МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
1.03. Подготовка, проведение и анализ пробных занятий в области социально-педагогической деятельности
ПМ.01 Преподавание в области социально-педагогической деятельности дополнтельного образования детей
Студента(ки) 731 группы
Социально-педагогического отделения:
Лодыгиной Лолиты
Место проведения занятия:
ФИО преподавателя-консультанта:
Подпись____________
Дата:_______________
Тема: Мы-одно целое
Цель :сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
Создание благоприятного психологического климата;
Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;
Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;
Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность ученика |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята, для начала давайте познакомимся, сейчас мы с вами будем по очереди называть по цепочке свои имена и придумывать к первой букве своего имени прилагательное, которое характеризует вас. Например: меня зовут Лолита я немножко ленивая. Ну вот мы с вам и познакомились. сегодня наше занятие пройдёт в необычной форме- в форме тренинга. Прежде чем начать тренинг давайте ознакомимся с его правилами 1. Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь. 2. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом. 3. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. 4. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди. 5. Уважение к говорящему. Когда высказывается кто – либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним. (на слайде) Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом . Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед. Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения ,выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы. В начале нашего занятия хотелось бы узнать: • У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши; • Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья; • Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе; • Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников ; • Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»; • Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии. | |
Основной этап | ребята Теперь я хочу с вами поиграть в игру Упражнение «Веселый счет» (5-7 минут) Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения. Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться. Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания. Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания? А теперь давайте, разделимся на две команды сейчас вам нужно будет написать сходства и отличия в вашей группе, чья оманда больше нпишет та и победила. Посмотрите,не смотря на то что вы все разные сходств у вас очень много. Упражнение «Поиск сходства» (20 минут) Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников. Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество. Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше. Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!. Ваша задача– построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от техникума, по цветам радуги в их одежде. Трудно ли вам было выполнять это упражнение?почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна? Упражнение «Построимся» (10 минут) Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам. Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от техникума, по цветам радуги в их одежде. Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде. Теперь новое упражнение. Вы должны быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: • квадрат; • треугольник; • ромб; • букву; • птичий косяк. трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении? Сейчас я бы хотела чтобы мы с вами передавая по очереди мячик говорили соседу то, что есть общее между вам. Например мы учимся в одной группе и тд Посмотрите, у каждого из вас есть что то общее друг с другом Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» Цель: лучше узнать друг друга, найти общее, чем они похожи. | |
| | |
Подведение итогов | Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами! Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие! | |
Организационный этап
Здравствуйте, ребята, для начала давайте познакомимся, сейчас мы с вами будем по очереди называть по цепочке свои имена и придумывать к первой букве своего имени прилагательное, которое характеризует вас. Например: меня зовут Лолита я немножко ленивая. Ну вот мы с вам и познакомились.
сегодня наше занятие пройдёт в необычной форме- в форме тренинга.
Прежде чем начать тренинг давайте ознакомимся с его правилами
Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.
Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение.
Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.
Уважение к говорящему. Когда высказывается кто – либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
(на слайде)
Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом .
Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения ,выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
В начале нашего занятия хотелось бы узнать:
У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников ;
Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.
Основной этап
ребята
Теперь я хочу с вами поиграть в игру
Упражнение «Веселый счет» (5-7 минут)
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
А теперь давайте, разделимся на две команды сейчас вам нужно будет написать сходства и отличия в вашей группе, чья оманда больше нпишет та и победила. Посмотрите,не смотря на то что вы все разные сходств у вас очень много.
Упражнение «Поиск сходства» (20 минут)
Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.
Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!. Ваша задача– построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от техникума, по цветам радуги в их одежде.
Трудно ли вам было выполнять это упражнение?почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?
Упражнение «Построимся» (10 минут)
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от техникума, по цветам радуги в их одежде.
Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.
Теперь новое упражнение.
Вы должны быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:
квадрат;
треугольник;
ромб;
букву;
птичий косяк.
трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
Сейчас я бы хотела чтобы мы с вами передавая по очереди мячик говорили соседу то, что есть общее между вам. Например мы учимся в одной группе и тд
Посмотрите, у каждого из вас есть что то общее друг с другом.
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Цель: лучше узнать друг друга, найти общее, чем они похожи.
Заключение
Упражнение «Подарок»
Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!