СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тренинг на развитие коммуникативных навыков и сплочение коллектива"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот тренинг разработан для коллектива педагогов. Цель этого тренинга-развитие коммуникативных навыков и сплочение коллектива. Также данную разработку можно использовать среди старшеклассников.

Просмотр содержимого документа
«"Тренинг на развитие коммуникативных навыков и сплочение коллектива"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43 г.ТОМСКА

634063, г.Томск, ул. Новосибирская, 38, тел.(3822) 67-53-90, 67-83-13,

e-mail:[email protected], httpHYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"://HYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"schoolHYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"43.HYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"tomskHYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/".HYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"ru











Тренинг на развитие коммуникативных навыков и сплочение коллектива.

(методическая разработка)

Целевая группа: педагоги.










Материал подготовила

Маркелова Светлана Ивановна

Педагог-психолог













г. Томск, 2020г.

Аннотация.

Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.

        Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности.  В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

Шеринг (обсуждение) – это специально организованное обсуждение опыта, полученного при выполнении упражнения или при ответе на какой-либо сложный вопрос. Шеринг нельзя путать с обратной связью. Шеринг – это высказывание своих чувств, мыслей, систематизация своего опыта. Это всегда разговор о себе, а не о других, хотя опыт может быть связан с другими людьми. Это– наиважнейшая часть любого упражнения (кроме разминочных).

        Проведение групповых тренингов является достаточно эффективной формой работы с коллективом. Использование данной формы способствует повышению уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.

        Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты  труда каждого педагога и коллектива в целом. Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в организации.

В данной разработке психологического тренинга описаны цели, задачи, целевая аудитория, требования к проведению, используемое оборудование. Указан план и сценарий.

Разработка данного тренинга содержит в себе инструкции, как для участников, так и для самого ведущего тренинга (ведущего). В ней описаны упражнения, направленные на раскрытие коммуникативных навыков, сплочение участников, определение своей роли в коммуникациях (лидер, подчинённый), раскрытие доверительных отношений друг с другом, более качественного взаимодействия друг с другом, снятия эмоционального и психического напряжения.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тренинг на развитие коммуникативных навыков и сплочение коллектива.

Примерное время проведения тренинга: для 15-20 человек: 90 -110 мин.

Цель - способствовать сплочению коллектива, построение командного взаимодействия.

Задачами организатора и ведущего являются:

  • развитие средств эффективного вербального и невербального взаимодействия  в коллективе;

  • создание неформальных связей и межличностных симпатий;

  • помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;

  • формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;

  • налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.

Участники:  коллектив педагогов школы.

Оборудование: фломастеры, стикеры, английские булавки, бланки с изображением циферблата часов по числу участников, небольшой мягкий или теннисный мячик, правила тренинга, доска с флипчартом, маркеры, анкеты по числу участников.

Требования к месту проведения тренинга: класс со свободным пространством, стулья по числу участников, стоящих по кругу.

План проведения тренинга:


1. Вводный этап.

  1. Приветствие и ознакомление с целью и задачами тренинга;

  2. Обсуждение групповых норм (неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора).

  3. Первый шеринг. (Круг знакомства, сбор информации об участниках, их ожиданиях).


  1. Основной этап.

  1. Упражнение «Знакомство»;

  2. Упражнение «Часы»;

  3. Упражнение «Путаница»;

  4. Упражнение «Хлопки»;

  5. Упражнение «Сказка»;

  6. Упражнение «Впечатление».

  1. Заключительный этап.

  1. Заключительное упражнение «Откровенно говоря».

  2. Заключительный шеринг. Рефлексия. В конце подводятся итоги (впечатления, мнения о тренинге, пожелания).

Ход тренинга.

Участники располагаются на стульях, образуя круг.

Вводный этап.

1.Ведущий (психолог) обращается к участникам тренинга.

Сегодня мы с вами примем участие в тренинге, целью которого является сплочение нашего коллектива, снятие напряжения, получение нового опыта взаимоотношений, узнаем о себе и друг друге что-то новое и просто приятно проведём время. Прежде чем, мы начнём с вами взаимодействовать, мне бы хотелось озвучить правила тренинга, эти правила очень просты и соблюдение их поможет нам конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Тренеру необходимо озвучить правила ведения тренинга:

  • Право говорить и обязанность слушать. Во время обсуждения на круге может говорить только один человек.

  • Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом.

  • Активность. Старайся участвовать во всех упражнениях.

  • Позаботься о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим, и т.д.

  • Правило «стоп».

  • Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)

  • Говорю только за себя. Все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю.

  • Конфиденциальность. Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.



Правила лучше фиксировать в виде рисунков-символов на плакате. Это вполне может сделать кто-либо из участников группы. Плакат крепится к стене на все время работы группы.



Первый шеринг. Знакомство (назвать имя, чем занимается). Ожидания от тренинга. (10 мин).

А сейчас я предлагаю вам представиться и немного рассказать о себе и ваших ожиданиях от тренинга.

Основной этап.

Затем предлагаем участникам выполнить упражнение «Знакомство».

1.Упражнение «Знакомство».

Цель упражнения: снятие напряжения, знакомство, установление контакта между участниками.

Инструкция участникам:

В начале нашей работы я предлагаю каждому из вас оформить визитку, где должно быть указано тренинговое имя. Вы вправе взять себе любое имя, своё настоящее, игровое, литературного героя. Ваше имя должно быть написано крупно и разборчиво, и прикрепите на груди, чтобы было хорошо видно. В дальнейшем мы будем обращаться друг к другу по именам, которые вы для себя выбрали.

У вас есть 5 мин, для того чтобы выбрать имя, оформить визитки и подготовится к взаимному представлению. Основная задача – подчеркнуть свою индивидуальность. Я предлагаю вам сесть в круг. И по очереди называете себя, и объясняете, почему выбрали именно это имя на время тренинга. При этом, необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения и т.п.), которые действительно отличают вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.

А теперь я попрошу вас назвать индивидуальность участника, сидящего от вас слева, а потом справа.

Обсуждение. Предложить участникам поделиться своими впечатлениями и ответить на следующие вопросы. Как вам было выполнять это задание, что было сложно, что легко? (10-15 мин)

2.Упражение «Часы». (5-7 мин договариваться и 20-25 мин для 15 чел. в зависимости от отведённого времени.)

Цель:

  • знакомство участников группы друг с другом;

  • формирование «сплочённости» у членов коллектива;

  • способствовать развитию доверительных отношений;

  • Снятие эмоционального напряжения;

  • Развитие эмоционально-межличностных связей в коллективе;

  • осознание своих личных ресурсов (возможностей).


Инструкция участникам:


  1. Я вам сейчас раздам бланки, на которых изображён циферблат часов.

  2. Теперь вам нужно будет встать со своих стульев и назначить на каждый час встречу с другими членами нашей группы. На один час вы можете назначить встречу не более чем, с двумя участниками. Таким образом, на вашей встрече будет 3 человека (вы - и двое других, или другое количество) в зависимости от количества участников.

  3. Теперь встаем и начинаем назначать время для встреч.

  4. После того как вы назначили двенадцать встреч, я расскажу вам, что мы будем делать дальше. Я буду в случайном порядке называть какое-то время, и вы будете быстро находить того человека, с кем у вас назначена встреча на это время. Затем я буду называть определенную тему для разговора, и вам нужно будет поделиться друг с другом информацией по заданной теме. Времени у вас на каждый разговор будет не больше 1—2 минут. Если кто-то не успел назначить встречу на объявляемое время, то посмотрите вокруг — может, вы увидите рядом еще одного «свободного» участника группы. Или вы можете присоединиться третьим к любой паре. Итак, начали.



Процедура проведения и замечания тренеру

Это упражнение можно использовать в начале тренинга как один из возможных вариантов процедуры знакомства и снятия напряжения. Однако путем умелого подбора тем для взаимного обсуждения в парах, можно уже в самом начале тренинга «заставить» участников задуматься над рядом важных для профессионального самоопределения вопросов. Вот примерный список возможных тем для обсуждения (темы могут меняться в зависимости от возраста и группы):

  • 1 час - любимая еда;

  • 2 часа - литературный герой, с которого я стараюсь брать пример (которому подражаю);

  • 3 часа - ваш любимый эстрадный исполнитель;

  • 4 часа - что вы сделаете, если вам «с неба упадут» 100 000 долларов;

  • 5 часов - ваше самое раннее воспоминание детства;

  • 6 часов - кем вы хотели стать, когда учились в первом классе;

  • 7 часов - самый лучший день в вашей жизни;

  • 8 часов - от чего в жизни вы получаете больше всего удовольствия;

  • 9 часов - чем бы вам хотелось заниматься через 5 лет;

  • 10 часов – за что я люблю свою профессию;

  • 11 часов - назовите одно свое качество, которое больше всего нравится другим людям, и одно - качество, которое меньше всего нравится другим людям;

  • 12 часов – свободная тема



Сначала тренер произвольно называет время, ждет, пока участники «найдут» друг друга, а затем уже объявляет очередную тему.

Наблюдайте за участниками — как только вы видите, что интенсивность их беседы снижается, сразу назначайте новое время и новую тему для обсуждения. Но и не торопитесь, если видите, что какая-то тема вызывает их живой интерес — пусть поговорят об этом.

Обсуждение результатов

Когда участники рассядутся по местам после «встреч», спросите всю группу: «Подумайте и скажите, что вам запомнилось из всех встреч? Что врезалось вам в память? Может, кто-то чем-то удивил вас? Кто начнет?»

Важно, чтобы обязательно высказались все участники. Такая процедура обсуждения позволит каждому почувствовать себя какое-то время в центре внимания.

3.Упражнение «Путаница».

Цель - повысить тонус группы и сплотить участников.

Инструкция участникам:

Человек, который будет «распутывать» группу, должен выйти или закрыть глаза. Исходная позиция группы – кольцо, образованное крепко взявшимися за руки участниками группы. Лучше всего, чтобы мужчины и женщины встали через одного. Группа запутывается сама или же выделяется человек, который её будет запутывать. «Запутывание» - это любые совместные и одиночные действия членов группы при условии, что они не разжимают рук. Результат «запутывания» - тугой узел людей, переплетённых, но крепко держащихся за руки. Запутанная группа-это группа, которая не может больше сделать никаких действий по запутыванию, это тугой клубок «выжатых» зон комфорта её членов (метро, автобус в час пик.)

Задача - распутать группу, не расцепляя рук. (15 мин)

Рефлексия упражнения. Что было делать тяжело. Как себя чувствовали во время упражнения? Что поняли для себя нового?

Во время упражнения тренеру необходимо следить за участниками, их реакцией, как они выполняют упражнение, интересоваться их самочуствием и отношением друг к другу в данном пространстве.

4. Упражнение «Хлопки».

Цель - упражнение направлено на развитие навыков группового взаимодействия.

Инструкция участникам:

Участники группы встают в круг (линию). По команде, начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник - один хлопок. Оптимальное время выполнения группой в 20 человек, 3 сек. Упражняемся, пока не получится(максимум -5 мин).

Тренеру необходимо после проведения каждого упражнения собирать обратную информацию о самочуствии каждого члена группы. И подвижные игры и упражнения чередовать с малоподвижными.

5.Упражнение «Сказка».

Цель - члены группы учатся взаимодействовать друг с другом и внимательно относиться к словам своих партнёров по обращению, развивает фантазию; снимает напряжение.

Инструкция участникам:

А сейчас мы с вами будем сказочниками. Я начну, а вы продолжите сочинять историю.

Группа садится в круг, и тренер начинает рассказывать историю, например:

  • «Жил был король, у которого была невеста и любил он её больше всех на свете…»

  • Жил-был замечательный музыкант, который как-то шёл через лес и думал о разных вещах. Когда больше не осталось ничего, о чём он мог бы подумать, он сказал себе: «Время течёт очень долго в этом огромном лесу, я хотел бы найти себе хорошего попутчика…»

  • «Жила-была одна девушка, которая целый день ничем не занималась, кроме как пряла и ткала…»

Ведущий держит в руках мяч или другой предмет, который после начала рассказа будет кидать или передавать другому участнику группы. Этот человек должен будет продолжить историю, можно произнести слово или несколько предложений. После этого он бросает мячик другому участнику. Никто из игроков не знает, когда наступит его очередь, и поэтому вынужден очень внимательно слушать то, что рассказывают другие.

Постепенно в историю вводятся новые герои и новые сюжетные линии, но участников нужно предупредить, что придуманная ими сказка должна иметь хороший конец.

Также участники предупреждаются, что рассказ каждого должен состоять не более чем из 3-4 предложений.



Обсуждение упражнения:

В обсуждении обращается внимание на различие взглядов и мнения людей, умении участников принимать чужую точку зрения, находить конструктивное решение. Эти навыки необходимы также для разрешения конфликтов.

6.Упражнение «Впечатление»

Цель: Тесная коммуникация, регуляция самооценки.

Инструкция участникам:

Участники делятся на две группы, которые образуют внешний и внутренний круг. Каждая пара обменивается впечатлениями друг о друге, глядя прямо в глаза партнёру. Необходимо говорить очень честно, но не грубо. Дискуссии и споры запрещаются. Можно прикасаться друг к другу. Условие: впечатления должны касаться не профессиональных качеств партнёра, а человеческих.

Заключительный этап (рефлексия).

Итак, наш тренинг подходит к концу. И в завершение его я предлагаю вам выполнить следующее:

1.Заключительное упражнение «Откровенно говоря».

Инструкция участникам:

Одной из последних процедур является анкетирование. Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым, высказать своё отношение к тренингу. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему учесть ваши пожелания.



Анкета.

Дата проведения тренинга _____________

Моё тренинговое имя _________________________________

1.Во время тренинга я понял(а), что ___________________________________________________________________

2. Самым полезным для меня было ___________________________________________________________________

3. Я был(а) бы более откровенной(ым), если ___________________________________________________________________

4. Своими основными ошибками на тренинге я считаю ___________________________________________________________________

5. Мне не понравилось… ___________________________________________________________________

6.Больше всего на тренинге мне понравилось ___________________________________________________________________

7.На следующей встрече я хотел (а) бы ___________________________________________________________________

8. На месте ведущего я … ___________________________________________________________________



2. Заключительный шеринг. Рефлексия, подведение итогов. (В заключение тренинга необходимо провести рефлексию среди участников. Попросить поделиться впечатлениями, настроением. Оправдались ли их ожидания, что узнали нового о себе и участниках группы, что было полезно и интересно.)

Использованная литература и интернет-ресурсы:

  1. Басаргина Д. В., Семенова Т. В. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера – СПБ.: Речь, 2010. – 174 с.

  2. Истратова О.Н. «Справочник по групповой психокоррекции»2008г, «Феникс», Ростов-на-Дону -443 с.

  3. Фоппель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе )

  4. Интернет-ресурс:https://chuprina.kz/news/zamechatelnoe-uprazhnenie-na-razmorozku-uchastnikov-chasyi/

  5. Интернет-ресурс:http://allmum.ru/подростки/групповой-шеринг-и-принципы-его-прове.html








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!