СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема текста - это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? Проблемой может быть неко­торое противоречие, конфликт между какими-ли­бо группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».

Выявление проблематики исходного текста - важнейший этап работы над сочинением, посколь­ку выбор проблемы определяет структуру сочине­ния, намечает логику развития мысли.

Довольно часто текст может затрагивать не­сколько проблем. Какую из них положить в ос­нову сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая

  1. находится в центре внима­ния автора, а не упоминается вскользь, косвенно;

2) дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и чита­тельскому опыту ученика.

Просмотр содержимого документа
«Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку»

Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку


1. Определение проблемы текста

Проблема текста - это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? Проблемой может быть неко­торое противоречие, конфликт между какими-ли­бо группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».

Выявление проблематики исходного текста - важнейший этап работы над сочинением, посколь­ку выбор проблемы определяет структуру сочине­ния, намечает логику развития мысли.

Довольно часто текст может затрагивать не­сколько проблем. Какую из них положить в ос­нову сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая

  1. находится в центре внима­ния автора, а не упоминается вскользь, косвенно;

2) дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и чита­тельскому опыту ученика.

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в кото­ром описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. От ученика требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных дета­лей данного текста. Можно предложить учащимся следующие вопросы:

• Какой аспект жизни человека отражает дан­ная ситуация? (Социальный - человек и общест­во; политический - человек и государственная власть, экологический - человек и окружающая среда; нравственный (этический) - взаимоотно­шения людей, нравственные ценности.)

• Какие аналогичные ситуации, случаи извест­ны учащимся?

• Какие качества личности героев проявляют­ся в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)

• Какие абстрактные понятия помогают охарак­теризовать суть описанной ситуации? (Понимание/ непонимание, дружба/предательство, героизм/тру­сость, любовь/ненависть и т.п.).

Типичные проблемы текстов ЕГЭ Человек и общество

Проблема несправедливости социального уст­ройства общества.

Проблема воспитания. Что влияет на формирова­ние личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хо­роший учитель (ученик)? Значимость труда в жиз­ни человека.

Какое влияние оказывает личность на ход ис­тории? Проблема свободы личности и ответст­венности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свобод­ным?

Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Проблема выбора профессии.

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от эко­логической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

Влияние природы на человека. Почему не каж­дый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек

Проблема сложности взаимоотношений лю­дей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравст­венная ответственность человека перед другими людьми).

Проблема взаимоотношений «отцов» и «де­тей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

Проблема любви/ревности, дружбы/преда­тельства.

Проблема взаимоотношений подростков.

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус чело­века? Проблема духовности в искусстве.

Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?

Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телеви­дение на человека?

Какова роль книги в жизни человека? Пробле­ма выбора книг для чтения. Почему молодежь ста­ла меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского язы­ка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чисто­ту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцеляри­та. В чем опасность штампов в нашей речи?


Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (ми­лосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного чело­века? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

Помочь ученику грамотно включить формули­ровку в текст сочинения могут типовые конструк­ции. Например:

Автор поднимает (затрагивает) проблему...

Автора текста волнует проблема...

Проблема, которую рассматривает автор, за­ключается в том, что...

Текст … заставил меня задумать­ся над проблемой...

Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель …

Проблема, поднимаемая …, - это...

Проблема ... не может не волновать современ­ного человека. Задумался над ней и В. Тендряков.

Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор.

Следует осторожно использовать подобного рода «домашние заготовки», поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз, слабо связанных между собой и ничего не говоря­щих о содержании текста.

Ошибки при определении проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда ученик не может выделить главные и второ­степенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует авторс­кие метафоры, не замечает иронии и т.п.

Например, довольно часто ученики пытаются сформулировать проблему, опираясь только на пер­вый абзац (а то и первое предложение), в котором содержится вводная информация, мало связанная с основной проблемой. Текст требует вдумчивого чтения, выделения в нем смысловых частей, кото­рые обычно отражены в абзацном членении.

Как показывает опыт подготовки к сочи­нению на ЕГЭ, ученикам часто проще выявить ав­торскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше пони­мать события современности. Значит, соответст­вующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?

Рассмотрим сказанное на примере конкретно­го текста.

Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным. Ни­когда он не делал всего того, что хотел и должен был делать, никогда не получал всего того, чего, по его мнению, заслуживал, редко был любим так, как мечтал быть любимым. Без конца пере­жевывая свое прошлое, он будет испытывать од­ни сожаления да угрызения совести, меж тем и то и другое бессмысленно. «Наши ошибки обрече­ны на забвение, ничего иного они не заслужива­ют». Зачеркнуть прошлое все равно невозможно, попытайтесь лучше создать настоящее, которым вы впоследствии сможете гордиться. Разлад с самим собой - худшее из зол. Всякий, кто живет ради других - ради своей страны, ради женщи­ны, ради творчества, ради голодающих или гони­мых, - словно по волшебству забывает свою тоску и мелкие житейские неурядицы.

(Андре Моруа)

Нетрудно определить позицию автора: человек не должен жить только для себя, только жизнь того, кто живет ради других, наполнена смыслом. Проб­лемный вопрос, над которым рассуждает автор: Как должен жить человек - для себя или для дру­гих?

Рассмотрим еще один пример.


Ходил ли ты, Учитель, в коротких штаниш­ках?

Конечно, ходил.

Закрой глаза и углубись в свое детское прош­лое, потом присмотрись к своим воспитанникам, и ты обязательно увидишь, как бегаешь по школьным коридорам, как шалишь, как раду­ешься, как забываешь дома тетрадь и учебник, как отвлекаешься на уроке.

Многое из того, что ты забыл, напомнят лю­ди, которые знали тебя в детстве, воспитывали тебя. От них ты узнаешь, каким ты был смешным или серьезным, какие штучки выкидывал. Вер­нувшись в свое детство, ты найдешь там золотой ключик понимания детей. Поделись с ними этими отрывочными воспоминаниями, дай им увидеть тебя таким же маленьким, какими являются они сами, и они впустят тебя в свой мир детства. Они доверятся тебе, потому что среди них ты живешь своим детством. А ты познаешь детей такими, ка­кие они есть и какими становятся под твоим добрым влиянием.

Может, это профессиональная беда тех пе­дагогов, которые считают, что детские страс­ти - только помеха в воспитании? Из головы такого учителя обязательно сотрутся картины его детства, и он станет человеком без детс­кого прошлого. Как же такому педагогу пони­мать своих детей?

Но это еще полбеды. Вторая причина непо­нимания детей более сложная. Иные учите­ля не понимают, почему существует детство в жизни каждого человека. Зачем челове­ку такой неустойчивый, нелогичный период жизни? Там столько недоразумений, столь­ко нераскрытых тайн, столько капризов, бо­лезней, шалостей, опасностей! Наделила бы мать-природа человеческое существо разу­мом с первого дня появления на свет. Разве так трудно ей было сделать это?

Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек. Взрос­лым постоянно надо помнить, что детство сущест­вует вовсе не назло воспитателям, оно - дар природы человеку, чтобы тот вечно познавал необъятное.

Мы - я и мои ребятишки, воспитатель и вос­питанники, учитель и ученики - живем единой жизнью. Каждого из нас всегда что-то радует и что-то огорчает, но эти радости и огорчения со­ставляют суть нашей большой жизни со всеми своими коллизиями.

- Здравствуйте, дети! Как живете? - спрашиваю я каждое утро всех, и они отвечают:

- Спасибо, хорошо! А вы как живете? - Тоже хорошо, спасибо!

Что значит «живем хорошо»?

Это значит: мы боремся, побеждаем, терпим поражения, опять боремся, снова побеждаем, и так в условиях дружбы, взаимопонимания и взаимной помощи каждый возводит в себе Че­ловека, Личность. Это значит еще, что в нашем мире девяти солнц и девяти радуг существуют тысячи радостей и столько же волнений и пере­живаний.

(По Ш.Амонашвили)

Перед нами фрагмент из книги педагога-нова­тора Шалвы Александровича Амонашвили «Как живете, дети?». Автор рассуждает о причинах, мешающих педагогу понимать детей, следова­тельно, поднимает проблему взаимопонимания учителя и ученика. (Что обеспечивает взаимопо­нимание учителя и ученика?).

Амонашвили не случайно подчеркивает, что «золотой ключик понимания детей» учитель мо­жет найти в своих детских воспоминаниях. Здесь мы видим проблему роли детства в жизни чело­века. (Что такое детство? В чем значимость этого периода жизни человека?)

Кроме того, в тексте поднимается проблема вос­питания. (Что такое гуманный воспитательный процесс?) Автор подчеркивает, что учитель — это не авторитарный лидер, а друг, соратник, который всегда готов помочь ученику, разделить его горе и радость.

Каждая из выделенных проблем может стать основой сочинения, однако в центре внимания ав­тора проблема взаимопонимания учителя и уче­ника.


Типичные ошибки, связанные с формулированием проблемы текста:

У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни. (Важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни.)

Автора данного текста беспокоит пробле­ма о равнодушии человека... (Перед нами очень распространенная грамматическая ошибка - на­рушение управления: существительное проблема требует от зависимого слова родительного паде­жа: проблема равнодушия человека.)

Главная проблема этого текста - это уме­ние «отзываться на чужую беду». (Неудачная формулировка с использованием цитаты. Лучше: Автор поднимает проблему сострадания или Как воспитать в человеке умение сочувствовать, со­страдать?)

Проблема, которую поднимает автор, но­сит социальный характер... (Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше: ...автор поднима­ет важную социальную проблему...)

Одна из проблем данного текста заключает­ся в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью. (Вместо проблемы формули­руется позиция автора.)

В прочитанном мною тексте автор выска­зывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня. (Нарушена сочетаемость «высказывает проблему», происходит подмена понятий: тема и проблема - это не одно и то же.)

Писатель затрагивает проблему нравствен­ности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядоч­ности. (Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях». Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?)


2. Комментарий проблемы

Комментарий показывает, насколько глубоко и полно ученик понял эту проблему, сумел уви­деть ее аспекты, намеченные автором, сумел про­следить за ходом авторской мысли. Иначе говоря, комментирование проблемы должно показать, на­сколько правильно экзаменуемый понял текст.

Можно выделить два типа комментария.

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

• Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

• На чем заостряет внимание? Почему?

• Какие имена (факты, события) упоминает ав­тор? Для чего?

• Какие эмоции автора выражены в тексте?

• Как выражено отношение автора к изобража­емому? В чем это проявляется?

• Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.


2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Можно порекомендовать ученикам найти ответы на следующие вопросы:

• К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравст­венная и т.п.)

• Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

• Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

• Почему эта проблема привлекла внимание автора?

• Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

• К каким выводам автор подводит читателя?

Следует помнить, что в любом случае ком­ментарий должен опираться на прочитанный текст.

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логи­ческий переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что...

Чтобы избежать типичных ошибок, необходимо:

1) пересказывать не весь текст, а только ту часть, которая необходима для анализа проблемы,

2) сначала сформулировать проблему, а потом комментировать ее (то есть не размышлять над несформулированным вопросом),

3) умеренно использовать цитирование текста (в подтверждение своей мысли достаточно привести одно или два предложения).

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции, представленной в тексте.

Разные способы комментирования текста:

Фрагмент текста посвящен такому актуальному вопросу, как….

В тесте рассматривается… обобщается… Материалом для наблюдения послужили…

Актуальность проблемы вполне очевидна… не вызывает сомнений, так как … Данная проблема представляет собой особую актуальность…

На первый план выдвигается вопрос о … Обращают на себя внимания проблемы, затронутые в тексте…

3. Формулировка позиции автора

Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Самый эффективный способ – это нахождение в тексте предложения (-ий), в которых четко выражена точка зрения автора.

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скры­тый смысл, понимать иронию, раскрывать слож­ные метафоры и т.д.

Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепри­знанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Сформулировать позицию автора помогут ти­повые конструкции:

Позиция автора такова:...

Автор считает, что...

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...

Автор убеждает нас в том, что...

В тексте доказывается мысль о том, что...

Основная мысль текста заключается в том, что...

Хотя позиция автора не выражена явно, ло­гика текста убеждает читателя в том, что...

Рассмотрим предложенный текст.

Стоит закрыть глаза — и весь зримый мир исче­зает. Стоит заткнуть уши — и все вокруг немеют: подобно рыбам, они открывают рот, но ни единого звука не долетает до вас. Стоит зажать нос - и ни единый аромат уже не щекочет ваших ноздрей..

В отличие от зрения, слуха и обоняния, чувст­во равновесия не отключается никогда: его нечем закрыть, заткнуть, зажать. Что бы мы ни делали, наши органы равновесия (их два: по одному внут­ри каждого уха) бесперебойно сообщают нам о том, какое положение принимают все части наше­го тела. Мы ловко перебираем руками, командуем всеми подвластными нам частями (от левого ми­зинца до правого глаза), держимся на ногах в са­мое скользкое время года и даже не задумываемся при этом, что нам делать. Все это происходит бес­сознательно: чувство равновесия правит нами, а не мы распоряжаемся им.

Приученные своим организмом к согласию и точности чувств, мы и все вокруг себя стараемся привести к равновесию. Не случайно это понятие проникает в самые разные сферы жизни человека и природы. Экологи хлопочут о равновесии на на­шей планете, подбивая баланс природных стихий и человеческих усилий; демографы добиваются необходимого равновесия смертности и рождае­мости; политики говорят о равновесии интересов разных государств; химики добиваются химиче­ского равновесия при проведении реакций; аст­рофизики восхищаются равновесием в звездных системах; механики добиваются равновесия внут­ри сотворенных ими машин...

Любой живой организм стремится к гармонии и равновесию, только тогда он чувствует себя бла­гополучно, и этот баланс внутренних и внешних сил помогает нам выжить. Нужно стремиться и к равновесию в сфере духовного и душевного. Недаром в трудную пору жизни, когда нас охваты­вает смятение чувств, мы жаждем обрести внут­реннее равновесие.

(По Я.Катину)

Фрагмент сочинения

Человечество на протяжении многих веков волновало множество «вечных» вопросов. Один из них - вопрос о гармонии. Итак, что такое гар­мония и какова роль этого понятия в жизни чело­века и общества? Над этой сложной проблемой размышляет Я.Катин.

Казалось бы, автор всего один раз употре­бил слово гармония. Гораздо чаще в тексте используется существительное равновесие. Од­нако если в начале отрывка речь идет о чувстве равновесия в организме, то в конце автор пишет именно о гармонии — в духовной жизни человека, в обществе, в природе, во Вселенной: «Экологи хлопочут о равновесии на нашей планете... аст­рофизики восхищаются равновесием в звездных системах...».

Катин с восхищением пишет о равновесии как всеобъемлющем понятии. И мы с горестным удив­лением замечаем, что хотя в жизни природы че­ловек видит стройность и согласованность, но в нашей духовной и душевной жизни далеко не всег­да царит гармония. А как не хватает гармонии в сегодняшнем мире, сотрясаемом политическими кризисами и военными конфликтами!

Я думаю, что позицию автора можно сформули­ровать так: все живое стремится к равновесию - «балансу внутренних и внешних сил», который помогает выжить. Человек, как и любой живой ор­ганизм, - часть природы, и природное стремление к гармонии должно направлять человека и общество на путь истины, справедливости и добра.


Тренировочное задание для учащихся

Прочитайте текст, прокомментируйте поднятые в нем проблемы и определите позицию автора.

(1) На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже сейчас несуществующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное. (2) Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3) И какие всё милые, дорогие лица! (4) Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому. (5) Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня. (6) Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям...

(7) Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8) И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства.

(9) В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками... (10) Это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11) Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12) Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (13) Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.

(14) 3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15) Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях - одним словом, в результате получается книга-калека.

(16) Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17) У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Работу по выявлению проблем эффективнее всего начинать с анализа структуры теста.

Данный текст имеет 4 абзаца. В каждом из них рассматривает определенная проблема.

Проблема

Позиция автора

1) Проблема памяти (Почему человек в своих мыслях обращается к далекому прошлому? Какие чувства он при этом испытывает?)

1) Близкие люди, которых уже нет с нами, всегда живы в нашей памяти; мы благодарны им за все, что они для нас сделали, и, чувствуя долг памяти, мы стремимся стать лучше.

2) Проблема восприятия детства (Какие чувства вызывают у человека воспоминания о его детстве?)

2) Каждый человек вспоминает детство как самую прекрасную пору в своей жизни, «в радужной перспективе детских воспоминаний» пробуждаются самые сильные и яркие чувства.

3) Роль книги в становлении личности ребенка (Какую роль играет книга в формировании детской души?)

3) Детская книга – это «живая нить», соединяющая ребенка со всем остальным миром, это «весенний солнечный луч», пробуждающий дремлющие силы детской души.

4) Проблема бережного отношения к книге (Почему книги требуют особого отношения к себе?)

4) Книга – это «предмет высшего духовного порядка, несущий на себе печать таланта и святого труда», поэтому она требует к себе особенного отношения.


4. Аргументация собственного мнения

Виды аргументов

Логические аргументы - это доводы, апелли­рующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:

■ научные аксиомы;

■ положения законов и официальных докумен­тов;

■ законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

■ заключения экспертов;

■ цитаты из авторитетных источников;

■ показания очевидцев;

■ статистические данные;

■ примеры из жизни или художественной ли­тературы.

Психологические аргументы - это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувст­ва, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

■ эмоциональная убежденность пишущего;

■ ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);

■ примеры, вызывающие эмоциональный от­клик адресата;

■ указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;

■ обращение к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).

Способы аргументации

Так как задание С1 предполагает написание сочинения-размышления с опорой на прочитанный текст, то структура работы должна соответствовать основным требованиям такого типа речи, как рассуждение:

  1. тезис,

  2. аргументы (два доказательства с опорой на читательский или жизненный опыт),

  3. вывод.

Пример 1.

Большое количество в той или иной степени затрагивает проблему «роль книги в жизни человека». Позиция автора, как правило, сводится к утверждению, что книга - важнейший инструмент, который помогает человеку по­знавать окружающий мир и самого себя.

Фрагмент сочинения

Я полностью согласен с автором. Действитель­но, многие книги позволяют проникнуть в сложный мир человеческой личности. Так, величайшие рус­ские писатели XIXвека Л.Н. Толстой и Ф.М. Досто­евский создали в своих книгах психологически глубо­кие, многогранные образы героев, приоткрыв для читателей сокровенные тайны человеческой души. Духовные поиски и заблуждения Родиона Раскольникова, Пьера Безухова, Андрея Болконского - это примеры напряженной жизни человеческой личнос­ти, позволяющие нам приблизиться к пониманию того, что есть человек, чем живет его душа.

Кроме того, книги — это то, что объединяет всех нас в некоторую культурную общность: на­пример, образованные люди любой страны знакомы с произведениями Данте, Сервантеса, Шекспира, Достоевского - лучшими книгами, вошедшими в сокровищницу человеческой мысли. Эти произведения составляют «память человечества», хранят уроки прошлого, опыт множества поколений, позволяю­щий нам лучше понимать окружающий мир и себя.


Пример 2.

Но в ряде случаев учащийся может быть не согласен с автором относительно комментария проблемы и не разделять его точку зрения. Обычно это характерно прежде всего для трактовки тестов с информационно-коммуникативными проблемами, посвященных компьютерным технологиям или Интернету. Как правило, авторы таких тестов - люди старшего возраста, с недоверием относящиеся к подобным новшествам неодобрительно, в отличие от выпускников, которые воспринимают информационные технологии как органичный элемент современной жизни. В таком случае необходимо правильно понять и сформулировать позицию автора текста, выстроить свою аргументацию корректно, не высказывая оценочных суждений.

При опровергающей аргументации возможны два варианта:

1) ученик подбирает два аргумента, опроверга­ющие истинность позиции автора, а в заключении формулирует контртезис (мысль, противополож­ную авторской);

2) формулируя собственную позицию по пробле­ме, ученик выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.

Например, рассмотрим фрагмент текста И. Косолапова:

Вот поставили вы в своей квартире компьютер – дорогой, весь опутанный проводами прибор, который то и дело капризничает, постоянно требует для своего обслуживания специалиста. И что? Какие реальные преимущества имеет этот громоздкий, дорогой, ненадежный агрегат перед книгой – этим компактным, дешевым и всегда доступным устройством, которое никогда не дает сбоев, не «глючит», не ломается, которое не требует для своего обслуживания инженера, которое нуждается только в умном, внимательном и доброжелательном собеседнике!

Я не ретроград, я не зову в первобытное прошлое, я не считаю, что людям в проветриваемой пещере живется лучше, чем панельном доме! Я говорю о духовной бдительности, о том, что мы часто даем себя легко обмануть. Ладно, когда этот обман касается нашего кошелька. Обидно, когда мы обманываем свою душу, когда мы обкрадываем себя, когда мы честного и бескорыстного друга меняем на самодовольного и нечистого на руку приятеля.

(И. Косолапов)

Автор текста поднимает в тексте проблему роли книги в духовной жизни общества и доказывает свою точку зрения, сравнивая достоинства и недостатки книги, как традиционного источника информации, и компьютера. Позиция автора выражена очень определенно: он считает, что современные информационные средства, типа компьютера, несовершенны (они очень дороги, часто ломаются, требуют для своего обслуживания специалиста).

Аргументы, приводимые И.Косолаповым, для современных школьников неубедительны, потому что компьютер воспринимается ими как элемент повседневной жизни (компактный, удобный, вмещающий огромное количество информации).

В подобных случаях ученику необходимо грамотно выстроить ряд опровергающих аргументов в доказательство собственной точки зрения, помня о том, что при оценке сочинения действует такой критерий, как «соблюдение этических норм».

Фрагмент сочинения

Я не могу согласиться с автором. Мне кажет­ся, что нет смысла противопоставлять компью­тер и книгу.

Во-первых, с появлением компьютерных техно­логий книга просто обрела новую форму. Например, электронные носители сделали книгу более удобной. Достаточно вспомнить, что информация тридцати томов Большой советской энциклопедии помещается на двух лазерных дисках! А многочисленные аудиокниги позволили услышать уже хорошо знакомые и но­вые произведения в исполнении профессиональных артистов.

Во-вторых, в новой форме книга стала более до­ступной. Благодаря возможностям сети Интернет электронными библиотеками молено пользоваться, не выходя из дома. Художественную или учебную книгу молено закачать в телефон и читать ее в по­езде или в метро. А на нескольких дисках молено во­зить с собой всю домашнюю библиотеку!

Итак, обычная книга и компьютер - это разные формы хранения информации, и каждый выбирает для себя ту, которая соответствует его привычкам и потребностям.


Типичные ошибки аргументации

■ ученик рассматривает одну проблему, а при­водит аргументы, связанные с другой проблемой текста;

■ приведенные мысли не являются аргумента­ми для выдвинутого тезиса;

■ в качестве аргументов приведены только при­меры (часто наскоро выдуманные), без объясне­ния их связи с тезисом;

■ в части сочинения, посвященной аргумента­ции, не разграничиваются первый и второй аргу­менты;

■ отсутствуют переходы между аргументами;

■ отсутствует вывод.

Разберем некоторые примеры неудачной аргу­ментации.


Пример 3.

Текст посвящен проблеме влияния массовой культуры на человека. Позиция автора: произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздейст­вие на духовное развитие человека.

Фрагменты сочинений

1) Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь точка зрения писателя высказана достаточ­но убедительно. В качестве собственного примера могу привести такой случай: прежде чем выбрать серьезную профессию, я очень тщательно проду­мывала это решение, прочитала много книг. (При­веденный пример никак не соотносится с тезисом и не является аргументом.)

2) Мне кажется, что книги скоро исчезнут, по­тому что люди стали меньше читать. Кино - вот на что люди больше обращают внимание. Но пока выпускаются все новые и новые книги и появляют­ся новые авторы. Значит, книги будут все больше и больше доставлять нам радость. (Рассуждение не только не соотносится с тезисом, но и обнаруживает внутреннее противоречие: последнее предложение противоречит первому.)

3) Во-первых, огромное книжное море ставит перед молодым человеком проблему выбора.

Во-вторых, мне далее страшно представить от­сутствие в моей жизни преподавателя литерату­ры. Без него я никогда, наверное, не смог бы постичь малой доли того, что заложено в классической ли­тературе. (Первый аргумент нуждается в примере, пояснении. Второй не связан с тезисом).

4) В моей жизни тоже встречались журналы, романы, которые привлекали своей обложкой, но стоило их прочитать, как меня охватывало чувство скуки. Однажды я поехала на дачу и захватила с со­бой новые журналы, которые купила недавно. Когда я начала их перелистывать, а потом читать, у меня не появился интерес, просто перелистывала стра­ницы. (Можно усомниться в том, что описанный слу­чай является подтверждением тезиса.)

5) Я согласен с мнением автора, потому что в нашей стране не должно быть романов и рекламы, которые бы вскружили голову людям. Например, я стал свидетелем такого случая. Со мной в одном доме живет сосед. Он прочитал в газете рекламу. В ней было сказано, что можно выиграть машину всего за тысячу рублей. Он повелся на эту рекламу, отправив тысячу рублей, но взамен ничего не по­лучил. Его просто «развели». Поэтому я считаю, что нельзя доверять рекламе, лучше вообще ее не читать. (Подмена тезиса. Автор сочинения ухо­дит от тезиса, рассуждая о вреде рекламы. Бедная речь пересыпана жаргонными словами - этическая ошибка.)

6) Автор, на мой взгляд, увеличивает данную проблему. Я не считаю, что данного типа романы, триллеры вредят организму, но они могут развить фантазии людей, просто отойти от всех проблем и дел. (Бедная речь, речевые ошибки мешают автору сочинения правильно выразить свою мысль в виде обоснованного довода.)

К сожалению, гораздо реже встречаются приме­ры удачной аргументации собственной позиции с ис­пользованием ссылок на художественные, научные или публицистические тексты.

5. Композиция сочинения

Критерий К5 оценивает смысловую цельность сочинения.

Смысловая цельность текста определяется тем, насколько продумана композиция работы. Компо­зиция - это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.

Традиционно выделяются три части сочинения:

1) вступление, в котором обычно формули­руется проблема текста;

2) основная часть, включающая в себя ком­ментарий, авторскую позицию, собственную по­зицию пишущего и аргументы;

3) заключение, в котором подводится итог.

Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

1. Вступление.

2. Формулирование проблемы.

3. Комментарий.

4. Авторская позиция.

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с пози­цией автора).

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент.

8. Вывод.

Все части работы должны быть взаимосвяза­ны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развертывания мыс­ли, продумать логические переходы между час­тями. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами - ти­пичный недочет сочинений, за который снимают баллы по критерию К5. Кроме того, к типичным ошибкам относятся отступления от темы, несо­размерность частей, нарушение последователь­ности изложения мыслей, отсутствие связи меж­ду предложениями.

Вступление

Важно помнить, что основная цель вступле­ния - подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

1. Проблемный вопрос.

Может ли компьютер заменить книгу? Та­кова проблема, которая привлекла внимание ав­тора.


2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и чело­века. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут живот­ные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии...


3. Ссылка на авторитетное мнение по воп­росу, близкому к обсуждаемой проблеме.

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения - это настоящая болезнь многих чле­нов современного общества. Действительно, каж­дому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом - благо или зло? Над этой проблемой задумался В.Солоухин.


4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуа­ции, связанные с проблемой текста.

Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословя­щих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спо­койное бездействие. Проблему равнодушного от­ношения людей к окружающему их злу поднимает автор.


5. Создание определенного эмоционального настроя.

Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.


6. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.

Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных сорев­нованиях, лето в лагере отдыха... Сколько свет­лых детских воспоминаний хранит память! По­чему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.


7. Цитата из исходного текста (или друго­го источника), связанная с рассматриваемой проблемой.

«Можно ли представить современный мир, ли­шенный печатного знака?» - пишет Юрий Бонда­рев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Ли­хачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», - по­скольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.


8. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, лите­ратуровед и общественный деятель, в своих вы­ступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура - это высшая ценность жизни. В приве­денном тексте затрагивается проблема, выдви­нутая именно Д. С. Лихачевым, — проблема эколо­гии культуры.


В любом случае вступление не должно быть очень объемным, должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и сти­листически.


Заключение

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.

1. Обобщение основных мыслей автора - са­мая типичная и логичная концовка сочинения.

Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радост­ное, по-детски непосредственное восприятие жиз­ни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.


2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчер­кивая ее актуальность.

Художественная литература дарит нам не­сметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?


3. Призыв, обращение к читателю.

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, кото­рые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощуще­ний. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем?


4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цита­та будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшо­го фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.


По критериям К7 - К12 оценивается грамот­ность сочинения - соблюдение языковых норм. Разумеется, работа должна быть написана гра­мотно. Обращает на себя внимание то, что многие ошибки (особенно пунктуационные) можно объ­яснить спешкой при переписывании в чистовик, поэтому важно правильно распределить время, отведенное на экзамен. Обычно авторы тестов со­ветуют 1,5 часа отвести на выполнение тестовой части и столько же - на работу над сочинением. Думаю, что хорошо подготовленному ученику для выполнения тестовых заданий вполне достаточно 40-60 минут. Оставшееся время следует посвя­тить творческой части.

Отдельно следует сказать о фактических ошиб­ках - искажении информации о событиях, предме­тах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

Обычно встречаются следующие виды факти­ческих ошибок:

1) искажение фактов, содержащихся в тексте;

2) неверная характеристика примера, явления, о котором идет речь в тексте;

3) неверное изложение фактов, не упоминаю­щихся в исходном тексте, которые учащиеся ис­пользуют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т.п.).

Как видим, основные причины появления фак­тических ошибок - это невнимательное чтение ис­ходного текста, а также узость кругозора ученика.

Подводя итоги, можно дать ученикам несколь­ко полезных советов.

1. Не следует переписывать предложения из задания В8, посвященного средствам выразитель­ности исходного текста. Помните, что текст этого задания напечатан в материалах для экспертов, проверяющих сочинение, и переписанные предло­жения исключаются при подсчете слов (рекомен­дуемый объем сочинения - не менее 150 слов).

2. В сочинении не нужно специально ана­лизировать использованные в тексте средства выразительности (тем более что это уже сдела­но в задании В8). В комментарии можно обратить внимание на особенно яркие или настойчиво по­вторяющиеся языковые средства, привлекающие внимание читателя к основным мыслям текста, однако простое перечисление использованных автором приемов («Автор мастерски использует ряды однородных членов» и т.п.) не только не ук­рашает работу, но и нарушает логику развертыва­ния мысли.

3. Проверьте, правильно ли вы записали фами­лию автора. К сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов.

4. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить факти­ческую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.

5. При формулировании проблемы и авторской позиции старайтесь избегать сложных авторских метафор. Лучше высказать соответствующие мысли своими словами.

6. Не обязательно указывать стиль речи, к кото­рому относится текст. Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упомина­ния о стиле речи, когда стилевая форма текста свя­зывается с его содержанием: Автор не случайно об­ращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как...

7. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грам­матическая ошибка.

8. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высо­комерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.