Единый государственный экзамен, 2021 г.
МАТЕМАТИКА. Профильный уровень
Тренировочный вариант №3 от 21.09.2020
3 / 11
Ответом к заданиям 1–12 является целое число или конечная десятичная дробь. Запишите число в поле ответа в тексте работы, затем перенесите его в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру, знак «минус» и запятую пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерений писать не нужно.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 200921
Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕ
Профильный уровень Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 19 заданий. Часть 1 содержит 8 заданий с кратким ответом базового уровня сложности. Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом повышенного уровня сложности и 7 заданий с развёрнутым ответом повышенного и высокого уровней сложности.
На выполнение экзаменационной работы по математике отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответы к заданиям 1–12 записываются по приведённому ниже образцу в виде целого числа или конечной десятичной дроби. Числа запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1.
При выполнении заданий 13–19 требуется записать полное решение и ответ в бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Справочные материалы
sin2 𝛼 + cos2 𝛼 = 1 sin 2𝛼 = 2 sin 𝛼 ⋅ cos 𝛼
cos 2𝛼 = cos2 𝛼 − sin2 𝛼
sin(𝛼 + 𝛽) = sin 𝛼 ⋅ cos 𝛽 + cos 𝛼 ⋅ sin 𝛽 cos(𝛼 + 𝛽) = cos 𝛼 ⋅ cos 𝛽 − sin 𝛼 ⋅ sin 𝛽
Часть 1
1
В школе 400 учеников, из них 30% – ученики начальной школы. Среди учеников средней и старшей школы 15% изучают французский язык. Сколько учеников в школе изучает французский язык, если в начальной школе французский язык не изучается?
Ответ: .
2
При работе фонарика батарейка постепенно разряжается и напряжение в электрической цепи фонарика падает. На рисунке показана зависимость напряжения в цепи от времени работы фонарика. На горизонтальной оси отмечается время работы фонарика в часах, на вертикальной оси – напряжение в вольтах. Определите по рисунку, на сколько вольт упадёт напряжение за первые 10 часов работы фонарика.
Ответ: .
На клетчатой бумаге с размером клетки √5 × √5 изображён треугольник
3
𝐴𝐵𝐶. Найдите длину его высоты, опущенной на сторону 𝐵𝐶.
Ответ: .
4
В случайном эксперименте симметричную монету бросают трижды. Найдите вероятность того, что количество выпавших орлов меньше 2.
Ответ: .
5
Решите уравнение
√40 + 3𝑥 = 𝑥.
Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них. Ответ: .
В прямоугольном треугольнике угол между высотой и биссектрисой, проведёнными из вершины прямого угла, равен 14°. Найдите меньший угол прямоугольного треугольника. Ответ дайте в градусах.
6
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 200921
Ответ:
.
7
На рисунке изображён график 𝑦 = 𝑓
′(𝑥
) − производной функции 𝑓
(𝑥
),
определённой на интервале (−9; 8). Найдите точку экстремума функции
𝑓(𝑥) на отрезке [−3; 3].
Ответ: .
8
Первая цилиндрическая кружка вдвое выше второй, зато вторая в три раза шире. Найдите отношение объёма второй кружки к объёму первой.
Ответ: .
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 2
Наблюдатель находится на высоте ℎ (в км). Расстояние 𝑙 (в км) от наблюдателя до наблюдаемой им линии горизонта вычисляется по формуле
10
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 200921
𝑙 = √
2𝑅ℎ, где 𝑅 = 6400 км – радиус Земли. На какой высоте находится наблюдатель, если он видит линию горизонта на расстоянии 96 км? Ответ дайте в км.
Ответ: .
11
Имеется два сосуда. Первый содержит 60 кг, а второй – 20 кг растворов кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 30% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 45% кислоты. Сколько процентов кислоты содержится в первом сосуде?
Ответ: .
9
Найдите
16 cos 2𝛼, если cos 𝛼 = 0,5.
Ответ: .
Найдите наибольшее значение функции
12
𝜋
𝑦 = 20 tg 𝑥 − 20𝑥 + 5𝜋 − 6 на отрезке [−
4
Ответ: .
𝜋
; ]. 4
13
Для записи решений и ответов на задания 13–19 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер выполняемого задания (13, 14 и т. д.), а затем полное обоснованное решение и ответ. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
а) Решите уравнение
3𝜋 2sin2𝑥 + 4 = 3√3 sin (
2
+ 𝑥).
В июле 2017 года планируется взять кредит в банке на три года в размере 𝑆
17
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 200921
млн рублей, где 𝑆 − целое число. Условия его возврата таковы:
каждый январь долг увеличивается на 25% по сравнению с концом предыдущего года;
с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить одним платежом часть долга;
в июле каждого года долг должен составлять часть кредита в соответствии со следующей таблицей:
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
5𝜋
[− ; −𝜋].
14
2
В пирамиде 𝑆𝐴𝐵𝐶 известны длины рёбер: 𝐴𝐵 = 𝐴𝐶 = √29, 𝐵𝐶 = 𝑆𝐴 = 2√5,
𝑆𝐵 = 𝑆𝐶 = √13.
а) Докажите, что прямая 𝑆𝐴 перпендикулярна прямой 𝐵𝐶.
б) Найдите угол между прямой 𝑆𝐴 и плоскостью 𝑆𝐵𝐶.
15
Решите неравенство
15𝑥 − 9 ∙ 5𝑥 − 3𝑥 + 9 ≤ 0.
16
В трапеции 𝐴𝐵𝐶𝐷 с основаниями 𝐵𝐶 и 𝐴𝐷 углы 𝐴𝐵𝐷 и 𝐴𝐶𝐷 прямые. а) Докажите, что 𝐴𝐵 = 𝐶𝐷.
б) Найдите 𝐴𝐷, если 𝐴𝐵 = 2, 𝐵𝐶 = 7.
Месяц и год | Июль 2017 | Июль 2018 | Июль 2019 | Июль 2020 |
Долг (в млн рублей) | 𝑆 | 0,7𝑆 | 0,4𝑆 | 0 |
Найдите наибольшее значение 𝑆, при котором разница между наибольшей и наименьшей выплатами будет меньше 2 млн рублей.
18
Найдите все значения 𝑎, при каждом из которых уравнение
(4 cos 𝑥 − 3 − 𝑎) ∙ cos 𝑥 − 2,5 cos 2𝑥 + 1,5 = 0
имеет хотя бы один корень.
19
Готовясь к экзамену, Вася и Петя решали задачи из сборника, и каждый из них решил все задачи этого сборника. Каждый день Вася решал на одну задачу больше, чем в предыдущий день, а Петя решал на две задачи больше, чем в предыдущий день. Они начали решать задачи в один день, при этом в первый день каждый из них решил хотя бы одну задачу.
а) Могло ли получиться так, что каждый из них решил все задачи сборника ровно за 5 дней?
б) Могло ли получиться так, что каждый из них решил все задачи сборника ровно за 10 дней?
в) Какое наименьшее число задач могло быть в сборнике, если известно, что каждый из них решал задачи более 6 дней, в первый день Вася решил больше задач, чем Петя, а за семь дней Петя решил больше задач, чем Вася.
О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю»
Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта
«ЕГЭ 100 баллов» https://vk.com/ege100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей.
Нашли ошибку в варианте?
Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим!
Для замечаний и пожеланий: https://vk.com/topic-10175642_41259310
(также доступны другие варианты для скачивания)
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 200921
Система оценивания экзаменационной работы по математике (профильный уровень)
СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА: |
ФИО: | Евгений Пифагор |
Предмет: | Математика |
Стаж: | 10-й год готовлю к ЕГЭ |
Регалии: | Набрал 98 баллов на ЕГЭ по математике (профиль) 20 учеников набрали 90-99 баллов на ЕГЭ 2020 Высшее образование (ТГУ, 2009-2014) Победитель трёх олимпиад по высшей математике |
Аккаунт и группа ВК: | https://vk.com/eugene10 https://vk.com/shkolapifagora |
Ютуб и инстаграм: | https://youtube.com/c/pifagor1 https://instagram.com/shkola_pifagora |
Номер задания | Правильный ответ | Видео решение |
1 | 42 | |
2 | 0,4 | |
3 | 5 | |
4 | 0,5 | |
5 | 8 | |
6 | 31 | |
7 | -2 | |
8 | 4,5 | |
9 | -8 | |
10 | 0,72 | |
11 | 15 | |
12 | 14 | |
13 | 5𝜋 а) ± + 2𝜋𝑛; 𝑛 ∈ 𝑍 6 7𝜋 б) − 6 | |
14 | 1 arccos ( ) 2√10 | |
15 | [0; 2] | |
16 | 8 | |
17 | 26 | |
18 | (−∞; −6] 𝖴 [0; +∞) | |
19 | а) да б) нет в) 72 | |

Каждое из заданий 1–12 считается выполненными верно, если экзаменуемый дал верный ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби. Каждое верно выполненное задание оценивается 1 баллом.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 200921
Решения и критерии оценивания заданий 13–19
Количество баллов, выставленных за выполнение заданий 13–19, зависит от полноты решения и правильности ответа.
Общие требования к выполнению заданий с развёрнутым ответом: решение должно быть математически грамотным, полным, все возможные случаи должны быть рассмотрены. Методы решения, формы его записи и формы записи ответа могут быть разными. За решение, в котором обоснованно получен правильный ответ, выставляется максимальное количество баллов. Правильный ответ при отсутствии текста решения оценивается в 0 баллов.
Эксперты проверяют только математическое содержание представленного решения, а особенности записи не учитывают.
При выполнении задания могут использоваться без доказательства и ссылок любые математические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 200921
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 200921
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 200921
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 200921
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 200921
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952)
«82. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом.
В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Существенными считаются следующие расхождения:
расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами за выполнение любого из заданий 13–19, составляет 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только ответ на то задание, который был оценен двумя экспертами со столь существенным расхождением;
расхождения экспертов при оценивании ответов на хотя бы два из заданий 13–19. В этом случае третий эксперт проверяет ответы на все задания работы.
© 2020 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель: Школа Пифагора
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-40390806_40779359
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях