Тренировочный ВАРИАНТ
Задание №1 Рассмотрите предложенную схему видов деления бактериальной клетки.
Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Задание №2 Рассмотрите таблицу.
ВИД БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА | ПРИМЕРЫ |
Идиоадаптация | Различные ротовые аппараты у насекомых, защитная окраска древесной лягушки |
? | Появление четырехкамерного сердца у птиц, появление семян у высших растений |
Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Задание №3 В результате трансляции образовалась полипептидная цепь, состоящая из 78 аминокислот. Сколько нуклеотидов иРНК участвовали в ее синтезе?
Запишите соответствующее число.
Задание №4 Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания митоза.
Происходит в 2 этапа
В анафазе образуется 4 гомологичных однохроматидных хромосомы
Происходит образование соматических клеток
Происходит образование половых клеток
Обеспечивает регенерацию организма
Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.
Задание №5 Установите соответствие между процессами и этапами мейоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ | ЭТАПЫ МЕЙОЗА |
А) кроссинговер | 1) анафаза 2 |
Б) укорачивание нитей веретена деления | 2) профаза 1 |
В) растворение ядерной оболочки | |
Г) расхождение центриолей к полюсам клетки | |
Д) расхождение однохроматидных хромосом к полюсам клетки | |
Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГД.
Задание №6 Признак карих глаз — доминантный, признак голубых глаз — рецессивный. Какова вероятность (в процентах) рождения голубоглазых детей в браке голубоглазой женщины и кареглазого мужчины, мать которого была голубоглазой?
Ответ запишите в виде последовательности цифр.
Задание №7 Для всех приведённых ниже организмов, кроме двух, характерно внутреннее оплодотворение.
Тигровая акула
Колюшка трехиглая
Фазан золотой
Австралийская квакша
Черный носорог
Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.
Задание №8 Установите соответствие между примерами организмов и их типами получения питательных веществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМ | ТИП ПОЛУЧЕНИЯ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ |
А) подосиновик белый | 1) автотрофный |
Б) ольха серая | 2) гетеротрофный |
В) цианобактерии | |
Г) чумная палочка | |
Д) лисичка обыкновенная | |
Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГД.
Задание №9 Для представителей класса хрящевые рыбы характерно:
Отсутствие плавательного пузыря
Наличие рыла
Наличие жаберных крышек
Живорождение
Живут только в пресных водоемах
Наличие костной чешуи
Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание №10 Установите соответствие между видами грибов и их значением для человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИД ГРИБОВ | ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА |
А) бледная поганка | 1) съедобные |
Б) волнушка розовая | 2) ядовитые (несъедобные) |
В) белый гриб | |
Г) перечный гриб | |
Д) шампиньон | |
Е) Маслята | |
Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГДЕ.
Задание №11 Установите последовательность таксономических названий, начиная с наибольшего.
Роза дамасская
Растения
Розовые
Двудольные
Покрытосеменные
Эукариоты
В ответе напишите соответствующую последовательность цифр.
З адание №12 Какие цифры на схеме верно подписаны? Выберите три верных ответа из шести.
Эпидермис
Мышца, поднимающая волос
Сосуд
Дерма
Сальная железа
Волосяной фолликул
Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание №13 Установите соответствие между железами человека и их классификацией: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАЗВАНИЕ ЖЕЛЕЗЫ | КЛАССИФИКАЦИЯ |
А) поджелудочная железа | 1) железа внутренней секреции |
Б) надпочечники | 2) железа смешанной секреции |
В) половые железы | |
Г) гипофиз | |
Д) щитовидная железа | |
Е) паращитовидные железы | |
Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГДЕ.
Задание №14 Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи.
Действие амилазы на крахмал
Начало переваривания белков
Всасывание глицерина и жирных кислот
Эмульгация жиров
Передвижение пищевого комка
В ответе напишите соответствующую последовательность цифр.
Задание №15 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания признаков, которые можно использовать при применении экологического критерия вида трясогузка белая.
(1) Длина тела белой трясогузки составляет 16-19 см и для неё характерен длинный хвост. (2) Питание трясогузки состоит большей частью из насекомых, преимущест-венно из мелких двукрылых, таких как комары и мухи. (3) Кроме того, птицы поедают ручейников и жуков, очень редко птицы поедают ягоды или семена. (4) Изредка белая трясогузка встречается и на Аляске. (5) Строит гнёзда в углублениях, например, в трещинах стен, дуплах деревьев, под крышами зданий и складах брёвен. (6) Самки откладывают 5-6 беловатых с тёмно-серыми точками яиц, нередко дважды за сезон.
Запишите цифры под какими указаны правильные ответы.
Задание №16 Установите соответствие между примерами и видами адаптации организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ АДАПТАЦИЙ |
А) постоянная температура тела у теплокровных | 1) биохимические адаптации |
Б) интенсивность фотосинтеза | 2) физиологические адаптации |
В) выработка пахучих веществ | |
Г) накопление жира у верблюдов перед засушливым периодом | |
Д) увеличение частоты сердечных сокращений при беге | |
Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГД.
Задание №17 Какие из следующих биотических связей относятся к симбиотическим:
Аменсализм
Протокооперация
Конкуренция
Мутуализм
Нейтрализм
Комменсализм
Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание №18 Установите соответствие между примерами и экологическими факторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ |
А) охота на зайцев | 1) антропогенные |
Б) наводнение | 2) абиотические |
В) загрязнение рек отходами промышленности | |
Г) сезонные изменения температур | |
Д) загрязнение атмосферы | |
Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГД.
Задание №19 Установите последовательность процессов в цикле развития ели.
Оплодотворение
Развитие спорофита
Развитие мегаспоры
Опыление
Прорастание пыльцевой трубки
Запишите соответствующую последовательность цифр.
Задание №20 Рассмотрите рисунок с изображением стадии развития зародыша и определите зародышевый листок, обозначенный знаком “?”, а также развивающиеся впоследствии органы и ткани и саму стадию развития.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке.
Зародышевый листок | Органы и ткани | Стадия развития зародыша |
(А)______________ | (Б)______________ | (В)______________ |
Д ля каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Кровь, мышцы
Эктодерма
Пищеварительная и дыхательная система
Слюнные железы, нервная система
Нейрула
Мезодерма
Гаструла
Зигота
Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВ.
Задание №21 Проанализируйте график изменения температуры тела человека в зависимости от длительности заболевания малярией.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
Инфицирование человека малярией происходит путем укуса малярийного комара — переносчика малярийного плазмодия
Повышение температуры тела происходит скачкообразно
Температура больного достигла 42 градусов на 10 день заболевания
Температура больного не была ниже 35 градусов
Малярийный плазмодий в крови человека размножается путем шизогонии
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Задание №22 Почему при энергетической работе мышц дыхание учащается? Какую роль при этом играет кровь?
Дайте обоснованный ответ.
Задание №23 Определите вид деления клетки и фазу деления. Какие процессы при этом происходят в клетке?
Дайте развернутый ответ
Задание №24 Найдите три ошибки в приведённом тексте «Клетка — единица живого».
(1) Выделяют два надцарства живых организмов: Прокариоты и Эукариоты. (2) прокариоты не имеют оформленного ядра, вместо него они содержат кольцевую молекулу ДНК. (3) Также прокариоты содержат рибосомы, митохондрии, а также другие мембранные органоиды. (4) К надцартву Эукариоты относятся следующие царства: царство Растений, царство Животные, царство Грибы. (5) Все представители данных царств - многоклеточные организмы. (6) Также все клетки представителей данных царств имеют клеточную стенку.
Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
Задание №25 Как определить к какому классу Покрытосеменных относится то или иное растение? Укажите не менее 4 особенностей для каждого класса. Назовите не менее 2 примеров семейств для каждого из данных классов.
Дайте обоснованный ответ.
Задание №26 Объясните, как деятельность человека по отношению к окружающей среде влияет на изменение климата на планете. Приведите не менее 4 аргументов.
Задание №27 Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5' концу в одной цепи соответствует 3' конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5' конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5' к 3' концу. Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь — матричная):
5’ - АТТЦГАТГТГГЦТЦЦАГГ - 3’
3’ - ТААГЦТАЦАЦЦГАГГТЦЦ - 5’
Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, обозначьте 5' и 3ʹ концы этого фрагмента и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5ʹ конца соответствует антикодону тРНК.
Объясните все полученные результаты. Для решения используйте таблицу генетического кода.
Задание №28 Женщина с четвертой группой крови и положительным резус-фактором вышла замуж за мужчину со второй группой крови и положительным резус-фактором (дигетерозигота по данным признакам), все рожденные дети имели положительный резус-фактор. Определите возможные генотипы и фенотипы детей в данной паре. Какие законы наследственности проявляются в данном скрещивании? Определите, какой процент детей будет иметь такой же генотип, как у отца.