МБОУ « Основная общеобразовательная школа №100» им. С.Е. Цветкова
Требования к организации учебного процесса
в коррекционных классах общеобразовательной школы.
Разработала : учитель математики
Петухова Лидия Васильевна
Г. Новокузнецка,2018
Требования к организации учебного процесса
в коррекционных классах общеобразовательной школы.
Школа создана для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития с целью создания оптимальных психолого-педагогических условий для максимально эффективного развития, высших психических функций и социальной реабилитации, адаптации воспитанников к современным социально - экономическим условиям общества.
Для реализации этой цели необходимо решение основных задач:
осуществление коррекционно-развивающее обучения с применением современных технологий, оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия;
осуществление коррекционно-развивающего воспитания и обучения, обеспечивающих выполнение требований государственного стандарта общего образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение непрерывности реабилитационного процесса на основе вариативности учебных планов, образовательных и коррекционных программ;
разработка и внедрение программ обучения с учетом психофизических особенностей воспитанников и их социального статуса;
исправление дефекта развития в процессе общеобразовательной и трудовой подготовки воспитательного воздействия специальных коррекционных занятий;
создание благоприятных условий способствующих умственному, эмоциональному и физическому, развитию личности воспитанников.
Программы составлены с учетом образовательных условий: организованных форм, методов, учебно-материальной базы, медицинского обслуживания, специальной подготовки кадров и реальных возможностей воспитанников с проблемами в развитии.
Основной формой организации учебной деятельности является урок.
Основные требования к организации учебного процесса в школе
Весь учебно-воспитательный процесс имеет коррекционную направленность.
Вся система коррекционной работы осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребёнка, индивидуального и дифференцированного подхода.
Особенности содержания обучения
Система КРО строится на принципах развивающего обучения, единства диагностики и коррекции, индивидуализации обучения.
Принципы построения учебного материала и организации урока
Принцип динамичности восприятия:
задания по степени возрастающей трудности
вовлечение в работу большего числа анализаторов
использование разных типов структур уроков, предполагающих смену видов деятельности
включение в урок специальных упражнений для развития произвольности восприятия и внимания
предъявление законченных инструкций
2. Принцип продуктивной обработки информации:
усиление практической направленности изучаемого материала
перенос способа действия на аналогичное задание
работа по алгоритму
дозированная поэтапная помощь педагога
поэтапное предъявление информации для обработки
3. Принцип необходимости и достаточности:
4. Принципы лечебной педагогики и формирования мотивации к учению:
терпение + настойчивость
максимум поощрений, минимум наказания,
постепенное увеличение нагрузки
тесный контакт с психоневрологом
развёрнутая словесная оценка работы ученика в сравнении «с самим собой»
организация физкультминуток и смену видов деятельности на уроке
5. Принцип практической направленности обучения:
опора на жизненный опыт ребёнка
максимальное использование на уроке практических методов обучения
ориентация на межпредметные и внутрипредметные связи
включение в урок материалов сегодняшней жизни
6. Принцип введения в содержание учебных программ коррекционных разделов:
для активизации познавательной деятельности
закрепление усвоенных ранее знаний и умений
формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.
Решение коррекционных и развивающих задач осуществляется учителем на каждом уроке. Реализация этих задач должна обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Учитель на уроке реализует основные задачи коррекционно-развивающего обучения:
активизация познавательной деятельности и речи
повышение уровня умственного развития учащихся
нормализация учебной деятельности, повышение работоспособности
коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития
социально-трудовая адаптация.
Эти задачи должны быть включены в пояснительную записку календарно-тематического планирования по предмету, а затем конкретизированы в плане в зависимости от темы, содержания и формы организации урока.
Требования к планированию и проведению урока
в коррекционном классе
Психолого –педагогические требования к уроку:
Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся
Педагогический такт.
Психологический климат (поддержание атмосферы добродушия, делового контакта)
Организация познавательной деятельности.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей при планировании.
Учет слабых и сильных учеников при проведении урока
Дифференцированный подход
Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях.
Применять максимум поощрений, минимум наказания, постепенное увеличение нагрузки, создание ситуации успеха
Тесный контакт с психоневрологом
Лечебная медикаментозная поддержк
Гигиенические требования :
Температурный режим (не жарко и не холодно) – проветривание, оклеивание, обогрев.
Физико-химические свойства воздуха (проветривание)
Освещение
Предупреждение утомления и переутомления (на уроке должно быть 2 физкульминуки – 1-ая через 15 минут от начала урока, 2-ая еще через 10-15 минут, одна музыкальная, другая стихотворная, также офтальмопаузы, тренинги, релаксация)
Чередование видов деятельности
Соблюдение правильной позы (осанки) учащегося.
Коррекционно-развивающий урок – урок, в ходе которого происходит отработка учебной информации с позиции максимальной работы всех анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный) каждого конкретного ученика
Цели урока: (триединая цель)
Коррекционно-образовательные(дидактические) – чему учить на данном уроке (программные требования к ЗУН)
Коррекционно-развивающие – какие психические функции будут максимально задействованы в ходе данного урока (ощущения, внимание, память, моторика)
Коррекционно-воспитательные – как в ходе урока будет воспитываться мотивация к учению, развиваться потребность к знаниям.
В зависимости от дидактической задачи урока учитель может использовать разнообразные типы, формы урока:
урок закрепления и обобщения знаний
самостоятельная работа
практическая лабораторная работа
урок изучения нового
урок контроля и оценки знаний учащихся
урок с использованием ТСО
урок-экскурсия
Решение коррекционно-развивающих задач может происходить в любой структурной части урока, но важно, чтобы коррекционные цели решались на материале данного урока.
Например, организационный момент урока преследует цель: создать положительный настрой на учебную деятельность, сконцентрировать внимание учащихся. Физкультминутка и офтальмопауза даёт разгрузку учащимся во время урока и решает задачи повышения работоспособности, предупреждение утомляемости, нормализации учебной деятельности. Физкультминутка и офтальмопаузы, логопедические разминки - по выбору учителя - что походит по содержанию к теме урока. Коллективные виды работ или выступления перед классом способствуют коррекции недостатков эмоционально-личностного и социального развития. Эта же цель реализуется и на классных часах. При выполнении заданий, упражнений, на любом уроке, задействованы восприятие, внимание, память и мышление учащихся. А это значит, решаются задачи активизации познавательной деятельности, повышение уровня умственного развития учащихся.
Задачи коррекции и развития познавательных процессов, речи, коррекции сторон эмоционально-волевой сферы конкретизируются в календарно-тематическом планировании по предмету и включены в раздел «коррекционная работа на уроке».
Примерные формулировки задач в календарно-тематическое планирование
Совершенствование фонетической стороны речи в работе с пословицами, поговорками, в речевых разминках;
Расширение семантических полей слов при подборе синонимов, омонимов, при изучении многозначности слов;
Формирование языкового анализа и синтеза при анализе состава предложения и места слов в нём; при слоговом анализе слова;
Развитие фонематического восприятия при работе с согласными;
Развитие фонематических представлений при подборе слов картинок на заданный звук, при определении звука в слове;
Расширение импрессивного словаря при чтении описательного рассказа; при подборе наречий, построении сравнительных конструкций;
Развитие импрессивного словаря через восприятие и понимание сложных инструкций, комментирование своих действий;
Расширение номинативного (адъективного, предикативного) словаря при составлении, редактировании предложений, текста;
Расширение, уточнение словаря по теме (ИЗО, ОЗОМ, развитие речи, литература и русский язык);
Правильное использование терминов (любой предмет);
Воспитание интонационной выразительности речи при составлении связного высказывания; при чтении, пересказе;
Развивать умение составлять устный план при написании изложений, сочинений;
Развитие лексико-грамматического строя при составлении словосочетаний, предложений (согласование, управление);
Развитие точности и разнообразия лексики при составлении рассказов (пересказов) по плану (картине, опорным словам);
Развитие речезрительных функций при узнавании букв в усложнённых условиях (зашумленные, пунктирные, недописанные, стилизованные, правильно и зеркально написанные, наложенные друг на друга);
Формирование навыков осознанного письма при списывании, выполнении самостоятельной работы, диктанта;
Развивать умение работать по алгоритму при составлении рассказа (пересказа) по плану (из данных предложений, по серии сюжетных картинок);
Развивать коммуникативные умения при ответах на вопросы, при ведении дискуссий, в драматизации;
Развитие диалогической речи при чтении по ролям, в сюжетно-ролевой игре, в беседе на тему (по предмету);
Развитие речевого дыхания, силы и длительности выдоха, голоса в пении, а разминке;
Развитие темпа и ритма, координации слова и движения в драматизации, в танце;
Закрепление правил дыхания, правил речи при речевой разминке;
Воспитание самоконтроля за речью при составлении рассказа;
Систематизация словаря по основным лексическим темам, формирование обобщающих понятий;
Обогащение словаря фразеологическими и сравнительными оборотами, закрепление способов словообразования.
Формирование, коррекция психических функций (в начальных классах)
Развитие, совершенствование психических функций (в среднем звене).
В планировании коррекционной работы должна прослеживаться поэтапность и последовательность формирования или развития психических процессов, то есть, как они формируются в норме. Это может прослеживаться как от темы к теме, так и внутри одной темы (тема несколько уроков). Сначала восприятие, «включенность» в урок, внимание (сосредоточенность, распределение), а потом уже запоминание и воспроизведение, и все операции мышления.
Развитие и коррекция ВПФ осуществляется на материал урока.
1. Восприятие:
Повышение скорости и точности восприятия при работе с таблицами, графиками;
Коррекция и развитие целостного восприятия, увеличение поля зрения при рассматривании картин, схем, карт, их фрагментов;
Развитие восприятия формы предмета (сколько треугольников в ёлочке), составление, черчение геометрических фигур, определение формы предметов;
Развитие восприятия величины предмета, развитие глазомера (делим отрезки на части, лист сгибаем пополам, определяем расстояние на глаз, сравниваем величину фигур, предметов);
Развитие слухового восприятия через словесные инструкции, диктанты;
Коррекция зрительного восприятия через работу по образцу, по алгоритму, через игры на восприятие цвета, формы, размера, через практические работы;
Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов при работе с деформированными (недорисованными) изображениями;
2. Внимание:
Развивать умение переключать внимание с одного объекта на другой ( сделай наоборот, найди отличия, найди сходства);
Коррекция и развитие устойчивости внимания при рассматривании объекта, при работе с разными объектами;
Увеличение объёма внимания (назови числа кроме тех, что содержат 3);
Развивать умение сосредотачивать внимание на объекте (найди отличия, найди орфограмму в слове, работа по редактированию предложения, текста);
Коррекция и развитие распределения внимания (составление словосочетаний из слов двух групп, к примерам первого столбика подобрать ответы из второго столбика);
Развивать слуховое внимание при словесных инструкциях, рассказе;
Коррекция и развитие зрительного внимания при работе с наглядными и дидактическими материалами;
3. Память:
Чаще всего в коррекционные задачи ставятся вместе зрительного внимания и памяти, слухового восприятия и памяти.
Коррекция и развитие зрительной памяти (вспомни, что видел, найди отличия в схеме, картинке, сравни с образцом);
Развивать и тренировать зрительную память на материале упражнения (название);
Коррекция и развитие слуховой памяти (пересказ по сигналу, по частям, лицам, заучивание стихов, изложения);
Развитие и тренировка двигательной памяти в процессе физкультминутки, серии движений;
Увеличение объёма памяти (при работе со словарём по теме, подбор смысловых пар);
Развитие опосредованного запоминания, тренировка ассоциативной памяти (по картинке вспомнить рассказ, карточки-напоминания, алгоритмы, схемы).
4. Мышление:
Коррекция и развитие аналитического мышления или развивать способности к анализу и синтезу (целое и части – времена года и его признаки; квадрат и его стороны; вставь недостающее число (знак), чтобы ответ совпал; вставь пропущенную букву в слово; из каких цифр состоит число 27);
Развивать умение сравнивать объекты по сходству и различиям (чем похожи осень и весна, антонимы, синонимы);
Формировать способность выделять существенные признаки предметов, развивать умение выделять общие свойства предметов, понятий (найди главное и второстепенное), уметь выделять свойства и признаки;
Развивать умение классифицировать объекты по заданному свойству, признаку (подпиши столбик слов, вставь слово в предложение, разложи по цвету, форме, найди проверочное слово);
Развивать умение устанавливать родовые и видовые признаки, связи между ними (уметь дать определение понятиям, проследить последовательность событий, явлений в исторической жизни и природе);
Формировать (развивать, тренировать) умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости событий, явлений;
Формирование (развитие) творческого мышления и воображения (составь предложение из слов; найди способы применения предмета; скажи другими словами; составь рассказ по алгоритму; анализ пословиц, поговорок, отгадывание загадок, кроссвордов);
Развитие комбинаторных способностей;
Развитие обобщения как операции мышления (назови одним словом, распредели по группам);
Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (форма, величина, цвет);
Коррекция и развитие воссоздающего воображения (определи выражение лица по схеме, закончи рисунок, придумай название рассказу, закончи рассказ);
Развитие творческого воображения при составлении рассказов по картине, по серии картин, о неизвестном животном, стране, событии.
5. Коррекция и развитие отдельных сторон психической деятельности:
Развитие пространственных представлений и ориентации (ориентировка в схеме своего тела, на плоскости и в пространстве расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу);
Развитие временных представлений (протяжённость во времени, порядок следования событий – времена года, дни недели);
Социально-бытовая ориентировка при функциональной тренировке речи, на экскурсиях, на уроках технологии, при ознакомлении с окружающим.
6. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
Развитие артикуляционной моторики при проведении речевых разминок, произношении отдельных звуков родного и иностранного языка;
Развитие графомоторных (каллиграфии) навыков (минутки чистописания, самостоятельные письменные работы);
Развитие мелкой моторики (ручной труд, пальчиковые игры, рисование, моделирование, конструирование, упражнения на координацию движений);
Совершенствование координации движений общей моторики (выполнение основных движений, физкультминутки, драматизации, релаксационные упражнения);
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
При составлении календарно-тематического планирования по предмету в графе «Коррекция и развитие ВПФ» учителю необходимо включать следующие задачи:
повышение работоспособности;
развитие инициативы, уверенности в своих силах;
развитие настойчивости;
умение преодолевать трудности для достижения цели;
развитие умения владеть собой (выдержка, самообладание);
развитие умений действовать самостоятельно;
формирование адекватной самооценки;
развитие навыков совместной деятельности;
преодоление замкнутости, пассивности;
формирование умений владеть выразительностью речи, жестов, движений;
развитие самоконтроля, взаимоконтроля;
развитие произвольности поведения и психических процессов;
развитие умения действовать по правилам;
формирование, развития функции планирования.
воспитание волевых усилий, ответственности
психокоррекции поведения
Рекомендуемая литература:
Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. С.Г.Шевченко. - М..1999.
Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушениями развития. Б.К. Тупоногов. Дефектология, 2001 №3.
Н.П. Локалова. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М. 1997
Сборник упражнений для учащихся 3-5 классов. Коррекционно-развивающие упражнения. М.К.Акимова, В.Т.Козлова.
Сборник коррекционно-развивающих упражнений для учащихся 6-8-х классов. Е.М.Борисова, Г.П.Логинова. Обнинск, ПФЦ «Детство».
Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога. М. Школьная пресса.2005.
8