СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг «Приемы формирования критического мышления»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура тренинга

  1. Шесть типов вопросов. «Ромашка Блума»
    • Упражнение «Не знать – не стыдно!»
    • Что такое Критическое или умелое мышление?
    • Упражнение «Объяснялки»
    • Упражнение «Оценочные вопросы»
    • Упражнение «Правило 6W (7W)»
    • Упражнение «Вопросительные слова»
  2. Технологии критического мышления (обзор)
  3. Упражнение «Шесть шляп мышления»

Просмотр содержимого документа
«Тренинг «Приемы формирования критического мышления»»

ТРЕНИНГ  «ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

ТРЕНИНГ «ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Линия ценностей Мозаика «Джигсоу» Мозговой штурм Причинная карта Продвинутая лекция РАФТ Синквейн Стратегия 3-2-1 Таблица З-Х-У Тонкие и толстые вопросы Эссе 6 шляп мышления Линия ценностей Мозаика «Джигсоу» Мозговой штурм Причинная карта Продвинутая лекция РАФТ Синквейн Стратегия 3-2-1 Таблица З-Х-У Тонкие и толстые вопросы Эссе 6 шляп мышления Ассоциативный куст Бортовой журнал Взаимоопрос Групповая дискуссия Двухрядный круглый стол Диаграмма Вена Доска вопросов Идеал Инсерт Кластеры Ключевые термины Кубизм Ассоциативный куст Бортовой журнал Взаимоопрос Групповая дискуссия Двухрядный круглый стол Диаграмма Вена Доска вопросов Идеал Инсерт Кластеры Ключевые термины Кубизм

ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • Линия ценностей Мозаика «Джигсоу» Мозговой штурм Причинная карта Продвинутая лекция РАФТ Синквейн Стратегия 3-2-1 Таблица З-Х-У Тонкие и толстые вопросы Эссе 6 шляп мышления
  • Линия ценностей
  • Мозаика «Джигсоу»
  • Мозговой штурм
  • Причинная карта
  • Продвинутая лекция
  • РАФТ
  • Синквейн
  • Стратегия 3-2-1
  • Таблица З-Х-У
  • Тонкие и толстые вопросы
  • Эссе
  • 6 шляп мышления
  • Ассоциативный куст Бортовой журнал Взаимоопрос Групповая дискуссия Двухрядный круглый стол Диаграмма Вена Доска вопросов Идеал Инсерт Кластеры Ключевые термины Кубизм
  • Ассоциативный куст
  • Бортовой журнал
  • Взаимоопрос
  • Групповая дискуссия
  • Двухрядный круглый стол
  • Диаграмма Вена
  • Доска вопросов
  • Идеал
  • Инсерт
  • Кластеры
  • Ключевые термины
  • Кубизм

АФОРИЗМЫ О «КРИТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ» «Большинство людей скорее умерли бы, чем подумали; в действительности, они так и делают». Бертран Рассел «Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю». Джордж Бернард Шоу Огромное множество людей думают, что они мыслят, в то время как они всего лишь перетасовывают (приводят в порядок) свои предрассудки. Уильям Джеймс

АФОРИЗМЫ О «КРИТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ»

  • «Большинство людей скорее умерли бы, чем подумали; в действительности, они так и делают».

Бертран Рассел

  • «Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю».

Джордж Бернард Шоу

  • Огромное множество людей думают, что они мыслят, в то время как они всего лишь перетасовывают (приводят в порядок) свои предрассудки.

Уильям Джеймс

Трудно представить себе сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Однако лишь немногим из нас когда-нибудь объясняли, как именно можно научиться мыслить более продуктивно.  « Знание не считается больше отражением того, что было дано человеку извне; это индивидуальная конструкция, которой человек придает смысл, соотнося элементы знаний и опыта с некоторой организующей схемой » Л. Резник
  • Трудно представить себе сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Однако лишь немногим из нас когда-нибудь объясняли, как именно можно научиться мыслить более продуктивно.

« Знание не считается больше отражением того, что было дано человеку извне; это индивидуальная конструкция, которой человек придает смысл, соотнося элементы знаний и опыта с некоторой организующей схемой »

Л. Резник

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ – МОРЕ ОТВЕТОВ « Я предпочел бы знать некоторые вопросы, чем все ответы » . Джеймс Тарбер Один мудрый человек как-то сравнил знак вопроса с крючком, на который ловятся идеи. Мы закидываем этот крючок и некоторое время ждем — вдруг что-то выловим? Искусству задавать вопросы в прошлые времена уделялось пристальное внимание. В различных духовных школах уровень развития адепта* определялся во многом по тому, насколько хорошо он умеет спрашивать. __ * 1) посвященный в тайны какого-либо учения, секты. 2) Ревностный приверженец какого-либо учения, идеи

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ – МОРЕ ОТВЕТОВ

  • « Я предпочел бы знать некоторые вопросы, чем все ответы » .

Джеймс Тарбер

Один мудрый человек как-то сравнил знак вопроса с крючком, на который ловятся идеи. Мы закидываем этот крючок и некоторое время ждем — вдруг что-то выловим? Искусству задавать вопросы в прошлые времена уделялось пристальное внимание. В различных духовных школах уровень развития адепта* определялся во многом по тому, насколько хорошо он умеет спрашивать.

__

* 1) посвященный в тайны какого-либо учения, секты. 2) Ревностный приверженец какого-либо учения, идеи

НА ХОРОШИЙ ВОПРОС ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО ОТВЕЧАТЬ « Если бы ты был правителем средневекового города, какие бы законы ты издавал, как бы укреплял и защищал крепость?» На эти вопросы интереснее отвечать, чем на такие, как: « Какова система управления средневековым городом?» Даже ни разу не взглянув в учебник истории, ребенок может представить себя на месте правителя, мореплавателя, путешественника. Почему? Потому что это интересно! Потом уже ему самому захочется сравнить свои фантазии с соответствующими главами учебника. Когда вы разгадаете кроссворд, вам ведь захочется сравнить ваши предположения с правильными ответами? Всегда приятнее отвечать на вопросы, когда вы уверены, что ответ лично вам ничем не угрожает. В школе многие дети привыкли к тому, что если учитель о чем-то спросит, значит, он уже знает ответ. И не дай бог ученик ответит что-то не то!

НА ХОРОШИЙ ВОПРОС ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО ОТВЕЧАТЬ

  • « Если бы ты был правителем средневекового города, какие бы законы ты издавал, как бы укреплял и защищал крепость?»
  • На эти вопросы интереснее отвечать, чем на такие, как: « Какова система управления средневековым городом?»

Даже ни разу не взглянув в учебник истории, ребенок может представить себя на месте правителя, мореплавателя, путешественника. Почему? Потому что это интересно! Потом уже ему самому захочется сравнить свои фантазии с соответствующими главами учебника. Когда вы разгадаете кроссворд, вам ведь захочется сравнить ваши предположения с правильными ответами?

Всегда приятнее отвечать на вопросы, когда вы уверены, что ответ лично вам ничем не угрожает. В школе многие дети привыкли к тому, что если учитель о чем-то спросит, значит, он уже знает ответ. И не дай бог ученик ответит что-то не то!

КАЖДЫЙ ТИП ВОПРОСА АКТУАЛИЗИРУЕТ, ВОВЛЕКАЕТ В РАБОТУ КАКУЮ-ТО СТОРОНУ МЫШЛЕНИЯ Зная, что каждый тип вопроса задействует одну из сторон мышления, мы сможем сознательно управлять как своим мышлением, так и мышлением наших учеников, чтобы реализовать интеллектуальный потенциал в полной мере.

КАЖДЫЙ ТИП ВОПРОСА АКТУАЛИЗИРУЕТ, ВОВЛЕКАЕТ В РАБОТУ КАКУЮ-ТО СТОРОНУ МЫШЛЕНИЯ

  • Зная, что каждый тип вопроса задействует одну из сторон мышления, мы сможем сознательно управлять как своим мышлением, так и мышлением наших учеников, чтобы реализовать интеллектуальный потенциал в полной мере.

3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАП А РАЗВИТИЯ КМ

  • Фаза вызова
  • Парная или групповая мозговая атака (мозговой штурм) Кластеры (ассоциативные поля) Бортовой журнал и т.д.
  • Парная или групповая мозговая атака (мозговой штурм)
  • Кластеры (ассоциативные поля)
  • Бортовой журнал и т.д.
  • Фаза реализации (осмысления)
  • Инсерт Таблицы «Плюс-Минус-Интересно», «Знаем-Хотим узнать-Узнали» и т.д.
  • Инсерт
  • Таблицы «Плюс-Минус-Интересно», «Знаем-Хотим узнать-Узнали» и т.д.
  • Фаза рефлексии
  • Синквейн Эссе и т.д.
  • Синквейн
  • Эссе и т.д.

1. Фаза вызова. Если предоставить возможность ученику проанализировать то, что он уже знает об изученной теме, это создает дополнительный стимул для формулировки им собственных целей - мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова. Второй задачей является задача активизации учеников. Важно, чтобы каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в "укрупненном" категориальном виде. Структурирование высказанных мнений позволит увидеть противоречия, не проясненные моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем, для каждого ученика эти направления могут быть индивидуальными [Загашев, Заир-Бек, 2003: 24].

2.  Фаза реализации . Этот этап можно назвать смысловой стадией. На большинстве занятий, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего, знакомство с новой информацией происходит в процессе её изложения преподавателем, реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютер. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе реализации. Организация работы на данном этапе может быть различной. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Так же на смысловой стадии учащиеся продолжают самостоятельно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при её наложении на уже имеющиеся знания. Учащиеся могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Важно, чтобы преподаватель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, поиску ответов через контекст той информации, с которой учащиеся работают. Необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, целесообразно выделить время для второго прочтения, чтобы прояснить некоторые вопросы необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте [Загашев, Заир-Бек, 2003: 29].

3. Фаза рефлексии. Роберт Бустром в книге "Развитие творческого и критического мышления" отмечает: "Рефлексия - особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор [Загашев, Заир-Бек, 2003: 35]. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы, но на третьем этапе рефлексия становится основной целью деятельности преподавателя и учащихся. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения. Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены.

В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Таким образом, на фазе рефлексии учащиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знаний. При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и так далее) учащиеся производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Они также выражают новые идеи и информацию новыми словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Наряду с письменными формами не менее важной является устная рефлексия. Разрешая диалог на стадии рефлексии, учитель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений на один и тот же вопрос. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе. В это время ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно. Каким образом можно стимулировать рефлексию? Таким действенным механизмом могут быть вопросы. Еще одним стимулом активизации рефлексии являются субъективные суждения самого учителя. Позиция партнерства позволяет сделать атмосферу обсуждения более открытой. В процессе рефлексии оцениваются результаты работы учащихся.

В рамках образовательной технологии развития критического мышления существует множество технологических приемов. Комбинируя эти приемы, учителя могут адаптировать урок к конкретному материалу и к уровню развития учащихся. На стадии «Вызова» могут быть применены следующие приемы: парная или групповая мозговая атака (мозговой штурм), составление «кластеров» (ассоциативных полей), заполнение конструктивных полей, ведение «бортового журнала» на уроке и т.д. На стадии реализации может быть применена система маркировки текста «инсерт», таблицы «Плюс-Минус-Интересно», «Знаем-Хотим узнать-Узнали». Находясь на заключительной стадии «Рефлексии» учитель может комбинировать вышеназванные приемы, а также обратиться к групповому подведению итогов, обсуждению результатов, возвратиться к поставленной в начале урока проблеме и проверить, нашла ли она свое решение. На стадии «Рефлексии» учитель может развивать творческое начало учащихся, давая задание придумать «синквейн» (короткая рифмовка), написать эссе и т.д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ АМЕРИКАНСКОГО ПСИХОЛОГА БЕНДЖАМИНА БЛУМА Существует шесть типов вопросов , шесть больших «крючков», на которые вы можете поймать великое множество идей. Простые вопросы. Уточняющие вопросы. Вопросы-интерпретации. Оценивающие вопросы. Творческие вопросы. Практические вопросы.  9

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ АМЕРИКАНСКОГО ПСИХОЛОГА БЕНДЖАМИНА БЛУМА

Существует шесть типов вопросов , шесть больших «крючков», на которые вы можете поймать великое множество идей.

  • Простые вопросы.
  • Уточняющие вопросы.
  • Вопросы-интерпретации.
  • Оценивающие вопросы.
  • Творческие вопросы.
  • Практические вопросы.

9

«РОМАШКА БЛУМА» 9

«РОМАШКА БЛУМА»

9

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию. Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.  Например: « Где я могу купить подержанный монитор? » « Нет ли у вас (меня) знакомых, которые работают в компьютерных магазинах или занимаются ремонтом мониторов? » « Каков диапазон цен на подержанные мониторы? »  Например, если вы почувствовали, что для решения проблемы вам не хватает данных, вы можете задать эти вопросы окружающим или самому себе. Многие учителя используют этот тип вопросов для оценки знаний учеников, так же поступают и родители.

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ

Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию.

Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.

Например:

  • « Где я могу купить подержанный монитор? »
  • « Нет ли у вас (меня) знакомых, которые работают в компьютерных магазинах или занимаются ремонтом мониторов? »
  • « Каков диапазон цен на подержанные мониторы? »

Например, если вы почувствовали, что для решения проблемы вам не хватает данных, вы можете задать эти вопросы окружающим или самому себе.

Многие учителя используют этот тип вопросов для оценки знаний учеников, так же поступают и родители.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕ ЗНАТЬ — НЕ СТЫДНО» Понятие «Критическое мышление» (КМ) Дайте 2-3 возможных определения понятия КМ ___________________________________________________ Что ассоциируется у вас с этим понятием?  ___________________________________________________ Из каких источников можно узнать значение этого понятия?  ___________________________________________________ Люди каких профессий могут знать значение этого понятия?  ___________________________________________________ Скажите, какими путями можно добраться (доехать, дойти) до источников знаний о понятии КМ?  ___________________________________________________ Ответив на все эти вопросы, вы со спокойной совестью можете забыть об этом слове. Зачем постоянно носить с собой то, что можно, при желании, взять из других источников. Если вы считаете, что образованный человек должен напоминать собой огромный шкаф со множеством ящичков, где хранится разнообразная информация, продолжайте использовать простые вопросы в их традиционном применении.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕ ЗНАТЬ — НЕ СТЫДНО»

Понятие «Критическое мышление» (КМ)

  • Дайте 2-3 возможных определения понятия КМ ___________________________________________________
  • Что ассоциируется у вас с этим понятием? ___________________________________________________
  • Из каких источников можно узнать значение этого понятия? ___________________________________________________
  • Люди каких профессий могут знать значение этого понятия? ___________________________________________________
  • Скажите, какими путями можно добраться (доехать, дойти) до источников знаний о понятии КМ? ___________________________________________________

Ответив на все эти вопросы, вы со спокойной совестью можете забыть об этом слове. Зачем постоянно носить с собой то, что можно, при желании, взять из других источников. Если вы считаете, что образованный человек должен напоминать собой огромный шкаф со множеством ящичков, где хранится разнообразная информация, продолжайте использовать простые вопросы в их традиционном применении.

ВЕРНЕМСЯ К «РОМАШКЕ БЛУМА»

ВЕРНЕМСЯ К «РОМАШКЕ БЛУМА»

Чужая душа — потемки.

Народная мудрость

УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ

Обычно начинаются со слов:

  • « То есть ты говоришь, что...? »
  • « Если я правильно понял, то ...? »
  • « Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...? »

Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника . Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении.

В психологии есть такой термин — вербализация. Его используют, когда говорят об одной из техник активного слушания. При пассивном слушании человек стремится (как правило, неосознанно) «подогнать» воспринимаемую информацию под свое представление об обсуждаемом предмете . Активное слушание отличается от пассивного рядом особенностей.

Во-первых, при активном слушании человек нацелен на установление психологического контакта с собеседником. Слушая, он пытается понять тот своеобразный язык, с помощью которого его визави выражает свои мысли. При некоторой общности, образ мира у каждого человека индивидуален. Один психолог сказал: «Мы все смотрим на происходящее вокруг нас под углом своих проблем». В этих словах есть значительная доля правды.

Во-вторых, активный слушатель стремится найти общее между своей точкой зрения и высказываниями собеседника , тогда как пассивный слушатель акцентируется на различиях, на спорных моментах. Мы все знаем по личному опыту, что второй путь гораздо привычнее и легче.

В-третьих, слушая активно, человек предоставляет собеседнику обратную связь . Обычно она начинается со слов «Насколько я понял...», «Правильно ли я вас поняла, что...», «То есть вы говорите, что...», «Я поняла, что ты сказал о...» и т.д. Такие вопросы называются уточняющими или вербализацией. Мы как бы говорим: «Мне кажется, я вас понял... Можно я скажу, как я это понял, а вы уточните?»

Скажем, у вас в руках оказался прайс-лист на мониторы, но по ценам вы не можете точно определить, подержанные они или новые. Вы звоните в фирму и уточняете: «Если я не ошибаюсь, то вы торгуете новыми мониторами?» или: «Ты сказал, что недавно видел в том магазине монитор, который мне нужен?».

Не поленитесь лишний раз задать уточняющий вопрос, чтобы не упустить свой счастливый случай!

ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ

Очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление . И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.

Например:

  • « Какие чувства вызывает у тебя этот отрывок? »
  • « Как ты относишься к этому герою? »
  • « Что ты чувствуешь, решив эту задачу? »

Мы очень часто забываем, что в наших мыслительных процессах эмоции занимают далеко не последнее место. Мы склонны сначала формировать эмоциональное отношение к какому-то явлению или предмету обсуждения, а затем уже осмысливать его рационально: приводить аргументы «за» и «против», анализировать и т. д.

Иногда наше эмоциональное отношение к человеку, информация о нем складываются на основе неосознаваемых нами частностей. Например, если слово «алгебра» связано у вас с чем-то негативным, то человек, его использующий, может невольно вызвать у вас неприязнь. И наоборот, если информация, которую вы слышите, связана в вашей душе с чем-то приятным и близким, тогда, вероятнее всего, вы будете испытывать доверие к новым знаниям. Порой эти эмоциональные «ключики» к вашему доверию скрыты даже от вас самих.

Поэтому очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление . И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления. Осознавая свое отношение к тем или иным людям, событиям, фактам и даже формулам, мы извлекаем на поверхность образы, которые оказывают на наше мышление значительное влияние, но в существовании которых мы не отдавали раньше себе отчета.

Иногда для развития способности к осознанию эмоциональной стороны мышления педагоги и психологи используют упражнение «горячий стул». Оно заключается в следующем. В какой-то момент ведущий останавливает занятие и просит кого-нибудь из участников выразить свои эмоции по тому или иному поводу. «Какие чувства вызывает у тебя этот отрывок?», «Как ты относишься к этому герою?», «Что ты чувствуешь, решив эту задачу?» и т.д.

Нам кажется, что специальные упражнения стоит вводить очень дозированно . Такие процедуры разрывают урок и при неправильном использовании могут снизить активность класса. Здесь очень многое зависит от интуиции учителя, его педагогического опыта. Разумное использование оценочных вопросов по ходу урока сохраняет целостность занятия.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ ВОПРОСОВ Ответы на оценочные вопросы должны быть интересны лично вам . Мы уже не раз говорили о необходимости положительного внимания. Не следует (особенно в начальной школе) учителю первому отвечать на им же поставленный оценочный вопрос . Не надо злоупотреблять оценочными вопросами. Даже взрослым людям бывает сложно говорить о своих эмоциях. 4. Ответы на оценочные вопросы должны быть интересны лично вам . Мы уже не раз говорили о необходимости положительного внимания. Как вы прекрасно понимаете, сложнее проявлять внимание к тому, что не затрагивает вашу душу. 5. Не следует (особенно в начальной школе) учителю первому отвечать на им же поставленный оценочный вопрос . Иногда паузы пугают учителей, и они сами начинают отвечать, руководствуясь принципом: «Ни один вопрос не должен оставаться без ответа». Чаще всего затянувшаяся пауза свидетельствует о том, что вопрос был задан не совсем уместно. 6. Не надо злоупотреблять оценочными вопросами . Даже взрослым людям бывает сложно говорить о своих эмоциях.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ ВОПРОСОВ

  • Ответы на оценочные вопросы должны быть интересны лично вам . Мы уже не раз говорили о необходимости положительного внимания.
  • Не следует (особенно в начальной школе) учителю первому отвечать на им же поставленный оценочный вопрос .
  • Не надо злоупотреблять оценочными вопросами. Даже взрослым людям бывает сложно говорить о своих эмоциях.

4. Ответы на оценочные вопросы должны быть интересны лично вам . Мы уже не раз говорили о необходимости положительного внимания. Как вы прекрасно понимаете, сложнее проявлять внимание к тому, что не затрагивает вашу душу.

5. Не следует (особенно в начальной школе) учителю первому отвечать на им же поставленный оценочный вопрос . Иногда паузы пугают учителей, и они сами начинают отвечать, руководствуясь принципом: «Ни один вопрос не должен оставаться без ответа». Чаще всего затянувшаяся пауза свидетельствует о том, что вопрос был задан не совсем уместно.

6. Не надо злоупотреблять оценочными вопросами . Даже взрослым людям бывает сложно говорить о своих эмоциях.

ТВОРЧЕСТВО Творчество — это особый склад ума. Вы можете с абсолютной точностью исполнять на арфе итальянские мелодии, но в то же самое время быть совершенно нетворческим человеком. Но если вы придумали новейший способ завязывания шнурков или заваривания чая, нет никаких сомнений в ваших творческих способностях. Тот, кто считает, что творчество — удел избранных, весьма ошибается. Как правило, люди склонны думать, что творить — значит уметь хорошо рисовать, петь, танцевать, играть на фортепиано или строить замки.

ТВОРЧЕСТВО

Творчество — это особый склад ума.

Вы можете с абсолютной точностью исполнять на арфе итальянские мелодии, но в то же самое время быть совершенно нетворческим человеком.

Но если вы придумали новейший способ завязывания шнурков или заваривания чая, нет никаких сомнений в ваших творческих способностях.

Тот, кто считает, что творчество — удел избранных, весьма ошибается. Как правило, люди склонны думать, что творить — значит уметь хорошо рисовать, петь, танцевать, играть на фортепиано или строить замки.

ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Например: « Что будет, если я немного повременю с покупкой, подкоплю немного денег, а потом куплю новый современный монитор? » « Что будет, если я попрошу твоих знакомых помочь мне найти нужную модель? » « Что будет, если сейчас я куплю монитор меньшего размера, а через некоторое  время, накопив нужную сумму, продам его и куплю тот, который мне нужен? » При решении проблемы вы можете задать их себе, когда вам требуются новые идеи, необходим творческий допинг.

ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза.

Например:

  • « Что будет, если я немного повременю с покупкой, подкоплю немного денег, а потом куплю новый современный монитор? »
  • « Что будет, если я попрошу твоих знакомых помочь мне найти нужную модель? »
  • « Что будет, если сейчас я куплю монитор меньшего размера, а через некоторое время, накопив нужную сумму, продам его и куплю тот, который мне нужен? »

При решении проблемы вы можете задать их себе, когда вам требуются новые идеи, необходим творческий допинг.

КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КАЧЕСТВ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СВЯЗАНЫ С ТВОРЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ?

  • Умение вжиться в роль другого человека
  • Фантазия
  • Критичность
  • Склонность к прогнозам
  • Способность глядеть на вещи под разным углом
  • Логичность мышления
  • Умение вести споры
  • Навык игры на пианино
  • Стремление находить новое применение известным вещам
  • Тяга к изобретениям

Возможно, вы допишете еще несколько особенностей творческого ума.

Посмотрите на следующий список качеств и поставьте галочку рядом с теми, которые, по вашему мнению, связаны с творческим мышлением:

Умение вжиться в роль другого человека □

Фантазия □

Критичность □

Склонность к прогнозам □

Способность глядеть на вещи под разным углом □

Логичность мышления □

Умение вести споры □

Навык игры на пианино □

Стремление находить новое применение известным вещам □

Тяга к изобретениям □

Возможно, вы допишете еще несколько особенностей творческого ума. (72:)

Те из вас, кто отметил « критичность », « логичность мышления », « умение вести споры » и « навык игры на пианино », к сожалению, имеют несколько смутное представление о сущности творческого мышления. Конечно, при определенных условиях творческий человек может обладать и подобными качествами, но они не являются необходимыми. Остальные характеристики непосредственно связаны именно с ним.

ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, ИЛИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ, ВОПРОСЫ Начинаются, как правило, со слова «почему». При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей. Например: « Почему я стесняюсь попросить у своего друга денег в долг?» « Почему вы даете на монитор такой маленький гарантийный срок? » « Зачем я трачу столько денег на каталоги, когда можно просто заглянуть в Интернет? ».  Далее – пример оценочных вопросов – раздаточный материал!

ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, ИЛИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ, ВОПРОСЫ

Начинаются, как правило, со слова «почему».

При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей.

Например:

  • « Почему я стесняюсь попросить у своего друга денег в долг?»
  • « Почему вы даете на монитор такой маленький гарантийный срок? »
  • « Зачем я трачу столько денег на каталоги, когда можно просто заглянуть в Интернет? ».

Далее – пример оценочных вопросов – раздаточный материал!

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой. Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны. Например: « А что бы ты предпринял на моем месте? » « Объясни, пожалуйста, каким образом это можно осуществить на практике? » « Где ты видел, чтобы мониторы с высокой степенью защиты так дешево стоили? »

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой.

Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.

Например:

  • « А что бы ты предпринял на моем месте? »
  • « Объясни, пожалуйста, каким образом это можно осуществить на практике? »
  • « Где ты видел, чтобы мониторы с высокой степенью защиты так дешево стоили? »

УПРАЖНЕНИЕ «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА» Четко сформулируйте проблему. Запишите десять вопросительных слов, которые придут вам на ум. Задайте эти вопросы относительно своей проблемы. А теперь — ответьте на них. Вы сразу же поймете направление, в котором нужно искать — там, где сложнее всего ответить. ЧТО ___________________________________________________________________? КТО __________________________________________________________________? ГДЕ ___________________________________________________________________? КАК ___________________________________________________________________? КОГДА _________________________________________________________________? ПОЧЕМУ _______________________________________________________________? ЗАЧЕМ _________________________________________________________________? ОТКУДА _______________________________________________________________? КАКОЙ...? КАКАЯ ________________________________________________________? КАКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ __________________________________________________? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ____________________________________________________? ЧЕМ ЛУЧШЕ _____________________________________________________________?

УПРАЖНЕНИЕ «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»

  • Четко сформулируйте проблему.
  • Запишите десять вопросительных слов, которые придут вам на ум.
  • Задайте эти вопросы относительно своей проблемы.
  • А теперь — ответьте на них. Вы сразу же поймете направление, в котором нужно искать — там, где сложнее всего ответить.

ЧТО ___________________________________________________________________?

КТО __________________________________________________________________?

ГДЕ ___________________________________________________________________?

КАК ___________________________________________________________________?

КОГДА _________________________________________________________________?

ПОЧЕМУ _______________________________________________________________?

ЗАЧЕМ _________________________________________________________________?

ОТКУДА _______________________________________________________________?

КАКОЙ...? КАКАЯ ________________________________________________________?

КАКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ __________________________________________________?

ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ____________________________________________________?

ЧЕМ ЛУЧШЕ _____________________________________________________________?

ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Линия ценностей Мозаика «Джигсоу» Мозговой штурм Причинная карта Продвинутая лекция РАФТ Синквейн Стратегия 3-2-1 Таблица З-Х-У Тонкие и толстые вопросы Эссе 6 шляп мышления Линия ценностей Мозаика «Джигсоу» Мозговой штурм Причинная карта Продвинутая лекция РАФТ Синквейн Стратегия 3-2-1 Таблица З-Х-У Тонкие и толстые вопросы Эссе 6 шляп мышления Ассоциативный куст Бортовой журнал Взаимоопрос Групповая дискуссия Двухрядный круглый стол Диаграмма Вена Доска вопросов Идеал Инсерт Кластеры Ключевые термины Кубизм Ассоциативный куст Бортовой журнал Взаимоопрос Групповая дискуссия Двухрядный круглый стол Диаграмма Вена Доска вопросов Идеал Инсерт Кластеры Ключевые термины Кубизм

ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • Линия ценностей Мозаика «Джигсоу» Мозговой штурм Причинная карта Продвинутая лекция РАФТ Синквейн Стратегия 3-2-1 Таблица З-Х-У Тонкие и толстые вопросы Эссе 6 шляп мышления
  • Линия ценностей
  • Мозаика «Джигсоу»
  • Мозговой штурм
  • Причинная карта
  • Продвинутая лекция
  • РАФТ
  • Синквейн
  • Стратегия 3-2-1
  • Таблица З-Х-У
  • Тонкие и толстые вопросы
  • Эссе
  • 6 шляп мышления
  • Ассоциативный куст Бортовой журнал Взаимоопрос Групповая дискуссия Двухрядный круглый стол Диаграмма Вена Доска вопросов Идеал Инсерт Кластеры Ключевые термины Кубизм
  • Ассоциативный куст
  • Бортовой журнал
  • Взаимоопрос
  • Групповая дискуссия
  • Двухрядный круглый стол
  • Диаграмма Вена
  • Доска вопросов
  • Идеал
  • Инсерт
  • Кластеры
  • Ключевые термины
  • Кубизм

АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ Написать ключевую фразу на доске Ученики предлагают идеи, которые располагаются вокруг ключевой фразы   Ученики не только должны давать собственные идеи, а и объяснить, почему именно так, а не иначе.

АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ

  • Написать ключевую фразу на доске
  • Ученики предлагают идеи, которые располагаются вокруг ключевой фразы Ученики не только должны давать собственные идеи, а и объяснить, почему именно так, а не иначе.

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ Фиксация информации с помощью ключевых слов, графических форм, кратких предложений, вопросов.

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

  • Фиксация информации с помощью ключевых слов, графических форм, кратких предложений, вопросов.

ВЗАИМООПРОС Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

ВЗАИМООПРОС

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления».

  • Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ

Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

Обязательным условием при проведении дискуссии является:

  • уважение к различным точкам зрения ее участников;
  • совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

ДВУХРЯДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ Учитель образует из участников две группы: Первая группа образует «внутренний» круг. Участники этой группы свободно высказываются по проблеме. Участники «внешнего» круга фиксируют высказывания участников «внутреннего» круга, готовив свои комментария и вопросы. Учитель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, фиксирует различные точки зрения. В заключение работы учитель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

ДВУХРЯДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ

Учитель образует из участников две группы:

  • Первая группа образует «внутренний» круг. Участники этой группы свободно высказываются по проблеме.
  • Участники «внешнего» круга фиксируют высказывания участников «внутреннего» круга, готовив свои комментария и вопросы.

Учитель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, фиксирует различные точки зрения. В заключение работы учитель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

ДИАГРАММА ВЕНА Эта диаграмма составляется с трех или больше кругов, которые пересекаются. В тех местах, которые являются общими, мы пишем те черты, которые присущие понятиям, которые сравниваются, а в тех, которые не пересекаются, мы пишем те черты, которые не являются общими. Эта техника есть очень интересной потому, что мы используем не только устную информацию, но и наглядную.

ДИАГРАММА ВЕНА

Эта диаграмма составляется с трех или больше кругов, которые пересекаются.

В тех местах, которые являются общими, мы пишем те черты, которые присущие понятиям, которые сравниваются, а в тех, которые не пересекаются, мы пишем те черты, которые не являются общими.

Эта техника есть очень интересной потому, что мы используем не только устную информацию, но и наглядную.

ДОСКА ВОПРОСОВ Это место в классе, где можно писать или вывешивать вопрос, которые возникают при обсуждении на уроке. Цель этого метода в том, чтобы: иметь место размещать свои вопросы, которые возникают в меру изучения темы; обсудить их с одноклассниками. «Доску вопросов» надо поместить в легкодоступном месте. Когда у учителя нет времени ответить на все вопросы, ученики могут их там поместить и учитель может потом их собрать, выучить и ответить или в письменной форме, или устно на следующих уроках, или вынести их на обсуждение в классе.

ДОСКА ВОПРОСОВ

  • Это место в классе, где можно писать или вывешивать вопрос, которые возникают при обсуждении на уроке. Цель этого метода в том, чтобы: иметь место размещать свои вопросы, которые возникают в меру изучения темы; обсудить их с одноклассниками.

«Доску вопросов» надо поместить в легкодоступном месте. Когда у учителя нет времени ответить на все вопросы, ученики могут их там поместить и учитель может потом их собрать, выучить и ответить или в письменной форме, или устно на следующих уроках, или вынести их на обсуждение в классе.

ИДЕАЛ Алгоритм: Шаг 1. И нтересно, в чем проблема? Шаг 2. Д авайте найдем как можно больше способов решения проблем! Шаг 3. Е сть ли какие-либо хорошие решения? Шаг 4. А теперь сделаем выбор! Шаг 5. Л юбопытно, как это осуществить на практике? Дж. Бремсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе с текстами и при анализе ситуации. Эта стратегия называется «Идеал» [Заир-Бек, 2005: 116]. Проблема определяется в самом общем виде.

ИДЕАЛ

Алгоритм:

  • Шаг 1. И нтересно, в чем проблема?
  • Шаг 2. Д авайте найдем как можно больше способов решения проблем!
  • Шаг 3. Е сть ли какие-либо хорошие решения?
  • Шаг 4. А теперь сделаем выбор!
  • Шаг 5. Л юбопытно, как это осуществить на практике?

Дж. Бремсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе с текстами и при анализе ситуации. Эта стратегия называется «Идеал» [Заир-Бек, 2005: 116]. Проблема определяется в самом общем виде.

АЛГОРИТМ ИДЕАЛА Выделить в тексте проблему, основной вопрос. Описать ее (выявить суть). Определить варианты подходов к решению; ответов на проблемный вопрос подходов к решению; ответов на проблемный вопрос Действие (решение); Вывод (рефлексия своей работы). Формулировка проблемы в самом общем виде. Формулировка проблемы в виде вопроса. Генерирование как можно большего числа вариантов решения Формулировка проблемы в самом общем виде. Формулировка проблемы в виде вопроса. Генерирование как можно большего числа вариантов решения Проблемы. Мозговая атака. Кластеры. Критика запрещена. Выбор наилучших вариантов. Планирование осуществления решения. Иногда возможен возврат к предыдущим этапам Выбор наилучших вариантов. Планирование осуществления решения. Иногда возможен возврат к предыдущим этапам

АЛГОРИТМ ИДЕАЛА

  • Выделить в тексте проблему, основной вопрос.
  • Описать ее (выявить суть).
  • Определить варианты
  • подходов к решению; ответов на проблемный вопрос
  • подходов к решению;
  • ответов на проблемный вопрос
  • Действие (решение);
  • Вывод (рефлексия своей работы).
  • Формулировка проблемы в самом общем виде. Формулировка проблемы в виде вопроса. Генерирование как можно большего числа вариантов решения
  • Формулировка проблемы в самом общем виде.
  • Формулировка проблемы в виде вопроса.
  • Генерирование как можно большего числа вариантов решения
  • Проблемы. Мозговая атака. Кластеры. Критика запрещена.
  • Выбор наилучших вариантов. Планирование осуществления решения. Иногда возможен возврат к предыдущим этапам
  • Выбор наилучших вариантов.
  • Планирование осуществления решения.
  • Иногда возможен возврат к предыдущим этапам

ИНСЕРТ (МАРКИРОВКА ТЕКСТА ЗНАЧКАМИ ПО МЕРЕ ЕГО ЧТЕНИЯ) Работа с текстом, возможные пометки Во время чтения текста на полях делаются пометки, а после работы необходимо заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф. В нее кратко заносятся заметки из текста ¬  уже знал +  новое -  думал иначе ?  не понял, есть вопросы Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки, а после этого заполняют таблицу, в которой значки - заголовки граф. В таблицу учащиеся тезисно заносят сведения из текста. Этот приём работает на стадии осмысления содержания. Для заполнения таблицы ученики снова возвращаются к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический приём «Инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».

ИНСЕРТ (МАРКИРОВКА ТЕКСТА ЗНАЧКАМИ ПО МЕРЕ ЕГО ЧТЕНИЯ)

Работа с текстом, возможные пометки

Во время чтения текста на полях делаются пометки, а после работы необходимо заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф. В нее кратко заносятся заметки из текста

¬ уже знал

+ новое

- думал иначе

? не понял, есть вопросы

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки, а после этого заполняют таблицу, в которой значки - заголовки граф. В таблицу учащиеся тезисно заносят сведения из текста. Этот приём работает на стадии осмысления содержания. Для заполнения таблицы ученики снова возвращаются к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический приём «Инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».

КЛАСТЕРЫ Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие- то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно – следственных связей между «гроздьями ».  Система кластеров охватывает большое количество информации, чем вы получите при обычной письменной работе. Этот приём имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе предварительной информации, установление причинно–следственных связей между отдельными смысловыми блоками (индивидуально или в группах).

КЛАСТЕРЫ

Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие- то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

  • Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно – следственных связей между «гроздьями ».

Система кластеров охватывает большое количество информации, чем вы получите при обычной письменной работе.

Этот приём имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе предварительной информации, установление причинно–следственных связей между отдельными смысловыми блоками (индивидуально или в группах).

Естественный  свет Влажность почвы Влажность  воздуха Искусственный  свет Освещенность Влажность Температура  почвы Какие факторы  влияют на рост  растений? Минеральные  вещества Температура Состав почвы Температура  воздуха Рыхлость почвы Органический  вещества Глубина  рыхления Наличие  корки  40

Естественный свет

Влажность почвы

Влажность воздуха

Искусственный свет

Освещенность

Влажность

Температура почвы

Какие факторы влияют на рост растений?

Минеральные вещества

Температура

Состав почвы

Температура воздуха

Рыхлость почвы

Органический вещества

Глубина рыхления

Наличие корки

40

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте. Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины. При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена. 40

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

  • Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
  • Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.

40

КУБИЗМ

  • Опишите — посмотрите близко на предмет и опишите то, что вы видите: цвет, форма, размеры, воспоминания, и т.д.
  • Сравните — с чем является подобным? Чем отличается?
  • Пообщайтесь — о том, что вы думаете? Что пришло на ум?
  • Анализируйте — сообщите, как это сделано. Вы не должны знать; вы можете выдумать.
  • Применяйте — сообщайте то, что вы сможете сделать с этим, как это можно использовать?
  • Приведите доводы за или против — выходите вперед и высказывайтесь. Используйте любой довод — рациональный, глупый, или что-то среднее.

Итак, ученики научились работать с текстом, теперь пришло время научить их пересказывать его. Что делать, чтобы студенты пользовались добытой информацией а не переписывали ключевые фразы из текста? Снова обращаюсь к методу критического мышления. На занятиях я довольно часто пользуюсь методом, как я его называю, «кубизм». Делаются из картона или второго подручного материала кубы, на гранях которых можно писать любые вопросы к тексту, при этом для каждой группы студентов эти вопросы могут быть разными, а в самой группе можно распределить грани с вопросами между участниками группы. Таким образом, студенты учатся работать в команде и нести ответственность за работу в команде.

ЛИНИЯ ЦЕННОСТЕЙ Ставится вопрос, требующий ответа « Да » либо « Нет ». Учитель с помощником становятся в разных концах класса. Один из них высказывается « За », другой – « Нет ». Учащимся предлагается занять какое-то место по прямой между ними, согласно своей точке зрения. Прежде чем занять то или иное место, ученик должен пояснить свою точку зрения.

ЛИНИЯ ЦЕННОСТЕЙ

  • Ставится вопрос, требующий ответа « Да » либо « Нет ».
  • Учитель с помощником становятся в разных концах класса. Один из них высказывается « За », другой – « Нет ».
  • Учащимся предлагается занять какое-то место по прямой между ними, согласно своей точке зрения.
  • Прежде чем занять то или иное место, ученик должен пояснить свою точку зрения.

МОЗАИКА «ДЖИГСОУ» Группа делится на небольшие подгруппы численностью от 3 до 5 лиц (так называемые домашние группы). Каждый участник получает номер от 1 до 5 . Называется тема статьи или текста и учитель поясняет, что надо понять текст, который будет изучаться по частям. Текст делится на части. И участники с одинаковыми номерами собираются в экспертные группы Методическая структура «Мозаика» реализуется на усвоения.

МОЗАИКА «ДЖИГСОУ»

  • Группа делится на небольшие подгруппы численностью от 3 до 5 лиц (так называемые домашние группы). Каждый участник получает номер от 1 до 5 .
  • Называется тема статьи или текста и учитель поясняет, что надо понять текст, который будет изучаться по частям.
  • Текст делится на части. И участники с одинаковыми номерами собираются в экспертные группы

Методическая структура «Мозаика» реализуется на усвоения.

МОЗАИКА «ДЖИГСОУ» Каждая группа досконально изучает свою часть текста. Потом участники расходятся по домашним группам. И теперь начинается полное изучение текста. То есть, каждый номер должен рассказать и изложить содержание своей части текста, чтобы все члены группы могли ответить на вопросы к нему. Учитель потом проверяет понимание текста и на вопросы отвечают все члены группы, а не тот участник, который отвечал за тот или иной кусок текста. Методическая структура «Мозаика» реализуется на усвоения.

МОЗАИКА «ДЖИГСОУ»

  • Каждая группа досконально изучает свою часть текста.
  • Потом участники расходятся по домашним группам.
  • И теперь начинается полное изучение текста. То есть, каждый номер должен рассказать и изложить содержание своей части текста, чтобы все члены группы могли ответить на вопросы к нему. Учитель потом проверяет понимание текста и на вопросы отвечают все члены группы, а не тот участник, который отвечал за тот или иной кусок текста.

Методическая структура «Мозаика» реализуется на усвоения.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ Групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; 2 э т а п: Обмен информацией. Как показывает практика, путём «мозгового штурма» всего за несколько минут может получиться несколько десятков идей. Вы выбираете группу людей, ставите им задачу и просите всех участников обсуждения высказывать свои мысли по поводу решения этой задачи. Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени.

  • 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
  • 2 э т а п: Обмен информацией.

Как показывает практика, путём «мозгового штурма» всего за несколько минут может получиться несколько десятков идей.

Вы выбираете группу людей, ставите им задачу и просите всех участников обсуждения высказывать свои мысли по поводу решения этой задачи.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОЗГОВОГО ШТУРМА Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; Оперативная запись высказанных предложений.  Примечание : парная мозговая атака помогает учащимся, которым сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОЗГОВОГО ШТУРМА

  • Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
  • При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
  • Оперативная запись высказанных предложений.

Примечание : парная мозговая атака помогает учащимся, которым сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

ПРИЧИННАЯ КАРТА В центре причинной карты указывается та проблема, над которой предстоит подумать. Вокруг в прямоугольниках располагаются причины, которые оказывают влияние на проблему Причина 6 Причина 5 Причина 1 Это графический способ представления информации, который помогает видеть причины событий, явлений. Для отображения силы связи можно использовать различную толщину стрелок. Событие,  явление Причина 4 Причина 2 Причина 2.1 Причина 3 Причина 2.2

ПРИЧИННАЯ КАРТА

В центре причинной карты указывается та проблема, над которой предстоит подумать. Вокруг в прямоугольниках располагаются причины, которые оказывают влияние на проблему

Причина 6

Причина 5

Причина 1

Это графический способ представления информации, который помогает видеть причины событий, явлений.

Для отображения силы связи можно использовать различную толщину стрелок.

Событие, явление

Причина 4

Причина 2

Причина 2.1

Причина 3

Причина 2.2

ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ Вызов . Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции.  (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). Анонс содержания первой части лекции . Задание для учащихся (для начала лекции): по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «-» услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом (аудированный вариант ИНСЕРТа) Осмысление. Учитель зачитывает первую часть лекции. Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия . Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению. Предметная область лекций не ограничена. Задания и способы организации индивидуальной и коллективной деятельности могут варьироваться.

ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ

  • Вызов . Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).
  • Анонс содержания первой части лекции . Задание для учащихся (для начала лекции): по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «-» услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом (аудированный вариант ИНСЕРТа)
  • Осмысление. Учитель зачитывает первую часть лекции.

Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия . Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.

Предметная область лекций не ограничена. Задания и способы организации индивидуальной и коллективной деятельности могут варьироваться.

ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ Рефлексия . Предварительное подведение итогов.(Индивидуальное задание: выделение главного – письменный ответ. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар). Повторный вызов . Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2). Осмысление . Учитель зачитывает вторую часть лекции.

ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ

  • Рефлексия . Предварительное подведение итогов.(Индивидуальное задание: выделение главного – письменный ответ. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар).
  • Повторный вызов . Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2).
  • Осмысление . Учитель зачитывает вторую часть лекции.

ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ Рефлексия . Подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, выступления от пар). Итоговая рефлексия . Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе. Работы сдаются учителю . Используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего занятия. Предметная область лекций не ограничена. Задания и способы организации индивидуальной и коллективной деятельности могут варьироваться.

ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ

  • Рефлексия . Подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, выступления от пар).
  • Итоговая рефлексия . Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе.
  • Работы сдаются учителю . Используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего занятия.

Предметная область лекций не ограничена. Задания и способы организации индивидуальной и коллективной деятельности могут варьироваться.

РАФТ Социо-игровое задание: Р (оль) А (удитория) Ф (орма) Т (ема) Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.

РАФТ

Социо-игровое задание:

Р (оль)

А (удитория)

Ф (орма)

Т (ема)

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.

СИНКВЕЙН Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными. Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме. Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философской обобщение, повторяющее суть темы. Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн – резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.

СИНКВЕЙН

  • Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным.
  • Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными.
  • Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
  • Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философской обобщение, повторяющее суть темы.

Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн – резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.

ПРИМЕР СИНКВЕЙНА Снег Пушистый, мягкий Лежит, хрустит, сверкает. Белоснежный ковёр покрыл землю. Красота!

ПРИМЕР СИНКВЕЙНА

Снег

Пушистый, мягкий

Лежит, хрустит, сверкает.

Белоснежный ковёр покрыл землю.

Красота!

СТРАТЕГИЯ 3-2-1 Задайте 3 вопроса Дайте 2 замечания Оставьте 1 предложение

СТРАТЕГИЯ 3-2-1

  • Задайте 3 вопроса
  • Дайте 2 замечания
  • Оставьте 1 предложение

ТАБЛИЦА З-Х-У Способ организации материала Знаю Хочу узнать Узнал

ТАБЛИЦА З-Х-У

Способ организации материала

Знаю

Хочу узнать

Узнал

ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Как звали…?

Объясните, почему….?

В чём различия…?

На стадии вызова это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.

На стадии осмысления содержания приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания.

При рефлексии - для демонстрации понимания пройденного.

Большое значение отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам как данность, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Таблица «тонких» (Кто…? Что…? Когда…? Как звали…?) и «толстых» (Объясните, почему….? В чём различия…?) вопросов может быть использована на любой из трёх стадий урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии - для демонстрации понимания пройденного.

ЭССЕ (10-МИНУТНОЕ) После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять . При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

ЭССЕ (10-МИНУТНОЕ)

После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему.

Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять . При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

ЭССЕ (5-МИНУТНОЕ) Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: написать, что они узнали по новой теме; задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. написать, что они узнали по новой теме; задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

ЭССЕ (5-МИНУТНОЕ)

Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.

Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

  • написать, что они узнали по новой теме; задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
  • написать, что они узнали по новой теме;
  • задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

6 ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

  • Белая шляпа: информация
  • Красная шляпа: чувства и интуиция
  • Черная шляпа: критика
  • Желтая шляпа: логический позитив
  • Зеленая шляпа: креативность
  • Синяя шляпа: управление процессом

Варианты использования:

Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Черная шляпа: критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

Желтая шляпа: логический позитив

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Презентацию подготовила для Вас Рябухина Н.А., методист ГЦИ «Эгида» СПИСОК ИСТОЧНИКОВ John H. Clarke. Using visual organizers to focus on thinking. Journal of Reading, 34:7, April 1991 , pp. 526-534. (Кларк Дж. Г. Использование визуальных организаторов для фокусирования на мышлении. © Перевод — Е. Н. Волков, 2009 ) Дайана Халперн. Психология критического мышления. 4-е международное издание  Издательство: Питер, 2000 г. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — С. 54-72. Метод критического мышления  Примеры методических приемов технологии развития критического мышления  Шесть вопросов — море ответов  Шесть типов вопросов  Яндекс.Картинки

Презентацию подготовила для Вас Рябухина Н.А., методист ГЦИ «Эгида»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  • John H. Clarke. Using visual organizers to focus on thinking. Journal of Reading, 34:7, April 1991 , pp. 526-534. (Кларк Дж. Г. Использование визуальных организаторов для фокусирования на мышлении. © Перевод — Е. Н. Волков, 2009 )
  • Дайана Халперн. Психология критического мышления. 4-е международное издание Издательство: Питер, 2000 г.
  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — С. 54-72.
  • Метод критического мышления
  • Примеры методических приемов технологии развития критического мышления
  • Шесть вопросов — море ответов
  • Шесть типов вопросов
  • Яндекс.Картинки