Цель: формирование умений бесконфликтного поведения, получение опыта предупреждения конфликтных ситуаций, развитие способностей адекватно воспринимать конфликт для его конструктивного решения.
Задачи:
- формирование навыков, нахождения конструктивных решений в конфликтных ситуациях;
- помощь учащимся в корректировке поведения в сторону понижения его конфликтности;
- развитие умений взаимодействия в команде.
План проведения тренинга:
Вводная часть (знакомство).
Организационная часть (сообщение о тренинге в виде лекции).
Основная часть (выполнение упражнений).
Заключение (обратная связь).
1. Знакомство. Снежный ком.
Группа учащихся сидит в кругу. Первый учащийся называет свое имя, второй имя первого и свое, третий – имена первого, второго и свое и так далее, пока круг не замкнется. В итоге, последний в круге говорит имена всех учащихся, а затем и свое.
2. Организационная часть. Лекция «Конфликт, стили поведения в конфликте».
Конфликт – это разрушение процесса общения, являющееся следствием противоположных взглядов, мнений, интересов, которое вызывает разногласие.
Нужны ли конфликты человеку, можно ли прожить без них?
Конфликтные ситуации – это часть нашей жизни. Конфликты способствуют реформам, развитию, преобразованиям. Это проявление активности, отстаивания своих интересов, позиций. У. Томасом и Р. Килменном были выделены пять основных стилей поведения в конфликтных ситуациях, а именно:
- избегание,
- приспособление,
- конкуренция,
- компромисс,
- сотрудничество.
Стиль поведения в определенной конфликтной ситуации определяется отчасти тем, как вы хотите удовлетворить свои интересы, поступая активно или пассивно, а так же интересы противоположной стороны, поступая самостоятельно или совместно.
Рассмотрим стили поведения более подробно.
Уклонение (избегание), действенно лишь в том случае, когда ваш оппонент (противник) имеет больше преимуществ и применяет их в конфликтном противостоянии. При общении с конфликтным человеком используйте любой удобный случай, чтобы избежать конфликта: в данной ситуации нет ничего позорного или оскорбительного. Уклонение дает положительный результат, предоставляя время для урегулирования конфликтной ситуации: до тех пор, пока у вас мало данных либо же нет твердой уверенности в своем положении. На время уйти от проблем, чтобы в будущем решить ее – это зачастую единственно правильное решение.
Стиль приспособление, бесспорно в ситуации, когда задета проблема не столь важная для вас, как для вашего оппонента, либо же взаимоотношения с оппонентом являются значимыми для получения результата. Эта стратегия не предсказуема по своим последствиям. Если отказ от цели не стоит вам больших усилий, вша сговорчивость может благоприятно отразиться на самооценке и взаимоотношениях с оппонентом. Имеет большое значение, что оппонент заметил и оценил жертву. Иначе останется ощущение обиды, недовольства, вследствие этого, основ для эмоционального конфликта.
Конфронтация (конкуренция) – тактика при существенных ситуациях и ключевых задачах, нередко она продуктивна в экстремальных обстоятельствах. Противостояние оправдано, если достижение цели чрезвычайно важно либо же, оппонент наделен очевидной силой и властью, убежден в своей компетентности. Если силы и власти мало, есть возможность погрязнуть в конфликте, а то и полностью проиграть. К тому же, использование стиля конкуренции при решении проблем в дичном плане грозят отчуждением.
Сотрудничество – следуя данному стилю, вы энергично принимаете участие в разрешении конфликтной ситуации, отстаиваете свои интересы, но вместе с тем, стремитесь к сотрудничеству с оппонентом. Данный стиль способствует разрешению конфликта, не отступая от своих интересов, но для его осуществления требуется более длительная работа в сравнении с другими стилями решения конфликтов. В случае если вы имеете запас времени и результат решения проблемы носит для вас большое значение, то данный стиль это отличный способ поиска взаимовыгодного исхода, удовлетворения интересов всех конфликтующих.
Квазисотрудничество (компромисс), имеет эффект при обстоятельствах, когда вы и ваш оппонент хочет одного и того же, но знаете, что единовременно для вас обоих это неисполнимо. Для нахождения компромиссного решения конфликта вам необходимо выделить зону совпадений. Далее требуется при выдвижении собственных предложений, выслушивать предложения оппонента, быть готовым уступать и т.п. Необходимо продолжать переговоры до тех пор, пока ваш оппонент и вы не выработаете принимаемую обеими сторонами схему уступок, снимающую возникновение противоречий.
Упражнения способствующие развитию умений предупреждения конфликтов.
Упражнение «Конфликтные ситуации».
Учащиеся разделяются на 3-4 команды (в зависимости от кол-ва). Каждая команда выбирает представителя, который получает задание-карточку с названием определенного стиля поведения в конфликте.
Далее происходит проигрывание ситуации использованием полученного стиля поведения.
Предлагаемые ситуации.
Ты зовешь подругу (друга) в кино, а она (он) хочет в это время пойти на выставку.
Бабушка отправляет тебя в магазин за сахаром, а тебе хочется играть в компьютерные онлайн игры.
Мама сердится, когда ты очень громко слушаем рок музыку. Она говорит тебе, что у нее болит голова. Но ты не можешь сидеть в тишине.
После рассмотрения конфликтных ситуаций учащимися в командах, им необходимо сообщить выбранный стиль, затем идет обсуждение выбранного стиля всеми участниками тренинга.
Упражнение «Поведение в конфликтной ситуации».
Учащиеся делятся на группы, ведущий раздает каждой группе по карточке, на которой указан один из стилей поведения с соответствующими лозунгами:
Стиль «Конфронтация» – «Чтобы я одержал победу, тебе необходимо проиграть».
Стиль «Уклонение» – «Мне безразлично выиграешь ты или останешься в проигрыше, я в этом участие принимать не буду».
Стиль «Приспособление» – «Чтобы ты одержал победу, я обязан проиграть».
Стиль «Сотрудничество» – «Чтобы я одержал победу, тебе тоже необходимо выиграть».
Стиль «Квазисотрудничество» – «Для того чтобы мы оба выиграли, каждый из нас обязан что-либо проиграть».
Каждая группа совещается, затем проходит обсуждение выбранного стиля учащимися.
Обсуждение осуществляется в форме вопросов:
- как представленный стиль оказал воздействие на эмоциональное состояние, чувства тех, кто принимал участие?
- возможно ли, что другие стили в данной ситуации быть более выгодными для участников?
- что на ваш взгляд побуждает людей выбирать тот или иной стиль?
- какой из стилей наиболее конструктивен при взаимоотношениях людей?
Упражнение «Решение конфликтных ситуаций».
Участники делятся на команды по 3 человека. Учащимся предлагаются записать на листках конфликтные ситуации, которые происходили с ними когда-либо. Далее проводится коллективное рассмотрение каждой ситуации, для определения наиболее приемлемого решения.
Игра «Продуктивное сотрудничество».
Участники тренинга делятся на пары. Один их учащихся держит в руках какой-нибудь важный для него предмет (телефон, наушники и т.д.). Заданием второго является то, что ему необходимо убедить оппонента отдать ему предмет. Первый учащийся отдает данный предмет тогда, когда он захочет. После этого учащиеся меняются местами. Затем происходит обсуждение: «Какие слова либо действие оппонента спровоцировали тбя отдать предмет?»
Упражнение «Могу ли я…»
Участникам выдаются карточки с ситуациями. Учащимся необходимо обдумать предложенные ситуации, как люди ведут себя в конфликтных ситуациях, как лучше поступить, чтобы уладить конфликт.
Ситуации:
- кто-то из учащихся обзывает или дразнит тебя;
- преподаватель несправедливо обвинил тебя в списывании;
- родители запретили тебе идти в кино за плохую оценку;
- во время занятий учащийся, сидящий справа от тебя постоянно строит тебе рожицы.
На обдумывание дается 5-7 минут. После по предлагаемым правилам проводится обсуждение, ответы учащихся записываются на доске.
Правила обсуждения:
- рассказывать обо всех идеях, которые пришли в голову;
- не подвергать осуждению идеи других участников;
- разрешается выдвигать свои идеи, используя уже высказанные ранее;
- выдвигайте как можно больше идей.
После того как учащимися предложены варианты, проводится выбор наиболее эффективных. Выбираются два лучших.
Заключение.
Избежать всех конфликтных ситуаций невозможно, но есть возможность миновать их разрушительного влияния. Необходимо лишь выбирать эффективные способы решения конфликтов, которые позволят не только решить проблему, но и сохранить взаимоотношения людей. Теперь Вы получили представление о том, какие существуют стили конфликтов, как находить выход из различных конфликтных ситуаций.
В конце тренинга я хотела бы дать рекомендации участникам как избежать конфликтов:
1. Сохраняйте самообладание.
2. Не настраивайте себя на плохое. Очень часто люди в своей голове формируют ряд иллюзорных событий, сами их раскручиваю, начинают верить в это, образуя большинство затруднительных положений.
3. Подбирайте нужное время. Зачастую конфликтные ситуации происходят в то время, когда один из оппонентов не готов к беседе. Если вы замечаете, что ваш оппонент не в настроении, то не нарывайтесь на неприятности со своими расспросами, предложениями.
4. Ищите причину, а не следствие.
5. Живете в моменте сейчас. Большое заблуждение, которое приводит к крупным конфликтам – это прошлые воспоминания. Не нужно попрекать человека прошлым. Старайтесь жить сейчас. Прошлое уже прошло, его не изменить, поэтому, не стоит сильно расстраиваться, а вот будущего мы не знаем, поэтому, волноваться тоже не стоит. Есть только здесь и сейчас.
6. Не копите проблемы, решайте их по мере поступления. Старайтесь все сразу обговорить, решить, прийти к общему мнению.
7. Не таите обиды. Не затаивать обиды в себе, вынашивая план мести. Если хотите жить без конфликтов, необходимо научиться общаться, без лишних эмоций обговаривая все спорные вопросы.
8. Не опускайтесь до – оскорбления. Учеными доказано, что если во время ссоры человек переходит на личное, то это показатель того, что он не прав, не может доказать свою точку зрения.
9. Следите за тоном. Иногда не столько слова, а тон которым они сказаны могут сильно обидеть вашего оппонента. Поэтому, следите за тем, как произносите ту или иную фразу.
10. Не нужно устраивать истерик. Истерика не является способом манипуляции другим человеком. Да, она может помочь уменьшить конфликтную ситуацию на какое-то время, но проблема останется, конфликт так и будет не решен.
Давайте подведем с Вами итоги тренинга.
Изложите Ваши впечатления о тренинге:
- Что Вам понравилось на тренинге?
- Что вызвало затруднение?
- С чем Вы уходите, и что возьмете с собой?
Заполнение анкеты обратной связи
- Помог ли Вам этот тренинг?
- Дайте оценку, насколько тренинг был для Вас интересен (1-2-3-4-5).
- Дайте оценку, насколько тренинг был Вам полезен (1-2-3-4-5).
- Вам необходимо продолжите фразу: «Было бы лучше, если бы в ходе тренинга…»