СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для педагогов по профилактике синдрома эмоционального выгорания «ПУТЬ К ГАРМОНИИ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг поможет снизить напряжённость и разобраться в себе

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов по профилактике синдрома эмоционального выгорания «ПУТЬ К ГАРМОНИИ»»

Тренинг для педагогов по профилактике синдрома эмоционального выгорания «ПУТЬ К ГАРМОНИИ»

Когда живешь в согласии с собой,

тебе по силам ладить и с другими.

Восточная мудрость

Цель:

- профилактика эмоционального выгорания;

- обучение навыкам саморегуляции и расслабления;

- формирование положительного эмоционального состояния;

- профилактика неврозов.

Задачи:

- познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;

- обучить способам психической саморегуляции;

- снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

- содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

- сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

Оборудование: листы белой бумаги, маркеры, карандаши, игрушка, чёрный пакет.

Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

В настоящее время особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В образовательных учреждениях актуальной становится проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов. Результатом этого становится перенапряжение и переутомление, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств и психосоматических заболеваний.

"Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью. Эти проявления ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога деформируется, появляется негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, авторитарность. Педагог становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Факторы, провоцирующие эмоциональное выгорание:

- высокая эмоциональная загруженность;

- постоянная необходимость сопереживания, сочувствия;

- ответственность за жизнь и здоровье детей;

- однополый педагогический коллектив.

В связи с этим становится актуальной организация работы по сохранению психического здоровья педагогов. А проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем.

Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. 



Ход тренинга

I часть

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

1. Упражнения на знакомство.

Цель: педагоги знакомятся, эмоционально раскрепощаются, настраиваются на работу.

«Хи-хи-ха!»

Участникам тренинга необходимо представиться, заменив все согласные буквы своего имени на букву «Х». Имя должно прозвучать громко, по слогам, выдыхая как можно больше воздуха на каждом слоге.

Карусель общения”

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

“Я люблю…”

“Меня радует…”

“Мне грустно, когда…”

“Я сержусь, когда… ”

“Я горжусь собой, когда…”

«Я – игрушка!»

Учителям предлагается черный непрозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него.

2. Упражнения на командообразование.

Цель: сплочение коллектива, настрой на работу и взаимодействие.

Паутинка”

Ведущий ставит рядом 2-3 стула и предлагает участникам всем сесть на них по его команде. Когда все сели (можно садиться на колени друг другу), предлагается поднять вверх левую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Потом нужно поднять вверх правую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Далее осторожно, не расцепляя, но и не выворачивая рук, встать со стульев, отойти немного в сторону и распутаться. В результате получится один или два круга, либо цепочка.

Ливень”

Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (имитация шума приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (имитация первых крупных капель). Таким образом, будут запущенны следующие движения:

  • Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);

  • Щелчки пальцев одной руки;

  • Щелчки пальцев двух рук;

  • Хлопки в ладоши;

  • Хлопки по одному колену;

  • Хлопки по двум коленям;

  • Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.

Так постепенно создается шум сильного ливня. Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке - дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза.

II часть

Цель: осознание и принятие своих чувств; работа с негативными чувствами; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

1. Упражнения на осознание и принятие своих чувств.

Цель: осознать и принять свои чувства.

Чувство”

Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.

Передача чувств”

Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (страх, радость, печаль, удивление, гнев и т. п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.

Ассоциации”

Участникам на листе бумаги предлагается написать, какие ассоциации вызывает у него слово “работа”. Ассоциации могут быть и в виде рисунка, схемы и т.д.

«Портрет педагога»

Участникам тренинга предлагается нарисовать или метафорически изобразить маркерами на листе бумаги портрет эмоционально выгоревшего педагога. Каждый должен рассказать о том образе, который у него получился

2. Освоение способов саморегуляции эмоционального состояния.

Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.

Передышка”

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Закройте при этом глаза. Наслаждайтесь своим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

"Лимон"

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

"Ластик"

Для поддержания стабильного психологического состояния важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная ситуация или образная ассоциация. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

"Мороженое"

Нужно встать, руки поднять вверх и закрыть глаза. Представьте, что вы - мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Моечная машина”

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.



Потянулись - сломались”

Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Тянемся, тянемся вверх, выше, выше.. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!

Звуковая гимнастика”

Педагоги сначала делают глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносят звук.

Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.

III часть

Цель: развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими.

1.Упражнения на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими.

Кинопроба” (развитие чувства собственной значимости)

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но...”, и дополните фразу словами о своем достижении.

Участники должны рассказать, что они чувствовали, делясь своими достижениями,

Достоинства”

Участники располагаются по кругу. Каждый по часовой стрелке называет свои достоинства, а затем повторяет достоинства других в том порядке, в котором те назывались.



«Дерево моего «Я»

Участникам предлагается совершить экскурсию в глубину собственного «Я». Это «Я» можно изобразить в виде дерева с разными веточками и корнями. Одна из веточек - «качества, которые мешают», другая - «помогают» в профессии». Нарисуйте корни вашего дерева. Корни - это ваши стержневые качества, которые помогают педагогу постоянно расти и изменяться. После того, как участники группы выполнят задание, они садятся в круг и рассказывают о своем дереве.

Чемодан”

Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу “чемодан”. В этот “чемодан” набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, а также все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над чем ему необходимо активно поработать. Для хорошего “чемодана” нужно не менее 5—7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы, и ему зачитывается и передается этот список.

IV часть

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Упражнение "Пять добрых слов"

Участники должны обвести свою левую руку на листе бумаги, в центре ладошки написать свое имя и передать этот листик соседу справа. В одном из "пальчиков" полученного чужого рисунка, участники тренинга пишут какое-нибудь привлекательное, на их взгляд, качество ее обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с "комплиментами".

Обсуждение

- Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей "руке"?

- Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

Упражнение “Ты - мне, я - тебе”

Все сидят в кругу, и каждый высказывает свои пожелания сначала одному, затем другому и так всем участникам тренинга.

Рефлексия “Мне сегодня...”

Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли ваши ожидания?

В конце тренинга зачитывается притча.



Притча про стакан

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимания, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана за это время?

- Нет, - был ответ.

- Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими, бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями.

Опустите стакан!







Список использованной литературы

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006, – с. 216 – 222.

  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

  3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2005.

  4. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.











































ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ







РАЙОННЫЙ КОНКУРС «УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ

Х-ФАКТОР»

Тренинг для педагогов по профилактике синдрома эмоционального выгорания «ПУТЬ К ГАРМОНИИ»





Автор: И.В.Холоша

учитель русского языка и литературы

МОУ «Школа №80 г.Донецка»




Донецк - 2019