4
Тренинг конструктивного общения для педагогов
(способы разрешения конфликтных ситуаций)
Подготовила педагог-психолог Нефельд Т.В.
Цели: психологическое просвещение педагогов;
профилактика профессионального выгорания педагогов
Задачи: - систематизировать имеющиеся знания в области психологии;
- провести самодиагностику и анализ результатов самооценки и
возможного проявления агрессии педагогами;
- показать возможность использования альтернативных способов
саморегуляции и решения конфликтных ситуаций.
Время проведения: 1 час
Оборудование: бланки диагностики Басса-Дарки и самооценки (на каждого участника), печатные материалы для групп (самооценка, стили разрешения конфликтов, психологические установки), глухие очки для упр. «Слепые и зрячие», карточки с ролями для упр. «Увольнение»
Вступительное слово тренера:
Представление темы, целей и задач занятия (распечатка вывешивается на доску)
Упражнение «Ассоциации»
Цель: формирование настроя на работу
Участники по кругу называют любые ассоциации на слово «учитель»
Информационно-диагностический блок
Цель: систематизация знаний педагогов в области психологии, определение своих личностных особенностей
Профессия учителя, педагога относится к профессиям типа «Человек-Человек», а это значит, что самое главное качество, необходимое для успешной реализации себя в профессиональной сфере – сформированные коммуникативные навыки.
Вопрос: Что мы относим к этим навыкам? (распечатка вывешивается на доску)
- умение объяснить, обосновать и донести до собеседника необходимую информацию
- слушать, принимать точку зрения собеседника, даже если с ней не согласен
- готовность к множественным контактам
- способность не переносить личное отношение к человеку на деловое сотрудничество
- способность к разрешению конфликтных ситуаций в конструктивном ключе
- готовность пробовать новые способы взаимодействия, если старые не срабатывают (индивидуальный подход)
- владение способами саморегуляции
У каждого из нас эти навыки имеются, но у одних ярче проявляются одни черты, у других – другие. Мы вовсе не обязаны быть во всем одинаковыми.
Вопрос: Что влияет на сформированность и проявление коммуникативных навыков каждого из нас? (распечатка вывешивается на доску)
- индивидуальные особенности – темперамент, характер
- уровень самооценки
- уровень развития эмпатии
- уровень притязаний
Предлагаю вам остановиться на такой характеристике человека, как уровень самооценки.
Диагностика самооценки – обсуждение результатов
Какая бы у человека ни была самооценка, он неизбежно рано или поздно оказывается в ситуации, когда его интересы не совпадают с интересами людей, с которыми он взаимодействует, т.е. возникает конфликт. Психологи различают несколько основных стилей поведения человека в конфликтной ситуации.
Материалы К. Томаса
Прочитать в группе
Не менее важной для решения конфликта является и психологическая установка человека на своего оппонента.
Материалы
Прочитать в группе
выбрать один из стилей, разыграть его, используя разные психологические установки (конфликтная ситуация с родителем, который считает, что к его ребенку предвзятое отношение)
Обсуждение:
- почему мы используем разные стили и разные психологические установки?
- какой из вариантов более удачный?
А теперь мы остановимся на уровне саморегуляции.
Диагностика Басса-Дарки – обсуждение результатов
Упражнение «Слепые и зрячие»
Цель: переключение участников, отдых от интеллектуальной деятельности
Упражнение «Увольнение» (группы по 7 человек)
Цель: формирование умения не переносить личное отношение к человеку на деловое сотрудничество
Обсуждение кого и почему уволили?
Шеринг (распечатка вопросов вывешивается на доску)
- что узнали нового (вспомнили из уже известного)?
- что было полезным?
- ваше настроение?
Выполнение упражнения «Слепые и зрячие»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58ee2a417a6d4/610453_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58ee2a417a6d4/610453_2.jpeg)