СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Требования к оформлению методических продуктов"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования к оформлению методических продуктов

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Требования к оформлению методических продуктов"»

Требования к оформлению методических продуктов Подготовила: Студентка Ш-41 группы  Колонтай Екатерина

Требования к оформлению методических продуктов

Подготовила:

Студентка Ш-41 группы 

Колонтай Екатерина

Методическая продукция  — один из самых востребованных сегодня видов педагогической издательской продукции.

Методическая продукция  — один из самых востребованных сегодня видов педагогической издательской продукции.

Виды методической продукции могут быть классифицированы: 1.По периодичности: периодическая и непериодическая. 2.По адресату: для взрослых и для детей. 3.По характеру информации: текстовая, схематическая, плакатная или графическая. 4.По содержанию. 5.По функциональному назначению.

Виды методической продукции могут быть классифицированы:

1.По периодичности: периодическая и непериодическая.

2.По адресату: для взрослых и для детей.

3.По характеру информации: текстовая, схематическая, плакатная или графическая.

4.По содержанию.

5.По функциональному назначению.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 1.Информационная методическая продукция В изданиях этого вида излагается опыт для распространения, анализ конкретного опыта, разъяснение отдельных педагогических приемов и методов, описание педагогических действий. В основе данных изданий лежат факты, их оценки и методические выводы из педагогической практики.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

1.Информационная методическая продукция

В изданиях этого вида излагается опыт для распространения, анализ конкретного опыта, разъяснение отдельных педагогических приемов и методов, описание педагогических действий.

В основе данных изданий лежат факты, их оценки и методические выводы из педагогической практики.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 2.Методическое описание  Это рассказ о проведенном деле, как его можно провести. Простой вид методической продукции, который предполагает подробное описание события, действия, некоторые комментарии. Методическое описание всегда должно содержать ответ на вопросы «Как это было сделано?» и «Почему это сделано так, а не иначе?». Конспект, чтобы стать методикой, должен рассказать читателю: каково место данного урока в теме курса; основные задачи урока в данной форме; на каких учащихся рассчитан данный урок; как готовиться к уроку подобного типа и другие.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

2.Методическое описание

Это рассказ о проведенном деле, как его можно провести. Простой вид методической продукции, который предполагает подробное описание события, действия, некоторые комментарии. Методическое описание всегда должно содержать ответ на вопросы «Как это было сделано?» и «Почему это сделано так, а не иначе?». Конспект, чтобы стать методикой, должен рассказать читателю:

  • каково место данного урока в теме курса;
  • основные задачи урока в данной форме;
  • на каких учащихся рассчитан данный урок;
  • как готовиться к уроку подобного типа и другие.
ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 3.Методический комментарий Методические комментарии могут сопровождать практически любую педагогическую продукцию. Часто один автор описывает свой опыт, а второй, обладая большим методическим опытом или просто чутьем, его комментирует. Создание таких пар очень полезно для методической работы образовательного учреждения. Интересен вариант методического комментария, при котором несколько комментаторов независимо друг от друга комментируют один опыт.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

3.Методический комментарий

Методические комментарии могут сопровождать практически любую педагогическую продукцию. Часто один автор описывает свой опыт, а второй, обладая большим методическим опытом или просто чутьем, его комментирует.

Создание таких пар очень полезно для методической работы образовательного учреждения.

Интересен вариант методического комментария, при котором несколько комментаторов независимо друг от друга комментируют один опыт.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 4.Информационный плакат Позволяет ознакомить широкий круг людей с теми или иными методическими идеями. Всякий плакат, они должны быть лаконичны по языку и броски оформлению. Примером подобного типа методической продукции могут служить многочисленные плакаты психологической службы. Так же в виде плаката часто оформляют методические указания ученикам, помещая их в классе. Точное понимание целевой аудитории позволяет правильно расположить такой плакат на территории образовательного учреждения.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

4.Информационный плакат

Позволяет ознакомить широкий круг людей с теми или иными методическими идеями.

Всякий плакат, они должны быть лаконичны по языку и броски оформлению.

Примером подобного типа методической продукции могут служить многочисленные плакаты психологической службы.

Так же в виде плаката часто оформляют методические указания ученикам, помещая их в классе. Точное понимание целевой аудитории позволяет правильно расположить такой плакат на территории образовательного учреждения.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

5.Аннотация и реферат

Это две распространенные формы методической продукции.

Реферат здесь определен как «краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата».

А аннотация — «краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей».

Даются приблизительный объем аннотации и реферата: аннотация – около 500 печатных знаков, реферат — около 850 печатных знаков.

Вторым важным условием правильно составленных аннотации и реферата является отсутствие субъективной точки зрения их автора. Это бесстрастное изложение самой сути реферируемого или аннотируемого источника.

При правильном использовании эта форма методической продукции может оказать немалую услугу в распространении передовых методических идей, особенно при постоянном дефиците времени. Важно только не забывать, что сами методические идеи уже должны содержаться в источнике.

В случае регулярного и многочисленного реферирования логично собрать все небольшие рефераты в реферативное издание (периодически издаваемый реферативный журнал или непериодический реферативный сборник).

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 6.Рецензия Это «произведение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания». По сравнению с аннотацией и рефератом, здесь уже не только можно, но и нужно выказывать свое субъективное отношение. Данное обстоятельство позволяет использовать и неметодическую продукцию, придавая ей с помощью рецензии методический характер. Нужно только помнить, что читатель методической рецензии может быть не знаком с источником рецензирования. Поэтому в рецензии нужно давать не только оценку первичного материала, но и фрагментарно представлять сам материал. При этом в методическую рецензию активно вводятся методические понятия, возможно и не присутствовавшие в первоисточнике. Хорошая, добротная методическая рецензия должна занимать 2-3 страницы текста. И обязательно завершаться очень краткими методическими рекомендациями.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

6.Рецензия

Это «произведение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания». По сравнению с аннотацией и рефератом, здесь уже не только можно, но и нужно выказывать свое субъективное отношение. Данное обстоятельство позволяет использовать и неметодическую продукцию, придавая ей с помощью рецензии методический характер.

Нужно только помнить, что читатель методической рецензии может быть не знаком с источником рецензирования. Поэтому в рецензии нужно давать не только оценку первичного материала, но и фрагментарно представлять сам материал.

При этом в методическую рецензию активно вводятся методические понятия, возможно и не присутствовавшие в первоисточнике.

Хорошая, добротная методическая рецензия должна занимать 2-3 страницы текста. И обязательно завершаться очень краткими методическими рекомендациями.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 7.Методическая справка Это итоговый аналитический документ по результатам изучения конкретных методических процессов в учреждениях системы образования. В справке отражаются особенности изученных процессов, определяются пути устранения или уменьшения факторов, отрицательно воздействующих на проведение методической работы, и усиления факторов, влияющих положительно. Подготовленный документ должен быть объективным, обоснованным, конкретным, системным, кратко, лаконично и логично изложенным. Примерная структура изложения материала в методической справке: - тема изучаемого вопроса, дата, место, руководитель образовательного учреждения; - цели, формы и методы изучения; - анализ состояния дел (что положительного в работе и что этому способствовало, какие недостатки и их причины); - выводы, предложения; - кто изучал вопрос. Необходимо помнить, что методическая справка — документ официальный. Он, как правило, готовится по поручению вышестоящей организации, либо по просьбе самого образовательного учреждения

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

7.Методическая справка

Это итоговый аналитический документ по результатам изучения конкретных методических процессов в учреждениях системы образования. В справке отражаются особенности изученных процессов, определяются пути устранения или уменьшения факторов, отрицательно воздействующих на проведение методической работы, и усиления факторов, влияющих положительно. Подготовленный документ должен быть объективным, обоснованным, конкретным, системным, кратко, лаконично и логично изложенным.

Примерная структура изложения материала в методической справке:

- тема изучаемого вопроса, дата, место, руководитель образовательного учреждения;

- цели, формы и методы изучения;

- анализ состояния дел (что положительного в работе и что этому способствовало, какие недостатки и их причины);

- выводы, предложения;

- кто изучал вопрос.

Необходимо помнить, что методическая справка — документ официальный. Он, как правило, готовится по поручению вышестоящей организации, либо по просьбе самого образовательного учреждения

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 8.Методический бюллетень Этот вид методической продукции позволяет быстро и регулярно оповещать всех заинтересованных лиц и организации о том новом, что имеется с точки зрения методических процессов в рассматриваемой области или деятельности учреждения. В бюллетене публикуются краткие официальные методические материалы. Специфической чертой бюллетеня является официальный характер включаемых в него сведений. Самым важным в правильном использовании этой формы методической продукции является «быстрота и регулярность». Если эти условия соблюдаются, то педагогический коллектив очень скоро привыкает получать официальные методические сведения из небольших брошюр бюллетеней.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

8.Методический бюллетень

Этот вид методической продукции позволяет быстро и регулярно оповещать всех заинтересованных лиц и организации о том новом, что имеется с точки зрения методических процессов в рассматриваемой области или деятельности учреждения. В бюллетене публикуются краткие официальные методические материалы. Специфической чертой бюллетеня является официальный характер включаемых в него сведений.

Самым важным в правильном использовании этой формы методической продукции является «быстрота и регулярность». Если эти условия соблюдаются, то педагогический коллектив очень скоро привыкает получать официальные методические сведения из небольших брошюр бюллетеней.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 9.Методический информационный справочник Подобные справочники содержат объяснение основной методической терминологии, ответы на самые актуальные вопросы участников образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Такого рода методическая продукция весьма актуальна сегодня при намечающемся падении общей методической культуры.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

9.Методический информационный справочник

Подобные справочники содержат объяснение основной методической терминологии, ответы на самые актуальные вопросы участников образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Такого рода методическая продукция весьма актуальна сегодня при намечающемся падении общей методической культуры.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

10.Положение о методическом мероприятии

Положение — это формальный договор всех участников какого-либо процесса.

Нужно учесть все аспекты описываемой деятельности, не забыть никого из участников, тщательно регламентировать начало и завершение деятельности, а возможно, и ее продолжение. Практика показывает, что хорошее, устраивающее всех, положение ежегодного мероприятия, подвергаясь корректировке каждый год, обретает свою завершенность через 3-4 года.

Это коллективный продукт, в котором заключено коллективное предвидение будущих процессов.

Можно предложить следующую примерную структуру положения:

- официальная «шапка» организации, на базе которой создается положение;

- заголовок «Положение о…»;

- перечисление нормативных документов, на основе которых создано данное положение;

- цели и задачи деятельности, которую регламентирует данное положение;

- участники данной деятельности;

- направления деятельности;

- регламент деятельности;

- условия участия;

- критерии оценивания результатов и определения победителей;

- порядок подведения итогов деятельности.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 11.Методическая газета Это редко встречающаяся форма методического продукта. Хорошая методическая газета должна быть регулярной и включать в себя методические новости, заметки, интервью, репортажи, неформальные отчеты, очерки, зарисовки, фельетоны и пр. Сегодня такая работа требует привлечения немалого количества энтузиастов. Но зато и результаты дает превосходные, так как позволяет неформально обмениваться мнениями по самым разным поводам.  Однако распространение в образовательных учреждениях компьютерных технологий позволяет создавать Интернет-газету, в которой материалы могут собираться, помещаться и комментироваться по мере их появления. Разновидностью такой газеты может стать методический «живой журнал», где каждый участник образовательного процесса может писать свои заметки.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

11.Методическая газета

Это редко встречающаяся форма методического продукта. Хорошая методическая газета должна быть регулярной и включать в себя методические новости, заметки, интервью, репортажи, неформальные отчеты, очерки, зарисовки, фельетоны и пр.

Сегодня такая работа требует привлечения немалого количества энтузиастов. Но зато и результаты дает превосходные, так как позволяет неформально обмениваться мнениями по самым разным поводам.

Однако распространение в образовательных учреждениях компьютерных технологий позволяет создавать Интернет-газету, в которой материалы могут собираться, помещаться и комментироваться по мере их появления. Разновидностью такой газеты может стать методический «живой журнал», где каждый участник образовательного процесса может писать свои заметки.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 12.Методический вестник Такого типа методическая продукция носит более научную направленность, чем, например, методическая газета. Это выпускаемое учреждением периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы, статьи научного, информационного, методического характера, нормативные правовые акты. Как правило, выпускается одни-два вестника в год. Необходимо только следить за хорошим уровнем печатаемых там материалов, иначе методический вестник превратится в сборник малоинтересных статей.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

12.Методический вестник

Такого типа методическая продукция носит более научную направленность, чем, например, методическая газета. Это выпускаемое учреждением периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы, статьи научного, информационного, методического характера, нормативные правовые акты. Как правило, выпускается одни-два вестника в год. Необходимо только следить за хорошим уровнем печатаемых там материалов, иначе методический вестник превратится в сборник малоинтересных статей.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

13.Методическое портфолио

Портфолио происходит от англ. portfolio — портфель или папка для документов. Сегодня в образовании словом портфолио называют собрание более или менее официальных документов представляющих умения, навыки и знания ученика, учителя. В основном, это достижения. Портфолио тем и отличается от других форм самопрезентации, что принципиально сосредоточено на достижениях.

В методической работе принцип портфолио в настоящее время применяется не слишком активно. Если учителя еще собирают личные портфолио, в которые входят и их методические наработки, то, например, портфолио методического объединения или методической службы всего образовательного учреждения практически не встречаются. И в результате интересные методические разработки трех – четырехлетней давности исчезают из поля зрения методической службы.

Создание документа всегда преследует какую-либо цель. Так целью создания коммерческого портфолио является убеждение потенциального работодателя или клиента в необходимости работы с автором портфолио. Часто целью создания учительского портфолио становится успешное прохождение аттестации.

Структура методического портфолио может быть самой свободной. Но портфолио будет более успешным, если оно меньше будет ориентировано на рекламу образовательного учреждения. Не стоит загромождать методическое портфолио полными текстами положений и методических разработок. Вполне достаточно будет кратких рефератов, аннотаций и рецензий с указанием адреса, по которому можно ознакомиться с полным текстом.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 14.Инструктивно-методическое письмо Включает указания и разъяснения, вытекающие из какого-либо нормативного документа, как правило, направленного из вышестоящих организаций. В письме определяется функции и круг деятельности педагога или коллектива по выполнению решений вышестоящих органов. Такое письмо должно более полно раскрывать содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций. Схема инструктивно-методического письма может быть такой: - название, адресат; - вступительная часть, где кратко обосновывается необходимость данного вопроса; - изложение инструктажа; - заключительная часть, нацеливающая на выполнение данного инструктивно-методического письма; - автор.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

14.Инструктивно-методическое письмо

Включает указания и разъяснения, вытекающие из какого-либо нормативного документа, как правило, направленного из вышестоящих организаций. В письме определяется функции и круг деятельности педагога или коллектива по выполнению решений вышестоящих органов. Такое письмо должно более полно раскрывать содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций.

Схема инструктивно-методического письма может быть такой:

- название, адресат;

- вступительная часть, где кратко обосновывается необходимость данного вопроса;

- изложение инструктажа;

- заключительная часть, нацеливающая на выполнение данного инструктивно-методического письма;

- автор.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 15.Методическая инструкция Данный вид методической продукции более полно, чем предыдущий раскрывает последовательность действий, операций. Применяется обычно при описаниях условий дидактических игр или функций какого-либо органа, не допускающего различных толкований одного и того же вопроса. Но чаще всего методическая инструкция пишется для использования вновь созданного учебного пособия. Примерная схема составления методической инструкции: - название; - кем разработано; - целевая аудитория (для кого предназначено); - цели и задачи предлагаемого пособия; - структура пособия; - сколько человек, групп могут одновременно им пользоваться; - условия и порядок пользования пособием. Инструкция пишется лаконичным языком, простыми предложениями, без сложных грамматических оборотов.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

15.Методическая инструкция

Данный вид методической продукции более полно, чем предыдущий раскрывает последовательность действий, операций. Применяется обычно при описаниях условий дидактических игр или функций какого-либо органа, не допускающего различных толкований одного и того же вопроса. Но чаще всего методическая инструкция пишется для использования вновь созданного учебного пособия.

Примерная схема составления методической инструкции:

- название;

- кем разработано;

- целевая аудитория (для кого предназначено);

- цели и задачи предлагаемого пособия;

- структура пособия;

- сколько человек, групп могут одновременно им пользоваться;

- условия и порядок пользования пособием.

Инструкция пишется лаконичным языком, простыми предложениями, без сложных грамматических оборотов.

Критерии успешности методической работы  в образовательном учреждении   Прямой зависимости повышения качества образования от успешности методической работы нет. Продуктивность методической работы в школе определяется использованием учителем ее результатов в практике учебно-воспитательного процесса, но не результатами этого процесса. Поэтому такие критерии, как мониторинг учащихся, результаты сдачи ЕГЭ и ГИА, для оценки методической работы применяться не могут. Учитель, только вчера узнавший на курсах о новой методике, а сегодня ее впервые попробовавший, может не получить никакого нового результата от учеников. И вероятно не получит, поскольку всякий результат в системе образования отсрочен и накапливается постепенно, благодаря усилиям очень многих отдельных людей и всего социума в целом.

Критерии успешности методической работы в образовательном учреждении

Прямой зависимости повышения качества образования от успешности методической работы нет.

Продуктивность методической работы в школе определяется использованием учителем ее результатов в практике учебно-воспитательного процесса, но не результатами этого процесса. Поэтому такие критерии, как мониторинг учащихся, результаты сдачи ЕГЭ и ГИА, для оценки методической работы применяться не могут.

Учитель, только вчера узнавший на курсах о новой методике, а сегодня ее впервые попробовавший, может не получить никакого нового результата от учеников. И вероятно не получит, поскольку всякий результат в системе образования отсрочен и накапливается постепенно, благодаря усилиям очень многих отдельных людей и всего социума в целом.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!