СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тридцатьчетвёрка - танк Победы!

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат, посвящён легендарному танку Т-34. Именно эта машина стала для нашей страны символом Победы в Великой  Отечественной войне. Т-34 – это целая эпоха в истории не только нашей страны, но и мира.  Цель работы – выяснить роль танка Т-34 в важнейших сражениях Великой Отечественной войны и преимущества данного типа танка.

Просмотр содержимого документа
«Тридцатьчетвёрка - танк Победы!»

МБОУ Каменищенская ООШ имени А.Д.Герасименко







Реферат:

«Тридцатьчетверка – танк Победы! 
Великий танк былой войны…»















Каменищи - 2019 год

Оглавление.

Введение.

3-5

I. История создания танка Победы.

5-7

I.I. Конструкторы танка.

5-6

I.II. Технические особенности сормовского танка.

6-7

II. Курская битва: против «Тигров» и «Пантер».

7-8

III. Рекорды танка Т-34.

8-9

Заключение.

9-11

Литература.

12

Приложения.

13-15

























Введение.

Пожалуй, ни один танк не снискал такой популярности и известности как советский Т-34. Именно эта машина стала для нашей страны символом Победы в Великой Отечественной войне. Т-34 – это целая эпоха в истории не только нашей страны, но и мира. Цель работы – выяснить роль танка Т-34 в важнейших сражениях Великой Отечественной войны и преимущества данного типа танка.

Задачи:

  • ознакомиться с источниками по данной теме, в целях изучения технических особенностей танка Т-34, его эволюции и совершенствования;

  • изучить основные характеристики, историю производства; состав и функции экипажа;

  • рассмотреть роль танка в важнейших сражениях Великой Отечественной войны;

  • определить связь история танка Победы с историей Нижегородской области.

Объектом исследования является история создания и модернизации танка Т-34, события которой тесно связаны с историей нижегородского завода «Красное Сормово». Предметом исследования в данной работе являются уникальные черты советского танка Т-34, самоотверженный труд конструкторов и героизм советских танкистов. Хронология исследования составляет десятилетие, от 1939 года до 1950-х годов.

На всех этапах поисковой деятельности, лежащей в основе данной работы, применяют различные методы исследования. Литературный метод заключается в отборе и анализе литературных источников, в той или иной мере касающихся объекта изучения. Статистический метод исследования заключается в изучении количественных показателей в характеристике технических и боевых качеств танка. Картографический метод исследования является одним из наиболее распространенных методов в изучении военной техники. Карта выполняет двоякую роль: она выступает и результатом достигнутого уровня знаний об участии технического объекта в важнейших сражениях Великой Отечественной войны, и инструментом познания, позволяющим путем умозаключений подняться на более высокую ступень знания. В процессе работы проводятся беседы с местными жителями, краеведами.

Таким образом, при написании реферата был осуществлён комплексный подход к отбору информации с применением набора методов, которые применялись с учетом поставленных целей.

Источники, которые использованы для написания данной работы, можно разделить на следующие группы.

1. Историко-энциклопедическая литература. Источником по изучению биографии конструкторов, технических характеристик танка послужила книга «Я познаю мир: Военная техника» Зигуненко С.Н. – М.: «АСТ Астрель», 2002. Книга содержит богатый документальный материал о том, как создавалась и совершенствовалась военная техника, какие порой фантастические идеи конструкторы воплощали в жизнь.

2. Краеведческая литература. Фундаментальным изданием по изучению производства танка Т-34 на заводе «Красное Сормово» стала книга, составленная В.А.Шамшуриным, «Наш край. Книга для учащихся школ, гимназий и лицеев» – Нижний Новгород: «Нижегородская ярмарка», 1998.

3. Интернет-источники, включающие и виртуальные экскурсии и фотогалереи на сайтах музейного комплекса «История танка Т-34», Центрального музея Великой Отечественной войны.1

В данной работе я постараюсь осмыслить особенности легендарной боевой машины, выяснить основные составляющие его уникальности, проанализировать тактическую и стратегическую роль танка Т-34 в крупных сражениях Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.

I. История создания танка Победы. I.I. Конструкторы танка.

История тридцатьчетверки началась в октябре 1937 года. Главным конструктором был назначен Михаил Ильич Кошкин.2 Зимой 1940 года, желая продемонстрировать надежность машины, он организовал пробег двух опытных экземпляров из Харькова в Москву (600км.!). При этом Кошкин сам сел за рычаги головной машины. За время пути не произошло ни одной серьезной поломки. Танк был показан руководству страны. Сталин одобрил машину и действия Главного конструктора. Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года в деревне Брынчаги Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. В четырнадцать лет подросток уезжает на заработки в Москву. Позже Михаила Кошкина призывают на военную службу в царскую армию и он участвует в Первой мировой войне. В мае 1934 года оканчивает кафедру «Автомобили и тракторы» Ленинградского политехнического института. Это был энергичный и талантливый человек. Он умел организовать работу. К сожалению, в ходе танкового пробега Кошкин простудился и тяжело заболел. В сентябре 1940 года талантливого и энергичного конструктора не стало. Дальнейшие работы по танку были поручены Морозову Александру Александровичу. Проект танка Т-34 в январе 1941 года одобрил Комитет Обороны при СНК СССР. Экипаж танка состоит из четырёх человек – механика-водителя и стрелка-радиста, и заряжающего с командиром-наводчиком, которые находились в двухместной башне. 3 1 июля 1941 года в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны № ГКО-1 к производству танков Т-34 привлекался горьковский завод «Красное Сормово». Программа выпуска Т-34 на заводе «Красное Сормово» в 1941 году включала 700 – 750 единиц, но до конца года завод смог изготовить только 173 машины.

I.II. Технические особенности сормовского танка.

В первой половине 1942 года выпуск танков Т-34 осуществлялся на трех заводах: №183 в Нижнем Тагиле, СТЗ и №112 «Красное Сормово». Головным считался завод №183. Предполагалось, что все изменения, вносимые в конструкцию Т-34 другими заводами, будут утверждаться именно здесь. На деле все выглядело несколько иначе, в деталях танки разных заводов-изготовителей существенно отличались. Так, например, по чертежам головного завода, поступившим на «Красное Сормово», в задней стенке башни имелся люк, закрываемый съемным броневым листом с креплением на шести болтах. Люк предназначался для демонтажа в полевых условиях поврежденной пушки. Металлурги завода по своей технологии кормовую стенку башни отливали сплошной, а отверстие подлюк вырезалось на фрезерном станке. Вскоре выяснилось, что в съемном листе при его обстреле из пулемета возникает вибрация, приводящая к отрыву болтов и срыву его с места. Попытки отказаться от люка предпринимались неоднократно, однако каждый раз возражали представители заказчика. Тогда начальник сектора вооружения А.С.Окунев предложил с помощью двух танковых домкратов поднимать кормовую часть башни. При этом в образовавшееся отверстие между погоном башни и крышей корпуса пушка, снятая с цапф, свободно выкатывалась на крышу корпуса танка. На испытаниях на переднюю кромку крыши корпуса приварили упор, предохранявший башню от сползания во время подъема. Военпред А.А.Афанасьев предложил вместо упорной планки на всю ширину крыши корпуса приварить броневой козырек, который одновременно служил бы упором и защищал от пуль и осколков зазор между торцом башни и крышей корпуса. Позже этот козырек и отсутствие люка в задней стенке башни стали отличительными чертами сормовских танков.4

II. Курская битва: против «Тигров» и «Пантер».

5 июля 1943 года началась операция «Цитадель» (кодовое название долго ожидавшегося наступления немецкого вермахта на так называемом Курском выступе). Для советского командования она не стала неожиданностью. Мы хорошо подготовились к встрече противника. Курская битва осталась в истории как сражение до тех пор невиданных по количеству танковых масс. Немецкое  командование этой операцией надеялось  вырвать инициативу из рук Красной  Армии. Оно бросило в бой около 900 тысяч своих солдат, до 2770 танков и штурмовых орудий. С нашей  стороны их ждали 1336 тысяч бойцов, 3444 танка и САУ. Эта битва стала  поистине сражением новой техники, поскольку с той и с другой стороны были применены новые  образцы авиационного, артиллерийского, бронетанкового вооружения. Именно тогда  Т-34 впервые встретились в бою  с немецкими средними танками  «Пантера».
На  южном фасе Курского выступа в  составе немецкой группы армий «Юг» наступала 10-я немецкая бригада, насчитывавшая 204 «Пантеры». В составе одной  танковой и четырех моторизованных дивизий СС было 133 «Тигра». На  северном фасе выступа в группе армий «Центр» в составе 21-й танковой бригады имелось 45 «Тигров». Их усиливали 90 самоходных установок «Элефант», известных у нас под названием «Фердинанд». В обеих группировках насчитывалось 533 штурмовых орудия. С нашей стороны около 70 % танков составляли Т-34. Остальное тяжелые КВ-1, KB-1С, легкие Т-70, некоторое количество танков, полученных по ленд-лизу от союзников («Шерманы», «Черчилли») и новые самоходные артиллерийские установки СУ-76, СУ-122, СУ-152, недавно начавшие поступать на вооружение. Курская битва длилась 50 дней. В решающий момент Курской битвы произошло  знаменитое танковое сражение под Прохоровкой (12 июля 1943 г.). Тут немецкий танковый таран наткнулся на встречный  удар 5-й гвардейской танковой армии  генерала П. А. Ротмистрова. Схватились более 1200 танков и СУ. Атака тридцатьчетверок была столь стремительна, что они прорезали весь боевой порядок противника. Его грозные «Тигры» и «Пантеры» в ближнем бою не могли использовать своего преимущества в вооружении. Именно лучшая маневренность тридцатьчетверок и помогла им выиграть этот бой.
Потом была Белорусская наступательная операция (июнь-август 1944 г.), Висло-Одерская, в которой участвовало более 7000 танков и СУ (январь 1945 г.). В этой последней советские танки за 20 дней с боями прошли 600-700 км. И, наконец, Берлинская операция (апрель 1945 г.), в которой только с нашей стороны участвовало 6250 танков и СУ. Т-34 прошли всю войну от первого до последнего ее дня. Участвовали они  и в разгроме вооруженных сил  милитаристской Японии. Они шли в  бой и в тундре, и в лесах  Карелии и Белоруссии, по степям Украины и в предгорьях Кавказа, то есть на всем протяжении советско-германского фронта.

III. Рекорды танка Т-34.

В области военной стратегии: на начало Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.) на вооружении Красной Армии находилось свыше тысячи танков Т-34 – германское политическое и военное руководство не имело об этом достоверных разведывательных данных.

В области тактики: универсальность применения, наиболее успешно использовался во всех видах боевых действий. Уникальность применения: единственный средний танк, из пушки которого во время Великой Отечественной войны Героем России А.М. Фадиным был сбит летящий самолет противника. Самое мощное пушечное вооружение – 76,2-мм пушка при создании и 85-мм пушка после модернизации.

Самый быстроходный танк: Vmax = 55 км/ч. Наибольший запас хода по топливу и самый экономичный по расходу топлива: 370–420 км. Благодаря широким гусеницам наилучшая проходимость. В области производства и ремонта: самый массовый танк в мире. В СССР только в 1940–1946 годах выпущено свыше 60000 танков Т-34. Наиболее приспособленный к серийному производству на различных заводах, в том числе – на предприятиях, изначально не предназначенных для производства танков.

В области географии – находился на вооружённых силах 46 государств, эксплуатировавшийся от Заполярья до Южной Африки.

Рекорды танка в области беспримерных подвигов: во время Великой Отечественной войны, к примеру, экипаж танка Т-34 старшего лейтенанта Д.Ф. Лавриненко5 (Герой Советского Союза) с 6 октября по 18 декабря 1941 г. уничтожил 52 танка противника;6 13 августа 1944 г. экипаж танка Т-34-85 младшего лейтенанта А.П. Оськина (Герой Советского Союза) уничтожил тяжелый танк «Королевский тигр», впервые в этот день примененный противником на советско-германском фронте.

Заключение.

Собранные в данной работе сведения прибавляют уважения к легендарной боевой машине ХХ века – среднему танку Т-34. 
Оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности стало классическим примером для разработки последующих образцов практически всех отечественных и зарубежных танков. 
Танку Т-34 принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Универсальный по своей сути, он успешно применялся как для непосредственной поддержки пехоты, так и для высокоскоростных маневренных боевых действий. 
В годы Великой Отечественной войны «Тридцатьчетверка» стала основой танкового парка Красной Армии. На крупнейших заводах страны было произведено свыше 54000 танков Т-34 – более 70 % выпущенных танков всех типов. Танк Т-34 оказался наилучшим образом приспособлен для массового производства, был достаточно прост в изготовлении, эксплуатации и ремонте, обладал относительно низкой стоимостью. Важная особенность «Тридцатьчетверки» – простота освоения боевой машины её экипажем. В наши дни танки Т-34 стоят на пьедесталах в городах и селениях многих стран мира, украшают коллекции самых престижных военно-исторических и технических музеев. Подавляющее большинство современных граждан сразу же узнают «Тридцатьчетверку» по её неповторимому облику. По итогам ХХ столетия специалистами различных стран советский средний танк Т-34 признан шедевром мирового танкостроения. Неоспорима роль танка Т-34 на полях сражений Второй мировой войны. Известно, что в 1941 году на третий день войны с Советским Союзом имперскому канцлеру Германии было доложено о двух захваченных танках: тяжелого КВ и среднего Т-34. Гитлер в шоке: никто в военном руководстве рейха не знал о существовании этих танков. «Если бы мне было известно о таких танках у русских, возможно, я не начал бы эту войну», – заявил фюрер своим генералам. 
В 1945 году, подводя итоги Второй мировой войны, премьер-министр Великобритании лорд Уинстон Черчилль на вопрос журналистов о самом лучшем оружии ответил так: «Три. Английская пушка. Немецкий самолет «Мессершмитт». Русский танк Т-34. Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой танк…» 
После Второй мировой войны Т-34 обрел другую «специальность» – стал самым массовым памятником воинской доблести.7 И вот что интересно: как бесстрастно свидетельствует телехроника, простояв на постаменте более шести десятилетий, «тридцатьчетверка» по-прежнему легко заводится и способна самостоятельно передвигаться! 





















Литература:

1. Зигуненко С.Н. «Я познаю мир: Военная техника» – М.: «АСТ Астрель», 2002.

2. Шамшурин В.А. «Наш край. Книга для учащихся школ, гимназий и лицеев» – Нижний Новгород: «Нижегородская ярмарка», 1998.

http://www.poklonnayagora.ru/

http://www.museum-t-34.ru/index.php

http://ww2history.ru/Sozdanie%20tankat_34.html

http://ti-poet.ru/stih.php?b=224184

http://er3ed.qrz.ru/ancharov.htm

http://gym6.narod.ru/5/61/istor.htm

http://www.nnre.ru/voennaja_istorija/sovetskie_tankovye


















Приложения.

Рисунок 1. Группа советских испытателей. Справа стоит М.Кошкин. Лето 1939 года.




Рисунок 2. Экипаж танка.



Рисунок 3. Особенности Т-34 завода №112 «Красное Сормово».





Рисунок 4. Лавриненко Дмитрий Фёдорович.

Рисунок 5. Экипаж Дмитрия Лавриненко (крайний слева) у своего танка Т-34. Осень 1941 года.

Рисунок 6. Памятник танку Т-34 в Твери.

1 http://www.museum-t-34.ru/index.php

2 Приложения. Рис.1.

3 Приложения. Рис.2.

4 Приложения. Рис.3.

5 Приложения. Рис.4.

6 Приложения. Рис. 5.

7 Приложения. Рис. 6.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!