Сфера образования постоянно развивается, меняется содержание педагогической деятельности, предъявляются новые требования к педагогам. Изменения в образовательных стандартах приводят к появлению новых компетенций, которыми должны обладать современные педагоги для достижения целей образовательного процесса.
Просмотр содержимого документа
«Требования профессионального стандарта к подготовке педагогических кадров в системе СПО»
Требования профессионального стандарта к подготовке педагогических кадров в системе СПО
Кириллова Т.А., МЦК-ЧЭМК
Сегодня качество образования зависит в первую очередь от того насколько эффективно работает образовательное учреждение, и поэтому деятельность каждого педагога в направлении обеспечения качества образовательных услуг играет наиважнейшую роль. Сфера образования постоянно развивается, меняется содержание педагогической деятельности, предъявляются новые требования к педагогам. Изменения в образовательных стандартах приводят к появлению новых компетенций, которыми должны обладать современные педагоги для достижения целей образовательного процесса. Основная задача профессиональных стандартов заключается в достижении высокого уровня квалификации педагогов и эффективности педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога представляет собой документ, в котором указано, что должен уметь, знать и применять в работе педагог. Педагог профессионального образования в своей профессиональной деятельности должен выполнять трудовые функции, которые описаны в профессиональном стандарте. Они состоят из трудовых действий, необходимых умений и знаний.
Рассмотрим первую трудовую функцию Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации.
Трудовые действия заключаются в организации учебного процесса, который включает в себя проведение учебных занятий и организацию самостоятельной работы обучающихся, руководство проектной, исследовательской деятельностью, консультирование обучающихся и их законных представителей по вопросам профессионального развития, проведение контроля с целью мониторинга динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения преподаваемых дисциплин. Также педагог должен формировать предметно-пространственную среду, которая обеспечивает освоение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.
Для того чтобы эффективно выполнять свои функции, педагог должен обладать огромным количеством необходимых знаний и умений: создавать условия и использовать средства педагогической поддержки для профессионального развития, привлекать к целеполаганию, обучать самоорганизации и самоконтролю, использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, контролировать и оценивать работу обучающихся, консультировать, знакомить с опытом успешных профессионалов, организовывать проведение конференций, выставок, конкурсов профессионального мастерства, разрабатывать задания, участвовать в работе оценочных комиссий и т.д.
Таким образом, показателями успешной профессиональной деятельности педагога, соответствующим требованиям Профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", можно считать следующее:
использование разнообразных форм, методов и средств обучения на основе современных педагогических технологий;
использование различных видов учебно-познавательной деятельности обучающихся;
систематическое апробирование различных форм работы с источниками информации;
осуществление систематического контроля знаний, умений обучающихся по учебным дисциплинам с целью мотивации к учебной деятельности;
своевременное проведение мониторинга качества знаний по преподаваемым дисциплинам;
организация учета индивидуальных достижений обучающихся;
использование различных методов стимулирования результатов учебных достижений;
организация познавательной деятельности обучающихся;
оказание учебно-методической помощи обучающимся и организация коррекционно-развивающего индивидуального обучения;
совершенствование учебно-методических комплексов преподаваемых дисциплин;
организация собственной научно-исследовательской деятельности.