СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для родителей "Быть родителем - это счастье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение родителей эффективному взаимодействию с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для родителей "Быть родителем - это счастье"»

Тренинг для родителей: «Быть родителем – это счастье».

Цель: обучение родителей эффективному взаимодействию с детьми.

Задачи:

- познакомить и сплотить участников друг с другом,

- снять напряжение,

- формировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях,

- дать возможность участникам поразмышлять над проблемами, волнующими многих родителей.


Ход тренинга:

(Психолог приглашает родителей (12-16 участников) занять места на стульях, расположенных по кругу).

Ведущий: Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рада видеть вас на нашем тренинге. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей. Но для начала давайте познакомимся с правилами тренинга:

  1. Активно участвовать в тренинге

  2. Уважать мнение других участников

  3. Внимательно слушать друг друга, не перебивать

1.Упражнение «Доброе тепло» 

ЛЕНА: Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.

Встаньте в круг и  возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседаназывая своё имя, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. Отлично, вот мы и познакомились.


2.Игра-разминка «Встаньте те, кто»

КАТЯ: Мы все такие разные, каждый из нас индивидуален, но в то

же время мы чем-то друг на друга похожи. Мы собрались здесь не случайно,

нас объединяет самое главное – все мы родители! Поближе узнать друг друга

нам поможет игра-разминка.

- Встаньте те, у кого есть сын;

- Похлопайте те, у кого есть дочь;

- Потопайте те, кто изучает литературу по развитию и воспитанию детей;

- Попрыгайте те, кто укладывает ребенка спать вовремя;

- Покрутитесь вокруг себя те, кто никогда не сердится на своего ребенка;

- Похлопайте те, кто читает своему ребенку сказки;

- Потопайте те, кто каждый день говорит ребенку ласковые слова;

- Встаньте те, кто безоговорочно любит своего ребенка!

Оказывается, у нас так много общего! Спасибо!

3.Упражнение «Родительские установки».

ЛЕНА: Для выполнения следующего упражнения попрошу родителей – 6 человек выйти и объединиться в пары.

Вам нужно преодолеть короткую дистанцию по ленте. Распределитесь, пожалуйста, кто из вас в паре будет ребенком, а кто родителем.

Ребенок проходит по ленте, родитель сопровождает его движения словами.

( Предлагаю карточки с высказываниями, которыми они будут сопровождать движения своего напарника - «ребенка»).


1) «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю».

2) «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».

3) «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

(Отдельно каждой паре задаются вопросы)

-Как вы себя чувствовали в роли ребенка? Как на вас повлияли слова «родителя»?

-Как вы себя чувствовали в роли родителя?

Спасибо.

Нужно взвешенно выбирать установки, слова-ободрения о деятельности ребенка, не обижать его, объяснять последствия его поступков. На данном примере вы видели негативные и позитивные установки в общении родителя с ребенком. Ведь словом можно как обидеть и снизить самооценку ребенка, так и «раскрыть» крылья у него за спиной.


4.Упражнение «Недетские запреты»

КАТЯ: Часто родители, делая замечания ребенку, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его поступать наоборот. Например, что сделает ребенок в ответ на слова: «Не суй вилку в розетку»?..

Для следующего упражнения «Недетские запреты» выберем участника «ребенка», который садится на стул в центре круга.

(Раздаю карточки и ленточки тем, кто еще не участвовал)

Задача участников, которым я дала карточки — подходить по одному к «ребенку» и говорить, что ему запрещено делать в соответствии с тем, что у вас написано. При этом лентой вы завязываете ту часть тела, которой касался запрет. Начали игру.


Высказывания:

  1. Не кричи! (Говори тише)

  2. Не бегай! (Ходи спокойно)

  3. Не трогай, уронишь! (Будь аккуратен)

  4. Не обзывайся! (Будь доброжелателен)

  5. Не дерись! (Будь дружелюбен)

  6. Не ходи по лужам! (Обойди служу)

А теперь пусть наш «ребенок» попытается встать и пройти. Как мы видим, сделать это не так то просто. (Вопросы участнику-«ребенку):

- Легко ли вам в роли ребенка? Что вы чувствуете? Спасибо.


А сейчас участники по одному подойдут к «ребенку», развяжут ленту, которую завязали, и снимут запрет – то есть переформулируют его . Например: вместо «Не плачь»— можно сказать – «Я тебя понимаю, ты сейчас расстроен».

Всем спасибо. Я думаю, что выполнив данное упражнение, каждый из вас сделал для себя правильный вывод.


5. Упражнение «Чтение сказки»

ЛЕНА: А теперь давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми. (Выбирается три участника, которые еще не участвовали, или желающие. Им выдаются карточки с заданием, книжка со сказкой).

Участники выполняют действие в соответствии с заданием, по очереди. Готовы? Итак, первый участник.

(Трем участникам предлагается книжка со сказкой, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст).

Уважаемые родители, прошу ответить вас на следующие вопросы:

-Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной?

-А когда совсем не смотрели на вас?

-И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза?

Также происходит и при общении с нашими детьми.

- Какой вывод мы можем сделать? (Находить время для общения с нашими детьми ни на что не отвлекаясь. Пусть времени будет немного, но общение будет качественным и продуктивным)

Спасибо.

6.Упражнение «Я бы сделал так…»

КАТЯ: В некоторых ситуациях при общении с ребенком от родителей требуется много терпения и выдержки, силы ума, творческого и нестандартного порой подхода. Выполним следующее упражнение «Я бы сделал так…»

Вытяните, пожалуйста, по одному листку по кругу и зачитайте ситуацию, а затем продолжите мысль, т. е. выход из этой ситуации из личного опыта. Ситуации:

  1. Ваш ребенок капризничает, упрямится в магазине, вы …

  2. Ребенок не выполняет ваше требование идти обедать, хотя его уже несколько раз звали, вы…

  3. Ребенок не хочет убираться в своей комнате, вы…

  4. Ребенок ударяет кого - нибудь ладонью, игрушкой или кулаком, вы…

  5. Ребенок отказывается разделить угощение с другими детьми в семье, вы…

  6. Ребенок использует нецензурную лексику, вы…

  7. Ребенок делает все, что ему запрещают…

  8. Ребенок отказывается кушать приготовленное вами блюдо, хотя раньше ел…

  9. Ребенок отказывается надеть теплую куртку, выходя на улицу, вы…

  10. Вы хотите отдохнуть, и вам очень мешает шумная возня, которую устроил ваш ребенок в гостиной, вы …

  11. Ребенок не хочет идти в детский сад и всем видом демонстрирует это, вы…

  12. Ребенок игнорирует ваше замечание по поводу внешнего вида и продолжает заниматься своим делом, вы…


Спасибо. Услышанные варианты выхода из той или иной ситуации говорят о том, что вы успешно с этим справляетесь. То, как родитель относится к ребёнку, понимает ли он его, может ли объяснить поступки своего ребёнка и является залогом успешного родительства.


7.Упражнение «Ассоциации» 

ЛЕНА: Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка ? Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

(Разделить родителей на две группы)

1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".

2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»

Пожалуйста, команды зачитайте нам ваши ответы.

(родители выполняют задание, затем зачитывают)

Самые важные учителя для детей – родители. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».


8.Упражнение «Я хороший родитель, я могу научить своего ребенка…»

КАТЯ: «Эффективный родитель» -пример для своего ребенка. Уважаемые родители, давайте выполним следующее упражнение. По очереди поделитесь с нами тем, чему бы каждый из вас мог научить своего ребенка, начиная с фразы « Я хороший родитель, я могу научить своего ребенка…»

(Родители выполняют задание).


Наша встреча показала, какие вы умелые, находчивые, активные и заботливые родители. В любой ситуации находите правильное решение, никогда не теряетесь и всегда остаетесь любящими, улыбающимися и терпеливыми.


9.Упражнение «Аплодисменты».

ЛЕНА: Мы с вами хорошо поработали. И в завершение, я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А для того, чтобы они встретились, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо ,что были с нами. Но нам хотелось бы получилось от вас обратную связь. Понравился ли вам наш тренинг? Выберите, пожалуйста, карточку, соответствующую вашему мнению.

Спасибо. До свидания!