СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Давайте жить дружно"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать благоприятные условия для взаимодействия учащихся друг с другом в классе, обучать навыкам справляться с конфликтными ситуациями, укреплять дружеские взаимоотношения, стимулировать  поиски различных  путей выхода из конфликтных ситуаций.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Давайте жить дружно"»

Разработка воспитательного мероприятия

в форме занятия с элементами тренинга на тему:

«Давайте жить дружно»

(для обучающихся 5 класса)


Цель: создать благоприятные условия для взаимодействия учащихся в классе, формировать этические нормы поведения в обществе и общения, развивать эмоционально-ценностную сферу учащихся, воспитывать культуру общения друг с другом.

Задачи:

1.Ознакомление пятиклассников с понятием дружбы, доброжелательности и уникальности каждого человека.

2.Формирование навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу в классе.

3.Предоставление возможности пятиклассникам проявить взаимовыручку, дружеские отношения друг к другу.

4.Развитие коммуникативных навыков, чувства сплочённости.

5.Воспитание доброго отношения к одноклассникам.

Планируемые результаты воспитательного мероприятия:

1.Получение пятиклассниками важной информации о дружбе, взаимовыручке.

2.Проявление младшими школьниками доброжелательности, внимательности, доверия к одноклассникам через практические выполнения заданий и упражнений.

3.Налаживание дружеских взаимоотношений среди одноклассников.

4.Уменьшение конфликтных ситуаций в классе.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, запись весёлой энергичной композиции, презентация со слайдами, карточки с фигурами (звезда, сердце, треугольник, круг, квадрат), мяч, небольшие листочки для каждого обучающегося, ручки по кол-ву обучающихся, мяч, цветок с разрывными лепестками, кубики, синие и красные карточки по кол-ву обучающихся, конверты с ситуациями и пословицы, памятки для каждого участника, мел, доска.


Ход занятия

1.Вводная часть

1.1. Упражнение - разминка «Поменяемся местами»

-Здравствуйте, ребята. Давайте начнём нашу встречу с активной разминки. Вам необходимо поменяться местами с теми одноклассниками, с кем вы имеете общие признаки или общие интересы. Итак, готовы? Начинаем!

-Пересядьте те, у кого есть сестра.

- Пересядьте те, у кого есть старший брат.

- Пересядьте те, кто любит мороженное.

- Пересядьте те, кто сочиняет стихи.

- Пересядьте те, кто лучше всех ездит на велосипеде.

- Пересядьте те, кто любит математику.

- Пересядьте те, кто учится на одни «4» и «5».

- Пересядьте те, у кого в одежде есть красный цвет.

-Пересядьте те, у кого карие глаза.

- Пересядьте те, у кого красивые туфли.

- Пересядьте те, у кого хорошее настроение.

- Пересядьте те, кто соблюдает режим дня.

- Пересядьте те, кто имеет настоящего друга или подругу.

- Пересядьте те, кто сам является хорошим другом.

- Пересядьте те, кто желает другим добра.

- Молодцы! Вы были внимательны и активны!

1.2. Сообщение темы и цели занятия

-Ребята, сегодня мы поговорим о дружбе и тема нашего сегодняшнего занятия «Давайте жить дружно». При выполнении заданий и упражнений давайте постараемся проявлять дружеское и доброе отношение друг к другу.

2. Основная часть

2.1. Беседа с пятиклассниками «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

- Ребята, а что такое дружба? (ответы детей)

-Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- Часто от вас я слышу такую фразу: «Да у меня полно друзей». Так  ли это на самом деле? (ответы детей)

- Скорее всего, это широкий круг приятелей, товарищей, знакомых, или просто приятных для времяпровождения и общения людей. Ведь настоящих друзей (и даже одного друга!) не так легко встретить. Друг, приятель, товарищ, знакомый… простые слова, но как сложно бывает порой разобраться в их значении. Так давайте разберёмся, чем отличаются все эти понятия? (ответы детей)

-Выслушав ваши ответы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель».

Друг-это человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.

Товарищ - человек, близкий вам по роду занятий, деятельности, по условиям жизни.

Приятель - человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.

Знакомый - это человек, с которым вы общаетесь, которого вы знаете. 2.2.Игра «Продолжи предложение»

-Ребята, давайте попробуем закончить предложения, потренируемся, когда и какое слово употребить. Я буду читать начало предложения, а вы угадывать последнее слово и громко его произносить.

-О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать... (знакомый)

-О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете... (приятель)

-Об однокласснике, с которым за 3-4 года съеден пуд соли, скажете..- (товарищ)

-О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете... (друг)

2.3.Упражнение «Моё настроение»

- Ребята, а если у человека хорошее настроение, как без слов сообщить о нём окружающим? (ответы детей)

-Правильно, улыбкой. Сейчас я вам покажу картинки. Что это? (Облака). Посмотрите на облака. Что с ними? (ответы детей)

-Правильно, у них разное настроение. А по каким признакам вы определили, что одно облако веселое, а другое грустное?

-Молодцы! Выберите облако, у которого такое же настроение, как у вас. Если вы выбрали верхнее, радостное облачко то поднимите зеленую карточку, а если нижнее, грустное- то красную карточку!

2.4.Упражнение «Мы разные, но похожие»

-Ребята, какие же мы все разные. А как вы думаете почему?

-Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности - у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми – все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по–своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться, несмотря на особенности характера и внешности.

-Нас всех что-то объединяет, и мы чем-то отличаемся. Сейчас я предлагаю выйти 6 желающим и выполнить мои задания.

-Вы можете легко и быстро построиться по росту. А построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного. А теперь в алфавитном порядке по первой букве своего имени, но сделать это надо молча. А теперь постройтесь по дате рождения.

-Легко ли Вам было выполнить мои задания? -А почему? (ответы детей)

-Правильно, не понимали друг друга, не уступали друг другу,  не слушали других. А самое важное при общении с другими людьми - это владеть собой при общении, принимать чужое мнение, уметь слышать других, очень важно сформировать у себя привычку с уважением относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать.

2.5.Упражнение «Подбери пословицы»

-Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Сейчас вы разделитесь на 3 группы. Я дам вам конверты. У вас в конвертах по 3 ситуации и по 3 пословицы. Вы прочитаете ситуации и попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1


Вы пришли со школы и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно помочь отремонтировать велосипед.

А нужно ли всегда идти на поводу у своего друга? Друг должен считаться с вами.

(Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)


Ситуация № 2

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.

(Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация № 3


Ваш друг поступил с вами плохо, нечестно или вернее подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.


-А как можно вернуть дружбу?

(Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь».)


2.6 Игра «Знаю ли я своего друга?»

-Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

-Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» и узнаем внимательны ли мы к своим друзьям, знаем ли мы чем они интересуются, что любят и о чём мечтают. В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Вы пишите ответы оба, а затем мы сравним их и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга. (Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.)

-Участники готовы, начинаем игру. (Педагог задаёт вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)

Какого цвета у него глаза?

Какой урок у него любимый?

На чем он любит кататься?

Какой вид спорта любит?

Кем хочет стать, когда вырастет?

Какое любимое блюдо у твоего друга?

Чем любит заниматься?

Какую одежду любит носить?

-Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

-Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересами живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».)

2.7. Игра «Хлопни в ладоши»

-Я буду называть качества Если этими качествами должен обладать друг- хлопаем в ладоши, если нет- топаем.

-Честность, грубость, ложь, доброта, отзывчивость, умение поддерживать в трудную минуту, насмешливость, ответственность, отстаивать в беде, щедрость, капризность, надёжность.

2.8. Игра «Прочти и нарисуй»

-Участники в количестве 5 человек становятся в колонну друг за другом перед классной доской. Включается энергичная весёлая музыка. Классный руководитель отдаёт своим помощникам карточки с геометрической фигурой. Помощник берёт карточку с рисунком фигуры (например, круг) и рисует пальцем на спине последнему члену команды, не называя фигуры. Последний игрок рисует её на спине впереди стоящему члену команды и так по цепочке. Первый игрок должен нарисовать эту фигуру на доске. Если геометрическая фигура на карточке помощника и на доске совпадает, команда получает очко.

2.9.Тест “Хороший ли ты друг”

-Давайте узнаем, хороший ли вы друг, для этого проведём небольшой тест. Выберете один из вариантов ответов и запишите на листочке номер вопроса и ваш вариант ответа.

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

Подведем итог.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

-Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?

3.Заключительная часть

3.1. Упражнение «Ромашка»

-У меня есть необычный цветок, на каждом лепестке есть вопрос. Давайте по очереди, будем отрывать по лепестку и отвечать на вопросы. Пока вы будете отвечать на вопросы, я буду строить дом из кубиков.

1.Что такое дружба? (Дружба-близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов).

2. А кто такой друг? (Друг - это человек, который связан с кем- то дружбой)

3. Слово «друг» иногда заменяют близкими по значению словами-синонимами - назови такие слова? (приятель, товарищ)

4. Какую пословицу о дружбе вы знаете? (Друг познаётся в беде)

5. Кого можно назвать другом? (Маму, книгу и т.д.)

6. А кто такой настоящий друг? (Настоящий друг – это человек, которому можно доверить все свои проблемы.)

7. Как вы понимаете дружный класс? (Например, у нас дружный класс. Потому что мы помогаем, поддерживаем, не обижаем друг друга. Не ссоримся и защищаем друг друга).

8. Без чего не может существовать дружба? (Без уважения)

Уважение – это почтительное отношение, вежливое обращение к человеку. Умение признавать достоинства другого человека.

-Вот теперь у вас есть часть цветка – лепесток, а вместе они часть целого, как и мы с вами.

3.2. Практический эксперимент «Важность дружбы»

-Посмотрите, какую башню из кубиков я построила, пока вы отвечали на вопросы, написанные на лепестках ромашки. Хочу попросить одного из вас вытащить любой кубик.

-Почему же дом рухнул? (ответы детей)

-Так и наша дружба: очень хрупкая и легко может сломаться. Выстраивать отношения очень долго, а разрушить можно за одно мгновение. Поэтому берегите дружбу и своих друзей.

Друзья – это редкое богатство!

Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают.

Они готовы всегда выслушать тебя.

Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.

3.3.Упражнение « Мы выбираем дружбу»

-Все участники встают в круг, берутся за руки, поднимают их вверх и хором говорят: «Мы выбираем дружбу!»

3.4.Вручение памяток «Если хочешь быть хорошим и верным другом»

-В завершении нашего занятия я каждому хочу вручить памятку, которая поможет вам стать хорошим и верным другом.


Памятка

«Если хочешь быть хорошим другом»


1. Делись своими успехами, неудачами и новостями. 
2. Умей слушать. 
3. Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку. 
4. Доверяй другу и будь уверенным в нем. 
5. Сохраняй тайны своего друга. 
6. Не критикуй друга публично. 
7. Не обсуждай друга в его отсутствие. 
8. Не ревнуй друга к другим его друзьям. 
9. Уважай внутренний мир и чувства своего друга. 
10. Радуйся успехам своего друга.


- Спасибо за работу. Молодцы!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!