Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя»
Музыкальное вступление.
Составитель: Пучкова И.Н.- учитель математики, педагог- психолог МБОУ Макаровская СШ
Что бы это значило?
Цели:
- Знакомство с понятием эмоционального выгорания
- Профилактика СЭВ
- Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
- 1. Повышение уровня сплоченности группы.
- 2. Поиск ресурсов по профилактике эмоционального выгорания посредством «мозгового штурма»
- 3. Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.
Правила работы в группе
- Активное участие в происходящем.
- Принимать себя и других такими, какие они есть.
- Быть искренними.
- Избегать оценок друг друга.
- Уважение говорящего.
- Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.
- Конфиденциальность всего происходящего в группе.
- Общение по принципу «здесь и сейчас».
Часть 1 «Вступительная»
Задачи:
- Создать атмосферу доверия, доброжелательности и принятия друг друга.
- Активизироваться на поиск ресурсов и возможностей
Упражнения:
- Упражнение «Поза Наполеона»
- Упражнение «Знакомство»
- Упражнение “Карусель общения”
- Упражнение «Найди общее»
- Медитативное упражнение
Часть 2 «Войдем в суть проблемы»
- Задачи:
- Активно включиться в работу.
- Сформулировать перечень ресурсов, снижающих эмоциональную напряженность.
- Полученные результаты применять в своей жизненной практике.
Этапы
- А) Самодиагностика
- Б) Теоретический блок
- В) Упражнения:
- «Мозговой штурм»: Эмоциональное выгорание педагогов. Что делать?
- 1шаг: генерации идей.
- 2шаг: анализ идей и поиск возможностей реализации.
- 3шаг: итоговый.
Самодиагностика
- Цель:
- Определить степень выраженности симптомов профессионального выгорания
Немного теории
- Этот синдром считается одной из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие».
Профессия педагога, воспитателя (по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания. Термин "эмоциональное выгорание" введен американским психиатром Г. Дж. Фрейденбергером в 1974 году.
Профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, которое развивается в результате хронического неразрешённого стресса на рабочем месте.
- Современные учёные отмечают, что наиболее подвержены синдрому эмоционального «выгорания» педагоги. По степени напряжённости нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генерального директора и президента ассоциации
Факторы возникновения выгорания
- Личностный фактор. По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы.
Организационный фактор. На развитие «сгорания» влияет несправедливость и неравенство взаимоотношений в организации, работа, не получающая должной оценки, рабочие перегрузки, дефицит времени. Но организационный фактор сам по себе не является непосредственной причиной «выгорания». Его значение зависит от оценки восприятия работником ситуации, в которой он работает (в одном и том же учреждении люди по-разному реагируют на этот фактор).
Ролевой фактор . Исследования показали, что на развитие «выгорания» существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых возникают коммуникативные нагрузки и необходимо участие в принятии решений.
Специфические особенности педагогического общения :
- деловое и личностное одновременно, - постоянное и длительное, - многосодержательное, многоцелевое, - широкий арсенал средств общения, - одновременное общение со множественной аудиторией - число партнёров в течение малого времени варьируется, - активность партнёров может быть непредсказуема
!!!!! Провести диагностику.
Признаки синдрома эмоционального выгорания
- В области Чувства появляется усталость от всего, подавленность, незащищённость, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.
- Возникают Мысли- о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оценке окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
- В области Действия возникает критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление всё делать очень хорошо или совсем не стараться.
У людей заметно снижается: • энтузиазм в работе; • пропадает блеск в глазах; • нарастает негативизм и усталость.
Бывает так, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность человека.
Сделать выводы после диагностики!
Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание ?
Совместный поиск ресурсов!
«Мозговой штурм»: Эмоциональное выгорание педагогов. Что делать?
- а) Этап генерации идей.
- б) Этап анализа идей и поиска возможностей реализации.
- г) Завершающий этап.
Часть3. «Я справлюсь!»
- Естественные приёмы регуляции организма.
- Приобретённые приёмы регуляции организма.
Упражнение «Я работаю над своим здоровьем»
- 2. Упражнение «Я работаю над своим здоровьем» (педагоги встают со своих мест, немного отодвигая свой стул, в центре круга стоит вывеска «Здоровье») Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный «всегда», то сделайте 2 хлопка, если положительный «иногда» - 1 хлопок, если отрицательный- нет хлопка - я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику; - я ежедневно совершаю прогулки перед сном; - я посещаю бассейн, тренажёрный зал, или занимаюсь каким-либо спортом; - я периодически провожу разгрузочные дни; - у меня отсутствуют вредные привычки; - я соблюдаю режим дня; - я правильно питаюсь; - я эмоционально уравновешен; - я выполняю профилактику заболеваний. Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья. И каждому из нас есть о чём задуматься. Также наше здоровье зависит от нашего настроения.
Естественные приемы регуляции организма:
- Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению неприятных ощущений. Это – естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда бывают неосознаваемыми. Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
Естественные приемы регуляции организма:
• смех, улыбка, юмор; • размышления о хорошем, приятном; • различные движения типа потягивания, расслабления мышц; • наблюдение пейзажа за окном; • рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей; • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее) ; • «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; • вдыхание свежего воздуха; • чтение стихов; • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Итоги совместного поиска.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта: • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности) ; • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления) ; • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности) .
«Методы быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения»
1.Энергетическая гимнастика
- Цель: Повышение жизненного тонуса
- 1.Согреть ладони. Массаж глаз.
- 2.Согреть ладони. Массаж ушных раковин.
- 3.Согреть ладони. Массаж лба.
- 4.Согреть ладони. Корона над головой. Ходики.
- 5.Согреть ладони. Корона над головой. Маятник.
- 6.Согреть ладони. Массаж овала лица.
- 6.Согреть ладони. Массаж щит. железы.
- 7.Согреть ладони. Массаж живота.
2.Мудры для бодрости, активности, работоспособности
- 1. Мудра жизни- соединить на каждой руке одновременно подушечки большого, безымянного пальца и мизинца. Оставшиеся свободно выпрямить.
- 2.Мудра Земли- соединить большой и безымянный пальцы, слегка надавливая друг на друга, а остальные держать выпрямленными. ( улучшает настроение и самочувствие).
- 3. Мудра Черепаха- пальцы правой и левой руки переплести в замок и сомкнуть между собой подушечки больших пальцев обеих рук, слегка надавливая друг на друга. ( быстро снимает сильное утомление).
3.Упражнение «Муха»
- Цель : снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
- Инструкция:
- Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
- Начинаем: а) муха села на нос, прогоняем!
- б) муха села на рот, прогоняем!
- в) муха села на лоб, прогоняем!
- г) муха села на глаза, прогоняем!
4.Упражнение «Лимон» Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Инструкция: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. 1 .Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. 2. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. 3 .Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Начинаем! Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
5.Упражнение «Сосулька» Цель : управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Инструкция: Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. 1 .Напрягите все мышцы вашего тела: а) ладони, б) плечи, в) шею, г) корпус, д) живот, е) ягодицы, ж) ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. 2. Расслабляйте постепенно а) кисти рук, б) затем мышцы плеч, в) шеи, г) корпуса, д) ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.
6.Упражнение «Передышка» Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. Инструкция: В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
7.Упражнение «Звуковая гимнастика»
- Пропеваем следующие звуки в течение 30 сек.:
- А — воздействует благотворно на весь организм;
- Е — воздействует на щитовидную железу;
- И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
- О — воздействует на сердце, легкие;
- У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
- Я — воздействует на работу всего организма;
- М — воздействует на работу всего организма;
- ХА — помогает повысить настроение.
8. Упражнение «Танец отдельных частей тела» (3 мин)
- - носок за пятку - носок за пятку с поворотом головы - пятки - локтями - носки- лопатки - бег
- подъёмы: пятки- носки
- скольжение на бёдрах
- бег
9.Школа, школа! Ты похожа на корабль, бегущий вдаль!
- Символический танец « Годовой круг деятельности учителя».(Танец «Яблочко»)
- Хвалебный жест себе «Ай, да мы!»
Заключение
- Притча о колодце
- Рефлексия. (Завершить фразы по кругу: «Мне сегодня…» или «Я сегодня…»