СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к современному уроку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сделайте свои уроки современными и интересными!

Просмотр содержимого документа
«Требования к современному уроку.»

Требования к современному уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения  И.В. Вялых , начальник отдела развития общего образования КГИРО

Требования к современному уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения

И.В. Вялых ,

начальник отдела развития общего образования КГИРО

  1. Урок как социальная технология и целостная система

1. Урок как социальная технология и целостная система

Что такое урок?  Урок был, есть и в обозримом  будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся. Подласый И.П.

Что такое урок?

Урок был, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся.

Подласый И.П.

Что такое урок?   Урок – это организационная единица учебного процесса в достижении завершенной, но частичной цели обучения  Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю .

Что такое урок?

Урок – это организационная единица учебного процесса в достижении завершенной, но частичной цели обучения

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю .

Что такое урок?  Урок – это часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная . Как элемент процесса обучения урок характеризуется всеми его чертами, одновременно являясь и основной его формой. Белявский И.В., Павлов Л.С.

Что такое урок?

Урок – это часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная . Как элемент процесса обучения урок характеризуется всеми его чертами, одновременно являясь и основной его формой.

Белявский И.В., Павлов Л.С.

Что такое урок?  Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития, учащихся форма организации деятельности постоянного состава учащихся в определенный отрезок времени под руководством учителей. (преобладающая формулировка)

Что такое урок?

Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития, учащихся форма организации деятельности постоянного состава учащихся в определенный отрезок времени под руководством учителей.

(преобладающая формулировка)

Современный урок ? Личностно ориентированный урок ?  В чем принципиальные различия между традиционным и современным уроком ?  Должен ли каждый современный урок быть личностно ориентированным ?  Всякий ли современный урок есть личностно ориентированный ?

Современный урок ?

Личностно ориентированный урок ?

В чем принципиальные различия между традиционным и современным уроком ?

Должен ли каждый современный урок быть личностно ориентированным ?

Всякий ли современный урок есть личностно ориентированный ?

2.Характеристика традиционного урока

2.Характеристика традиционного урока

Традиционный урок

Традиционный урок

Особенности традиционных уроков СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ КОМПОНЕТЫ УРОКА ДОСТОИНСТВА Цели  НЕДОСТАТКИ формирование знаний, умений и навыков  Содержание учебного материала  субъект - объектные взаимодействия в системе «учитель-ученик», изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом  наибольший объем информации, систематичность

Особенности традиционных уроков

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

КОМПОНЕТЫ УРОКА

ДОСТОИНСТВА

Цели

НЕДОСТАТКИ

формирование знаний, умений и навыков

Содержание учебного материала

субъект - объектные взаимодействия в системе «учитель-ученик», изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом

наибольший объем информации, систематичность

Особенности традиционных уроков ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КОМПОНЕТЫ УРОКА ДОСТОИНСТВА Методы и формы учебной деятельности школьников  НЕДОСТАТКИ четкая структура и организация урока  Методы и формы работы учителя  низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления  вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя

Особенности традиционных уроков

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

КОМПОНЕТЫ УРОКА

ДОСТОИНСТВА

Методы и формы учебной деятельности

школьников

НЕДОСТАТКИ

четкая структура и организация урока

Методы и формы работы учителя

низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления

вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя

Особенности традиционных уроков Процессуальная часть Компонеты урока Достоинства Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала Недостатки контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками  Диагностика учебного процесса  довлеющий характер педагогического взаимодействия со стороны учителя предсказуемость, контролируемость результатов обучения  слабая обратная связь

Особенности традиционных уроков

Процессуальная часть

Компонеты урока

Достоинства

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала

Недостатки

контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками

Диагностика учебного

процесса

довлеющий характер педагогического взаимодействия со стороны учителя

предсказуемость, контролируемость результатов обучения

слабая обратная связь

Социальная технология «ответы без вопросов» — одна из характерных технологий передачи знаний, которая была заложена Яном Амосом Коменским три характеристики традиционного урока:  дискретная форма знаний (ответы без вопросов), монологические формы общения, авторитарные формы общения.

Социальная технология «ответы без вопросов» — одна из характерных технологий передачи знаний, которая была заложена Яном Амосом Коменским

три характеристики традиционного урока:

  • дискретная форма знаний (ответы без вопросов),
  • монологические формы общения,
  • авторитарные формы общения.

 3. Особенности нетрадиционных уроков и модели нетрадиционных уроков

3. Особенности нетрадиционных уроков и модели нетрадиционных уроков

Особенности нетрадиционных уроков     Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что понятие «нетрадиционная форма урока», не имеет чёткого определения , остаётся крайне расплывчатым.

Особенности нетрадиционных уроков

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что понятие «нетрадиционная форма урока», не имеет чёткого определения , остаётся крайне расплывчатым.

Особенности нетрадиционных уроков      Стоит отметить и обилие  синонимов, среди которых «нетрадиционный урок», «нетрадиционные технологии урока», «нетрадиционные виды уроков».

Особенности нетрадиционных уроков

Стоит отметить и обилие синонимов, среди которых

  • «нетрадиционный урок»,
  • «нетрадиционные технологии урока»,
  • «нетрадиционные виды уроков».
Особенности нетрадиционных уроков  Первый подход к пониманию нестандартных уроков: урок, нарушающий чёткую структуру комбинированного урока; урок, сочетающий большее разнообразие методических приёмов.

Особенности нетрадиционных уроков

Первый подход к пониманию нестандартных уроков:

  • урок, нарушающий чёткую структуру комбинированного урока;
  • урок, сочетающий большее разнообразие методических приёмов.
Особенности  нетрадиционных уроков  Второй подход к пониманию нестандартных уроков: иные формы урока, появившиеся в последнее время.

Особенности нетрадиционных уроков

Второй подход к пониманию нестандартных уроков:

  • иные формы урока, появившиеся в последнее время.
Особенности нетрадиционных уроков  Г.К. Селевко  предлагает рассматривать нестандартные формы урока как «технологии» и характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания нетрадиционных структурах и методах»

Особенности нетрадиционных уроков

Г.К. Селевко предлагает рассматривать нестандартные формы урока как «технологии» и характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания нетрадиционных структурах и методах»

Модели нетрадиционных уроков уроки-семинары деловая игра зачёт пресс-конференция конкурс урок-соревнование путешествие интегрированные уроки урок-КВН урок творчества занятия-конференции урок-спектакль диспуты урок-диалог ролевые игры мозговой штурм (атака) урок фантазирования урок-лекция (проблемная; визуальная; поточная)

Модели нетрадиционных уроков

уроки-семинары

деловая игра

зачёт

пресс-конференция

конкурс

урок-соревнование

путешествие

интегрированные уроки

урок-КВН

урок творчества

занятия-конференции

урок-спектакль

диспуты

урок-диалог

ролевые игры

мозговой штурм (атака)

урок фантазирования

урок-лекция (проблемная; визуальная; поточная)

Вывод   «Практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение к ним может дать обратный результат. Это объясняется различным потенциалом нестандартных форм урока в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны» Л.Н. Боголюбов

Вывод

«Практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение к ним может дать обратный результат. Это объясняется различным потенциалом нестандартных форм урока в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны»

Л.Н. Боголюбов

4. Деятельностный урок

4. Деятельностный урок

Всякое знание исходит из наблюдений и опыта.  Ш. Сент – Бёв

Всякое знание исходит

из наблюдений и опыта.

Ш. Сент – Бёв

Чем вызвана необходимость внедрения  системно-деятельностного подхода? Спустя две недели у нас в памяти остаётся Конус обучения 90%  того , что говорим и делаем Степень включённости в учёбный процесс Реальная работа   Активная Имитация реального опыта Ролевая игра 70%  того, что говорим Проведение бесед Участие дискуссиях    50% того, что видим и слышим Наблюдение за реальным процессом     Пассивная Просмотр презентаций Наблюдение за демонстрационным процессом Просмотр кинофильмов 30% того, что видим Просмотр иллюстраций 20% того, что слышим Прослушивание выступлений 10%  того, что читаем Чтение Джон Кийосаки

Чем вызвана необходимость внедрения системно-деятельностного подхода?

Спустя две недели у нас

в памяти остаётся

Конус обучения

90% того , что говорим и делаем

Степень включённости

в учёбный процесс

Реальная работа

Активная

Имитация реального опыта

Ролевая игра

70% того, что говорим

Проведение бесед

Участие дискуссиях

50% того, что видим и слышим

Наблюдение за реальным процессом

Пассивная

Просмотр презентаций

Наблюдение за демонстрационным процессом

Просмотр кинофильмов

30% того, что видим

Просмотр иллюстраций

20% того, что слышим

Прослушивание выступлений

10% того, что читаем

Чтение

Джон Кийосаки

Смысл введения ФГОС Ориентация системы образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ: ПЕРЕХОД ОТ МОДЕЛИ «КОНТРОЛЯ» К МОДЕЛИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА»

Смысл введения ФГОС

Ориентация системы образования

на достижение качественно новых результатов

образования посредством реализации парадигмы

деятельностного развития

ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ

ОРИЕНТАЦИЯ

НА РЕЗУЛЬТАТ

РЕАЛИЗАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО

ПОДХОДА

НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

КАК ЭЛЕМЕНТ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

СИСТЕМА ОЦЕНКИ:

ПЕРЕХОД ОТ МОДЕЛИ

«КОНТРОЛЯ» К МОДЕЛИ

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА»

Структура учебной деятельности  Постановка цели или принятие цели  Планирование  Выполнение действий  Контроль и коррекция  Оценивание результата  Рефлексия

Структура учебной деятельности

Постановка цели или принятие цели

Планирование

Выполнение действий

Контроль и коррекция

Оценивание результата

Рефлексия

Как формируются структурные элементы учебной деятельности Степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает .

Как формируются структурные элементы учебной деятельности

Степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает .

Разработка деятельностного урока Деятельностный урок – это система учебных действий , направленных на достижение результата – как сугубо учебного , так и метапредметного .

Разработка деятельностного урока

Деятельностный урок – это система учебных действий , направленных на достижение результата – как сугубо учебного , так и метапредметного .

Что такое деятельностный урок?  Урок, позволяющий организовать обучение на основе «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»

Что такое деятельностный урок?

Урок, позволяющий организовать обучение

на основе

«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»

Понятие учебной ситуации  Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя  обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают   УС - особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл

Понятие учебной ситуации

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя

  • обнаруживают предмет своего действия,
  • исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
  • преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
  • частично – запоминают

УС - особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл

Деятельностный урок

Деятельностный урок

Типология деятельностных уроков    Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности

Типология деятельностных уроков

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности

Типология уроков урок усвоения новых знаний; урок усвоения навыков и умений; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.

Типология уроков

  • урок усвоения новых знаний;
  • урок усвоения навыков и умений;
  • урок комплексного применения знаний;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
Типология уроков  А.К. Дусавицкого    Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок контроля и оценки.

Типология уроков А.К. Дусавицкого

  • Урок постановки учебной задачи.
  • Урок решения учебной задачи.
  • Урок моделирования и преобразования модели.
  • Урок решения частных задач с применением открытого способа.
  • Урок контроля и оценки.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.
Условия, провоцирующие детское действие   Эти условия могут задаваться в том числе с помощью описания: последовательности выполняемых действий, особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.   Технологическая карта урока

Условия, провоцирующие детское действие

Эти условия могут задаваться в том числе с помощью описания:

  • последовательности выполняемых действий,
  • особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.

Технологическая карта урока

Необходимость карты, фиксирующей реализацию  системно-деятельностного подхода новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности ; необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных; понимание  метапредметных результатов как сформированных на материале основ  наук  универсальных учебных действий .

Необходимость карты, фиксирующей реализацию системно-деятельностного подхода

  • новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности ;
  • необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных;
  • понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий .
 Понятие УУД   Умение учиться в общении со сверстниками = Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности: Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель; Учебная задача; Учебные действия и операции  (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка)

Понятие УУД

Умение учиться в общении со сверстниками =

Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности:

  • Познавательные и учебные мотивы;
  • Учебная цель;
  • Учебная задача;
  • Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка)

Общий вид технологической карты урока,  реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Вариативная часть    Инвариантная часть Вариативная часть

Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вариативная часть

Инвариантная часть

Вариативная часть

Базовые образовательные технологии, реализующие требования ФГОС    дифференциация требований к уровню освоения    явное выделение базового и повышенных уровней

Базовые образовательные технологии, реализующие требования ФГОС

дифференциация требований

к уровню освоения

явное выделение

базового и повышенных уровней

Общий вид технологической карты урока,  реализующего системно-деятельностный подход  и формирование УУД   Предмет____________________________________________________________  Класс_______________________________________________________________  Автор УМК__________________________________________________________  Тема урока__________________________________________________________  Тип урока____________________________________________________________  Ход урока   Деятельность учителя Задание базового уровня  Деятельность учащихся  Задание повы-шенного уровня  Познавательная Коммуникативная Осуществля-емые действия Формируемые способы деятельности Регулятивная Осуществля-емые действия Формируемые способы деятельности Осуществля-емые действия Формируемые способы деятельности

Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока__________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________

Ход урока

Деятельность учителя

Задание базового уровня

Деятельность учащихся

Задание повы-шенного уровня

Познавательная

Коммуникативная

Осуществля-емые действия

Формируемые способы деятельности

Регулятивная

Осуществля-емые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществля-емые действия

Формируемые способы деятельности

Отношение к ученику в образовательной системе : объект или субъект учения, пассивный исполнитель или творческий соавтор ? Наличие у учителя вариативного дидактического материала . Предоставление ученику права выбора содержания, типа и формы учебного материала . Использование особых критериев оценивания ученика на уроке .

Отношение к ученику в образовательной системе : объект или субъект учения, пассивный исполнитель или творческий соавтор ?

Наличие у учителя вариативного дидактического материала .

Предоставление ученику права выбора содержания, типа и формы учебного материала .

Использование особых критериев оценивания ученика на уроке .

Личностно ориентированный урок – это комплексная, гибкая, вариативная система, направленная на работу не столько с классом, сколько с каждым учеником как индивидуальностью. Цель такого урока – создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика, его субъективного опыта, уникального и неповторимого, с помощью которого можно быстрее и качественнее добиться усвоения знаний, умений и навыков. Функции учителя на таком уроке – максимально выявить индивидуальные возможности и личные интересы каждого ученика с целью повышения эффективности усвоения им программного материала. Якиманская И.С. , зав. лабораторией личностно ориентированного образования Психологического института РАО

Личностно ориентированный урок – это комплексная, гибкая, вариативная система, направленная на работу не столько с классом, сколько с каждым учеником как индивидуальностью.

Цель такого урока – создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика, его субъективного опыта, уникального и неповторимого, с помощью которого можно быстрее и качественнее добиться усвоения знаний, умений и навыков.

Функции учителя на таком уроке – максимально выявить индивидуальные возможности и личные интересы каждого ученика с целью повышения эффективности усвоения им программного материала.

Якиманская И.С. , зав. лабораторией личностно ориентированного образования Психологического института РАО

  • Чем отличается ЛОО от классической технологии проведения урока?
  • Что дает учителю использование ЛОО?
  • Какие необходимы организационные условия для внедрения технологии проведения ЛОО?
  • Какова конструкция урока в ЛОО?
  • Выявление и использование субъектного опыта ученика, учет типа субъектного опыта (через постановку вопросов , организацию обмена содержанием субъектного опыта между учениками, поддержку учителем наиболее правильных версий, выстраивание на основе субъектного опыта изучения нового материала , его обобщения и систематизации ).
  • Наличие вариативного дидактического материала (использование разных способов сообщения информации; выбор заданий различного типа, вида, формы ; стимулирование ученика к выполнению заданий проблемного характера , к выбору заданий в соответствии с его личным предпочтением; применение карточек с описанием основных учебных действий ).
  • Активизация способов учебной работы ( стимулирование учеников к применению разнообразных способов , обсуждение наиболее рациональных способов , оценивание не только результата, но и процесса выполнения задания ).
 Проявление гибкости учителя в работе на уроке (организация атмосферы включенности каждого ученика в работу класса; создание условий , позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным ; оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса). 5. Приемы и формы в ЛОО (риторический вопрос, приводящий к дискуссии и диалогу; целенаправленная ошибка; «мозговой штурм», проблемно – поисковая деятельность и т.д.)
  • Проявление гибкости учителя в работе на уроке (организация атмосферы включенности каждого ученика в работу класса; создание условий , позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным ; оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса).

5. Приемы и формы в ЛОО (риторический вопрос, приводящий к дискуссии и диалогу; целенаправленная ошибка; «мозговой штурм», проблемно – поисковая деятельность и т.д.)

Структура урока: Мотивация учебной деятельности (создание проблемной ситуации). Постановка единой учебной цели (этап целеполагания). Коллективная работа. Этап введения нового материала . Дифференцированная работа по вариантам . Этап применения полученных знаний: 1 вариант – творческий уровень, 2 вариант – репродуктивный с элементами продуктивного, 3 вариант - репродуктивный (работа по алгоритму). Коллективное обсуждение результатов дифференцированной работы . Самостоятельная работа по вариантам. Единая проверочная работа . Коллективное обсуждение достигнутых результатов. Дифференцированное домашнее задание .

Структура урока:

  • Мотивация учебной деятельности (создание проблемной ситуации).
  • Постановка единой учебной цели (этап целеполагания). Коллективная работа. Этап введения нового материала .
  • Дифференцированная работа по вариантам . Этап применения полученных знаний:
  • 1 вариант – творческий уровень,
  • 2 вариант – репродуктивный с элементами продуктивного,
  • 3 вариант - репродуктивный (работа по алгоритму).
  • Коллективное обсуждение результатов дифференцированной работы .
  • Самостоятельная работа по вариантам.
  • Единая проверочная работа .
  • Коллективное обсуждение достигнутых результатов.
  • Дифференцированное домашнее задание .
Требования  к современному уроку

Требования к современному уроку

Требования к современному уроку 1. Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков. 2. Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей, особенностей детей и др.

Требования к современному уроку

1. Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков.

2. Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей, особенностей детей и др.

Требования к современному уроку 3. Точное (в закономерностях, принципах) и одновременно творческое (то есть прежде всего личностное) выполнение программно-методических требований к уроку.  4.    Знание каждым учителем типологии уроков, только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующего особенностям того или иного класса, темы, раздела.

Требования к современному уроку

3. Точное (в закономерностях, принципах) и одновременно творческое (то есть прежде всего личностное) выполнение программно-методических требований к уроку.

4. Знание каждым учителем типологии уроков, только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующего особенностям того или иного класса, темы, раздела.

Требования к современному уроку 5.  Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью, не умаляет значения сути того, что должны изучить дети. 6.  Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп; учет особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся.

Требования к современному уроку

5. Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью, не умаляет значения сути того, что должны изучить дети.

6. Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп; учет особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся.

Требования к современному уроку 7.  Стремление к поиску и по возможности формулирование, кроме темы, еще и «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока. 8. Специально спланированная (то есть продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания и в процессе обучения.

Требования к современному уроку

7. Стремление к поиску и по возможности формулирование, кроме темы, еще и «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока.

8. Специально спланированная (то есть продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания и в процессе обучения.

Требования к современному уроку 9 .   Комплексное планирование задач по трем группам: I .  Педагогические цели: обучения, обязательно воспитания, развития и социализации личности, так называемые креативные, оздоровительные - это цели развития ребенка (главные цели); II .  Цели развития образовательного процесса (для повышения качества этого процесса): диагностические, познавательные, исследовательские; III .  Цели саморазвития учителя: а)  профессионального; б)  личностного.

Требования к современному уроку

9 . Комплексное планирование задач по трем группам:

I . Педагогические цели: обучения, обязательно воспитания, развития и социализации личности, так называемые креативные, оздоровительные - это цели развития ребенка (главные цели);

II . Цели развития образовательного процесса (для повышения качества этого процесса): диагностические, познавательные, исследовательские;

III . Цели саморазвития учителя:

а) профессионального;

б) личностного.

Требования к современному уроку 10.   Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала. 11.   Продумывание и по возможности формулирование хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

Требования к современному уроку

10. Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала.

11. Продумывание и по возможности формулирование хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

Требования к современному уроку 12.   Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала. 13.   Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное (продуманное и обоснованное) осуществление учителем межпредметной координации учебного материала.

Требования к современному уроку

12. Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.

13. Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное (продуманное и обоснованное) осуществление учителем межпредметной координации учебного материала.

Требования к современному уроку 14. Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего — к человеку знающему, понимающему и деятельному. 15.   Включение в содержание уроков упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), сходной, частично новой (измененной) и в полностью незнакомой ситуации.

Требования к современному уроку

14. Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего — к человеку знающему, понимающему и деятельному.

15. Включение в содержание уроков упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), сходной, частично новой (измененной) и в полностью незнакомой ситуации.

Требования к современному уроку 16. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса. |17. Знание разных технологий развивающего обучения (Занкова, Эльконина - Давыдова, Фаизова, Ильясова, Кушаира, Эрдниева, Монтессори, Штайнера, Френе и др.) и их только дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся.

Требования к современному уроку

16. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса.

|17. Знание разных технологий развивающего обучения (Занкова, Эльконина - Давыдова, Фаизова, Ильясова, Кушаира, Эрдниева, Монтессори, Штайнера, Френе и др.) и их только дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся.

Требования к современному уроку 18. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выбранной формы обучения или сочетания форм. 19.   Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных возможностей с акцентом на применении мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала).

Требования к современному уроку

18. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выбранной формы обучения или сочетания форм.

19. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных возможностей с акцентом на применении мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала).

Требования к современному уроку 20.  Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности. 21.  Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей (и результатов) школы XXI века.

Требования к современному уроку

20. Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности.

21. Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей (и результатов) школы XXI века.

Требования к современному уроку 23.  Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, технических средств и др.), 24.  Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам.

Требования к современному уроку

23. Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, технических средств и др.),

24. Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам.

Требования к современному уроку 25.  По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему) для разных  групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления  пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д. 26.  Знание учителем определений «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии».  Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием.

Требования к современному уроку

25. По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему) для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д.

26. Знание учителем определений «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии». Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием.

Требования к современному уроку 27.   Обеспечение только благоприятных для работы на уроке гигиенических условий. 28.   Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий, переход от обеспечения эстетики не только формы, но и акцентирование внимания на эстетике идеи как в оформлении кабинета, так и в содержании отобранного учебного материала.

Требования к современному уроку

27. Обеспечение только благоприятных для работы на уроке гигиенических условий.

28. Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий, переход от обеспечения эстетики не только формы, но и акцентирование внимания на эстетике идеи как в оформлении кабинета, так и в содержании отобранного учебного материала.

Требования к современному уроку 29.   Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника. 30.   Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся. 31.   Выбор учителем оптимального для конкретного урока соотношения рационального (интеллектуального) и эмоционального в работе с детьми.

Требования к современному уроку

29. Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.

30. Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся.

31. Выбор учителем оптимального для конкретного урока соотношения рационального (интеллектуального) и эмоционального в работе с детьми.

Требования к современному уроку 32.  Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства. 33.  Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку.

Требования к современному уроку

32. Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства.

33. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку.

Требования к современному уроку 34.   Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школьников. 35.   Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов.

Требования к современному уроку

34. Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школьников.

35. Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов.

Современный урок ? Личностно ориентированный урок ?  В чем принципиальные различия между традиционным и современным уроком ?  Должен ли каждый современный урок быть личностно ориентированным ?  Всякий ли современный урок есть личностно ориентированный ?

Современный урок ?

Личностно ориентированный урок ?

В чем принципиальные различия между традиционным и современным уроком ?

Должен ли каждый современный урок быть личностно ориентированным ?

Всякий ли современный урок есть личностно ориентированный ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!