СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Свобода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тренинг позволяет  обсудить такие понятия, как  «свобода», «ответственность», «выбор» соотнести эти категории понятий между собой и показать их взаимосвязь

учащиесяиграя учатся принимать правильные решения в ситуации выбора

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Свобода"»

Тренинг с учащимися по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, детской безнадзорности и беспризорности

Тема: «Свобода и ответственность личности»

Цель:

- дать понятия «свобода», «ответственность», «выбор» соотнести эти категории понятий между собой и показать их взаимосвязь

- сформировать умение принимать правильные решения в ситуации выбора

Оборудование: мультимедийный проектор, ватман, маркеры

Участники: подростки

Ход тренинга

Эпиграф (на доске)

Свобода – это выбор, иными словами добровольное решение творить добро или зло, совершать похвальные или дурные поступки, то есть быть добродетельным или преступным. (Ж.Лабрюйер)

1.Организационный момент. Приветствие

- Давайте поприветствуем друг друга. Ритуал приветствия (положить руку на плечо соседу с правой стороны и с левой и произнести фразу: «Как я рад тебя видеть!»)



- Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Свобода и ответственность личности». Сегодня мы поговорим о том, насколько эти понятия взаимосвязаны между собой и какое место они занимают в нашей жизни.

- Как вы понимаете слова эпиграфа?

- Скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом «Свобода», «Ответственность»? (ответы детей)

- Свобода – категория, рассуждения о которой звучат на протяжении всей истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

- Ответственность – это способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи.

Ваша задача подумать и вставить вместо точек подходящее по смыслу понятие «свобода» или «ответственность» (работа по слайдам)

2. Упражнение «Вставь слово»

Рассуждения о свободе и ответственности человека затрагивали и волновали души великих философов мира, писателей, поэтов и свои мысли они выразили в следующих высказываниях и изречениях.

«Человек – раб потому, что свобода трудна, рабство же легко». (Н.А. Бердяев)

«Нужно, чтобы человек знал, что он творец и хозяин мира, что на нём ответственность за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за всё хорошее, что есть в жизни». (Ромен Роллан)

«Свобода – это в первую очередь не привилегии, а обязанности». (Альберт Камо)

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». (Фазиль Искандер)

«Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за неё». (Карл Ясперс)

3. Просмотр фрагмента из фильма «Свобода изменить мир» (беседа по поставленным вопросам)

- Ребята, за что мы ценим свободу? (ответы детей)

-Да, на самом деле, лишение свободы является одним из самых тяжких наказаний для человека, как вы думаете, почему?

- За какие преступления человека могут лишить свободы?

- С какого возраста человек несет административную и уголовную ответственность?

- Вы правы ребята, каждый человек должен самостоятельно нести ответственность за свои действия и прежде чем что-то сделать необходимо подумать, правильно ли ты поступаешь, законны ли твои действия?

  1. Упражнение «Я свободен в принятии решений»

- Каждый из нас готов вкладывать в эти понятия свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, это объясняется тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку в жизни свобод. Давайте попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни («Ранее детство», «Настоящее время», «Взрослая жизнь») Обсуждение

- Ребята как вы считаете, у подростка есть ли какие-либо ограничения свободы? (ответы детей)

- Представьте, что вы пошли на День рождения к другу, и вам там очень понравилось, друг предложил остаться ночевать. Как вы считаете, имеете ли вы право в данном случае самостоятельно принимать решения?

- Да, на самом деле, подростки не могут принимать таких решений. Почему? (ответы детей)

При принятии важных решений до совершеннолетия требуется разрешение и согласие ваших родителей. Например, с 21.00 вы можете находиться вне жилища только с вашими законными представителями. А кто является для вас законным представителем?

- Если у вас дома сложилась, как вам кажется, трудная жизненная ситуация, или вы поссорились с родителями, то в данном случае не стоит принимать опрометчивых решений, как например, уход из дома, что может привести к нежелательным последствиям, таким как болезни, совершение правонарушений и преступлений, попадание под влияние различных людей и организаций, пристрастие к вредным привычкам.

- С возрастом увеличивается не только число предоставляемых свобод, степень их серьезности, но и возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.

Самое привычное понимание ответственности – это способность отвечать.

Но в таком случае возникают вопросы: «За что и перед кем?» Что включает в себя понятие «ответственный человек»?

  1. Работа в группах.

Класс разбивается на 4 микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:

«Я ответственен за…» (за что я могу и готов принять на себя ответственность)

«Я ответственен перед…» (перед кем и перед чем я готов быть ответственным)

«Я не обязан нести ответственность за…» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать на себя ответственность)

«Ответственный человек – это…» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).

После работы в группах предложенные варианты выносятся на общую схему на доске, обсуждаются и дополняются некоторыми характеристиками.

6. Упражнение «Твой выбор»

- Каждый день человек при совершении каких либо действий сталкивается с выбором, привести пример. Да, на самом деле, предпочтение одного другому – это и есть выбор.

- люди с древних времен задумывались над возможностью выбора и ответственностью за него. Свои мысли они отражали в сказках, художники это показывали в своих произведениях изобразительного искусства. Работа по картине «Витязь на распутье»

- Ребята, а в каких ситуациях вы становитесь перед выбором? (ответы)

Работа по слайдам.



  1. Завершение. Рефлексия. Ритуал прощания.

Чтение стихотворения.

«Душа бывает как туман, бывает как рассвет.

В тумане прячется обман, в рассвете только свет.

А что таит твоя душа? Туман или рассвет?

И с чем душа твоя пришла – ты знаешь или нет?

Пусть будет жизнь к тебе добра, научит добрым быть.

Когда же явится пора тебе долги платить.

Себя не сдерживай тогда, долги сполна плати

И за минувшие года и те, что впереди.

Тогда развеется туман в грядущем и в былом.

Ведь нам недаром выбор дан между добром и злом.

Обсуждение стихотворения и обращение к эпиграфу занятия.

Выводы.

- Человеку легче выбирать простые и привычные для него вещи: продукты, одежду, обувь, услуги. Самым сложным является выбор жизненного пути, своей судьбы, будущего. Сложно сделать выбор в отношении человека. Почему? В выборе человека мы руководствуемся, оглядываясь на моральные нормы, умение поставить себя на место другого человека, совесть. В любом случае, выбор человек должен совершать осознанно и быть подготовленным к этому выбору.