходитвсеграницыиделонеогра- ничиваетсяобиднымисловами.


Если:

тебесделалипо-настоящемубольно, намеренносломалитвоювещь, испортилиодежду,

отнялиденьги,

мешаютспокойноесть,переодеваться, пользоватьсятуалетом,

угрожаюттебе


Этоуженепростотравля.Этонастоящеенасилие, ионозапрещенозаконом.


Не нужно это терпеть. Немедленно сообщи взрослым: учителю,родителямипопросиопомощи.Тынестанешь отэтого«ябедой».Ябедничать–этожаловатьсявзрослым попустякам.Аеслиречьидетонасилии,онодолжнобыть прекращено,ипомощьвзрослыхздесьнеобходима.

Бывает,чтообидчикизапугиваютиговорят:«Еслиска- жешь кому-нибудь – вообще убьем!». Не стоит им верить. Такиелюдивсегдасвязываютсятолькосбеззащитными. Достаточно будет твоим родителям или учителю один разснимисерьезнопоговорить,ионистанутобходитьтебя стороной.

Если взрослые решат, что одного разговора недостаточ- но,ониобратятсявполицию.



18



Да, тот, кого обижают, может научиться реагировать правильноиотнегоотстанут.

Значитлиэто,чтотравлявклассепрекратится? Ксожалению,нет.

Именно этот человек станет неудобной жертвой. Но уже завтрамогутначатьтравитького-тоеще.

Еслитравля–этоболезньгруппы,лечитьеенадотоже всемвместе.

Инасамомделеэтосовсемнесложно,еслизахотеть. Достаточнохотябынесколькимребятамдоговориться,что онибольшенебудутпассивносмотреть,какнадкем-тоиз- деваются.







19



Всеэтооченьпростыедействия,ноониработают.Трав- ля держится на идее «все против одного». Если вы ясно покажете, что никаких «всех», кому нравится издеватьсяввашемклассенет,травлябыстросойдетнанет.

Всвоемклассекаждыйимеетправобыть вбезопасности.

Гораздо полезнее уметь отстаивать хорошие правила, чемизстрахаподдерживатьплохие.

Намноголучшедружитьинормальнообщаться,чемпо- стояннобоятьсятравли.



















ТРАВЛИНЕТ.РФ