СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов предназначен для работы психолога с педагогическим коллективом. Перед проведением рекомендуется провести диагностику на СЭВ.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов.»

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов.

Задачи:

1. Снижение уровня эмоционального напряжения педагогов.

2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

3. Развитие позитивной Я-концепции педагогов.


Здравствуйте, уважаемые педагоги! Наш сегодняшний тренинг по традиции посвящен теме «Профилактика синдрома эмоционального выгорания», но перед тем как мы  начнем, проведем разминку. Все мы постоянно учимся, и, как правило, часто нас чему-то учит жизнь. Я хочу, чтобы Вы поделились сегодня со всеми тем, чему научила она именно Вас. А слушатели обязательно оценят Ваш рассказ поднятым вверх пальцем и словами «Это классно!»


Упражнение «Это классно!»

Цель: сплочения коллектива, поддержки друг друга.

Один участник выходит на середину и продолжает фразу: «Жизнь научила меня...», а остальные участники после каждого высказывания поднимают вперед руку с выставленным вверх пальцем и произносят: «Это классно!».


А теперь предлагаю коллегам рассказать, чему они научились друг у друга.

Упражнение «Я учусь у тебя»

Цель: поддержание положительного эмоционального настроя друг к другу.

Педагоги встают в круг, ведущий бросает участнику мяч со словами: «Я учусь у тебя …». Участники называют профессиональное или личностное качество человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего. Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться …» или «Да, я могу научить …». Затем он бросает мяч другому участнику.

Например, Юлия Сергеевна, я учусь у Вас доброжелательности.

Юлия Сергеевна: «Да, у меня можно этому научиться».


В нашем коллективе происходит не только обмен опытом, но и обмен профессиональными и человеческими качествами. Теперь проверим насколько вы сплоченная команда.

Властелины кольца

Описание упражнения

Для выполнения этого упражнения понадобится кольцо диаметром 7 — 15 см (можно взять, например, моток неширокого скотча), к которому привязаны на равном расстоянии друг от друга 3 нитки длиной полтора-два метра каждая. Три участника становятся по кругу на расстоянии примерно полтора метра друг от друга, и каждый из них берет в руки по одной нитке. Их задача – действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку. Упражнение выполняется в нескольких вариантах:

1.Участники стоят с открытыми глазами и могут переговариваться между собой (самый простой, «разминочный» вариант).

2.Глаза участников открыты, но переговариваться они не могут.

3.Участники закрывают глаза. За спиной каждого из них встает еще по одному человеку, которые смотрят на происходящее и подсказывают каждый своему подопечному, как двигать нитку, чтобы кольцо опустилось в нужном месте.

4.Так же, как вариант 3, но переговариваться нельзя. Вместо этого участники, глаза которых открыты, кладут руку на плечо тех, кто держит нитку с закрытыми глазами, и управляют ими с помощью движений своей руки.

Смысл упражнения

Обучение координации совместных действий, поиску способов коллективного решения необычной проблемы, а также обмену информацией при ограниченности средств для этого.

Обсуждение

Сначала участники обмениваются впечатлениями по поводу упражнения, потом их просят поделиться своими мнениями о том, какие психологические качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения и каким реальным жизненным ситуациям его можно уподобить.


У нас очень сплоченный коллектив, все мы умеем работать вместе при любых обстоятельствах.

Теперь давайте вернемся на свои места, каждому я раздам по листу бумаги.

Упражнение «Апельсин»:

На листе бумаги начертить круг. Разделить его на 4 части: семья, Я, друзья, работа.

Насколько они в вашей жизни присутствуют, времени занимают, значимы – настолько большой сектор нужно выделить.

Проанализировать, какой кусочек самый маленький, какой самый большой.

Самый маленький сектор – проблемный.

Сектор – Я  делим на 2 части: тело, душа.

Анализ: какой сектор самый маленький, большой.

Сектор Семья делим на близких, питомца, родственников, которые живут отдельно.

Работа – удовольствие от работы и стресс. Друзья–по количеству друзей.

Самый маленький сектор – проблемный.


Обратите внимание, как мало времени вы уделяете себе, но ведь вы уникальны… неповторимы. Каждая из вас – это подарок миру.

Упражнение «Я – подарок»

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим «Я - подарок». Нужно наполнить данную фразу своим содержанием. «Какой Вы подарок?», «Для кого Вы подарок?»


Упражнение «Калоши счастья» 

Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Упражнение «Банка»

Ведущий: Сейчас я возьму стеклянную банку и наполню её камнями. Скажите, пожалуйста, полна ли банка? (Ответили: да, полна) Сейчас я возьму банку гороха и высыплю её содержимое в большую банку, немного потрясу её. Горох занял свободное место между камнями. А теперь полна банка? (Ответили: да, полна.)

Тогда я взяла коробку, наполненную песком, и насыпала его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Полна ли банка? (Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.) Тогда из-под стола я достала кружку с и вылила её в банку до последней капли, размачивая песок.

Ведущий: - А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.

Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.

Песок — это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И так же в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей.

Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. И как много бы не было песка в вашей жизни, помните, у вас всегда есть время на чашечку кофе.


Рефлексия проводится с помощью рефлексивного кубика. Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.

Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик):

•Трудно ли Вам было отвечать?

•Было ли для Вас что-то новое?

•Считаете ли Вы полезными такие тренинги?

•Открыли ли Вы что-то новое для себя?

•Как Вы себя сейчас чувствуете?

•Какие у Вас сейчас ощущения?


А теперь предлагаю немного расслабиться. Сядьте поудобнее или лягте. Закройте глаза и сделайте несколько медленных вдохов. Выключите все средства коммуникации чтобы не отвлекаться.

Медитация аудио «Экспресс медитация и релаксация»

Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости!

Спасибо за работу!