Тренинг для родителей
Роль пальчиковых игр
в развитии детей раннего возраста
Цель и задачи:
1.Усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка.
2. Расширение взглядов на собственный педагогический опыт. Изменение родительских позиций в воспитании своих детей.
3. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Материал и оборудование: кружки разного цвета, ножницы, фломастеры, клей- карандаш.
Ход встречи:
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашем клубе «Растить с любовью» снова. Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов — действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.
Ну, а сейчас давайте проведем игру «Ладушки»
Ладушки, ладушки!
Напекла нам бабушка,
Маслом поливала,
Деткам раздавала.
Даше - два,
Паше - два,
Ване – тоже дала,
Тане - два,
Саше - два,
Маше – тоже дала,
Всем дала!
Хороши оладушки.
У нашей бабушки!
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Детские психологи отмечают, что в последние 5–10 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку, понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если для его пальчиков будут свернуты бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и другие.
Этапы разучивания игр:
Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
Используйте максимально выразительную мимику.
Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то
громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Мастер – класс « Изготовление атрибутов к пальчиковым играм»
Уважаемые родители, перед вами лежат кружочки, фломастеры и ножницы с клеем. Это нам нужно для выполнения «колпачков» на пальцы наших рук, чтобы потом поиграть в пальчиковые игры.
Возьмите кружочки и разрежьте по диаметру, затем сверните колпачок и склейте его (из кружка получится 2). Также выполните и с другими кружочками. У вас должно получиться 10 штук. Нарисуйте им глазки, носик, ротик, чтобы были более выразительными. Вот закончилось наше творчество, а теперь мы с вами поиграем.
Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик, где ты был?»
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил,
С этим братцем - щи варил,
С этим братцем - кашу ел,
С этим братцем - песни пел!
( на все положения загибаем пальчики по очереди)
Пальчиковая игра «Пальчики»
Этот пальчик хочет спать. (ребенок разворачивает левую ручку
Этот пальчик лёг в кровать. ладошкой к себе, правой ручкой загибает
Этот пальчик чуть вздремнул. пальчики на левой руке по очереди)
Этот сразу же уснул.
Этот крепко – крепко спит
И тихонечко сопит.
Солнце красное взойдет, (поднимает левую ручку и распрямляет
утро ясное придет, все пальчики)
Будут птички щебетать, ( повторить все тоже самое с правой
Будут пальчики вставать! рукой)
Желаем приятных мгновений с детьми!