СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг сплочения коллектива

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг сплочения коллектива может быть использован как для работы с педагогами, так и в работе со старшеклассниками.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг сплочения коллектива»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Районный детско-юношеский центр» Олёкминского района Республики Саха (Якутия)


ТРЕНИНГ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА

Автор – составитель Горбунова Ольга Васильевна Педагог психолог

г. Олёкминск 2016 г.

Известно, что изменение сплоченности отражает специфику групповой динамики. Сплоченность определяется как степень, с ко­торой члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих индивида в группе (3).

Так, на первой стадии развития группы сплоченности как тако­вой нет, члены коллектива не знакомы или только что познакоми­лись друг с другом. Отсутствие сплоченности отражается в том, что в группе практически нет межличностного общения, цели перед группой ставятся извне и также извне контролируется их выполне­ние, не возникает чувства «мы».

На следующей стадии в коллективе появляются подгруппы, завязываются неформальные отношения между отдельными коллегам. На этом этапе формируется сплоченность, но она не распространяется на группу в целом, а лишь на отдельные ее составные элементы. На этой стадии появляется чувство «мы», но это чувство включает в себя только сформированные подгруппы..

На третьей стадии развития коллектива возникает чувство «мы».

И наконец, на четвертой стадии развития группы отмечается са­мая высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, высокой привлекательности группы для ее членов

Пять типичных ситуаций, негативно влияющих на команду:

  • 1. Обновление состава команды.

  • 2. Снижение авторитета лидера, отсутствие опережающего лич­ностного роста лидера команды.

  • 3. «Выпадение из обоймы» отдельных членов команды под воздей­ствием семейно-бытовых и общесоциальных факторов.

  • 4. Неадекватный рост мотивационных запросов, изменение лич­ностных и духовных ориентиров у отдельных членов команды.

  • 5. Появление в команде альтернативного неформального лидера.

Таким образом, возникновение внутрикомандных проблем — это следствие развития в членах команды деструктивных личностных особенностей, пребывав­ших прежде в зачаточном состоянии.


Сейчас мы примем правила нашего тренинга, предлагаю руководствоваться следующими принципами:


  • принцип активности;

  • принцип исследовательской (творческой) позиции;

  • принцип объективации (осознания) поведения;

  • принцип партнерского субъект - субъектного общения

1 Знакомство.

Продолжим нашу встречу так: как меня называть во время тренинга и зачем я здесь?


2. Упражнение « Кинопроба» (на развитие собственной значимости).

  • Составьте список 5 вещей в своей жизни, которыми Вы гордитесь

  • Выберите в списке одно достижение, которым гордитесь больше всего

  • Встаньте и скажите « Я не хочу хвастаться, но…» и дополните словами своего достижения.





3. Упражнение на повышение групповой сплочённости.

- Я раздам вам карточки. На которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру. Если вам достанется карточка на которой будет написано «СЛОН», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «СЛОН».

Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, всё, что мы будем делать. Мы будем делать молча.

Когда вы найдёте свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать. Не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим , что у вас получилось. Ведущий КТО ТЫ?

4 . Упражнение на повышение групповой сплочённости.

Образованные пары продолжают работать вместе.

Данное упражнение включает несколько заданий. Каждое рассчитано на определённое время. Я буду говорит. Что делат, буду следит за временем и сообщать вам. Когда оно закончиться.

Задание 1. В течении двух минут молча смотрим друг на друга.

Задание 2. Каждому из вас будут даны 2 минуты, в течении которых вы должны рассказать своему собеседнику, кого вы видите перед собой. Рассказ надо начинать словами : «Я вижу перед собой…» и дальше говорить только о внешнем облике человека. Не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личностных особенностях человека, например: добрые глаза. Умный взгляд и т.п. Сначала один говорит 2 минуты. другой слушает, потом наоборот. Я скажу вам . когда нужно будет поменяться ролями.

Задание3. Каждому из вас даётся 3 минуты для того, чтобы рассказать собеседнику, каким он (ваш собеседник) был, с вашей точки зрения, когда ему было 5 лет. При этом можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характере.

После того как первая пятиминутка завершится, тренер предлагает тому участнику, который слушал рассказ о себе. в течении 1 минуты сказать рассказчику, что в его рассказе было наиболее точным и что в его жизни было совсем иначе.

Далее 3 минуты для рассказа даётся другому участнику пары. А слушатель в конце рассказа получает 1 минуту для обратной связи.

5. Упражнение на координацию движения в группе


Участники встают в круг.


Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: один, два, три и т.д. до 33. постарайтесь считать в хорошем темпе. В процессе счёта нужно соблюдать одно условие: вы будите держаться за руки, голова каждого участника должна будет быть опущена и поднимать голову, смотреть друг на друга нельзя. Считать нужно по очереди. Если цифра будет названа сразу двумя и более участниками, счёт нужно начинать сначала.


В ходе упражнения отрабатывается групповая сплочённость, способность работать, взаимодействовать в коллективе, реагировать на ошибки, уметь сдерживаться. Видна взаимозависимость и возможность чувствовать друг друга.


6. Образовать пару « У кого день рождения в январе – пара, феврале – пара и т.д.

Упражнение « Я ХОЧУ. Я МОГУ. МНЕ НАДО»


В паре по очереди в течении трёх минут каждый непрерывно перечисляет, начиная фразу со слов «я хочу», свои желания. Если игрок останавливается, партнёр помогает ему продолжать, говоря «дальше». Затем три минуты говорит желание второй в паре.

После этого, таким же образом повторяют в паре по три минуты фразы « я могу» и в третий раз по три минуты каждый «»мне надо»


Обсуждение.

  • Что вы поняли из этого упражнения?

  • Одинаковыми ли были ваши желания, умения и потребности?

  • Какие выводы из этого можно сделать?


7. Упражнение «Давай общаться»

Упражнения выполняются под музыку, которая меняется с каждым заданием.

«Повтор»

По очереди в паре один выполняет спонтанные движения, другой их повторяет

«Уменьшение»

По очереди в паре один выполняет движения, другой повторяет, делая его с меньшей энергией и показывая то же самое, но уменьшая.

«Усиление»

По очереди в паре один выполняет движения, другой повторяет, делая его «выше», шире, длиннее – увеличивая.

«Противопоставление»

По очереди в паре один выполняет движения, другой повторяет, показывая противоположное по смыслу движение.

«Обобщение»

По очереди в паре один выполняет движение, несущее определённый смысл, другой повторяет, но показывает его обобщая, так, чтобы показать, что понял о чём идёт речь.

Обсуждение.

  • Что вы поняли из этого упражнения?

  • Какие стили общения вам удавались легче? Где испытывали затруднения?

  • Какие выводы из этого можно сделать?

8. Упражнение « КТО ЭТО?»

У вас есть листочки и карандаш нарисуйте своих коллег , но не говорите, кто это... Делают все вместе галерею портретов. Пробуют угадать кто изображён на рисунках.

9. Заполнение социометрического теста и анкеты обратной связи

10. Рефлексия.

Сегодняшней целью нашей встречи было совершенствование коммуникативных навыков, сплочение коллектива. Возможность лучше узнать друг друга.

Давайте по кругу выскажем свое мнение о встрече, о своем состоянии, желаниях, значимости для вас.



Список используемой литературы:

  1. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Питер, 2010. – 170 с.

  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.

  3. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.

  4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.

  5. Мануэль Дж. Смит. Тренинг уверенности в себе. – СПб.: Питер, 2010. – 243 с.

  6. Петрова Наталья. Тренинг для победителя. – СПб.: Питер, 2010. – 216 с.

  7. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.

  8. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Питер, 2010. – 255 с.

  9. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!