УПРАЖНЯЛОЧКА
(русский язык)
2 класс
Звуки и буквы.
Сколько букв в русском алфавите?
В русском алфавите 33 буквы:
АЛФАВИТ
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя
Чем звуки отличаются от букв?
Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами, каждая из которых имеет своё название
Например: в слове роза звуки [р], [о], [з], [а]
буквы р (эр), о (о), з (зэ), а (а)
Чем различаются между собой гласные и согласные звуки?
*гласный звук
- при произнесении не встречает во рту никаких преград и произносится только голосом: [о], [у], [а]
- образует слог: э-хо, у–че–ник
*согласный звук
- при произнесении встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и произносится с шумом и голосом либо только с шумом : [б], [з], [т]
- образует слог только вместе с гласным: мо-ре, ка-мыш
Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?
Гласных букв – 10 (а о у ы э я ё ю и е)
Гласных звуков – 6 ( [ а ], [ о ], [ ´у ], [ ы ], [ э ], [ и ])
Какие гласные звуки обозначают твёрдость согласных звуков?
Гласные звуки [ а ], [ о ], [ ´у ], [ ы ], [ э ] обозначают твёрдость согласных звуков.
Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных звуков?
Гласные буквы и,е,ё,ю,я и буква ь обозначают мягкость согласных звуков.
В каких позициях буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука?
* в начале слова (ель, ёж, юла, ябеда)
* после гласных (поешь, поёшь, куют, буян)
* после разделительного твёрдого и мягкого знаков (платье, объём, вьюга, изъян)
Сколько в русском языке согласных букв и согласных звуков?
Согласных букв – 21(б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ)
Согласных звуков – 36
Какими могут быть согласные звуки?
Могут быть твёрдыми и мягкими- б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х,
Всегда твёрдые: [ ж], [ш], [ц]
Всегда мягкие: [ч´ ], [щ´], [й´]
Парные: б в г д ж з
п ф к т ш с
Звонкие: б в г д ж з л м н р й
Глухие: п ф к т ш с х ц ч
Звуков не имеют: ъ, ь
КАРТОЧКА №1
Запиши буквы, которые стоят в алфавите перед и после этих букв:
___ М ___, ___И____, ___Т___, ___Ф___ .
КАРТОЧКА №2
Запиши слова в алфавитном порядке:
осень, друзья, улей, снег, вишня, гость, роса, туча, кубик, человек
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №3
Отметь слова, в которых подчёркнуты только
согласные буквы:
а) майка б) пеньки
в) огонь г) голубь
КАРТОЧКА №4
Определи, сколько звуков и букв в каждом слове:
якорь - ____ б. ____зв. океан - ____ б. ____зв.
метель - ____ б. ____зв. Юля - ____ б. ____зв.
вьюга - ____ б. ____зв. карась - ____ б. ____зв.
Запиши свои любые 6 слов и определи в них, сколько звуков и букв в каждом:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №5
Прочитай скороговорки. Поставь точки под буквами, которые обозначают в словах два звука.
Очень часто блюдца у Танечки бьются.
У ежа ежата, а у ужа ужата.
Лара у Вали играет на рояле.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
КАРТОЧКА №6
Запиши цифрой над словом количество слогов в словах:
март, июль, осень, большая, Мария, степь
КАРТОЧКА №7
Прочитай:
Царь ступил на двор широкой:
Там под ёлкою высокой
Белка песенку поёт,
Золотой орех грызёт…
Выпиши из текста слово, в котором букв больше, чем звуков. Подчеркни букву, которая не обозначает звука.
___________________________________________________
КАРТОЧКА №8
Подчеркнуть слова, в которых букв больше, чем звуков:
друг, приятель, товарищ, мальчик, парнишка, отвага, смелость, удаль, ватага, гурьба
КАРТОЧКА №9
Подчеркнуть слова с мягкими согласными:
Ветер, пенал, суббота, кровать, карандаш, пружина, сказка, резкий, врач, овраг, медведь, дочка, мороз, платок, морковь, человек
КАРТОЧКА №10
В скобках написать букву, которой обозначен звук на конце этих слов:
Гриб[ ] , улов[ ] , шаг [ ] , сад[ ] , мороз[ ] , нож[ ] ,
холод [ ] , грязь [ ] , берег[ ]
«СЛОВО. ЗВУКИ И БУКВЫ».
Работа № 11
1. Выпишите из предложения слова со звуком [т].
От тополя остался старый трухлявый пень.
________________________________________________________________________________________________________________
2. Составьте три слова, используя данные буквы. Г, о, р, Д, м, а, ы, с
__________________________________________________________
_____________________________________________________
3. Составьте слова из слогов: лу, са, за, гро, дик, жа.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
«ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
Работа № 12
1. К словам пар, вол, рот, дал, тук добавьте по одному согласному звуку. Запишите новые слова.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2. Подчеркните в стихотворении все гласные буквы.
Хотят ко дню рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «He надо!
Я не готов пока!»
(С. Михалков)
3. Спишите предложение. Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
Белоносые грачи собирают на пашне червяков.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
«ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
Работа № 13
1. Выпишите из предложения все согласные буквы.
Осенью ёжик готовит себе жилище.
__________________________________________________________
2. Выпишите слова, в которых гласный звук образует целый слог.
Азбука, улитка, автомобиль, Оля, язык, ослик, якорь, Рая, улица.
________________________________________________________________________________________________________________
3. Напишите все гласные буквы в алфавитном порядке.
__________________________________________________________
4. Запишите слова в два столбика.
Часы, аист, улитка, эхо, тетрадь, дверь.
____________________ __________________
____________________ __________________
____________________ __________________
--
«ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
Работа № 14
1. Спишите слова. В словах подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
Тапочки, самосвал, столбик, колобок, мухомор, глухарь, люди.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2. Запишите слова в два столбика.
Минута, лес, урок, гвозди, артист, экран.
____________________ __________________
____________________ __________________
____________________ __________________
3. В стихотворении подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
Доктора не бойтесь, дети!
Он добрее всех на свете!
С ним давно знакома я:
Это мамочка моя!
(Г. Винеру)
9