СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочный вариант для подготовки к ЕГЭ по биологии

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант»

Тренировочный ВАРИАНТ

Задание №1 Рассмотрите предложенную схему видов деления бактериальной клетки.

Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Задание №2 Рассмотрите таблицу.

ВИД БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

ПРИМЕРЫ

Идиоадаптация

Различные ротовые аппараты у насекомых, защитная окраска древесной лягушки

?

Появление четырехкамерного сердца у птиц, появление семян у высших растений

Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Задание №3 В результате трансляции образовалась полипептидная цепь, состоящая из 78 аминокислот. Сколько нуклеотидов иРНК участвовали в ее синтезе?

Запишите соответствующее число.

Задание №4 Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания митоза.

  1. Происходит в 2 этапа

  2. В анафазе образуется 4 гомологичных однохроматидных хромосомы

  3. Происходит образование соматических клеток

  4. Происходит образование половых клеток

  5. Обеспечивает регенерацию организма

Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.


Задание №5 Установите соответствие между процессами и этапами мейоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

ЭТАПЫ МЕЙОЗА

А) кроссинговер

1) анафаза 2

Б) укорачивание нитей веретена деления

2) профаза 1

В) растворение ядерной оболочки


Г) расхождение центриолей к полюсам клетки


Д) расхождение однохроматидных хромосом к полюсам клетки


Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГД.

Задание №6 Признак карих глаз — доминантный, признак голубых глаз — рецессивный. Какова вероятность (в процентах) рождения голубоглазых детей в браке голубоглазой женщины и кареглазого мужчины, мать которого была голубоглазой?

Ответ запишите в виде последовательности цифр.

Задание №7 Для всех приведённых ниже организмов, кроме двух, характерно внутреннее оплодотворение.

  1. Тигровая акула

  2. Колюшка трехиглая

  3. Фазан золотой

  4. Австралийская квакша

  5. Черный носорог

Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. 

Задание №8 Установите соответствие между примерами организмов и их типами получения питательных веществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМ

ТИП ПОЛУЧЕНИЯ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ

А) подосиновик белый

1) автотрофный

Б) ольха серая

2) гетеротрофный

В) цианобактерии


Г) чумная палочка


Д) лисичка обыкновенная


Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГД.

Задание №9 Для представителей класса хрящевые рыбы характерно:

  1. Отсутствие плавательного пузыря

  2. Наличие рыла

  3. Наличие жаберных крышек

  4. Живорождение

  5. Живут только в пресных водоемах

  6. Наличие костной чешуи

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 

Задание №10 Установите соответствие между видами грибов и их значением для человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИД ГРИБОВ

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

А) бледная поганка

1) съедобные

Б) волнушка розовая

2) ядовитые (несъедобные)

В) белый гриб


Г) перечный гриб


Д) шампиньон


Е) Маслята


Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГДЕ.

Задание №11 Установите последовательность таксономических названий, начиная с наибольшего.

  1. Роза дамасская

  2. Растения

  3. Розовые

  4. Двудольные

  5. Покрытосеменные

  6. Эукариоты

В ответе напишите соответствующую последовательность цифр.

З адание №12 Какие цифры на схеме верно подписаны? Выберите три верных ответа из шести.

  1. Эпидермис

  2. Мышца, поднимающая волос

  3. Сосуд

  4. Дерма

  5. Сальная железа

  6. Волосяной фолликул

Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.


Задание №13 Установите соответствие между железами человека и их классификацией: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

НАЗВАНИЕ ЖЕЛЕЗЫ

КЛАССИФИКАЦИЯ

А) поджелудочная железа

1) железа внутренней секреции

Б) надпочечники

2) железа смешанной секреции

В) половые железы

 

Г) гипофиз

 

Д) щитовидная железа


Е) паращитовидные железы


Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГДЕ.

Задание №14 Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи.

  1. Действие амилазы на крахмал

  2. Начало переваривания белков

  3. Всасывание глицерина и жирных кислот

  4. Эмульгация жиров

  5. Передвижение пищевого комка

В ответе напишите соответствующую последовательность цифр.


Задание №15 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания признаков, которые можно использовать при применении экологического критерия вида трясогузка белая.


(1) Длина тела белой трясогузки составляет 16-19 см и для неё характерен длинный хвост. (2) Питание трясогузки состоит большей частью из насекомых, преимущест-венно из мелких двукрылых, таких как комары и мухи. (3) Кроме того, птицы поедают ручейников и жуков, очень редко птицы поедают ягоды или семена. (4) Изредка белая трясогузка встречается и на Аляске. (5) Строит гнёзда в углублениях, например, в трещинах стен, дуплах деревьев, под крышами зданий и складах брёвен. (6) Самки откладывают 5-6 беловатых с тёмно-серыми точками яиц, нередко дважды за сезон.

Запишите цифры под какими указаны правильные ответы.


Задание №16 Установите соответствие между примерами и видами адаптации организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ АДАПТАЦИЙ

А) постоянная температура тела у теплокровных

1) биохимические адаптации

Б) интенсивность фотосинтеза

2) физиологические адаптации

В) выработка пахучих веществ

 

Г) накопление жира у верблюдов перед засушливым периодом


Д) увеличение частоты сердечных сокращений при беге


Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГД.

Задание №17 Какие из следующих биотических связей относятся к симбиотическим:

  1. Аменсализм

  2. Протокооперация

  3. Конкуренция

  4. Мутуализм

  5. Нейтрализм

  6. Комменсализм

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 


Задание №18 Установите соответствие между примерами и экологическими факторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

А) охота на зайцев

1) антропогенные

Б) наводнение

2) абиотические

В) загрязнение рек отходами промышленности

 

Г) сезонные изменения температур

 

Д) загрязнение атмосферы


Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГД.

Задание №19 Установите последовательность процессов в цикле развития ели.

  1. Оплодотворение

  2. Развитие спорофита

  3. Развитие мегаспоры

  4. Опыление

  5. Прорастание пыльцевой трубки

Запишите соответствующую последовательность цифр.

Задание №20 Рассмотрите рисунок с изображением стадии развития зародыша и определите зародышевый листок, обозначенный знаком “?”, а также развивающиеся впоследствии органы и ткани и саму стадию развития.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке.

Зародышевый листок

Органы и ткани

Стадия развития зародыша

(А)______________

(Б)______________

(В)______________

Д ля каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

  1. Кровь, мышцы

  2. Эктодерма

  3. Пищеварительная и дыхательная система

  4. Слюнные железы, нервная система

  5. Нейрула

  6. Мезодерма

  7. Гаструла

  8. Зигота

Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВ.

Задание №21 Проанализируйте график изменения температуры тела человека в зависимости от длительности заболевания малярией.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

  1. Инфицирование человека малярией происходит путем укуса малярийного комара — переносчика малярийного плазмодия

  2. Повышение температуры тела происходит скачкообразно

  3. Температура больного достигла 42 градусов на 10 день заболевания

  4. Температура больного не была ниже 35 градусов

  5. Малярийный плазмодий в крови человека размножается путем шизогонии

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.


Задание №22 Почему при энергетической работе мышц дыхание учащается? Какую роль при этом играет кровь?

Дайте обоснованный ответ.

Задание №23 Определите вид деления клетки и фазу деления. Какие процессы при этом происходят в клетке?



Дайте развернутый ответ


Задание №24 Найдите три ошибки в приведённом тексте «Клетка  единица живого».

  (1) Выделяют два надцарства живых организмов: Прокариоты и Эукариоты. (2) прокариоты не имеют оформленного ядра, вместо него они содержат кольцевую молекулу ДНК. (3) Также прокариоты содержат рибосомы, митохондрии, а также другие мембранные органоиды. (4) К надцартву Эукариоты относятся следующие царства: царство Растений, царство Животные, царство Грибы. (5) Все представители данных царств - многоклеточные организмы. (6) Также все клетки представителей данных царств имеют клеточную стенку.

Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

Задание №25 Как определить к какому классу Покрытосеменных относится то или иное растение? Укажите не менее 4 особенностей для каждого класса. Назовите не менее 2 примеров семейств для каждого из данных классов.

Дайте обоснованный ответ.

Задание №26 Объясните, как деятельность человека по отношению к окружающей среде влияет на изменение климата на планете. Приведите не менее 4 аргументов.


Задание №27 Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5' концу в одной цепи соответствует 3' конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5' конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5' к 3' концу. Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь — матричная):

5’ - АТТЦГАТГТГГЦТЦЦАГГ - 3’

3’ - ТААГЦТАЦАЦЦГАГГТЦЦ - 5’

Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, обозначьте 5' и 3ʹ концы этого фрагмента и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5ʹ конца соответствует антикодону тРНК.

Объясните все полученные результаты. Для решения используйте таблицу генетического кода.

Задание №28 Женщина с четвертой группой крови и положительным резус-фактором вышла замуж за мужчину со второй группой крови и положительным резус-фактором (дигетерозигота по данным признакам), все рожденные дети имели положительный резус-фактор. Определите возможные генотипы и фенотипы детей в данной паре. Какие законы наследственности проявляются в данном скрещивании? Определите, какой процент детей будет иметь такой же генотип, как у отца.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!