Игровой тренинг «ДРУЖБА» для младших школьников.
Тренинг проводится с классом.
Оборудование:
Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук.
Презентация.
Карточки с заданиями.
Листы формата А3.
Фломастеры, маркеры, карандаши
Ножницы, клей.
Цветной картон или бумага.
Журналы с яркими картинками для коллажа
Фонограммы песен о дружбе.
Плеер с наушниками, шарфы.
Жетоны
Сопроводительный текст к игровому тренингу «ДРУЖБА»
ЗАДАНИЕ
Песня «Настоящий друг»
ЗАДАНИЕ
Что такое дружба?
ЗАДАНИЕ
У слова Дружба есть много однокоренных слов, например, слово ДРУГ, и первое
задание каждой команде найти как можно больше таких слов в течение 3х минут.
(ответы команд)
ЗАДАНИЕ
Слово ДРУГ иногда заменяют близкими по значению словами-синонимами - кто сможет назвать такие слова?
(приятель, товарищ)
ЗАДАНИЕ
Как вы думаете, трудно ли быть настоящим другом? Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья и что для этого необходимо?
Друг - это тот, кто… (продолжите это предложение и постарайтесь составить ещё 2-3 предложения)
(ответы команд)
Ребята! Оказывается, ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнений людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы:
Доверять другу;
Делиться новостями, успехами или неудачами;
Уметь хранить чужие тайны;
Радоваться вместе с другом его успехам;
Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавая неловких ситуаций;
Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие);
Не критиковать друга в присутствии других людей если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);
Всегда выполнять свои обещания.
У: Какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться?
ЗАДАНИЕ
С каким человеком вы хотели бы подружиться? Как вы думаете, каким должен быть настоящий друг, какими качествами должен обладать?
«Друг должен быть… (прилагательные, продолжите это предложение и постарайтесь определить как можно больше качеств настоящего друга )
(ответы команд)
ЗАДАНИЕ
Чтобы стать хорошим другом, необходимо…
ИГРА «Птичьи стаи»
Ведущий: «Сейчас каждый превращается в маленькую одинокую птичку. Вы- птички начинаете летать под музыку. при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в небольшие стаи, число птиц вашей стаи я назову».
Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из стай, выбывают из игры. Затем, другое количество птиц в стаях и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.
Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?
ЗАДАНИЕ
Вы конечно знаете, что у русского народа есть много разных мудрых пословиц, среди которых есть пословицы о дружбе. Давайте вспомним их, я буду читать начало пословицы, а тот, кто знает продолжение, отвечает обязательно подняв руку.
(Старый друг лучше новых двух
Дружбу за деньги не купишь
С кем поведешься, от того и наберешься
Дружба — великая сила
Нет друга — ищи, а нашел — береги
Гусь свинье не товарищ
Друзья — не разлей вода
Друг познается в беде
Без беды друга не узнаешь
Верному другу цены нет
Верный друг лучше сотни слуг
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Сам пропадай, а товарища выручай
Дружба — как стекло, разобьёшь – не склеишь
Хороший друг лучше умного брата
В тесноте да не в обиде
Все за одного и один за всех
Друга нет - душе покоя нет
Дружба не гриб - в лесу не найдёшь
Дружбу помни, а зло забывай
(ответы команд)
ЗАДАНИЕ
А теперь вас ждёт творческое задание, каждой команде предлагается выполнить коллаж на тему «Дружба». У вас есть журналы, листы ватмана, ножницы и клей, используя все эти материалы, вы можете выполнить совместную творческую работу, которая будет называться «Дружба».
ЗАДАНИЕ
Ребята я вам буду читать пословицы, а вы их будете объяснять, что они обозначают.
«Не мил и свет, когда друга нет».
«Очень плохо не иметь друга. Не с кем поделиться радостью и горестью. Когда нет друга и свет не мил.»
«Нет друга – так ищи, а найдешь – береги».
Друга необходимо искать, а если нашел надо дружбой дорожить.
«Не имей 100 рублей, а имей сто друзей».
Лучше иметь сто друзей, чем 100 рублей. Деньги сегодня есть, завтра их нет. А друзья остаются на всю жизнь.
«С добрым дружись, а лукавых берегись».
Хорошо когда у друга существует такое замечательное качество как доброта. Но если друг лукавит, врет – таких людей необходимо беречься.
«Старый друг лучше новых двух».
Старый друг верный проверенный человек он лучше, чем новый не проверенный друг.
«Хорошую дружбу топором не разрубишь».
Д: Перестал нуждаться в помощи друга и забыл о нем.
«Дерево держится корнями, а человек друзьями».
У дерева очень много корней, дерево держится именно корнями, а человек верными друзьями.
Ребята, теперь, когда мы знаем смысл народных пословиц, давайте подведем итог. Что значит слово «Дружба».
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу.
У: А теперь давайте вспомним добрый, умный, поучительный мультфильм: «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
Подведение итогов.
Мы с вами очень дружно трудились. Сегодня победила ДРУЖБА!
Дополнительные варианты игр и упражнений.
Упражнение «Пять добрых слов»
Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)
Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Действительно, ребята, каждый человек неповторимый. Он - индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто неинтересно.
Диалог стихотворение Б.Заходера «Мы – друзья»
Игра «Пойми меня»
Для участия в конкурсе приглашаются по 3 участника из каждой команды. Причём каждый из них выполняет определённую роль: один из участников ничего не видит, т.е. он слепой, второй – ничего не слышит, т.е. он глухой, а третий не может говорить, он немой. Задача команды заключается в том, чтобы договориться о встрече: где (место встречи), когда (день и время), для чего (например, пойти в кино, на день рождения, погулять, покататься на лыжах или коньках и т.д.) На выполнение задания даётся 3 минуты.
6