СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренажер задание №2 ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренажер задание №2 ОГЭ»

Грамматическая основа предложения. Подготовка к ОГЭ.

Грамматическая основа предложения.

Подготовка к ОГЭ.

Теоретические сведения.  Подлежащее  – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?).

Теоретические сведения.

Подлежащее  – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?).

Способы выражения подлежащего.   Имя существительное Старший  сын  (кто?)  уехал в столицу.  Местоимение Он  (кто?)  уехал в столицу. Имя прилагательное Старший  (кто?)  уехал в столицу. Причастие Поднявший  (кто?)  меч от меча и погибнет. Имя числительное Двое  (кто?)  уехали в столицу. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного: Любить  (что?)  – это прекрасно.  Жить  (что?) –  родине служить.  Наречие   Междометие Предлог, союз, частица  Неслось со всех сторон  «ау»  (что?).   Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):  Пять стульев  стояло у стены. Настало и роковое  послезавтра  (что?). Многие из нас  поедут в столицу. «Не»  (что?)  с глаголами пишется отдельно. Мать с сыном  поедут  (мн. ч.)  отдыхать .

Способы выражения подлежащего.

  Имя существительное

Старший  сын  (кто?)  уехал в столицу.

Местоимение

Он  (кто?)  уехал в столицу.

Имя прилагательное

Старший  (кто?)  уехал в столицу.

Причастие

Поднявший  (кто?)  меч от меча и погибнет.

Имя числительное

Двое  (кто?)  уехали в столицу.

Инфинитив (неопределённая форма глагола)

Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного:

Любить  (что?)  – это прекрасно. Жить  (что?) –  родине служить.

Наречие

 

Междометие

Предлог, союз, частица

Неслось со всех сторон  «ау»  (что?).

  Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

Пять стульев  стояло у стены.

Настало и роковое  послезавтра  (что?).

Многие из нас  поедут в столицу.

«Не»  (что?)  с глаголами пишется отдельно.

Мать с сыном  поедут  (мн. ч.)  отдыхать .

Трудности при определении подлежащего .  Чтобы правильно выделить подлежащее , надо помнить о том, что  подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне  не нравится этот цвет . ( в этом предложении подлежащим является  цвет . так как он совершает действие);  в придаточной части сложноподчиненного предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО:  Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая - это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;  не путайте подлежащее и обращение. Подлежащее — предмет речи, а не её адресат. Саша , отдай кольцо. ( Обращение) . Саша отдал кольцо. ( Подлежащее) .

Трудности при определении подлежащего .

Чтобы правильно выделить подлежащее , надо помнить о том, что

  • подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет . ( в этом предложении подлежащим является  цвет . так как он совершает действие);
  • в придаточной части сложноподчиненного предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО:  Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая - это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;
  • не путайте подлежащее и обращение. Подлежащее — предмет речи, а не её адресат. Саша , отдай кольцо. ( Обращение) . Саша отдал кольцо. ( Подлежащее) .
Упражнение.  Найти подлежащее, указать способ его выражения. 1. Упала тень.                 2. Провожающие собрались на перроне.         3. Восемь делится на два.              4. Трое вышли на улицу.        5. Далече грянуло «ура».  (А. С. Пушкин)           6. Я помню чудное мгновенье.  (А. С. Пушкин)             7. Жить – Родине служить.  (Пословица)               8. Стаи воробьев купались в луже. 9. Многие из нас видели этот фильм. 10. Мы с родителями побывали в музее. 11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе. 12. На уборку урожая вышли от мала до велика. 13.Прошло около часа (Паустовский).

Упражнение. Найти подлежащее, указать способ его выражения.

1. Упала тень.                

2. Провожающие собрались на перроне.      

  3. Восемь делится на два.           

  4. Трое вышли на улицу.     

  5. Далече грянуло «ура».  (А. С. Пушкин)        

  6. Я помню чудное мгновенье.  (А. С. Пушкин)          

  7. Жить – Родине служить.  (Пословица)            

  8. Стаи воробьев купались в луже.

9. Многие из нас видели этот фильм.

10. Мы с родителями побывали в музее.

11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.

12. На уборку урожая вышли от мала до велика.

13.Прошло около часа (Паустовский).

Проверяем! 1. Упала  тень .                 2.  Провожающие  собрались на перроне.         3.  Восемь  делится на два.              4.  Трое  вышли на улицу.        5. Далече грянуло  «ура» .  (А. С. Пушкин)           6.  Я  помню чудное мгновенье.  (А. С. Пушкин)             7.  Жить  – Родине служить.  (Пословица)               8.  Стаи воробьев  купались в луже. 9.  Многие из нас  видели этот фильм. 10.  Мы с родителями  побывали в музее. 11.  Млечный Путь  ярко выделялся на ночном небе. 12. На уборку урожая вышли  от мала до велика . 13.Прошло  около часа  (Паустовский).

Проверяем!

1. Упала  тень .                

2.  Провожающие  собрались на перроне.      

  3.  Восемь  делится на два.           

  4.  Трое  вышли на улицу.     

  5. Далече грянуло  «ура»(А. С. Пушкин)        

  6.  Я  помню чудное мгновенье.  (А. С. Пушкин)          

  7.  Жить  – Родине служить.  (Пословица)            

  8.  Стаи воробьев  купались в луже.

9.  Многие из нас  видели этот фильм.

10.  Мы с родителями  побывали в музее.

11.  Млечный Путь  ярко выделялся на ночном небе.

12. На уборку урожая вышли  от мала до велика .

13.Прошло  около часа  (Паустовский).

Теоретические сведения.  Сказуемое  – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах:  что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?  Типы сказуемых: Простое глагольное сказуемое –  ПГС Составное глагольное сказуемое –  СГС Составное именное сказуемое –  СИС

Теоретические сведения.

Сказуемое  – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах:  что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Типы сказуемых:

Простое глагольное сказуемое –  ПГС

Составное глагольное сказуемое –  СГС

Составное именное сказуемое –  СИС

Способы выражения простого глагольного сказуемого. Форма Примеры 1.  Глагол в форме какого-либо наклонения Наступает   хмурое утро.  Сергей  будет поступать  в театральное училище.  Запишите  домашнее задание. 2.  Независимый инфинитив Жить – родине  служить . 3.  Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа  бац, хвать, прыг ) Подруга каждая тут тихо  толк  подругу. 4.  Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме Команда  одержала победу  в чемпионате.  Он опять  лодыря гоняет . 5.  Глагол в спрягаемой форме + модальная частица ( да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что  и др.) Давай  я  поеду  с тобой.  Да приснятся  тебе сладкие сны.  В комнате  как будто попахивало  гарью.  Он  словно остолбенел  от испуга.

Способы выражения простого глагольного сказуемого.

Форма

Примеры

1.  Глагол в форме какого-либо наклонения

Наступает   хмурое утро. Сергей  будет поступать  в театральное училище. Запишите  домашнее задание.

2.  Независимый инфинитив

Жить – родине  служить .

3.  Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа  бац, хвать, прыг )

Подруга каждая тут тихо  толк  подругу.

4.  Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме

Команда  одержала победу  в чемпионате. Он опять  лодыря гоняет .

5.  Глагол в спрягаемой форме + модальная частица ( да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что  и др.)

Давай  я  поеду  с тобой. Да приснятся  тебе сладкие сны. В комнате  как будто попахивало  гарью. Он  словно остолбенел  от испуга.

   Упражнение.  Выделить грамматическую основу в каждом предложении.  Указать, чем выражено подлежащее и сказуемое.    Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький).  Старуха бросилась было за сыном (Григорович). Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов).  Вот я возьму и продам тройку! (Чехов).  Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). Я пойду позову маму (Чехов). А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой).  Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). Брат вступился было за меня (Маршак).  Ещё я долго буду петь (Есенин). День как будто дремал (Паустовский). А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 

Упражнение. Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Указать, чем выражено подлежащее и сказуемое.

  • Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский).
  • Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький).
  • Старуха бросилась было за сыном (Григорович).
  • Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов).
  • Вот я возьму и продам тройку! (Чехов).
  • Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский).
  • Я пойду позову маму (Чехов).
  • А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой).
  • Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев).
  • Брат вступился было за меня (Маршак).
  • Ещё я долго буду петь (Есенин).
  • День как будто дремал (Паустовский).
  • А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 
   Проверяем!    Всё утро я  ловлю рыбу (Паустовский). Во всех звуках есть  что-то вечернее (М. Горький).  Старуха  бросилась было за сыном (Григорович). Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов).  Вот я  возьму и продам тройку! (Чехов).  Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). Я пойду позову маму (Чехов). А ты  и плакать сейчас же (А.Н. Толстой).  Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). Брат вступился было за меня (Маршак).  Ещё я долго буду петь (Есенин). День  как будто дремал (Паустовский). А ты  не обижайся , Емеля (Чехов). 

Проверяем!

  • Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский).
  • Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький).
  • Старуха бросилась было за сыном (Григорович).
  • Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов).
  • Вот я возьму и продам тройку! (Чехов).
  • Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский).
  • Я пойду позову маму (Чехов).
  • А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой).
  • Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев).
  • Брат вступился было за меня (Маршак).
  • Ещё я долго буду петь (Есенин).
  • День как будто дремал (Паустовский).
  • А ты не обижайся , Емеля (Чехов). 

Составное глагольное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое (СГС)

вспомогательный глагол выражает грамматическое значение (время и наклонение)

инфинитив

  выражает лексическое значение

Значения вспомогательного глагола.

Значение

Типичные глаголы и фразеологизмы

1.  Фазовое (начало, продолжение, конец действия)

Примеры

Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить  и др.

2.  Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.)

Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку  и др.

Он стал готовиться к отъезду. Он бросил курить. Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

Я умею петь. Я хочу петь. Я боюсь петь. Я люблю петь. Я стыжусь петь. Я рассчитываю спеть эту арию.

Запомни! Не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым!  Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия: 1.Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.  Cр.:  я  начал  – что делать? рисовать ;  я  хочу  – что делать? кушать. Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.  Ср.:  Она  присела  (с какой целью?)  отдохнуть. 2. Действие инфинитива должно относиться к подлежащему . Если действие инфинитива относится к другому члену предложения , то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.  Ср.: 1.   Я хочу петь. Хочу петь  – составное глагольное сказуемое ( хочу – я ,  петь   буду  –  я ).   2.   Я просил её спеть. Просил  – простое глагольное сказуемое,  спеть  – дополнение ( просил – я ,  петь  будет –  она ).

Запомни!

Не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым!

Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

1.Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

Cр.:  я  начал  – что делать? рисовать ;  я  хочу  – что делать? кушать.

Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.

Ср.:  Она  присела  (с какой целью?)  отдохнуть.

2. Действие инфинитива должно относиться к подлежащему . Если действие инфинитива относится к другому члену предложения , то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Ср.: 1.   Я хочу петь. Хочу петь  – составное глагольное сказуемое ( хочу – япеть   буду  –  я ). 2.   Я просил её спеть. Просил  – простое глагольное сказуемое,  спеть  – дополнение ( просил – япеть  будет –  она ).

Упражнение.  Выделить грамматическую основу в каждом предложении.  Указать, чем выражено подлежащее и сказуемое. 1. Он боялся идти к врачам .  2. Приходил лакей звать меня к княгине . 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде .  4. Он попросил меня похлопотать об отъезде . 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком .  6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь .  7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня. 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.  9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле . 10. Долго будет моросить осенний дождь. 11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь . 12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи . 13. Антоненко приказал людям покинуть баржу .

Упражнение. Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Указать, чем выражено подлежащее и сказуемое.

1. Он боялся идти к врачам .

2. Приходил лакей звать меня к княгине .

3. Старуха ушла хлопотать об отъезде .

4. Он попросил меня похлопотать об отъезде .

5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком .

6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь .

7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.

8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.

9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле .

10. Долго будет моросить осенний дождь.

11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь .

12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи .

13. Антоненко приказал людям покинуть баржу .

Проверяем!   1 . Он боялся идти к врачам .  2. Приходил  лакей  звать меня к княгине . 3. Старуха  ушла  хлопотать об отъезде .  4. Он  попросил меня похлопотать об отъезде . 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком .  6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь .  7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня. 8. В Москве я  не буду ни видет ь вас, ни писать вам, ни звонить .  9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле . 10. Долго будет моросить осенний дождь . 11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь . 12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи . 13. Антоненко  приказал людям покинуть баржу .

Проверяем!

1 . Он боялся идти к врачам .

2. Приходил лакей звать меня к княгине .

3. Старуха ушла хлопотать об отъезде .

4. Он попросил меня похлопотать об отъезде .

5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком .

6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь .

7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.

8. В Москве я не буду ни видет ь вас, ни писать вам, ни звонить .

9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле .

10. Долго будет моросить осенний дождь .

11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь .

12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи .

13. Антоненко приказал людям покинуть баржу .

Составное именное сказуемое(СИС)   Составное именное сказуемое (СИС)   вспомогательная часть –  связка  ( глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);   основная часть –   именная часть  (имя, наречие) выражает лексическое значение.

Составное именное сказуемое(СИС)

Составное именное сказуемое (СИС)  

вспомогательная часть –  связка  ( глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);

  основная часть –   именная часть  (имя, наречие) выражает лексическое значение.

Виды глаголов-связок

Вид связки по значению

Типичные глаголы

1.  Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет.

Примеры

Глаголы  быть, являться . В настоящем времени связка  быть  обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»)

2.  Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки.

Он был врачом. Он будет врачом. Он врач. Он является больным.

  Стать, становиться, делаться, сделаться,   остаться, считаться, слыть, зваться, называться, почитаться .

3.  Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого).

Он стал больным. Он остался больным. Он бывал больным каждую осень. Он оказался больным. Он считался больным. Он казался больным.

  Сидеть, лежать, стоять ; идти, приехать, вернуться, бродить ; жить, работать, родиться, умереть .

Она сидела усталая. Он ушёл сердитый. Он вернулся расстроенный. Он жил отшельником. Он родился счастливым. Он умер героем.

Способы выражения именной части Имя существительное (  в имен. или творительном падеже; в косв. падеже с предлогом или без него; Он мой брат.  Он был моим братом. 2. Имя прилагательное ( краткое; полное прил. в имен. или в твор. падеже; прил. в сравнит. или в превосх. степени). цельное словос. с главным словом – сущ. В род. падеже (со значением качественной оценки) Штурман был в забытьи.  Я без гроша. Он весел. 3. Причастие. 4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением Зять был молчаливой породы.  Эта девушка высокого роста. Он стал весёлым. Он ранен.  Стекла были разбиты. 5. Числительное в именительном или творительном падеже. Здесь звуки музыки были слышнее.  Ты самый лучший. Вся рыба – ваша.  Это что-то новенькое. Стекла были разбитыми. Их изба – третья с краю.  Их изба была третьей с краю. 6. Наречие Я был настороже.  Его дочь замужем за моим братом.

Способы выражения именной части

  • Имя существительное (  в имен. или творительном падеже;

в косв. падеже с предлогом или без него;

Он мой брат. Он был моим братом.

2. Имя прилагательное ( краткое; полное прил. в имен. или в твор. падеже; прил. в сравнит. или в превосх. степени).

цельное словос. с главным словом – сущ. В род. падеже (со значением качественной оценки)

Штурман был в забытьи. Я без гроша.

Он весел.

3. Причастие.

4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением

Зять был молчаливой породы. Эта девушка высокого роста.

Он стал весёлым.

Он ранен. Стекла были разбиты.

5. Числительное в именительном или творительном падеже.

Здесь звуки музыки были слышнее. Ты самый лучший.

Вся рыба – ваша. Это что-то новенькое.

Стекла были разбитыми.

Их изба – третья с краю. Их изба была третьей с краю.

6. Наречие

Я был настороже. Его дочь замужем за моим братом.

Упражнение.  Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Указать, чем выражено сказуемое.   1. Последняя дверь была закрыта. 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые. 3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством.  4. С час она лежала неподвижная. 5. Муж и жена люди самые почтенные. 6. Вся рыба – ваша.  7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. 8. Уступить – позорно.  9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста. 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. 11. Как некстати было это воспоминание. 12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова.

Упражнение. Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Указать, чем выражено сказуемое.

1. Последняя дверь была закрыта.

2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые.

3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством.

4. С час она лежала неподвижная.

5. Муж и жена люди самые почтенные.

6. Вся рыба – ваша.

7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка.

8. Уступить – позорно.

9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста.

10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.

11. Как некстати было это воспоминание.

12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова.

Проверяем!   1. Последняя дверь  была закрыта. (гл. пр.в + кр.прич) 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые .(гл.пр.в + прил) 3. Кабинет  является для Шуры Заколдованным царством.(гл. пр.в + цельное словосоч.)  4. С час она лежала неподвижная . (гл. пр.в + прил) 5. Муж и жена люди самые почтенные .(нул. связка+ словосоч.) 6. Вся рыба – ваша .(нул.связка, притяжат. мест).  7. Воздух  чист и свеж , как поцелуй ребёнка .(нул.связка,кр.прил). 8. Уступить – позорно .(нул. связка, кат. сост).  9. В младших классах гимназии я  был очень маленького роста . (гл.пр.в +словосоч). 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей .(нул.связка+ сущ). 11. Как некстати было это воспоминание . (гл.пр.в + наречие). 12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова.

Проверяем!

1. Последняя дверь была закрыта. (гл. пр.в + кр.прич)

2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые .(гл.пр.в + прил)

3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством.(гл. пр.в + цельное словосоч.)

4. С час она лежала неподвижная . (гл. пр.в + прил)

5. Муж и жена люди самые почтенные .(нул. связка+ словосоч.)

6. Вся рыбаваша .(нул.связка, притяжат. мест).

7. Воздух чист и свеж , как поцелуй ребёнка .(нул.связка,кр.прил).

8. Уступитьпозорно .(нул. связка, кат. сост).

9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста . (гл.пр.в +словосоч).

10. Словоодежда всех фактов, всех мыслей .(нул.связка+ сущ).

11. Как некстати было это воспоминание . (гл.пр.в + наречие).

12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова.

Образец задания 8 ОГЭ.  Выпишите грамматическую основу предложения 22. Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.  Ответ. Создают.

Образец задания 8 ОГЭ.

Выпишите грамматическую основу предложения 22.

Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

Ответ.

Создают.

 Решаем задания из ОГЭ.

Решаем задания из ОГЭ.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .  Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное. Ответ. Захотелось сказать.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное.

Ответ.

Захотелось сказать.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .  Бим постепенно стал даже угадывать некоторые намерения друга.  Ответ. Бим стал угадывать.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

Бим постепенно стал даже угадывать некоторые намерения друга. 

Ответ.

Бим стал угадывать.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .  Но до каких пор должен я терпеть его разнузданность? Ответ. Я должен терпеть.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

Но до каких пор должен я терпеть его разнузданность?

Ответ.

Я должен терпеть.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .  А с нами дружить будешь? Ответ. Будешь дружить.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

А с нами дружить будешь?

Ответ.

Будешь дружить.

Выпишите  грамматические основы  предложения . Потом, когда огонь потушили, его вытащили.  Ответ. Потушили,вытащили.

Выпишите  грамматические основы  предложения .

Потом, когда огонь потушили, его вытащили.

Ответ.

Потушили,вытащили.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .  Ко всему ещё он оказался ябедой.   Ответ. Он оказался ябедой.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

Ко всему ещё он оказался ябедой.

Ответ.

Он оказался ябедой.

Выпишите  грамматическую основу  предложения . Всё было в порядке. Ответ. Все было в порядке.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

Всё было в порядке.

Ответ.

Все было в порядке.

Выпишите  грамматическую основу  предложения . Когда-нибудь надо уйти. Ответ. Надо уйти.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

Когда-нибудь надо уйти.

Ответ.

Надо уйти.

Выпишите  грамматическую основу  предложения . Резко похолодало. Ответ. Похолодало.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

Резко похолодало.

Ответ.

Похолодало.

Выпишите  грамматическую основу  предложения . На улице было скверно. Ответ. Было скверно.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

На улице было скверно.

Ответ.

Было скверно.

Выпишите  грамматическую основу  предложения . А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял? Ответ. Кто поднял.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

Ответ.

Кто поднял.

Выпишите  грамматическую основу  предложения . Это потяжелее голода . Ответ. Это потяжелее.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

Это потяжелее голода .

Ответ.

Это потяжелее.

Выпишите  грамматическую основу  предложения . Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть.   Ответ. Мир разделен.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть. 

Ответ.

Мир разделен.

Выпишите  грамматическую основу  предложения . Скорей бы несли обед.  Ответ. Несли бы.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

Скорей бы несли обед.

Ответ.

Несли бы.

Выпишите  грамматическую основу  предложения . Теперь всё было кончено!   Ответ. Всё было кончено.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

Теперь всё было кончено! 

Ответ.

Всё было кончено.

Выпишите  грамматическую основу  предложения . Не нашлось ни слов, ни образов .  Ответ. Не нашлось.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

Не нашлось ни слов, ни образов

Ответ.

Не нашлось.

Выпишите  грамматические основы  предложения . Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет. Ответ. Вы думаете, нет.

Выпишите  грамматические основы  предложения .

Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет.

Ответ.

Вы думаете, нет.

Выпишите  грамматическую основу  предложения . Как же идти, не видя пути? Ответ. Идти.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

Как же идти, не видя пути?

Ответ.

Идти.

Выпишите  грамматическую основу  предложения . Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате. Ответ. Повесили.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате.

Ответ.

Повесили.

Выпишите  грамматическую основу  предложения . А можно мне съесть это последнее зёрнышко? Ответ. Можно съесть.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

А можно мне съесть это последнее зёрнышко?

Ответ.

Можно съесть.

Контрольная работа.

Контрольная работа.

Выпишите  грамматическую основу  предложения . 1 вариант.  2 вариант. Несколько минут стояла тишина.  Прославится сразу на весь лагерь!  Поэтому били её всегда очень жестоко.  Это кто же тебя так разукрасил? Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.  Пусто было в голове.  Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце. 3. Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху.  4. Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь. 5. Надо срочно позвонить в милицию!

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

1 вариант.

2 вариант.

  • Несколько минут стояла тишина. 
  • Прославится сразу на весь лагерь! 
  • Поэтому били её всегда очень жестоко. 
  • Это кто же тебя так разукрасил?
  • Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. 
  • Пусто было в голове. 
  • Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

3. Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху. 

4. Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.

5. Надо срочно позвонить в милицию!

Выпишите  грамматическую основу  предложения . 1 вариант. 2 вариант. 6. По пути домой стало думаться о бабушке. 6. И Асе не было страшно. 7.Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома. 7. Ёлки были меньше Серого Волка.  8.Сталинград безжалостно бомбили день и ночь. 8. Она была страшная плакса. 9. Никогда не вижу его летом, только зимой. 9. Ему тоже хочется покрутить тугую пластмассовую ручку, очень тонкую и поэтому неудобную. 10. Такого между друзьями ещё не бывало. 10. Тогда этому не придали значения. 

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

1 вариант.

2 вариант.

6. По пути домой стало думаться о бабушке.

6. И Асе не было страшно.

7.Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома.

7. Ёлки были меньше Серого Волка. 

8.Сталинград безжалостно бомбили день и ночь.

8. Она была страшная плакса.

9. Никогда не вижу его летом, только зимой.

9. Ему тоже хочется покрутить тугую пластмассовую ручку, очень тонкую и поэтому неудобную.

10. Такого между друзьями ещё не бывало.

10. Тогда этому не придали значения. 

Выпишите  грамматическую основу  предложения . 1 вариант. 2 вариант. 11. Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. 11. Но он ведь был твоим лучшим другом!  12. С пятого класса по нему сохла. 12. Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек. 13. От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и 13. Ну что рассказывать про Тараса Бульбу?  фантастическими романами. 14. Так оно и было на самом деле.  14. Мне было стыдно. 15. Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.  15. Так они   и скрылись за углом.

Выпишите  грамматическую основу  предложения .

1 вариант.

2 вариант.

11. Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь.

11. Но он ведь был твоим лучшим другом! 

12. С пятого класса по нему сохла.

12. Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.

13. От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и

13. Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? 

фантастическими романами.

14. Так оно и было на самом деле. 

14. Мне было стыдно.

15. Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот. 

15. Так они  и скрылись за углом.

Проверь себя! 1 вариант. 2 вариант. 1.Было пусто 1.Тишина стояла 2.Прославится 2.Билось сердце 3.Били 3.Привезли 4.Мальчик поплелся 4.Кто разукрасил 5.Надо позвонить 5.Не сыщешь 6.Не было страшно 6.Стало думаться 7.Цветы будут стоять 7.Ёлки были меньше 8.Бомбили 8.Она была плакса 9.Не вижу 9.Хочется покрутить 10.Не бывало 10.Не придали значения

Проверь себя!

1 вариант.

2 вариант.

1.Было пусто

1.Тишина стояла

2.Прославится

2.Билось сердце

3.Били

3.Привезли

4.Мальчик поплелся

4.Кто разукрасил

5.Надо позвонить

5.Не сыщешь

6.Не было страшно

6.Стало думаться

7.Цветы будут стоять

7.Ёлки были меньше

8.Бомбили

8.Она была плакса

9.Не вижу

9.Хочется покрутить

10.Не бывало

10.Не придали значения

Проверь себя! 1 вариант. 2 вариант. 11.Леша забил бы 11.Он был другом 12.Сохла 12.Он дышал 13.Веяло 13.Рассказывать 14.Было стыдно 14.Оно было 15.Они скрылись 15.Не было

Проверь себя!

1 вариант.

2 вариант.

11.Леша забил бы

11.Он был другом

12.Сохла

12.Он дышал

13.Веяло

13.Рассказывать

14.Было стыдно

14.Оно было

15.Они скрылись

15.Не было


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!