ФГОС ООО определяет содержание обучения иностранному языку как совокупность следующих аспектов: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
Просмотр содержимого документа
«Требования к содержанию обучения лексике на уроках иностранного языка на ступени основного общего образования»
ФГОС ООО определяет содержание обучения иностранному языку как совокупность следующих аспектов: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Языковая компетенция подразумевает овладение новыми языковыми средствами, одним из которых являются лексические, в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке. Овладение новыми лексическими средствами в соответствии с темами и ситуациями входит в познавательный блок УУД.
При отборе лексического минимума необходимо также учесть и грамматическую составляющую как неотъемлимую часть учебного материала. Лексический минимум является ограниченной методической микросистемой, которая соответствуют строю изучаемого иностранного языка и определение которой основывается на принципах: минимизации языкового материала; сочетаемости и коммуникативной ценности, аутентичности; наглядности; нарастания трудности; наличия контекста при описании фактов и явления; эмоциональной окрашенности и вариативности литературных стилей; тематической маркированности в условиях одновременной подачи лексических гнезд; культурологической насыщенности; соответствия изучаемой информации потребностям обучающихся; проблемности; адаптивности; актуальности содержания предлагаемой к изучению информации.
Согласно ФГОС ООО, существуют определенные требования к лексической стороне речи обучающихся 5-7 классов. В данный период происходит расширение объема рецептивного и продуктивного лексического минимума за счет лексических средств, отражающих новые темы, проблемы и ситуации общения. Согласно «Примерной основной образовательной программе основного общего образования» учащиеся должны усвоить около 400 новых лексических единиц к 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, включающих устойчивые сочетания слов, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. У обучающихся развиваются навыки их распознавания и употребления в речи. Они должны знать основные способы словообразования, такие как аффиксация, словосложение и конверсии.
У обучающихся 8-9 классов к усвоению добавляются около 300 новых лексических единиц к 900 лексическим единицам, усвоенным учащимися ранее.
В результате изучения иностранного языка, обучающиеся должны знать и понимать основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка.
Выбирая для повторения тематически обусловленный грамматический материал необходимо его представлять в виде упражнений на примере лексического минимума каждой конкретной темы. Изложение лексического материала должно быть представлено по принципу «от простого к сложному». Благодаря большому количеству проектных заданий, игровых и творческих упражнений, а также присутствию при обучении всех четырех видов речевой деятельности соблюдается общая коммуникативная направленность обучения. Разноплановость подобранных материалов, использование разных стилей изложения в совокупности с рисунками, схемами и загадками обеспечивают дополнительную наглядность, а также способствуют лучшему восприятию лексического материала.