Обучающий городской семинар по организации исследовательской деятельности дошкольников и учащихся начальной и основной школы "Малая Академия"
«Повышение качества
исследовательской и проектной деятельности
в образовательных организациях
города Муравленко»
Обучающий городской семинар по организации исследовательской деятельности дошкольников и учащихся начальной и основной школы "Малая Академия"
Требования к оформлению
исследовательской работы учащихся.
Лаптева Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов,
МАОУ «Школа №1 им.В.И.Муравленко»
Специфика учебной исследовательской деятельности
и особенности её педагогического сопровождения
- Исследование – это работа, которая носит теоретический характер и нацелена на получение знания о том, что обучающемуся неизвестно или мало известно, на открытие теоретических возможностей для решения познавательной проблемы.
2. Исследовательская работа должна найти ответ на вопрос «Что необходимо узнать (выявить, проанализировать, обобщить и др.), чтобы ответить на интересующий вопрос?».
3. Исследование всегда нацелено преимущественно не на изменение, а на познание реальности .
4. Начиная совместную работу, обучающийся и педагог в ситуации исследования могут лишь предполагать возможные пути решения проблемы (именно для этого формулируется гипотеза), но не могут предвидеть, каким будет конечный результат.
5. Процесс исследовательской деятельности следует планировать и реализовывать в логике «проблематизация – рассмотрение – описание – объяснение – предъявление результатов».
6. Для исследования основным критерием для оценки результата является то, насколько в теоретическом плане научен результат работы, т. е. насколько доказательно и корректно решена поставленная проблема, насколько полно и последовательно достигнуты сформулированные в работе цель, задачи, гипотеза.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов.
Суть реферативной работы – в подборе материала из первоисточников , наиболее полно освещающих избранную проблему.
Объектная область
Объект
Предмет исследования
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск.
Предмет исследования определяет тему работы.
Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.
Правила выбора темы.
1.Тема должна быть интересна ребёнку, увлекать его.
2.Она должна быть выполнима.
3.Она должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности.
4.Тема должна быть достаточно быстро раскрываема, и качественно выполнима.
5.Тема должна быть из той области, где руководитель обладает исследовательским опытом и наибольшим запасом знаний.
6.Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
7.Тема должна быть раскрываема при имеющемся уровне материально-технического обеспечения.
Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания.
Тема исследовательской работы.
Чем больше в теме слов о предмете исследования, тем конкретнее само исследование.
Практическая работа
- Попробуйте сформулировать тему исследования в какой-либо области исследования.
Предмет исследования
Цель
Корм для кошек
Тема исследования
выявить полезные и опасные корма, влияющие на здоровье и поведение кошек.
Чипсы
изучить качественный состав чипсов;
- определить возможные «заменители» данного продукта.
Мой любимый карандаш
раскрыть и показать значимость использования простых карандашей, которые делают в России - на Сибирской карандашной фабрике, доказать, что важно выбирать простые карандаши по их качеству, а не внешнему виду.
Актуальность выбранной темы
Актуальность темы исследования ‒ это обоснование выбора той или иной темы для исследования.
При написании актуальности темы исследования важно ответить на следующие вопросы:
- Зачем нужно разбирать данную проблему сейчас?
- Какую пользу это принесет обществу?
- Как это поможет научной области?
- Достаточно ли разработана данная проблема?
- Что нового можно узнать при изучении проблемы?
Таким образом, отвечая на данные вопросы, можно составить отличный текст для обоснования актуальности исследования.
К тому же можно использовать клише:
Актуальность данной работы определяется вхождением ее в круг интересов науки…
Актуальностью работы является…
… этим объясняет актуальность данного исследования.
Цель исследования
Обычно цель почти совпадает с названием работы.
Рекомендуется использовать глаголы в неопределенной форме: «изучить», «определить», «разработать», «выявить», «установить».
Другой вариант — начать фразу с имени существительного: «расследование», «определение», «демонстрация», «выяснение».
Гипотеза исследования
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:
«если..., то...»;
«так как...»;
«при условии что...»
Практическое упражнение
Задачи исследования
Задачи и цели – не одно и то же.
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав.
Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели и могут нумероваться по порядку или перечисляться.
Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.
Требования к оформлению исследовательской работы
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- список литературы (библиографический список);
- приложения.
Требования к оформлению исследовательской работы
- Текст работы печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (210×297 мм, горизонталь – 210 мм).
- Шрифт – Times New Roman, размер – 12 пт,
- 10 межстрочный интервал – 1,5.
- Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм.
Спасибо за внимание!