СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг «эмоциональное выгорание педагогов»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика    синдрома    эмоционального   выгорания  через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг «эмоциональное выгорание педагогов»»



ТРЕНИНГ

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ»



Подготовила:

педагог-психолог МАДОУ ДС №17 «Ладушки»

Шипилова Е.А.






Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

    • Активизация процесса самопознания у педагогов;

    • Создание условий для групповой сплоченности;

    • Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;

    • Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;

    • Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;

    • Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;

    • Снятие эмоционального напряжения;

    • Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.

План тренинга:

  • Вводное слово

  • Тест на дистресс

  • Упражнение «Лимон»

  • Мозговой штурм «Мой рецепт преодоления стресса»

  • Упражнение «Лестница»

  • Упражнение «Ведро мусора»

  • Рекомендации

  • Упражнение «Источник»

  • Рефлексия.



Оборудование: Мультимедиа проектор, презентация, распечатанные буклеты с рекомендациями, листы бумаги, урна.



Участники: педагогический коллектив МАДОУ ДС №17 «Ладушки»

Ход проведения:



Вводное слово



Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс.



Когда мы эмоционально выгораем первое что- то с нами происходит – это стресс. Стресс – это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.



«Как мы мыслим, так мы себя и чувствуем. То есть все зависит от умения правильно реагировать на те или иные события.



Стресс бывает хороший и плохой (Пример стресса – Это когда педагог участвует в конкурсе «Воспитатель года» и получает положительные эмоции. Пример дистресса - это несчастный случай дома, в детском саду- ничего хорошего, одни отрицательные эмоции)



Дистресс – это вредоносный стресс, который может иметь социально опасные последствия, в том числе неадекватное поведение.





Тест на дистресс:



Отмечайте галочкой симптомы будут у вас встречаться.



Симптомы дистресса:



  • Рассеянность;

  • Ухудшение памяти;

  • Повышенная возбудимость;

  • Постоянная усталость;

  • Потеря чувства юмора;

  • Недовольство собой, нежелание работать;

  • Пристрастие к алкогольным напиткам;

  • Отсутствие сна и аппетита (или, наоборот, неумеренный аппетит);

  • Иногда боли в голове, спине, в области желудка;

  • Полное отсутствие источников радости.



Если у вас присутствуют 5 или более из этих признаков, то нужно срочно самовосстанавливаться. Исследования показывают, что эффективным средством профилактики симптома профессионального выгорания являются способы саморегуляции и самовосстановления.



Причины возникновения СЭВ у педагогов:

  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

  • несоответствие результатов затраченным силам;

  • ограниченность времени для реализации поставленных целей

  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

  • большие нагрузки;

  • ответственность перед начальством, родителями;

  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.



Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:

  • начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);

  • проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;

  • окончание учебного года.



Исследования показывают, что эффективным средством профилактики симптома профессионального выгорания являются способы саморегуляции и самовосстановления.



Упражнение «Лимон»


Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь.



Мозговой штурм «Мой рецепт преодоления стресса».



Упражнение «Ящик с проблемами»: на листе бумаги сформулировать одну свою проблему и положить его в ящик. Перемешать их, после чего каждый вытягивает один из листов и предлагает свой вариант решения проблемы. Так находят решения всех ситуаций, возможно, совместными усилиями.



Упражнение «Лестница»



Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.



На экране презентации участникам предлагается внимательно рассмотреть представленную лестницу и отметить свое местонахождение на этой лестнице на сегодняшний день.



По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

  • Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

  • Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

  • Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

  • Что мешает Вам находиться наверху?





Упражнение «Ведро мусора»



Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций. Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».



Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.



Рекомендации



  1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.

Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

  • резко встать и пройтись;

  • быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

  • измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

  1. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

  2. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!



И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное упражнение.



    1. Упражнение «Источник»



Цель: расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.



Материалы: фонограмма «Вода» (сборник мелодий для релаксации).



Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц.

Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли уходят вместе с водой.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией.

Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.

Поблагодарив источник, вы возвращаетесь по тропинки назад в наш детский сад, в наш музыкальный зал. Сохранив ту энергию, которую вы получили от источника возвращайтесь в наш круг и постепенной открывайте глаза».

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.



Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге. «Спасибо всем за плодотворную работу!»





Рефлексия



Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.