СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тряпичная кукла «Северная берегиня».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по внеурочной деятельности: Тема  внеурочного занятия:  Работа с тканью.

Просмотр содержимого документа
«Тряпичная кукла «Северная берегиня».»

Занятие по внеурочной деятельности: Тема внеурочного занятия: Работа с тканью.

Тряпичная кукла «Северная берегиня».

.

Цель: Знакомство с одним из способов изготовления тряпичной куклы – оберега по образцу.

Задачи.

Образовательные:

1.Познакомить с традициями изготовления тряпичной куклы «Северная берегиня».

2.Познакомить с художественными свойствами ткани: мягкостью, цветом, прочностью.

3.Формировать в ходе совместной планомерной деятельности умение обучаться приёмам выполнения куклы на основе северных традиций.

Воспитывающие:

1.Способствовать воспитанию любви к родному краю.

2.Воспитывать бережное отношение к традициям изготовления кукол – оберегов.

3.Формировать потребность в сотрудничестве.

Развивающие:

1.Развивать эстетический вкус, умение видеть прекрасное.

2.Способствовать развитию познавательного интереса к традициям родного края.

3.Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

Планируемые результаты.

Личностные:

1.Формировать умение определять общие правила поведения на занятии.

2.Формировать умение самооценки на основе успешности.

Познавательные

1.Формировать умение понимать и воспринимать информацию в виде текста, аудиозаписи, фотографий, рисунков.

2.Формировать умение самостоятельно под руководством учителя осваивать приёмы поэтапного выполнения тряпичной куклы, осваивать приёмы работы с тканью способом сгибания без инструментов, закрепления нитью.

Регулятивные:

1.Формировать умение организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

2.Формировать умение при помощи маршрутного листа (фото) определять последовательность выполнения куклы – оберега, при помощи учителя.

3.Формировать умение самоконтроля выполнения задания при сравнении с образцом и умение редактировать свою работу при расхождении с образцом (на этапе закрепления новых знаний).

Коммуникативные:

1.Формировать умение работать в парах и индивидуально, умение работать с информацией.

2.Формировать умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении.

Методическое оснащение урока:

Образцы работ в данной технике

Презентация Microsoft Office Power Point

Инструкционно-технологическая карта

Оборудование и инструменты:  белая, цветная и с мелким рисунком х/б ткань, нитки, узкие ленточки, тесьма, ножницы.

Методы обучения:

Рассказ

Демонстрация готовых работ

Беседа с объяснением нового материала

Показ трудовых приемов

Самостоятельная работа

Этапы занятия.

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Целеполагание и мотивация.

4.Усвоение новых знаний.

5.Закрепление новых знаний.

6.Самостоятельная работа.

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.


Ход занятия.

1.Организационный момент.

Проверка готовности к занятию.

Приветствие.

Проверим, всё ли у нас готово к занятию.

-Чтоб работа закипела,

Приготовьте всё для дела,

Будем с вами мастерить –

Всё должно в порядке быть.

Ножницы, нитки, ткань и тесьма,

узкие ленточки.

Все готовы? Молодцы! (1-слайд)


2.Актуализация знаний.

-Мы с вами снова будем работать в творческой мастерской.

Послушайте аудиозапись. (2- слайд)

Отрывок из народной сказки «Василиса прекрасная»

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее, держи всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

И вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает, послушает и советы даёт.

-Что подарила мама Василисе?

-Зачем?

Какую из представленных кукол могла подарить мама дочке Василисе?

(Выставка современных и тряпичных кукол)

-Почему вы так думаете?

-Почему такую силу имела простая кукла? (Кукла была сделана руками мамы, девочка набиралась сил, держа куклу в руках)

3.Целеполагание и мотивация.

-Чему мы будем учиться на занятии? ( Изготавливать куклу из лоскутков)

Правильно кукла не рождается сама. Её создаёт человек.

Мы будем учиться изготавливать тряпичную куклу « Северная берегиня».

(3- слайд)

Показ образца.

-Почему северная? Где мы с вами живём?

-Потому что куколка распространена в северных районах, и ставилась кукла – оберег в северную часть избы.

- А почему берегиня?

- Каждая кукла делалась для определённых задач.

Одни куклы игровые. Другими не играли, эти обереги могли храниться в укромном месте, их не показывали. Третьими гордились. Были куклы, которые хранили в красном углу вместе с иконами. Оберегали дом, семейный очаг.

По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в неё злых духов, недобрых сил, а значит, безвредны для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом

Берегиня охраняла дом и приносила благополучие.

5.Анализ образца.

-Из каких частей состоит тряпичная кукла? Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы?

С чего начнём работу. (Ответы детей)

1.Для выполнения куклы берем 7 кусочков ткани разного цвета . (4-й слайд)

2. На каждом кусочке ткани находим середину. Складываем края полоски вдоль к середине, затем складываем пополам и ещё раз пополам. (5-й слайд)

3.Все полученные детали собираем вместе. (6-й слайд)

4.Сгибаем собранные полоски пополам. (7-й слайд)

5.Формируем с помощью ниток голову куклы. (8-й слайд)

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в неё злых духов, недобрых сил, а значит, безвредны для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом

6.Для платка берём красную ткань квадратной формы и сгибаем по диагонали. (9-й слайд)

7.Надеваем платок на голову куклы, закрепляем с помощью ниток и формируем кисти рук. (10-й слайд)

8.Украшаем куклу лентой. (11-й слайд)

6.Закрепление новых знаний.

Проверим, кто был внимательным. На столах карточки с последовательностью выполнения работы их нужно расположить в правильном порядке. Работать будем в парах. ( Правило работы в парах).

1.Для выполнения куклы берем 7 кусочков ткани разного цвета .

2. На каждом кусочке ткани находим середину. Складываем края полоски вдоль к середине, затем складываем пополам и ещё раз пополам.

3.Все полученные детали собираем вместе.

4.Сгибаем собранные полоски пополам.

5.Формируем с помощью ниток голову куклы.

6.Для платка берём красную ткань квадратной формы и сгибаем по диагонали.

7.Надеваем платок на голову куклы, закрепляем с помощью ниток и формируем кисти рук.

8.Украшаем куклу лентой.

(12-й слайд)

-Сравните с образцом и поднимите руки, кто выполнил верно.


Физминутка.

«Тряпичная кукла»

- Представьте, что вы куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Вас подвесили на гвоздик за руку, за палец, за плечо и т.д.

Инструктаж по технике безопасности.

Обратите внимание: в обереговых куклах, как правило, не применяются колющие и режущие инструменты.  Поэтому ткань для куклы не режется ножницами, а рвётся. Но мы налущим это правило и воспользуемся ножницами, если нужно будет, что - то подправить.

-Вспомним правила работы с ножницами:

-Храните ножницы в определённом месте.

-Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.

-Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

-Чтобы работу выполнить успешно, нужно помнить о правилах рабочего человека.

- Правила рабочего человека(13-слайд)

- Приготовь своё рабочее мест .

- Содержи своё место в порядке.

- Думай, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.

- Закончил работу, убери свое место быстро и аккуратно.

- Работайте дружно.

- Следуйте правилам и порядку выполнения работы.

Практическая работа.

Самостоятельная работа учащихся.

-Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

-Проверка организации рабочих мест учащихся.

Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;

Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно-технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

Музыкальное сопровождение.

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Пусть подружатся наши куколки. Покажите их.

-Посмотрите вот полянка, но на ней совсем нет цветов.

-Какие разные у нас они получились. Почему они разные?

-Вот и подошло к концу наше занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

-Чему учились мы на занятии? (Самооценка)

Поднимите руку, кто считает, что он успешно справился с работой. Посмотрите вот полянка, но на ней совсем нет цветов. Куколкам хочется погулять. Давайте украсим её.

-Ребята! Если вам сегодня было интересно, и вам нравится куколки, изготовленные вашими руками, то прикрепите на нашей полянке красные цветы, если у вас что – то не получилось - жёлтые.

-Я довольна вашей работой и благодарю вас.



Источники:

http ://www.rukukla.ru/ -технологическая карта, фото.

http://www.maaam.ru- дидактические

материалы к занятию.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!