Великие музеи мира
Государственная Третьяковская галерея
Урок – мультимедийная экскурсия
( история и коллекции )
Слово «музей» происходит от греческого слова мусейон - посвящённый музам (священная роща или храм муз).
Понятие «музей» появилось в эпоху Возрождения.
Музей – учреждение, которое собирает, изучает, хранит, реставрирует и выставляет для обозрения произведения искусства, памятники истории и культуры.
( правила поведения в музее )
Происхождение слова и понятия «музей» (художественный)
?
Третьяковская галерея - собрание коллекции отечественного изобразительного искусства: ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА XI-XX вв . Около 60000 тысяч картин .
Адрес: центр Москвы, Лаврушенский
переулок.
Основатель: купец П.М.Третьяков.
Год основания:1856 (как частное собрание)
1884 год – Третьяков открывает галерею для обозрения.
1892 год – передача коллекции (вместе с коллекцией С.М.Третьякова) в дар Москве.
1893 год – торжественное открытие галереи.
Грустное лицо, умный взгляд, о чём-то думает, на какой-то мысли сосредоточился.Тонкий ценитель искусства.
И.Н.Крамской
Портрет
П.М.Третьякова.
Холст, масло.
1876 г.
Экспозиция
П.М.Третьякова
1898 г.
Экспонаты Третьякова в его особняке вывешивались от потолка до пола по жанрам…
П.М.Третьяков (1832 – 1898).
Фотография. 1871 г.
И.Е.Репин
Портрет П.М.Третьякова
Холст, масло. 1901 г.
… позже – по хронологии (работы 1 худ-ка в одном месте).Скрестив на груди руки (любимая поза)
Экспозиция
П.М.Третьякова. 1898 г.
Проект реконструкции галереи
Макет.
В.М.Васнецов
Проект фасада галереи.
Бумага, акварель.
Из особняка в здание - терем
В 1901-1902 гг.
По проекту и эскизам
В.М.Васнецова
особняк Третьякова
был реконструирован.
Экстерьер здания. В центре шумной Москвы, где почтительно стихает шум машин и звон моб.телефонов, …
… чтобы ценители искусства могли спокойно наслаждаться шедеврами Третьяковки.
Человек широко образованный, свою жизнь посвятил сбору коллекции: работ «русской школы»
Памятник
П.М.Третьякову
Скульптор
А.П.Кибальников
1980г.
Поддерживается определённая температура и влажность воздуха
Дипозитарий
(хранилище фондов).
1985г.
пожаловать
добро
Приглашаем всех!
Интерьер (колер -?) , вывешивание картин (наклон к зрителю)
Залы
Третьяковской
галереи …
Освещение верхнее -? (избежать бликов)
… из зала
в зал …
?
Виды ИЗО :
графика (линия)
живопись (цвет)
скульптура (объём)
ДПИ (декор)
архитектура
(строительство)
?
Жанры ИЗО :
- н атюрморт ,
- п ортрет ,
- п ейзаж ,
- м арина ,
- а нималистика ,
- с южетная (тематическая) картина :
бытовая ,историческая , батальная ,
религиозно – мифологическая ,
сказочно – былинная.
ЖИВОПИСЬ
Древнерусское искусство
XI – XVII вв.
Печаль, скорбь, материнская любовь. Главная святыня православной Руси (заступница)
Богоматерь Владимирская.
Нач.XII в.Византия
Дерево,темпера.100х70
Святые лики. Иконы нужны были всем:сопровождали жизнь каждого от рождения до смерти.
Феофан Грек (?)
Богоматерь Донская.
XIV в.
Дерево,темпера.86х67
Андрей Рублёв
Троица. XV в.
Из Троицкого собора
Троице-Сергиева
монастыря.
Дерево , темпера.
142х114
Троица: отец, сын и дух – как символ духовного единства, взаимной любви, мира.(нежный колорит).
Победа добра над злом (изображение на гербе Москвы и России).
Чудо Георгия о змие.
XVI в.
Дерево , темпера.
115х98
ЖИВОПИСЬ
XVII – XX вв.
Мягкость черт лица, внутренняя гармония (сияние-наносилось множество тонких слоёв краски).
В.Л.Боровиковский
Портрет М.И.Лопухиной
1797
Холст,масло.72х53,5
Модные в России «ботанич. рисунки»(«обманки»)
Ф.П.Толстой
Ягоды красной и белой смородины. 1818
Бумага , акварель , белила. 17,4х23,8
Олицетворение домашнего уюта и душевного тепла.
В.А.Тропинин
Кружевница. 1823
Холст , масло.74,7х59,3
Красота крестьянского труда (возвышение женщины-крестьянки).
А.Г.Венецианов
На пашне . Весна. 1820
Холст , масло. 51,2х65,5
Дикая сила, покоряющаяся хрупкой красоте (Романтический п.)
К.П.Брюллов
Всадница . Портрет Джованины и Амацилии Паччини , воспитанниц гр. Ю.П.Самойловой. 1832
Холст , масло. 291,5х206
кокотка
И.Н.Крамской
Неизвестная. 1883
Холст , масло. 75,5х99
П. вел.рус.поэта,напоминает антич.бюст.(Фон вокруг головы высветлен-как нимб).Наилучший п.Пушкина
О.А.Кипренский
Портрет поэта А.С.Пушкина
1827
Холст , масло. 63х54
Скудный завтрак разорившегося аристократа (комичная одежда)
П.А.Федотов
Завтрак аристократа.
1849 – 1850
Холст , масло.
51х42
В.В.Пукирев
Неравный брак. 1862
Холст , масло. 173х136,5
Поворотный момент в истории всего человечества-принятие христианства (крещение народа в р.Иордан).
А.А.Иванов
Явление Христа народу. 1837 – 1857
Холст , масло. 540х750
Поэтический образ повседневной жизни (мастерски передано солн.освещение)
В.Д.Поленов
Московский дворик. 1878
Холст , масло. 64,5х80,1
Разнообразные человеческие типы из различных сословий общества (психологические портреты).
И.Е.Репин
Крестный ход в Курской губернии. 1880 – 1883
Холст , масло. 175х280
Зарождение лирического пейзажа
А.К.Саврасов
Грачи прилетели. 1871
Холст , масло. 62х48,5
В.И.Суриков . Утро стрелецкой казни. 1881. Холст , масло. 218х379
Вера –ст.дочь худ-ка (подмечены характерные ребёнку поза и жесты).Название картины -?
И.Е.Репин
Стрекоза. 1884
Холст , масло.
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – мифические образы с русским характером.
В.М.Васнецов
Богатыри. 1898
Холст , масло. 295,3х446
Написание неба
И.И.Левитан
Над вечным покоем. 1894
Холст , масло. 150х206
Портрет ст. дочери Веры мецената (покровитель искусства-спонсор) С.И.Мамонтова
В.А.Серов
Девочка с персиками.
Портрет В.С.Мамонтовой. 1887
Холст , масло. 91х85
И.И.Левитан
Золотая осень. 1895
Холст , масло. 82х126
Красота и величие русского п. («…раздолье,русское богатство и Божия благодать…»)
И.И.Шишкин
Полдень.В окрестностях Москвы. 1869
Холст , масло. 111,2х80,4
Реалистические (успокаивающие) пейзажи
И.И.Шишкин
Дубы.Вечер.Этюд для картины
«Дубовая роща». 1887
Холст , масло. 42х62
Ф.А.Васильев
Мокрый луг. 1872
Холст , масло. 70х114
«худ-к света» (светотеневые контрасты)
А.И.Куинджи
Ночь на Днепре. 1882
Холст , масло. 104х143
Жанр-?
И.К.Айвазовский . Кораблекрушение. 1865. Холст , масло. 96х127
И.К.Айвазовский . Лунная ночь на Капри. 1871. Холст , масло. 28х40
Шедевр графич. мастерства М.А.Врубеля
М.А.Врубель
Роза. 1904
Бумага , акварель , графитный карандаш. 29,8х18,5
Ажурность линий
Л.С.Бакст (Розенберг)
Саломея. Эскиз костюма к драме О.Уайльда «Соломея». 1908
Бумага , графитный карандаш , гуашь , белила , тушь. 46,5х29,9
Н.К.Рерих
Канчэндзона. 1931
Холст , масло. 30,5х46
Пастельные тона
Н.К.Рерих
Кулута. Индия. 1931
Холст , масло. 30,7х48,5
Вечная борьба мятущегося духа (манера письма:мастехин.как скульптор,как мозаика).
М.А.Врубель
Демон (сидящий). 1890
Холст , масло. 114х211
Фрагменты картины М.А.Врубеля «Демон (сидящий)»
Ф рагменты картины
М.А.Врубеля «Демон» (сидящий)
И.Э.Грабарь
Февральская лазурь. 1904
Холст , масло. 141х83
Импрессионизм (передача солн.света пастозными контрастными мазками).Фантастическое дерево-сказка.
Древний славянский праздник (блины-символ солнца, часть поминального обряда)
Б.М.Кустодиев
Масленица. 1916
Холст , масло. 61х123
Театральная зрелещность и феерия цвета.
Н.Н.Сапунов
Натюрморт.Ваза,цветы и фрукты. 1912
Холст , темпера. 147,2х115,8
Пир цвета, а не натуры.
И.И.Машков
Фрукты на блюде . Натюрморт. 1910
Холст , масло. 80,7х116,2
Красочность, театрализованность (под влиянием фр.кубизма-разложение сложных форм на простые геом. тела и народного иск-ва)
А.В.Лентулов
Василий Блаженный. 1913
Холст , масло. 170,5х163,5
В.В.Кандинский
Москва. Красная площадь. 1916
Холст , масло. 51,5х49,5
Символ грядущих социальных перемен.
К.С.Петров – Водкин
Купание красного коня. 1912
Холст , масло. 160х186
Опора и защита (сдержанная палитра)
А.А.Дейнека
Мать. 1932
Холст , масло. 120х159
Передан характер рус. человека-отвага, воля и стойкость (центр. часть триптиха)
П.Д.Корин
Александр Невский. 1942
Холст , масло. 275х142
Гимн мужеству защитников города
А.А.Дейнека
Оборона Петрограда. 1964
Холст , масло. 209х247
Батальный ж.
М.Б.Греков
Тачанка. 1925
Холст , масло. 83х114
В.В.Верещагин
Апофеоз войны. 1871
Холст , масло. 127х197
Ю.И.Пименов
Новая Москва. 1937
Холст , масло. 140х170
Верность крестьянской теме (красота сельских будней).
А.А.Пластов
Весна. 1954
Холст , масло. 210123
Д.Д.Жилинский
У моря. Семья. 1964
Оргалит , темпера , лак. 125х90
Индустриальный п.(скорость, ритм соврем.жизни)
Г. Г. Нисский
Подмосковье . Февраль. 1957
Холст , масло. 120х194
Формы геометр. фигур, окутанные светом и тающие в свету (ритмично выстроенные, чередуются)
В.Г.Вейсберг
Композиция № 8 (Белая фуга). 1979
Холст , масло. 55х55
ГРАФИКА
XVIII – XX вв .
Изящность линий (выразительность плавных линий)
В.А.Серов
Портрет балерины Т.П.Карсавиной
1909
Бумага , графитный карандаш.
42,8х26,7
З.Е.Серебрякова
Портрет балерины В.К.Ивановой
В костюме испанки. 1924
Бумага , пастель. 59х46
Техника исполнения-?
Н.А.Тырса
Портрет Анны Ахматовой. XX в.
Оригинальность идеи работы
С.А.Красаускас
Конь. Из серии «Вечно живые». 1974
Цинкография. 24,9х21,1
Создан в годы Гражданской войны (голод)
Д.С.Моор
«Помоги!». 1921
Бумага , гуашь , белила. 100,7х67,8
СКУЛЬПТУРА
XV – XX вв .
рельеф
И.П.Мартос
Надгробие кн. С.С.Волконской. 1782
Мрамор. В.116,5
Красота объёмных плавных форм
С.Д.Лебедева
Девочка с бабочкой. 1936
Бронза. Высота 215
Портретное сходство, характер
А.П.Кибальников
Портрет поэта В.В.Маяковского.
1956
Бронза. В.62
Детская непосредственность, мечтательность
Е.Ф.Белашова
Лежащая девочка. 1947
Бронза. В.36 , ш. 90
Забота
В.А.Ватагин
Пингвин с птенцом. 1960
Дерево. В. 55
ИНОЕ
Смешанная
техника
Франсиско Инфанте – Арана
Пространство , движение , бесконечность. 1963
Нерж.сталь , капроновая нить , светодиоды , электромоторы.
190х150х150. Кинетический объект
(портрет-? )
Д.А.Пригов
Ботинок. 1973
Мужской ботинок ,шнурки , гипс ,масло , эмаль , бронзовая краска.
22х27х17
Призыв-?
А.С.Косолапов
Первый лозунг. 1977
Дерево , ткань , гипс , кость ,масло. 60х75х5
(натюрморт-?)
И.И.Кабаков
Ящик с мусором. 1981
Смешанная. 360х300х90
Шелковский
Облако. XX в.
Дерево , краска.