СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для молодых педагогов "Учусь строить отношения"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Данный тренинг рассчитан на 40-60 минут для проведения с педагогическим коллективом ГБУДО ЦВР.             В процессе проведения тематического социально-психологического тренинга происходит обучение оптимальному поведению в различных ситуациях межличностного общения. С участниками обсуждаются проблемы, с которыми они встречаются в повседневной жизни, ведётся поиск решения этих проблем.       Особое значение придаётся непосредственным переживаниям участников, их самосознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Во время мини-тренинга поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, способность быть и оставаться самим собой во взаимодействиях с другими людьми. Особая роль при проведении отводится сотрудничеству.        При проведении мероприятия способом тренинга основная цель состоит в том, чтобы при добровольном участии, в неформальной обстановке, атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый из участников смог лучше познать себя и других людей, выработать новые пути и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании подрастающего поколения.  

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для молодых педагогов "Учусь строить отношения"»


Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Луганской Народной Республики

«Центр внешкольной работы «Синяя птица» города Кировска»







Тренинг

с молодыми педагогами

«Учусь строить отношения»




Подготовила:

психолог ГБУДО ЦВР

Мороз Ю.С.












Кировск,

2018 год


Данный тренинг рассчитан на 40-60 минут для проведения с педагогическим коллективом ГБУДО ЦВР.

В процессе проведения тематического социально-психологического тренинга происходит обучение оптимальному поведению в различных ситуациях межличностного общения. С участниками обсуждаются проблемы, с которыми они встречаются в повседневной жизни, ведётся поиск решения этих проблем.

Особое значение придаётся непосредственным переживаниям участников, их самосознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Во время мини-тренинга поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, способность быть и оставаться самим собой во взаимодействиях с другими людьми. Особая роль при проведении отводится сотрудничеству.

При проведении мероприятия способом тренинга основная цель состоит в том, чтобы при добровольном участии, в неформальной обстановке, атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый из участников смог лучше познать себя и других людей, выработать новые пути и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании подрастающего поколения.

В процессе проведения тренинга осуществляются следующие задачи:

1. Эмоциональное раскрепощение, самораскрытие участников, самоактуализация личности.

2. Формирование потребности в общении и взаимодействии и чувства общности.

3. Выработка и закрепление эффективных форм адаптивного межличностного поведения в ракурсе темы «Учусь строить отношения».




ХОД тренинга:



Чтобы хлопнуть в ладоши – нужны две ладони.

Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней.

Восточная пословица


Притча «Как великий волшебник создал мир во всем мире»

Однажды миролюбивые жители Земли попросили одного чрезвычайно могущественного волшебника прекратить все войны и кровопролитие на планете.
«Это просто, — сказал тот. — Я уничтожу все оружие на Земле, и больше никто не сможет воевать».

«Прекрасно!» — воскликнули люди. Взмах волшебной палочки — и дело сделано.
Дня три на планете царил мир, пока большинство из тех, кто склонен повоевать, искали и не могли найти своего оружия. А поняв, что потеряли его навсегда, они смастерили копья из молодых деревьев и возобновили войны.

Когда это печальное известие дошло до волшебника, он сказал: «Не беспокойтесь. Я уничтожу все молодые деревья, и эти драчуны больше не смогут воевать».
После двух-трех дней бесплодных поисков молодых деревьев, пригодных для изготовления копий, воинственно настроенные люди, начали валить деревья-великаны, делать из них дубинки и опять возобновили кровопролитие.

Волшебник истребил все большие деревья. Тогда люди изготовили ножи и мечи из металла. Он уничтожил весь металл на планете. Люди смастерили пращи и начали метать друг в друга камни. Пришлось уничтожить и камни.

И тогда забили тревогу сторонники мира, еще бы — пропали все деревья, не стало металлов и камней. Как теперь жить, что есть? Скоро совсем не станет растительности, и люди умрут, даже не воюя. Нет, это не решение проблемы.

Волшебник растерялся: «Даже и не знаю, что теперь делать. Я бы уничтожил все человечество, но, к сожалению, это пока не в моей власти!»

Миротворцы впали в уныние, не зная, что предпринять. И тут к волшебнику обратился один умный ребенок. «Я знаю, как тебе поступить. Пусть люди почувствуют, как другие воспринимают их поступки. Если один причинит боль другому, пусть и он почувствует точно такую же боль, а если доставит кому-то радость, то пусть и сам почувствует радость. Тогда наверняка никто не станет причинять боль другому, потому что сразу же сам почувствует боль и будет вынужден остановиться».

Все прониклись величием мысли, изреченной устами младенца, а волшебник в точности воплотил его идею в жизнь. Он вернул все деревья, металлы и камни, и даже оружие, которое люди вскоре переделали в орудия труда.

С этого дня никто на планете не причинял страданий соседу, потому что тогда и ему самому пришлось бы испытывать боль. Напротив, люди принялись помогать друг другу, потому что им нравилось чувство радости, которое они испытывали при этом. И зажили они в гармонии и радости.

Что бы вы чувствовали к концу этого дня, живя в этой волшебной стране?
Но вы уже живете в такой стране. Ее закон называется «как аукнется, так и откликнется». Только в нашей стране, в отличие от волшебной, откликается не сразу.
Ты можешь ощутить последствия своего поступка сегодня, завтра, через десять дней или через месяц, через десять или тысячу лет. Как жаль, что откликается не мгновенно!



Упражнение «Я делюсь…»

Цель: познакомить участников друг с другом и познакомиться с ними самому.

Инструкция. Сидя в кругу, каждый участник группы по очереди называет свое имя и какое-либо качество с которым он хочет поделиться с группой.



Упражнение «Найди пару»

Цель: развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Инструкция. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе – имя сказочного персонажа, имеющего свою пару. Например, Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе?». Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.



Упражнение «Правило, соглашение, конфликт, насилие»

Цель: помочь сформулировать понятия и понять, что они означают для участников.

Инструкция. Группа делится на 4 подгруппы. Каждой подгруппе дается определенное задание.

1-я группа. Участники получают задание: сформулировать определение понятия «прави­ло». Пусть они проанализируют предложенные им словосочетания, выберут те, которые, с их точки зрения, характеризуют данное понятие, чтобы закончить предложение: «Правило - это положение...». Словосочетания: отражающее закономерность, благотворные действия, нравственное зло, устанавливающее порядок чего-либо, общественная совесть, норма поведения, свободно высказывать.

Должно получиться определение: «Правило - это положение, отражающее закономер­ность, устанавливающее порядок, норма поведения».

2-я группа. Участники получают задание: сформулировать определение понятия «согла­шение». Для выполнения задания предложите им несколько слов, которые они должны вставить в предложение с пропущенными членами: «Соглашение – взаимное _______,______. Договор,____, взаимоотношения,___ и____сторон. Группа слов: какие-нибудь условия, согласие, права, договоренность, устанавливающий, обязанности. Должно получиться определение: «Соглашение - взаимное согласие, договоренность. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон». Пусть из получившегося определения участнки выберут одно ключевое слово, которое наилучшим образом, с их точки зрения, характеризует понятие «соглашение», и объяснят свой выбор.

3-я группа. Участники получают задание: сформулировать определение понятия «конф­ликт». Предложите им проанализировать ситуацию: «Во время собрания один из родителей воспитанников вашей группы начал критически отзываться о ваших методах обучения и воспитания. По мере развития диалога он начал выходить из себя, гневно выкрикивать оскорбительные замечания в ваш адрес. Вы не можете позволить родителю так вести себя. Что вы предпримете?». Пусть участники ответят на вопросы:

■ Что произошло между руководителем и родителем?

  • Кто участвует в конфликте?

  • Кто виноват в конфликте?

  • Каковы позиции участников конфликта?

После обсуждения вопросов пусть участники сформулируют определение понятия «конфликт».

Должно получиться определение: «Конфликт - столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой».

4-я группа. Участники получают задание: сформулировать определение понятия «наси­лие». Попросите их подобрать однокоренные слова к слову «насилие» и из этих слов выбрать те, с помощью которых можно охарактеризовать данное понятие. Затем пусть они ответят на вопросы:

  • С какой целью прибегают к насилию?

  • В чем насилие может проявляться?

  • Какие права человека нарушаются через насилие?

Должно получиться определение: «Насилие - применение физической силы для принужде­ния человека к чему-либо, нарушение личной неприкосновенности, угроза применения силы. Принудительное воздействие на кого-нибудь. Притеснение, беззаконие».


Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: снятие напряжения в группе.

Инструкция. Стоя, с выпрямленной спиной, сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим следующие звуки:

А – воздействует на весь организм

Е – воздействует на щитовидную железу

И – воздействует на мозг

О – воздействует на сердце, легкие

У – на органы, расположенные в области живота

Я – на работу всего организма

М – на работу всего организма

Х – помогает очищению организма

Ха – помогает поднять настроение – нужно сделать шаг вперед и раскинуть руки


Упражнение «Договариваться или не договариваться»

Цель: дать понять, как важно договариваться в любом деле.

Инструкция:

Сидя в кругу, участники тренинга методом мозгового штурма приводят доводы о том, нужно или не нужно договариваться.

Обсудите вопросы:

  • О чем люди могут договариваться?

  • Почему у людей появляется желание договариваться?

  • Какими будут последствия, если люди договорятся или не договорятся?

Результаты обсуждения запишите в таблицу «Договариваться или не договариваться». Проанализируйте ее и сделайте вывод: нужно договариваться или нет.

Таблица «Договариваться или не договариваться»


О чем люди договариваются



Последствия

если смогли

договориться, то

если не смогли

договориться, то

Предполагаемые результаты

Упражнение «Две ладони»

Цель: показать стратегии общения.

Инструкция. Соедините, пожалуйста, две ладони. Теперь надавите одной на другую, сделайте это несколько раз, усиливая интенсивность. Что вы чувствуете? Скорее всего, хочется вернуть ладони в исходное положение, так как вторая ладонь испытывает давление. Так же и в общении, при излишнем воздействии с одной стороны, возникает сопротивление с другой. Согласитесь, гораздо спокойнее и приятнее чувствовать не столь интенсивное воздействие, а позволять быть взаимодействию. Это касается взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-родитель», «родитель-учитель».


Упражнение «Интересное – полезное»

Цель: выяснить, что нового, интересного и полезного узнали участники тренинга и какой вывод сделали.

Инструкция:

Каждый участник тренинга высказывает свое мнение о тренинге, рассказывают, что понравилось, что нет, что для них было самым важным, что нового узнали, какой вывод сделали.


Литература:

  1. Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития / Т.В.Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 254 с. – (Психологический практикум).

  2. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития / Д.У.Джонсон; пер. с англ. – М.:Прогресс, 2001 – 248 с.

  3. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг / Г.И.Марасанов. – М.: Совершенство, 1998 – 298 с.

  4. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М.: Знание, 1991. — 155 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!